Картотека дидактических игр по формированию 4-К у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Лихачёва Елена Валерьевна

Игры на развитие критического мышления у детей

Развивать критическое мышление нужно с дошкольного возраста и, конечно, в игровой форме. Специальные игры помогают развитию творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, формированию предпосылок универсальной учебной деятельности. Они учат классифицировать, сравнивать, вычленять общее, оценивать, критически анализировать информацию, уметь делать выводы, принимать продуманные решения, не бояться высказать своё мнение, уважать и принимать во внимание мнения других людей, находить причинно-следственные связи.

 

1. Игра «Данетка».

Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры.

Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

Достоинства "данеток"

1. У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.

2. Игра "Данетка" абсолютно проста в проведении. Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".

3. Легко варьировать уровень трудности игры. Например, исходная ситуация: "Я загадал одного из героев сказки ''Семеро козлят''" - это просто.

Визуальные "данетки".

На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:

- Предмет лежит в правой половине стола? "Да".

- Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.

Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.

Самое простое - это задумать героя известного детям литературного произведения, - сказки, стихотворения, басни, даже песни (Татьяна Ларина, Буратино, Черномор, Иванушка-дурачок).

1. Испекли его для людей, а съела его лиса. (Колобок)

2. Сначала она его сильно полюбила и объяснилась в любви, а он ответил отказом, потом он ее полюбил, объяснился в любви, но она ответила отказом. (Евгений Онегин)

3. Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка)

4. Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели, потом он убежал и его съели. (Колобок)

6. Кто-то похвастался и остался без завтрака. ("Ворона и Лиса" И. А. Крылов)

7. Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты)

8. Все лягушки квакают. Но одна лягушка квакнула так, что шлепнулась с большой высоты в болото. В чем дело? (Лягушка-путешественница)

Темы для "данеток" и возможные продолжения игры.

Какой овощ я задумал?

- Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)

- Это листовой овощ? (Капуста, салат)

- Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)

Какое имя я загадал?

- Это мужское имя?

- Имя начинается с гласной?

- В нашей группе есть такое имя?

Какую часть одежды я задумал?

- Это верхняя одежда?

- Это мужская одежда?

Какую сказку я задумал?

- Это русская сказка?

2. Игра «Картинки-загадки».

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Воспитатель берет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к воспитателю  и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

3. Игра «Угадай игрушку».

Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из группы. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".

Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.

 

 

4. Игра «Перечисли предметы».

Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из группы на 2 минуты. В это время на стол кладутся 7 предметов и задумывается ситуация. Например, дети задумывают ситуацию "Я иду гулять", тогда на столе должны лежать 7 предметов из одежды.

Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит "Правильно!", после неправильного - "Неправильно!". Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.

5. Игра «Придумай загадку».

Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

                                              6. Игра «Кто кем (чем) будет?»

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

  • - цыпленок - петухом;
  • - мальчик - мужчиной;
  • - теленок - коровой или быком
  • - бумага - книгой
  • - снег -водой
  • - вода - льдом
  • - семечко - цветком
  • - мука - блинчиками
  • и т. д.

Игра-наоборот: "Кто кем был?".

- лошадь - жеребенком

- цветок - семенем

7. Игра «Жили-были».

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.

Смысл игры объяснять долго - мы просто приведем примеры.

Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.

Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".

"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"

"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".

"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"

"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу.).

 

8. Игра «Третий лишний».

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Детям 3-5 лет условия более простые.

Например:

Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников:

  • - молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
  • - машина, лошадь, трамвай;
  • - шапка, платок, сапоги;
  • - роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:

  • - дождь, снег, река;
  • - врач, турист, шофер;
  • - тень, солнце, планета;
  • - мороз, вьюга, январь;
  • - камень, глина, стекло;
  • - дверь, ковер, окно;
  • - море, река, бассейн.

9. Игра «Какое что бывает?».

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры:

  • - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
  • - Что бывает длинным? (коротким)
  • - Что бывает широким (узким)?
  • - Что бывает круглым (квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

10. Игра «Живое – неживое».

Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".

Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.

Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

Что растет? Кто растет?

Кто летает? Что летает?

Кто плавает? Что плавает?

Кто самый большой? Что самое большое?

И т.д.

11. Игра «Кто это?» знакомимся с профессиями.

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

  • 1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
  • 2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
  • 3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
  • 4 вариант: "Кому что нужно?" Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

12. Игра «Отгадай предмет по его частя».

