Программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности "Мы -артисты"
рабочая программа
Программа осуществляет театральное развитие дошкольников в разнообразной музыкальной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 269.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…»
(Б. М. Теплов)
Пояснительная записка
Направленность данной программы: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностное подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность.
Актуальность программы. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понять, изъясняться. Ребёнок во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом, что способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что театральная деятельность помогает создавать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности, разрядиться эмоционально и физически. Игровая деятельность в театральном кружке развлекает и воспитывает детей, учит сопереживать происходящему, создает эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка и повышает его уверенность в себе. Поэтому так важно превратить театрализованную игровую деятельность в увлекательный творческий процесс, при этом необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.
Новизна данной программы в осуществлении учебно-воспитательного процесса через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. А также изучение национально-регионального компонента, который интегрирован с федеральным компонентом и используется для знакомства дошкольников с культурой народов Татарстана, фольклором и произведениями авторов РТ.
Цель программы: формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города
Развивающие:
- Развить у детей ряд психологических качеств: воображения, речи, чувства видения пространства сцены, умение «читать» характеры персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями).
- Развить интерес к истории различных видов искусств, театра, истории мировой культуры.
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей художественный вкус.
- Формировать морально-этические нормы поведения.
- Формировать в каждом ребенке творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью.
Возраст детей, участников данной программы: от 5 до 7 лет.
Формы и режим занятий данной программы:
Форма занятий: группами по10-15 человек.
В соответствии с требованиями СанПиН(а), проводится во второй половине дня:
5-6лет: 2 раза в неделю по 25 минут.
6-7лет: 2 раза в неделю по 30 минут.
Виды театра по возрастным группам
(по Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович)
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
1. Настольный театр 2. Драматизация в костюмах 3.Драматизация в шапочках | 1. Настольный театр 2. Драматизация в костюмах 3.Драматизация в шапочках | 1. Настольный театр 2. Драматизация в костюмах 3.Драматизация в шапочках |
Учебно-тематический план НОД театрализованной деятельности к программе «Мы – артисты!»
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во | Форма | В том числе | |
теор. | практ. | ||||
1 | Театральная игра: игры-стихи, игры – пантомимы, игры на имитации движений | 4 | 1 | 3 | |
2 | Основы театральной культуры | 3 | 1 | 2 | |
3 | Культура и техника речи | 4 | 1 | 3 | |
4 | Художественная литература | 2 | 2 | - | |
5 | Ритмопластика, этюды | 3 | - | 3 | |
6 | Работа над спектаклем | 5 |
| - | 5 |
7 | Коммуникативные игры | 1 | - | 1 | |
8 | Физкультминутки, динамические паузы | 2 | - | 2 | |
9 | Релаксация | 1 | - | 1 | |
10 | Электронные средства обучения | 2 | 2 | - | |
11 | Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика | 1 | - | 1 | |
12 | Развлечения, спектакль | 6 | - | 6 | |
13 | Диагностика | 2 | 1 | 1 | |
Всего часов: | 36 | 8 | 28 | ||
Перспективно – тематический план проведения НОД по театрализованной деятельности для детей средней группы
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я | Пойми меня. Язык жестов | Игровые упражнения | Игры с бабушкой Забавушкой |
Октябрь | Музыка осени | Присказка | Колобок | Колобок, колобок – румяный бок |
Ноябрь | Колобок не тот, а другой | Речь и движения | В гости сказка к нам пришла | Красная шапочка |
Декабрь | Поможем Красной Шапочке | Речевые фантазии и фантазии движений | Болтливая утка | Звери в гостях у Снегурочки |
Январь | Кукушка | Кукушка | В гостях у козлят | Путешествие по сказке «Волк и семеро козлят» |
Февраль | Волк и семеро козлят | Волк и семеро козлят на новый лад | Вежливые слова | Терем-терем-теремок |
Март | Стоит в поле теремок | Дайте срок, построим теремок | Ох, красивый теремок, очень, очень он высок | Показ сказки «Теремок» родителям своей группы |
Апрель | У меня зазвонил… | Телефон | Только «мяу» где сыскать? | Не вы ли «мяу-мяу» говорили? |
Май | Кто сказал мяу? | Дождик льет, льет, а грибочек все растет | Вот так гриб-великан, всем хватило место там | По следам сказок |
Учебно-тематический план НОД по театрализованной деятельности
для детей средней группы
Месяц | Тема НОД | Количество часов |
Сентябрь | Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я Пойми меня. Язык жестов Игровые упражнения Игры с бабушкой Забавушкой | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
Октябрь | Музыка осени Присказка Колобок Колобок, колобок – румяный бок | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
Ноябрь | Колобок не тот, а другой Речь и движения В гости сказка к нам пришла Красная шапочка | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
Декабрь | Поможем Красной Шапочке Речевые фантазии и фантазии движений Болтливая утка Звери в гостях у Снегурочки | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
