Статья "Формирование естественно-научных представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста средствами экспериментирования"
статья по коррекционной педагогике

Старкова Наталья Григорьевна

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno_eksperementalnaya_deyatelnost.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста средствами экспериментирования

(Опытно-экспериментальная деятельность с детьми с ЗПР)

Дошкольное  детство – период  наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Задача педагогов ДОО научить дошкольников самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, а значит способствовать формированию у него предпосылок естественно-научной грамотности. Формирование естественнонаучных представлений, является особенно актуальным, т.к. они закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания. Усвоение естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно через включение в образовательный процесс детской деятельности по экспериментированию.

Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не

получает  должного  развития  в  дошкольном  возрасте,  то  впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Для детей с задержкой психического развития особое значение  для  развития  личности  ребёнка  имеет  усвоение  им представлений  о  взаимосвязи  природы  и  человека.  Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

             Экспериментальная деятельность, что очень важно для детей с ЗПР, проходит на высоком эмоциональном уровне, что способствует сосредоточению и концентрации внимания детей, с учетом использования сохранных анализаторов. Цель опытно-экспериментальной деятельности: научить детей с ЗПР понимать окружающую действительность и практически применять знания, умения и навыки, приобретенные при изучении различных предметов и явлений; формировать потребность в создании собственной картины мира.

           На занятиях по опытно-экспериментальной деятельности дети учатся замечать важные детали явления или предмета, а впоследствии проводить анализ действий и функций этих предметов и явлений. Так как эксперименты проходят в игровой форме, то действия и выводы по результатам запоминаются детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы. Занимательные  опыты,  эксперименты  побуждают  детей  к

самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению

творчества.  Экспериментирование  способствует  развитию

диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие

мира  в  системе  взаимосвязей,  развитию  собственного познавательного  опыта  ребёнка,  развитию  инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Экспериментирование  создаёт  особую  атмосферу, которая

позволяет  ребёнку  реализовать  собственную  познавательную

активность. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка,

активизируется  его  мыслительные  процессы,  так  как  постоянно

возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза,

сравнения, классификации и обобщения. А просьба давать отчёт об

увиденном, формулировать выводы стимулирует развитие речи. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше  новой  информации  получает  ребенок,  тем  быстрее  и полноценнее он развивается.

Дети с ЗПР учатся составлять предложения по демонстрирующим действиям, описывать предметы, составлять их сравнительные характеристики по представлениям на основе собственных впечатлений от увиденного. Для обогащения знаний и представлений об окружающем мире, используются: проведение экспериментов и практических действий с природными явлениями, с различными предметами, наглядные и аудиовизуальные средства (реальные предметы и их копии, картины, иллюстрации, мультимедийные презентации, звукозаписи).

Таким образом, опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность позволяет формировать не только мыслительные операции, но сопровождать их речью, т. е. включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность. Это позволяет повысить уровень усвоения материала, облегчает его использование на практике, позволяет ребенку с ЗПР стать более самостоятельным, стимулирует коммуникативную активность, создает условия для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимулирует к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.

Основная  задача  воспитателей- поддержать  и

развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для

этого  условия.  Необходимо  стремиться  к  тому,  чтобы  дети  не

только  получали  новую  информацию  об  объектах  своих

исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"

—Поддерживание и развитие в ребёнке интереса к исследованиям, открытиям и создание необходимых для этого условий....

Презентация "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"

В деятельности экспериментирования ребёноквыступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их по...

Презентация "Методика Воскобовича" к Семинару «Использование современного развивающего дидактического материала для развития сенсорных и элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста»

с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у детей.7 слайд. &la...

Тема: «Игры с прищепками как средство развития элементарных математических представлений у детей в младшем дошкольном возрасте».

Тема: «Игры с прищепками как средство развития элементарных математических представлений у детей в младшем дошкольном возрасте».1.Развитие элементарных математических представлений - это и...