В эту игру можно играть в двух вариантах.

Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.

Примеры:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

13. Игра «Я луна, а ты звезда».

Игра на развитие логического мышления, быстроты реакции.

Вариант для игры вдвоём: Один говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Первый продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить:

"Я - осень". И так далее.

Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек.

Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например:" Я - пожарная команда!". Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: "Я - шланг". Другой спешит на второй стул и говорит: "А я - пожарник". Ребёнок - "пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: "Я беру шланг". Он обнимает "шланг" и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: "Я - швейная машина!" и игра продолжается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры на развитие креативности

Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека. Оно является тем фактором, наличие которого просто необходимо для создания чего-то нового, оно задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности, требующих нестандартного подхода к решению рабочих задач.
Именно игры на  развития креативного мышления ребенка обогащают и расширяют словарный запас учащихся,развиваюттворческое мышление, воображение, фантазию;формируют нестандартные способы решения проблемных ситуаций.
 

1. Игра «Несуществующая рыба».

Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин. Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

 

http://vashechudo.ru/images/2(4).jpg

 

2.Игра «Представь себя...».

В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой.

Скажите примерно следующий текст:

1.«Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ.

2.«Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

 

3. Игра «Слепой художник».

Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

 

4. Игра «Для чего я хорош?».

Выберите какой-нибудь предмет. Затем необходимо придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

 

5. Игра «Кто это или что это?».

Перед детьми на фланелеграф выкладываются полоски разного цвета, длины,ширины.Задача-придумать рассказ,историю,сказку кем или чем могут быть эти полоски .

 

6. Игра «Дорисуй фигуры».

Детям предлагается дорисовать символы на листе бумаги так, чтобы они стали похожи на разные предметы. Когда работа будет закончена, просим рассказать про каждый предмет , который получился, картинки подписываем.
Для этого задания можно использовать бланк из классического теста креативности Торренса, или изготовить похожий стимульный материал самостоятельно.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_8303afb7698b668fa04c2cf5c41dadf6.jpeg.jpg


Деткам постарше можно предложить более сложный вариант задания.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_7aba44627d34c95f49588b432c8b0819.jpeg.jpg

 

Самое главное помнить- качество исполнения здесь не так важно, качество задумки- гораздо важнее

Пример выполнения задания детьми 6 лет.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_c7608da769f24fb027a9a3340ee83ce8.jpeg.jpg

 

 

7. Игра « Расскажи мне сказку».


Ребенку предлагается придумать историю по картинке. Главное условие- чтобы все нарисованные персонажи или предметы участвовали в этой истории, были ее частью.

При затруднениях- помогаем, подсказываем. направляем фантазию детей, а истории могут получиться самые фантастические и романтические.

Варианты заданий:

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_0c762401e90b4298b1ae624e76cdfcf1.jpeg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_1ac5a229b5e3966a2db0a39a65afb89b.jpeg.jpg


 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_8e92593b19d8862153a5632b77dfeb46.jpeg.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_405df5ef2e5057d6c71fae7aee0be20b.jpeg.jpg


 

 

 

 

 

 

8. Игра «Логопедические сказки».
Придумывание истории из слов, начинающихся на одну букву. Можно использовать на этапе автоматизации звуков. Условие то же- задействовать в истории всех персонажей и все предметы.

Варианты заданий:

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_177f4af96726ddcf719502c808e7a69e.jpeg.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_84e9af03e6d4198c4a6140d6d0dc1ff8.jpeg.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_e264a992456afc061ac4355ec899836a.jpeg.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_9e3e59ffe552d714f4993b428e6f6b31.jpeg.jpg


 

 

 

 

9. Игра «Кто вылупится из яйца?»