Январь | Кукушка Кукушка В гостях у козлят Путешествие по сказке «Волк и семеро козлят» | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
Февраль | Волк и семеро козлят Волк и семеро козлят на новый лад Вежливые слова Терем-терем-теремок | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
Март | Стоит в поле теремок Дайте срок, построим теремок Ох, красивый теремок, очень, очень он высок Показ сказки «Теремок» родителям своей группы | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
Апрель | У меня зазвонил… Телефон Только «мяу» где сыскать? Не вы ли «мяу-мяу» говорили? | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
Май | Кто сказал мяу? Дождик льет, льет, а грибочек все растет Вот так гриб-великан, всем хватило место там По следам сказок | 20 мин. 20 мин. 20 мин. 20 мин. |
Всего: | 36 | 12 |
Средняя группа (4-5 лет)
Месяц |
| Непосредственно образовательная деятельность | ||
Сентябрь 1 занятие | Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я | Формировать у детей интерес к театрализованной деятельности | ||
2 занятие | Пойми меня. Язык жестов | Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств | ||
3 занятие | Игровые упражнения | Создание игровой мотивации | ||
4 занятие | Игры с бабушкой Забавушкой | Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку | ||
Октябрь 1 занятие | Музыка осени | Познакомить детей с понятием: «Мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей | ||
2 занятие | Присказка | Познакомить с зачинами в разных сказках | ||
3 занятие | Колобок | Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей) | ||
4 занятие | Колобок, колобок – румяный бок | Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям | ||
Ноябрь 1 занятие | Колобок не тот, а другой | Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре | ||
2 занятие | Речь и движения | Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений | ||
3 занятие | В гости сказка к нам пришла | Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям | ||
4 занятие | Красная шапочка | Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения | ||
Декабрь 1 занятие | Поможем Красной Шапочке | Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям | ||
2 занятие | Речевые фантазии и фантазии движений | Создание игровой мотивации | ||
3 занятие | Болтливая утка | Вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя | ||
4 занятие | Звери в гостях у Снегурочки | Вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения | ||
Январь 1 занятие | Кукушка | Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета | ||
2 занятие | Кукушка | Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации | ||
3 занятие | В гостях у козлят | Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков | ||
4 занятие | Путешествие по сказке «Волк и семеро козлят» | Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами | ||
Февраль 1 занятие | Волк и семеро козлят | Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы | ||
2 занятие | Волк и семеро козлят на новый лад | Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения | ||
3 занятие | Вежливые слова | Развивать умение инсценировать стихотворения | ||
4 занятие | Терем-терем-теремок | Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям | ||
Март 1 занятие | Стоит в поле теремок | Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре, способность воспринимать художественный образ | ||
2 занятие | Дайте срок, построим теремок | Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами | ||
3 занятие | Ох, красивый теремок, очень, очень он высок | Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения | ||
4 занятие | Показ сказки «Теремок» родителям своей группы | Развивать умение разыгрывать несложное представление по сказке; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест) | ||
Апрель 1 занятие | У меня зазвонил… | Развивать умение инсценировать стихотворения | ||
2 занятие | Телефон | Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами | ||
3 занятие | Только «мяу» где сыскать? | Продолжать развивать умение детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам | ||
4 занятие | Не вы ли «мяу-мяу» говорили? | Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников | ||
Май 1 занятие | Кто сказал мяу? | Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении | ||
2 занятие | Дождик льет, льет, а грибочек все растет
| Учить детей драматизировать сказку, используя настольный театр: сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнёрства | ||
3 занятие | Вот так гриб-великан, всем хватило место там | Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами | ||
4 занятие | По следам сказок | Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка |
Ожидаемые результаты
- РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
- умеют проявлять интерес к информации, получаемой в процессе общения;
- эмоционально откликаются на переживания персонажей сказок, которые готовятся к постановке;
- понимают и употребляют в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый);
- проявляют умение объединяться с детьми для совместных действий;
- разделяют игровые и реальные взаимодействия;
- умеют планировать последовательность действий;
- проявляют инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх;
- взаимодействуя со сверстниками, проявляют инициативу и предлагают новые роли или действия, обогащают сюжет;
- адекватно воспринимают в театре художественный образ;
- в театрализованных играх воплощаются в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика).
- РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
- в театрализованных играх умеют интонационно выделять речь персонажей;
- способны самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;
- могут описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать отрывок из сказки;
- имеют простейшие представления о театральных профессиях и могут о них рассказать;
- понимают и употребляют слова-антонимы; умеют образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами;
- могут назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку;
- рассматривают иллюстрированные издания детских книг, пересказывая сюжет сказки;
- драматизируют (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки.
- РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
- выполняют упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений;
- выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- умеют выполнять танцевальные движения при этом, продолжая имитировать характерные движения персонажей из театрализуемого произведения.
Перспективно – тематический план проведения НОД по театрализованной деятельности для детей старшей группы
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Что такое театр? | Театральные профессии | Учимся быть артистами | Веселые истории |
Октябрь | Какие бывают театры? | Мы в театре | Мир театра | Встреча с Феей Театра |
Ноябрь | Театр Петрушки | Тряпичные куклы | Волшебная корзинка | Театральная афиша |
Декабрь | Репетиция | «Сорока-Белобока» Т.Кирсановой | Сочини сказку | Новогодние игрушки |
Январь | Коза и волк | Болтливая утка | Волк и лиса | Три поросенка |
Февраль | Страшный волк | Дом для поросенка – крепость | Кукольный спектакль «Три поросенка» | Расскажи стихи руками |
Март | Весенняя сказка | Снегурочка с подружками | Гори, гори ясно | Снегурочка |
Апрель | Наше настроение | Вот какие чудеса! | Весна | Играем сказку |
Май | Театр кукол-марионеток | Путешествие по сказкам Корнея Чуковского | «Мы любим сказки». Итоговая викторина с участием родителей | Итоговое занятие «В мире театра» |
Учебно-тематический план НОД по театрализованной деятельности
для детей старшей группы
Месяц | Тема НОД | Количество часов |
Сентябрь | Что такое театр? Театральные профессии Учимся быть артистами Веселые истории | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
Октябрь | Какие бывают театры? Мы в театре Мир театра Встреча с Феей Театра | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
Ноябрь | Театр Петрушки Тряпичные куклы Волшебная корзинка Театральная афиша | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
Декабрь | Репетиция «Сорока-Белобока»Т.Кирсановой Сочини сказку Новогодние игрушки | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
Январь | Коза и волк Болтливая утка Волк и лиса Три поросенка | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
Февраль | Страшный волк Дом для поросенка – крепость Кукольный спектакль «Три поросенка» Расскажи стихи руками | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
Март | Весенняя сказка Снегурочка с подружками Гори, гори ясно Снегурочка | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
Апрель | Наше настроение Вот какие чудеса! Весна Играем сказку | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
Май | Театр кукол-марионеток Путешествие по сказкам Корнея Чуковского «Мы любим сказки». Итоговая викторина с участием родителей Итоговое занятие «В мире театра» | 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. |
Всего: | 36 | 15 |
Старшая группа (5-6 лет)
Месяц |
| Непосредственно образовательная деятельность | ||
Сентябрь 1 занятие | Что такое театр? | Продолжать знакомство детей с театром | ||
2 занятие | Театральные профессии | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям | ||
3 занятие | Учимся быть артистами | Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх | ||
4 занятие | Веселые истории | Побуждать детей рассказывать несложные истории, героями которых являются дети | ||
Октябрь 1 занятие | Какие бывают театры? | Активизировать познавательный интерес к театру, дать представление о том, какие бывают виды театров (драматический, кукольный, художественный) | ||
2 занятие | Мы в театре | Продолжать знакомить детей с театром, познакомить с театральными терминами: «театр», «публика», «билеты», «касса», «спектакль» | ||
3 занятие | Мир театра | Продолжать знакомить детей с понятиями: «зритель», «спектакль», «театр» | ||
4 занятие | Встреча с Феей Театра | Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия | ||
Ноябрь 1 занятие | Театр Петрушки | Познакомить детей с героем уличного театра Петрушкой | ||
2 занятие | Тряпичные куклы | Познакомить детей с новым словом - декорация, а также с театральными профессиями костюмера и гримера | ||
