Формирование естественно- научных представлений у детей в процессе экспериментирования.
статья (старшая группа)
Развитие познавательной сферы. В процессе эксперимента развивается аналитико- синтетическая деятельность ребенка, наглядно- образное мышление.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование естественно- научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Этому вопросу в нашем детском саду уделяется много внимания.
В процессе эксперимента развивается аналитико- синтетическая деятельность ребенка, наглядно- образное мышление, развивается самостоятельность и инициативность. Дети учатся размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
Знания о физических явлениях позволяют выяснить закономерности и взаимосвязи различных явлений. Таких как: состояние разных веществ, свойства воды, воздуха, магнита и т. д
Выявление скрытых свойств явлений неживой природы положительно влияет на формирование у детей материалистических представлений о природе. При организации специального обучения дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи и закономерности. Формирование естественно- научных представлений у детей дошкольного возраста наиболее эффективно в процессе экспериментирования. «Детское экспериментирование» развивает логическое мышление и словесно- логические операции, все виды памяти, что ведет к высокому уровню познавательного развития в дальнейшем.
Процесс познания- творческий процесс и задача дошкольных педагогов должна быть направлена на поддержание и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Дети старшего дошкольного возраста очень пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому важно, чтобы они учились размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Для поддержания интереса к экспериментированию в нашей работе практикуем задания детям, в которые проблемные ситуации и моделируются от имени сказочного героя.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких открытий. В процессе экспериментирования дошкольники старшего дошкольного возраста получают возможность удовлетворить любознательность: Почему?, Зачем?, Как?, Что будет?, Если?.
Почувствовать себя ученым, исследователем. Проблемное обучение легко познается через «детское экспериментирование». Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, и проверять их опытным путем, делать выводы. Но не все дети сами могут найти проблему. Нужна помощь воспитателя. Ребенку не хватает знаний и опыта, чтобы объяснить все эти процессы- поэтому помощь взрослого необходима.
Использование в нашей работе исследовательского метода, поисково- проблемных и игровых ситуаций, способствующих повышению интеллектуальной активности детей, не только обогащает ребенка знаниями, но и учит последовательно мыслить, находить закономерности между явлениями и событиями. Приобретенный в старшем дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развиваться творческим способностям. Оснащение группы необходимыми материалами, которые используются при экспериментальной деятельности и направлены на освоение детьми элементарных естественнонаучных представлений. При помощи глобуса дети наглядно видят смену дня и ночи, в ходе опытов наблюдают некоторые физические явления и процессы, такие как (замерзание, таяние, испарение, фильтрация воды и.т д).
В старшем дошкольном возрасте детей интересуют причины довольно сложных явлений- почему идет дождь? Где ночует солнышко?
Вместе с детьми собираем коллекции камней, ракушек, гербарий цветов. Используются с детьми следующие формы педагогической деятельности: прогулки, экскурсии. Проводим с детьми опыты такие как: «Имеет ли вода форму, цвет, запах?»
Проводим беседы: то такое природа?
Проводим эксперименты: что нужно для роста растений? Откуда берется дождь? Воздух и его свойства.
Вся работа по формированию естественно- научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования проводится в трех направлениях: работа с детьми, с родителями и методическая работа.
В нашей группе имеются материалы для исследований: образцы песка, глины, чернозема, камни (галька, гравий, керамзит); семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, каштаны); зерновые культуры (пшеница, рожь, овес, рис, греча); соль сахар, лимонная кислота.
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где живут.
Для детской исследовательской деятельности мы используем оборудование: разнообразные емкости ( кружки, колбы, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки); шприцы, трубочки, воронки, сито, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы: градусники, весы, часы, линейки, термометры и.т.д.
С детьми систематически проводятся игры- эксперименты с песком, с водой, с воздухом.
Опыты помогают лучше понять явления происходящие в природе, выяснить связи между ними. Благодаря опытам у детей развивается наблюдательность, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
При данном виде обучения надо всегда помнить о том, что каждый ребенок талантлив, и каждый день работы с детьми- это поиск новых подходов, интересных ситуаций и нестандартных объяснений.
Формирование естественно- научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обучающего занятия по формированию естественно научных представлений у детей подготовительной группы (со здоровьесберегающим сопровождением) на тему: «Зачем человеку кожа?»
В ходе экспериментальной деятельности на занятии дети знакомятся с органом осязания – кожей, ее строением и значением в познании и общении с окружающим миром....

Кружок "Формирование естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с основами астрономии"
Кружок "Формирование естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с основами астрономии"...

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Знакомство детей со свойствами песка, воздуха, воды; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, ...

«Формирование естественно - научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования".
Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Этому вопросу в нашем детском саду уделялось и уделяется в настоящее врем...

Статья "Формирование естественно-научных представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста средствами экспериментирования"
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми с ЗПР...