Известно, что Сальвадор Дали считал яйцо идеальной формой. Почему бы и детям не пофантазировать на эту тему?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_6ea7bd2cac86e8a8c129403c3734d354.jpeg.jpg


Попросите детей придумать и нарисовать, кто мог бы вылупиться из этих яичек- это может быть любая птица,фантастическое животное, предмет- варианты разнообразны- от пасхальных зайцев до радужных единорогов.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_d8c0e263867cee8813eeb369f0610c73.jpeg.jpg

 

                                             10.Игра « Я-волшебник».
Попросите ребенка рассказать, что было бы, если бы у него были разные волшебные артефакты - волшебная лампа, ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_26e5b6cc624de3b6e62e47c3f1b42c16.png.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_45ece3481535a607b87c2b362d9290f9.png.jpg


 

https://static.wixstatic.com/media/db3b2d_05e0b690cf5a43b8a1558ab8f582eb07~mv2.jpg/v1/fill/w_980,h_552,al_c,q_85,usm_0.66_1.00_0.01,enc_auto/db3b2d_05e0b690cf5a43b8a1558ab8f582eb07~mv2.jpg

Ковер-самолет

 

https://chakiris.club/uploads/posts/2023-01/1674727214_chakiris-club-p-volshebnaya-palochka-fiksiki-fentezi-insta-13.jpg

Волшебная палочка

 

https://sun9-21.userapi.com/impg/uBCuZhFaucjkAUxZBaPRa0MK8HK8_I8B5V7qew/Zcl4ytFiWl0.jpg?size=604x410&quality=96&sign=9f87a5456310c9506f354a4be5bf74f1&type=album

Сапоги-скороходы

 


11. Игра «Что бы ты сделал?»


Данное задание хорошо способствует расширению словарного запаса детей, закреплению правильного употребления в речи глаголов.
Просим ребенка придумать несколько (чем больше-тем лучше) действий, которые можно делать с разными предметами. Например,- что можно делать с шоколадом? Его можно есть! Но не только, еще его можно ломать, крошить, покупать, дарить, угощать, расплавлять, натереть на терке, И так далее.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_215943240ca88141295331d20f9d01c0.png.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_824e69dc97391c2016d9c1000ab40625.png.jpg

 

 

 

 

 

 

Что можно делать с шоколадом?

https://get.pxhere.com/photo/sweet-food-brown-chocolate-dessert-fudge-brand-candy-confectionery-praline-bonbon-chocolate-bar-919726.jpg

 

Что можно делать с мячом?

https://i1.stat01.com/1/6656/66552118/afacdb/1465306346img20160606113219-jpg.jpg

 

 

 

 

12. Игра «Признаки предмета».


Данное задание также используем для обогащения словарного запаса детей, делая акцент на правильное использование прилагательных
Просим детей придумать как можно больше прилагательных для каждого предмета. Например, яблоко- (какое?)- красное, круглое, вкусное,сочное,большое, сладкое, и так далее.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_f34ad698507ce1d6da42fec8f48ff4e2.png.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_f4eb2b816e4a43bb1c583c86af714f16.png.jpg

 

13. Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Данное задание хорошо способствует развитию операций анализа и синтеза у детей. Просим детей найти и назвать все сходства и отличия между двумя различными предметами. Например, что общего у банана и месяца? Они желтые и похожи по форме. Чем отличаются? Месяц мы видим только ночью, банан можно есть в любое время суток, у банана есть кожура, и так далее.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_6bf70c57214b35096fe7c998489af0e6.png.jpg

ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАНАН И МЕСЯЦ?

image

 

14. Игра «Фантастические ситуации».


Просим детей пофантазировать и продолжить предложения, например
1. Если бы кошки летали, то…
2. Если бы дети рождались взрослыми, то
3. Если бы книжки можно было читать с последней страницы, то
4. Если бы солнце было холодное, то
5. Если бы вместо зимы было лето, то
И так далее, придумываем любые фантастические ситуации и удивляемся креативности наших деток!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры на развитиекоммуникации у детей

Формирование коммуникации - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Поэтому коммуникативные игры  направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека.

  1. Игра «Газета».

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться - тогда расстояние между ними максималь­но сократится.

 

  1. Игра «Поварята».

Все дети встают в круг - это «ка­стрюля» или «миска». Затем ребята договариваются, что они будут «готовить» - суп, компот, салат и т.д. Каж­дый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий - педагог, он выкрикивает названия ингредиентов. Назван­ный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т.д. Когда все дети окажутся снова в одномкруге, игра заканчивается. Можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет вы­полнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.Эта игра помогает снять мышечные зажимы, ско­ванность через легкий имитационный массаж.

 

  1. «Слепец и поводырь».

Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

 

  1. Игра«Нос к носу».

Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

  1. Игра «Дотронься до…».

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться до него.

 

  1. Игра «Доброе животное».