3 занятие | Волшебная корзинка | Закрепить умение детей самостоятельно искать способы действий для передачи образа | ||
4 занятие | Театральная афиша | Расширять представление о работе художника в театре, о том, для чего нужна афиша попробовать себя в роли художников | ||
Декабрь 1 занятие | Репетиция | Добиваться яркой выразительности в передаче образов в соответствии с событиями и переживаниями героев, менять интонацию, выражение лица. Готовить детей к выступлению | ||
2 занятие | «Сорока-Белобока» Т.Кирсановой | Продолжать совершенствование исполнительские умения детей, постановка сказки | ||
3 занятие | Сочини сказку | Закрепить впечатления детей от постановки сказки «Сорока-Белобока» Т.Кирсановой | ||
4 занятие | Новогодние игрушки | Продолжать совершенствование умения самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание заданной темы | ||
Январь 1 занятие | Коза и волк | Продолжать воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей | ||
2 занятие | Болтливая утка | Познакомить детей с кукольным театром как видом искусства, с различными видами театральных кукол | ||
3 занятие | Волк и лиса | Продолжить учить детей высказывать мнение о различных персонажах, их характере и поступках | ||
4 занятие | Три поросенка | Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, музыки, литературы) | ||
Февраль 1 занятие | Страшный волк | Способствовать активизации творческих проявлений детей и развитию внимания, сосредоточенности | ||
2 занятие | Дом для поросенка – крепость | Развивать умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности | ||
3 занятие | Кукольный спектакль «Три поросенка» | Продолжать совершенствовать художественно-образные исполнительские умения детей | ||
4 занятие | Расскажи стихи руками | Продолжать подводить детей к умению последовательно пересказывать содержание сказки | ||
Март 1 занятие | Весенняя сказка | Знакомство с драматическим театром, его особенностями | ||
2 занятие | Снегурочка с подружками | Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия | ||
3 занятие | Гори, гори ясно | Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа | ||
4 занятие | Снегурочка | Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, желание приобщиться к нему | ||
Апрель 1 занятие | Наше настроение | Продолжать знакомить детей с эмоциями | ||
2 занятие | Вот какие чудеса! | Продолжать совершенствовать интонационную выразительность | ||
3 занятие | Весна | Закреплять умения активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния, и через внешнюю технику создавать внутренний эмоционально – положительный настрой | ||
4 занятие | Играем сказку | Продолжать развивать артистические способности; показ сказки для воспитанников младших групп | ||
Май 1 занятие | Театр кукол-марионеток | Продолжать знакомить детей с театральной терминологией, театром марионеток | ||
2 занятие | Путешествие по сказкам Корнея Чуковского | Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведений | ||
3 занятие | «Мы любим сказки». Итоговая викторина с участием родителей | Обобщить, закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках | ||
4 занятие | Итоговое занятие «В мире театра» | Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы |
Ожидаемые результаты
- РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
- использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.);
- эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;
- проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа;
- понимает скрытые мотивы поведения героев произведения;
- проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста;
- проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству;
- придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее. Может моделировать предметно-игровую среду.
- РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
- игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли;
- использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы;
- проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять;
- если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет;
- может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему;
- способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение;
- умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки;
- в беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения;
- владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре;
- участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.);
- пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия;
- различает жанры литературных произведений.
- РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
- ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, между, рядом с, около и пр.);
- умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;
- умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах.