Дети встают в круг и берутся за руки. Поиграем в иг­ру, которая называется "Доброе животное". Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох — все делают шаг впе­ред. Выдох — шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокой­но. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

 

  1. Игра«Весёлый паровозик».

Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:

— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?

— А я красивый вагончик Саша.

— Поехали дальше вместе.

— Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).

Проползти под столом («Въехали в тоннель»).

Пробраться через «дремучий лес».

Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).

 

  1. Игра «Пожалуйста».

Дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-либо движение, прикасаясь ладонью к рядом стоящему ребёнку, и говорит: «Пожалуйста!», тот отвечает: «Спасибо!»- и показывает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затемребёнок «передаёт» другое движение следующему, говоря: «Пожалуйста!»- и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.

 

 

 

9. Игра «Я люблю играть..».

Дети садятся в круг.Педагог передает игрушку любому из детей,называя любимую игру и заканчивая фразу «Я люблю играть…».Ребенок называет свою любимую игру и предает игрушку следующему.После того как игрушка побывала у всех,можно подвести итог:есть ли в группе дети,которые любят одну и ту же игру или похожие игры.

 

 

10. Игра «С воздушным шариком»

Воспитатель выходит с красивым воздушным шариком и говорит: «К кому шарик прилетит, тот вежливое слово говорит». Дети ловят шарик и по очереди говорят вежливые слова.

 

11. Игра «Радио».

Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать  имя этого ребёнка.

В роли диктора радио может побыть каждый желающий.

 

12.Игра «Зеркало».

Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы «зеркала», другая разные «зверюшки». «Зверюшки», ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы, а «зеркала» должны точно отражать движения и эмоциональное состояние «зверюшек».

После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.

 

13. Игра «Разговор через стекло».

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одному ребенку нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другому ребенку отгадать то, что он увидел.

 

 

 

 

 

 

 

Командную игру передай шар

image

                                      

 

 

 

 

 

Игры на развитиесотрудничества

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения у детей навыков сотрудничества. И здесь сотрудничество строится на основе их интереса друг к другу, к совместной деятельности, выражается в способности договариваться друг с другом, распределять роли, функции.Поэтому важно именно в дошкольном возрасте научить детей понимать индивидуальные особенности друг друга, проявлять интерес и внимание к сверстникам.

 

1. Игра «Группа в обручах».

Каждый ребенок берет себе обруч и с его помощью прицепляется к другому участнику – и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, таким образом, дети стоят тихо в ожидании звучания музыки. Когда педагог включит аудиозапись, дети начинают двигаться по комнате, стараясь сохранять цепочку. Педагог может подсказать участникам разные способы сцепления: за плечи, за руки, за талию.

2.Игра «Передай мяч».

Дети встают в одну линию. В руках у каждого лист картона, из которого они делают мостик, по которому должны прокатить мяч. Игра усложняется тем, что все дети разного роста и мост получается неровный. Выигрывает тот, кто ни разу не уронил мяч.

3. Игра «Передай сигнал».

Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.

4. Игра «Зеркало».

Дети разбиваются на пары. Каждая пара сидя, поворачивается лицом друг к другу. Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом», должен точно повторить это движение. Затем дети меняются ролями. Игра проигрывается несколько раз.

 

5. Игра «Карандаш».

Дети делятся на пары. Каждой паре дается один карандаш (лучше, если он будет не поточен). Задача детей удержать карандаш указательными пальцами на вытянутой руке. Как только это получилось, задание можно усложнить. Удерживая карандаш нужно присесть, повернуться, попрыгать та, чтобы карандаш не упал.

 

6. Игра «Кто лучше услышит».

Дети делятся на две команды. Дети в первой команде закрывают глаза и слушают. Дети из второй команды по очереди издают различные звуки:

шуршат бумагой, стучат карандашами по столу, барабанят пальцами, звонят в колокольчик и т.д.Затем дети первой команды открывают глаза и по очереди перечисляют звуки, которые они услышали. Затем команды меняются местами.Важно,чтобы дети во время игры не разговаривали  и издавали звуки по очереди.

7. Игра «Ладонь в ладонь».

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по группе, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

8. Игра «Тропинка».

Дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий: «Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз; «Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга; «Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову. Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков. Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым

9.Игра «Удержи предмет».

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

10. Игра«Эхо».

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т. д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

 

Игры на развитие критического мышления у детей

Развивать критическое мышление нужно с дошкольного возраста и, конечно, в игровой форме. Специальные игры помогают развитию творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, формированию предпосылок универсальной учебной деятельности. Они учат классифицировать, сравнивать, вычленять общее, оценивать, критически анализировать информацию, уметь делать выводы, принимать продуманные решения, не бояться высказать своё мнение, уважать и принимать во внимание мнения других людей, находить причинно-следственные связи.

 

1. Игра «Данетка».

Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры.

Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

Достоинства "данеток"

1. У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.

2. Игра "Данетка" абсолютно проста в проведении. Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".

3. Легко варьировать уровень трудности игры. Например, исходная ситуация: "Я загадал одного из героев сказки ''Семеро козлят''" - это просто.

Визуальные "данетки".

На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:

- Предмет лежит в правой половине стола? "Да".

- Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.

Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.

Самое простое - это задумать героя известного детям литературного произведения, - сказки, стихотворения, басни, даже песни (Татьяна Ларина, Буратино, Черномор, Иванушка-дурачок).

1. Испекли его для людей, а съела его лиса. (Колобок)

2. Сначала она его сильно полюбила и объяснилась в любви, а он ответил отказом, потом он ее полюбил, объяснился в любви, но она ответила отказом. (Евгений Онегин)

3. Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка)

4. Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели, потом он убежал и его съели. (Колобок)

6. Кто-то похвастался и остался без завтрака. ("Ворона и Лиса" И. А. Крылов)

7. Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты)

8. Все лягушки квакают. Но одна лягушка квакнула так, что шлепнулась с большой высоты в болото. В чем дело? (Лягушка-путешественница)

Темы для "данеток" и возможные продолжения игры.

Какой овощ я задумал?

- Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)

- Это листовой овощ? (Капуста, салат)

- Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)

Какое имя я загадал?

- Это мужское имя?

- Имя начинается с гласной?

- В нашей группе есть такое имя?

Какую часть одежды я задумал?

- Это верхняя одежда?

- Это мужская одежда?

Какую сказку я задумал?

- Это русская сказка?

2. Игра «Картинки-загадки».

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Воспитатель берет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к воспитателю  и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

3. Игра «Угадай игрушку».

Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из группы. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".

Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.

 

 

4. Игра «Перечисли предметы».

Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из группы на 2 минуты. В это время на стол кладутся 7 предметов и задумывается ситуация. Например, дети задумывают ситуацию "Я иду гулять", тогда на столе должны лежать 7 предметов из одежды.

Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит "Правильно!", после неправильного - "Неправильно!". Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.

5. Игра «Придумай загадку».

Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

                                              6. Игра «Кто кем (чем) будет?»

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

  • - цыпленок - петухом;
  • - мальчик - мужчиной;
  • - теленок - коровой или быком
  • - бумага - книгой
  • - снег -водой
  • - вода - льдом
  • - семечко - цветком
  • - мука - блинчиками
  • и т. д.

Игра-наоборот: "Кто кем был?".

- лошадь - жеребенком

- цветок - семенем

7. Игра «Жили-были».

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.

Смысл игры объяснять долго - мы просто приведем примеры.

Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.

Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".

"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"

"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".

"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"

"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу.).

 

8. Игра «Третий лишний».

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Детям 3-5 лет условия более простые.

Например:

Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры для младших дошкольников:

  • - молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
  • - машина, лошадь, трамвай;
  • - шапка, платок, сапоги;
  • - роза, береза, ёлка.

Для детей 5-7 лет задания усложняются:

  • - дождь, снег, река;
  • - врач, турист, шофер;
  • - тень, солнце, планета;
  • - мороз, вьюга, январь;
  • - камень, глина, стекло;
  • - дверь, ковер, окно;
  • - море, река, бассейн.

9. Игра «Какое что бывает?».

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры:

  • - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
  • - Что бывает длинным? (коротким)
  • - Что бывает широким (узким)?
  • - Что бывает круглым (квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

10. Игра «Живое – неживое».

Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".

Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.

Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.

Что растет? Кто растет?

Кто летает? Что летает?

Кто плавает? Что плавает?

Кто самый большой? Что самое большое?

И т.д.

11. Игра «Кто это?» знакомимся с профессиями.

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

  • 1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
  • 2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
  • 3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
  • 4 вариант: "Кому что нужно?" Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

12. Игра «Отгадай предмет по его частя».

В эту игру можно играть в двух вариантах.

Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.