Перспективно – тематический план проведения НОД по театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе групп
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Здравствуй, театр! | Кто работает в театре. «Закулисье» | Как вести себя театре | Театр варежек, здравствуй! |
Октябрь | Мимика | Страна «Театралия» | Сила голоса | Импровизация |
Ноябрь | «Игрушка для театрального уголка своими руками». Конкурс Демонстрация театра на фланели | Театр на пальце | Театр теней | Театр на руке |
Декабрь | Мимика и жесты | Настольный театр | Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»). Знакомство с куклами бибабо | Зимнее царство |
Январь | Слух и чувство ритма | Театральные игры | Знакомство с куклами-говорунчиками | Знакомство магнитным театром |
Февраль | Путешествие в волшебный мир театра. Театр марионеток | Театр деревянных фигурок, резиновых игрушек | Магнитный театр. Театр кукол-оригами | Фантастическое путешествие. Спортивно-театрализованный праздник |
Март | Театр масок | Сказки А.С. Пушкина | Театральные фантазии. КВН | КВН по театрализованной деятельности для родителей |
Апрель | Настоящие друзья | Беседа о дружбе и друзьях по рассказам В.Осеевой | От игры — до спектакля | Водяная – Су Анасы |
Май | «В мире театра». Театрализованная викторина совместно с родителями | Путешествие в страну сказок | Репетиции | Театральный калейдоскоп |
Учебно-тематический план НОДпо театрализованной деятельности
для детей подготовительной к школе групп
Месяц | Тема НОД | Количество часов |
Сентябрь | Здравствуй, театр! Кто работает в театре. «Закулисье» Как вести себя театре Театр варежек, здравствуй! | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Октябрь | Мимика Страна «Театралия» Сила голоса Импровизация | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Ноябрь | Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками». Демонстрация театра на фланели Театр на пальце Театр теней Театр на руке | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Декабрь | Мимика и жесты Настольный театр Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»). Знакомство с куклами бибабо Зимнее царство | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Январь | Слух и чувство ритма Театральные игры Знакомство с куклами - говорунчиками Знакомство со штоковым театром | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Февраль | Путешествие в волшебный мир театра. Театр марионеток Театр резиновых игрушек Магнитный театр. Театр кукол-оригами Фантастическое путешествие. Спортивно-театрализованный праздник | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Март | Театр масок Сказки А.С. Пушкина Театральные фантазии. КВН КВН по театрализованной деятельности для родителей | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Апрель | Настоящие друзья Беседа о дружбе и друзьях по рассказам В.Осеевой От игры — до спектакля Водяная – Су Анасы | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Май | «В мире театра». Театрализованная викторина совместно с родителями Путешествие в страну сказок Театральный калейдоскоп | 30 мин. 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Всего: | 36 | 18 |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Месяц |
| Непосредственно образовательная деятельность | ||
Сентябрь 1 занятие | Здравствуй, театр! | Закрепить понятия театр, виды театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру | ||
2 занятие | Кто работает в театре. «Закулисье» | Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают | ||
3 занятие | Как вести себя театре | Закрепление правил поведения в театре | ||
4 занятие | Театр варежек, здравствуй! | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности | ||
Октябрь 1 занятие | Мимика | Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности, развивать умение передавать через движения тела характер животных | ||
2 занятие | Страна «Театралия» | расширять представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству | ||
3 занятие | Сила голоса | Совершенствовать навыки артикуляционной гимнастики | ||
4 занятие | Импровизация | Совершенствовать у детей художественно-образные исполнительские умения | ||
Ноябрь 1 занятие | Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками». Демонстрация театра на фланели | Приобщать к театральному искусству через изготовление игрушек для театрального уголка | ||
2 занятие | Театр на пальце | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности | ||
3 занятие | Театр теней | Освоение навыками владения данным видом театральной деятельности | ||
4 занятие | Театр на руке | Закрепить знания детей о видах театра на руке: пальчиковый, теневой, варежковый; с процессом их изготовления | ||
Декабрь 1 занятие | Мимика и жесты | Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. | ||
2 занятие | Конусный настольный театр | Формировать представления о настольном театре, учить изготовлять персонажи, декорации для него, подбирать атрибуты | ||
3 занятие | Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») Знакомство с куклами бибабо | Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. | ||
4 занятие | Зимнее царство | Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий | ||
Январь 1 занятие | Слух и чувство ритма | Развивать слух и чувство ритма, вызывать интерес к театральной деятельности желание выступать вместе с коллективом сверстников, воспитывать культуру общения | ||
2 занятие | Театральные игры | Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях | ||
3 занятие | Знакомство с куклами-конус | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности | ||
4 занятие | Знакомство с теневым театром | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности | ||
Февраль 1 занятие | Путешествие в волшебный мир театра. | Закрепить знания детей о театре. | ||
2 занятие | Театр фигурок, резиновых игрушек | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности | ||
3 занятие | Магнитный Театр. Театр кукол-оригами | Ощутить себя «творцами» кукол, изготовление кукол-оригами для театра | ||
4 занятие | Фантастическое путешествие Спортивно-театрализованный праздник | Прививать навыки здорового образа жизни; воспитывать выносливость, смекалку, ловкость; тренировать внимание и музыкальную память | ||
Март 1 занятие | Театр масок | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности | ||
2 занятие | Сказки А.С. Пушкина | Продолжать знакомить детей с произведениями А.С.Пушкина через театрализованную деятельность | ||