Примеры:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

13. Игра «Я луна, а ты звезда».

Игра на развитие логического мышления, быстроты реакции.

Вариант для игры вдвоём: Один говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Первый продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить:

"Я - осень". И так далее.

Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек.

Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например:" Я - пожарная команда!". Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: "Я - шланг". Другой спешит на второй стул и говорит: "А я - пожарник". Ребёнок - "пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: "Я беру шланг". Он обнимает "шланг" и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: "Я - швейная машина!" и игра продолжается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры на развитие креативности

Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека. Оно является тем фактором, наличие которого просто необходимо для создания чего-то нового, оно задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности, требующих нестандартного подхода к решению рабочих задач.
Именно игры на  развития креативного мышления ребенка обогащают и расширяют словарный запас учащихся,развиваюттворческое мышление, воображение, фантазию;формируют нестандартные способы решения проблемных ситуаций.
 

1. Игра «Несуществующая рыба».

Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин. Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

 

http://vashechudo.ru/images/2(4).jpg

 

2.Игра «Представь себя...».

В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой.

Скажите примерно следующий текст:

1.«Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ.

2.«Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

 

3. Игра «Слепой художник».

Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

 

4. Игра «Для чего я хорош?».

Выберите какой-нибудь предмет. Затем необходимо придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

 

5. Игра «Кто это или что это?».

Перед детьми на фланелеграф выкладываются полоски разного цвета, длины,ширины.Задача-придумать рассказ,историю,сказку кем или чем могут быть эти полоски .

 

6. Игра «Дорисуй фигуры».

Детям предлагается дорисовать символы на листе бумаги так, чтобы они стали похожи на разные предметы. Когда работа будет закончена, просим рассказать про каждый предмет , который получился, картинки подписываем.
Для этого задания можно использовать бланк из классического теста креативности Торренса, или изготовить похожий стимульный материал самостоятельно.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_8303afb7698b668fa04c2cf5c41dadf6.jpeg.jpg


Деткам постарше можно предложить более сложный вариант задания.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_7aba44627d34c95f49588b432c8b0819.jpeg.jpg

 

Самое главное помнить- качество исполнения здесь не так важно, качество задумки- гораздо важнее

Пример выполнения задания детьми 6 лет.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_c7608da769f24fb027a9a3340ee83ce8.jpeg.jpg

 

 

7. Игра « Расскажи мне сказку».


Ребенку предлагается придумать историю по картинке. Главное условие- чтобы все нарисованные персонажи или предметы участвовали в этой истории, были ее частью.

При затруднениях- помогаем, подсказываем. направляем фантазию детей, а истории могут получиться самые фантастические и романтические.

Варианты заданий:

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_0c762401e90b4298b1ae624e76cdfcf1.jpeg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_1ac5a229b5e3966a2db0a39a65afb89b.jpeg.jpg


 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_8e92593b19d8862153a5632b77dfeb46.jpeg.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_405df5ef2e5057d6c71fae7aee0be20b.jpeg.jpg


 

 

 

 

 

 

8. Игра «Логопедические сказки».
Придумывание истории из слов, начинающихся на одну букву. Можно использовать на этапе автоматизации звуков. Условие то же- задействовать в истории всех персонажей и все предметы.

Варианты заданий:

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_177f4af96726ddcf719502c808e7a69e.jpeg.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_84e9af03e6d4198c4a6140d6d0dc1ff8.jpeg.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_e264a992456afc061ac4355ec899836a.jpeg.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_9e3e59ffe552d714f4993b428e6f6b31.jpeg.jpg


 

 

 

 

9. Игра «Кто вылупится из яйца?»


Известно, что Сальвадор Дали считал яйцо идеальной формой. Почему бы и детям не пофантазировать на эту тему?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_6ea7bd2cac86e8a8c129403c3734d354.jpeg.jpg


Попросите детей придумать и нарисовать, кто мог бы вылупиться из этих яичек- это может быть любая птица,фантастическое животное, предмет- варианты разнообразны- от пасхальных зайцев до радужных единорогов.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_d8c0e263867cee8813eeb369f0610c73.jpeg.jpg

 

                                             10.Игра « Я-волшебник».
Попросите ребенка рассказать, что было бы, если бы у него были разные волшебные артефакты - волшебная лампа, ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_26e5b6cc624de3b6e62e47c3f1b42c16.png.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_45ece3481535a607b87c2b362d9290f9.png.jpg