3 занятие | Театральные фантазии. КВН | Расширять кругозор детей | ||
4 занятие | КВН по театрализованной деятельности для родителей | Расширять кругозор родителей по театрализованной деятельности | ||
Апрель 1 занятие | Настоящие друзья | Способствовать расширению представлений детей о театре, театральной деятельности | ||
2 занятие | Беседа о дружбе и друзьях по рассказам В.Осеевой | Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей Артикуляционная гимнастика | ||
3 занятие | От игры — до спектакля | Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству | ||
4 занятие | Водяная – Су Анасы | Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий | ||
Май 1 занятие | «В мире театра». Театрализованная викторина совместно с родителями | Продолжать развивать творческие способности детей через театрализованные игры. | ||
2 занятие | Путешествие в страну сказок | Продолжать развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ | ||
3 занятие | Экскурсия в кукольный театр | Активизировать познавательный интерес к театру, расширять кругозор детей | ||
4 занятие | Театральный калейдоскоп | Продолжать совершенствовать исполнительные умения и навыки детей в создании художественного образа средствами драматургии. |
Ожидаемые результаты
- РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
- самостоятельно отбирают или придумывает разнообразные сюжеты игр;
- придерживаются в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее;
- понимают образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки;
- в беседе о просмотренном спектакле могут высказать свою точку зрения;
- владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре;
- участвуют в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.);
- способны предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе.
- РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ:
- пересказывают и драматизирует небольшие литературные произведения;
- сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов.
- РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ:
- инсценируют игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах;
- умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Способы определения результатов обучения:
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности:
Т.С.Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Высокий уровень: 3 балла
Средний уровень: 2 балла
Низкий уровень: 1 балл
Параметры | 3 балла | 2балла | 1балл |
Основы театральной культуры | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре |
Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра | |
Речевая культура | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев | |
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета | |
Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога | |
Эмоционально-образное развитие | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения |
Музыкальное развитие | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
Основы коллективной творческойдеятельности | Проявляет инициативу,согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Список литературы
- Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям иродителям/В.Н.Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2001.– 256с.
- Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительномуискусству/А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. – М: ТЦ «Сфера», 2010. – 80с.
- Грибовской, А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред.А.А. Грибовской– М:ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
- Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников:методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Т.Н. Доронова. – М.Просвещение, 2006. – 192с.
- Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В.Дубровская. – С.-Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
- Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам/ Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко.-Москва «Просвещение», 2002 г.
- Куревина, О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьноговозраста/О.А. Куревина.- М., 2003.
- Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного,самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого/ Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова.- М.,2003.
- Ледяйкина, Е.Г., Топникова, Л.А. Праздники для современных малышей/Е.Г. Ледяйкина Е.Г., Л.А. Топникова. - Ярославль, 2002.
- Маханева, М.Д.Театральные занятия в детском саду/ М.Д. Маханева.-Москва, Творческий центр «Сфера»,2003г.
- Мирясова, В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных/ В.И. Мирясова. - М., 2000.
- Михайлова, М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы/ М.А. Михайлова.- Ярославль, 2002.
- Петрова, Т.Н., Сергеева, Е.А., Петрова, Е. С. Театрализованные игры в детском саду/ Т.Н. Петрова, Е.А. Сергеева, Е.С. Петрова. - М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности « Веселые краски »
Кружок «Веселые краски» проводится на базе старшей и подготовительной к школе группе ДОУ . Кружковой работой охвачены дети , которые имеют художественные способности и желани...
Образовательная программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности « Веселые краски »
Кружок «Веселые краски» проводится на базе старшей и подготовительной к школе группе ДОУ . Кружковой работой охвачены дети , которые имеют художественные способности и желани...

Программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности "Вдохновение"
Дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, способствующей самовыражению, самоутверждению личности ребенка. Творчество детей дошкольного...

Программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности "Вдохновение"
Дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, способствующей самовыражению, самоутверждению личности ребенка. Творчество детей дошкольного...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности театральный кружок «В гостях у сказки
старший возраст...

Программа по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Таланты без границ» (нетрадиционные технологии рисования) подготовительная группа оздоровительной направленности
Программа «Таланты без границ» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду&ra...

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно- эстетической направленности "Мир сенсорики" Возраст обучающихся: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...