 

https://static.wixstatic.com/media/db3b2d_05e0b690cf5a43b8a1558ab8f582eb07~mv2.jpg/v1/fill/w_980,h_552,al_c,q_85,usm_0.66_1.00_0.01,enc_auto/db3b2d_05e0b690cf5a43b8a1558ab8f582eb07~mv2.jpg

Ковер-самолет

 

https://chakiris.club/uploads/posts/2023-01/1674727214_chakiris-club-p-volshebnaya-palochka-fiksiki-fentezi-insta-13.jpg

Волшебная палочка

 

https://sun9-21.userapi.com/impg/uBCuZhFaucjkAUxZBaPRa0MK8HK8_I8B5V7qew/Zcl4ytFiWl0.jpg?size=604x410&quality=96&sign=9f87a5456310c9506f354a4be5bf74f1&type=album

Сапоги-скороходы

 


11. Игра «Что бы ты сделал?»


Данное задание хорошо способствует расширению словарного запаса детей, закреплению правильного употребления в речи глаголов.
Просим ребенка придумать несколько (чем больше-тем лучше) действий, которые можно делать с разными предметами. Например,- что можно делать с шоколадом? Его можно есть! Но не только, еще его можно ломать, крошить, покупать, дарить, угощать, расплавлять, натереть на терке, И так далее.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_215943240ca88141295331d20f9d01c0.png.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_824e69dc97391c2016d9c1000ab40625.png.jpg

 

 

 

 

 

 

Что можно делать с шоколадом?

https://get.pxhere.com/photo/sweet-food-brown-chocolate-dessert-fudge-brand-candy-confectionery-praline-bonbon-chocolate-bar-919726.jpg

 

Что можно делать с мячом?

https://i1.stat01.com/1/6656/66552118/afacdb/1465306346img20160606113219-jpg.jpg

 

 

 

 

12. Игра «Признаки предмета».


Данное задание также используем для обогащения словарного запаса детей, делая акцент на правильное использование прилагательных
Просим детей придумать как можно больше прилагательных для каждого предмета. Например, яблоко- (какое?)- красное, круглое, вкусное,сочное,большое, сладкое, и так далее.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_f34ad698507ce1d6da42fec8f48ff4e2.png.jpg

 

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_f4eb2b816e4a43bb1c583c86af714f16.png.jpg

 

13. Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Данное задание хорошо способствует развитию операций анализа и синтеза у детей. Просим детей найти и назвать все сходства и отличия между двумя различными предметами. Например, что общего у банана и месяца? Они желтые и похожи по форме. Чем отличаются? Месяц мы видим только ночью, банан можно есть в любое время суток, у банана есть кожура, и так далее.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2021/4/31039_6bf70c57214b35096fe7c998489af0e6.png.jpg

ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАНАН И МЕСЯЦ?

image

 

14. Игра «Фантастические ситуации».


Просим детей пофантазировать и продолжить предложения, например
1. Если бы кошки летали, то…
2. Если бы дети рождались взрослыми, то
3. Если бы книжки можно было читать с последней страницы, то
4. Если бы солнце было холодное, то
5. Если бы вместо зимы было лето, то
И так далее, придумываем любые фантастические ситуации и удивляемся креативности наших деток!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры на развитиекоммуникации у детей

Формирование коммуникации - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Поэтому коммуникативные игры  направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека.

  1. Игра «Газета».

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться - тогда расстояние между ними максималь­но сократится.

 

  1. Игра «Поварята».

Все дети встают в круг - это «ка­стрюля» или «миска». Затем ребята договариваются, что они будут «готовить» - суп, компот, салат и т.д. Каж­дый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий - педагог, он выкрикивает названия ингредиентов. Назван­ный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т.д. Когда все дети окажутся снова в одномкруге, игра заканчивается. Можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет вы­полнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.Эта игра помогает снять мышечные зажимы, ско­ванность через легкий имитационный массаж.

 

  1. «Слепец и поводырь».

Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

 

  1. Игра«Нос к носу».

Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

  1. Игра «Дотронься до…».

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться до него.

 

  1. Игра «Доброе животное».

Дети встают в круг и берутся за руки. Поиграем в иг­ру, которая называется "Доброе животное". Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох — все делают шаг впе­ред. Выдох — шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокой­но. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

 

  1. Игра«Весёлый паровозик».

Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:

— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?

— А я красивый вагончик Саша.

— Поехали дальше вместе.

— Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).

Проползти под столом («Въехали в тоннель»).

Пробраться через «дремучий лес».

Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).

 

  1. Игра «Пожалуйста».

Дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-либо движение, прикасаясь ладонью к рядом стоящему ребёнку, и говорит: «Пожалуйста!», тот отвечает: «Спасибо!»- и показывает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затемребёнок «передаёт» другое движение следующему, говоря: «Пожалуйста!»- и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.

 

 

 

9. Игра «Я люблю играть..».

Дети садятся в круг.Педагог передает игрушку любому из детей,называя любимую игру и заканчивая фразу «Я люблю играть…».Ребенок называет свою любимую игру и предает игрушку следующему.После того как игрушка побывала у всех,можно подвести итог:есть ли в группе дети,которые любят одну и ту же игру или похожие игры.

 

 

10. Игра «С воздушным шариком»

Воспитатель выходит с красивым воздушным шариком и говорит: «К кому шарик прилетит, тот вежливое слово говорит». Дети ловят шарик и по очереди говорят вежливые слова.

 

11. Игра «Радио».

Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать  имя этого ребёнка.

В роли диктора радио может побыть каждый желающий.

 

12.Игра «Зеркало».

Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы «зеркала», другая разные «зверюшки». «Зверюшки», ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы, а «зеркала» должны точно отражать движения и эмоциональное состояние «зверюшек».

После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.

 

13. Игра «Разговор через стекло».

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одному ребенку нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другому ребенку отгадать то, что он увидел.

 

 

 

 

 

 

 

Командную игру передай шар

image

                                      

 

 

 

 

 

Игры на развитиесотрудничества

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения у детей навыков сотрудничества. И здесь сотрудничество строится на основе их интереса друг к другу, к совместной деятельности, выражается в способности договариваться друг с другом, распределять роли, функции.Поэтому важно именно в дошкольном возрасте научить детей понимать индивидуальные особенности друг друга, проявлять интерес и внимание к сверстникам.

 

1. Игра «Группа в обручах».

Каждый ребенок берет себе обруч и с его помощью прицепляется к другому участнику – и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, таким образом, дети стоят тихо в ожидании звучания музыки. Когда педагог включит аудиозапись, дети начинают двигаться по комнате, стараясь сохранять цепочку. Педагог может подсказать участникам разные способы сцепления: за плечи, за руки, за талию.

2.Игра «Передай мяч».

Дети встают в одну линию. В руках у каждого лист картона, из которого они делают мостик, по которому должны прокатить мяч. Игра усложняется тем, что все дети разного роста и мост получается неровный. Выигрывает тот, кто ни разу не уронил мяч.

3. Игра «Передай сигнал».

Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.

4. Игра «Зеркало».

Дети разбиваются на пары. Каждая пара сидя, поворачивается лицом друг к другу. Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом», должен точно повторить это движение. Затем дети меняются ролями. Игра проигрывается несколько раз.

 

5. Игра «Карандаш».

Дети делятся на пары. Каждой паре дается один карандаш (лучше, если он будет не поточен). Задача детей удержать карандаш указательными пальцами на вытянутой руке. Как только это получилось, задание можно усложнить. Удерживая карандаш нужно присесть, повернуться, попрыгать та, чтобы карандаш не упал.

 

6. Игра «Кто лучше услышит».

Дети делятся на две команды. Дети в первой команде закрывают глаза и слушают. Дети из второй команды по очереди издают различные звуки:

шуршат бумагой, стучат карандашами по столу, барабанят пальцами, звонят в колокольчик и т.д.Затем дети первой команды открывают глаза и по очереди перечисляют звуки, которые они услышали. Затем команды меняются местами.Важно,чтобы дети во время игры не разговаривали  и издавали звуки по очереди.

7. Игра «Ладонь в ладонь».

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по группе, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

8. Игра «Тропинка».

Дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий: «Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз; «Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга; «Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову. Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков. Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым

9.Игра «Удержи предмет».

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

10. Игра«Эхо».

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т. д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did.igr_4k_szhatie.docx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста                          ...

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Для того, чтобы обучение дошкольников дало положительный результат, необходимо использовать разнообразные методы, включая индивидуальные занятия и закреплять знания в различных видах деятельности. ...

картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста...