РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности театральный кружок «В гостях у сказки
рабочая программа (старшая группа) на тему

Торгашова Любовь Викторовна

старший возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki.docx436.59 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\ххх\Desktop\001.jpg

Содержание

 

1.1.

 Пояснительная записка                                                                          

1.2

Цель и задачи

1.3

Паспорт программы

1.4

Виды театрализованной деятельности

 

1.5.

Формы работы

     

1.6

График работы кружка

 

1.7

Система педагогического взаимодействия

1.8

Нормативные документы

1.9.

Содержание программы

2.0                                          

Перспективный план работы  с детьми

2.1

Работа  с родителями

2.2

 Перспективный план работы с родителями

2.3

Ожидаемые результаты

2.4

Литература:

Программа театрального кружка для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки».

Кружок «В гостях у сказки» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности дошкольников, чем занятие. Ребенок не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

На кружке внимание детей направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности воспитанников. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества дошкольников и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту детей, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ребенка.

  1. Пояснительная записка.

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а так же координировать свои функции.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Таким образом, театрализованная деятельность позволит педагогу эмоционально раскрепостить детей, снять у них зажатость, заторможенность, обучить чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование.

В составленной программе кружка «В гостях у сказки» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т. е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у детей мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

1.2.Цель кружка: развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа.

Задачи кружка:

1. Учить детей навыкам общения и коллективному творчеству.

2. Формировать общую культуру детей.

3. Побуждать интерес детей к театрально–игровой деятельности, создать необходимые условия для ее проведения.

4. Развивать эстетические способности детей.

5. Закреплять представления дошкольников об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования.

6. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.

7. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

8. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

9. Познакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.

10. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

11. Поддерживать стремление играть с музыкальными инструментами, пользоваться шумовыми музыкальными инструментами.

12. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

13. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

14. Воспитывать любовь к театру и театральной деятельности.

1.3.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа   Театральной деятельности

        «В гостях у сказки»

Основание для разработки программы

Закон  РФ  «Об образовании»

Заказчики программы

Родители

Попечительский совет

Разработчики программы

Воспитатель 1 квалификационной категории

Торгашова Любовь Викторовна

География

Г. Нижневартовск МБДОУ  ДСКВ №56  «Северяночка»

Сроки

Два года

Целевые группы

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Цель программы

Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа.

Уровень реализации

Дошкольное образование

Основные мероприятия программы

Система работы с детьми через  установку, логическую структуру занятий театральной деятельности

Система работы с родителями

Система работы с воспитателями, направленная на совершенствование знаний к театральной деятельности в условиях ДОУ

Ожидаемые результаты

- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .

- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии) .

- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность) .

- Умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

- Овладение навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

1.4. Виды театрализованной деятельности:

- Настольный театр игрушек

- Фланелеграф;

- Игры – драматизации с пальчиками;

- Импровизация;

- Игра-драматизация.

1.5. Формы работы:

- Рассказы воспитателя о театре;

- Беседы-диалоги;

- Чтение литературы;

- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям;

- Организация спектаклей;

- Оформление фотоальбома о театральной деятельности.

  1.6. ГРАФИК  РАБОТЫ  КРУЖКА                  

                                                   Дни недели

Занятия

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Старший дошкольный возраст (5 -6 лет)

17.30 – 17.55

Старший дошкольный возраст (6 -7 лет)

17.30 -18.00

2  

Консультации для педагогов ДОУ

18.00- 19.00

Работа с родителями

17.30- 18.30

1.7.Система педагогического взаимодействия

  1.  Организованное  обучение
  2. Совместная  деятельность  взрослого  и  ребенка
  3. Самостоятельная  деятельность  детей

Программа рассчитана на 2-х годичный срок обучения.

  1. Программа написана, основываясь на нормативные документы:
  1. Закон  РФ «Об образовании» ст.9, ст.14, ст.17, ст. 32, ст.51.
  2.  Концепция дошкольного образования
  3. СанПин 2.4.1. 1249-03
  4. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении
  5. Письмо МО   РФ от 14 марта 2000г. №65.23-16  «Огигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения
  6. Критерии оценки содержания и методов воспитания , и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении (программы и педагогические технологии, характер взаимодействия педагога с детьми) (Приложение к приказу №10 РФ от 22 августа 1996г. №448)
  7. Постановление  Правительства РФ от 12. 09. 08.№666 «Об утверждении  типовогоположения о дошкольных образовательных

     учреждениях»

1.9. Содержание программы

№ п.п

Возрастная группа

Количество занятий учебных

Продолжительность занятий

Неделя

Месяц

Год

1

Старшая группа

1 раз в неделю

     4

   36

        25 мин.

2.

Подготовительная группа

1 раз в неделю

     4

   36

        30 мин.

2.0. Перспективный план работы с детьми

ОКТЯБРЬ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа с детьми "Что такое театр"

Беседа-диалог. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации)

"Сочиняем сами".

Знакомство с пиктограммами.

Цели:

Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров Омской области (музыкальный, драматический, кукольный);

Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам;

Познакомить детей с иллюстрациями, фотографиями Омских театров;

Цели:

Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор; Воспитывать желание узнать новое.

(Демонстрация сказки «Пых» на фланелеграфе) .

Цели:

Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети;

Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей; Развивать связную речь детей (диалогическую) ;

Формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание, используя методику проблемно-речевых ситуаций.

(Настольный театр сказка «Кот, лиса и петух»).

Цели:

Учить детей выкладывать часть выражения лица, соответствующую эмоциональному характеру;

Учить детей определять не только свое состояние, но и состояние окружающих людей;

Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции от поступков окружающих детей.

(пантомимы «Раздумье», «Я не знаю», «Вкусные конфетки») .

НОЯБРЬ

    1неделя

     2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

Игры на развитие речевого дыхания

. Экскурсия в Д\К.

. Ритмопластика

. Какое у тебя настроение

Цели:

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

Развивать дикцию;

Учить строить диалоги;

Воспитывать терпение и выдержку;

Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Футбол», «Удивленный бегемот».

Цели:

Развивать у детей интерес к сценическому творчеству;

Активизировать познавательный интерес к театру;

Разъяснить детям выражения "зрительская культура", "театр начинается с вешалки";

Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер.

Цели:

Развивать у детей умение пользоваться жестами;

Развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность;

Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом;

Использовать методы демонстрации движений, обсуждение, поощрения, помощь (М. Глинка. "Вальс фантазия").

Цели:

Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты)

Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой; Воспитывать желание помочь товарищу;

Воспитывать чувство уверенности в себе;

(Занятие – игра «Солнышко и паровозик») .

                                                ДЕКАБРЬ.

    1 неделя

   2 неделя

  3 неделя

     4 неделя

. Игровой тренинг. Сказка «Рукавичка».

.Ритмопластика. Подготовка костюмов и реквизита к сказке «Рукавичка

 Беседа  диалог. Генеральная репетиция в костюмах

Выступление со сказкой «Рукавичка» перед родителями и детьми. Работа над фотоальбомом "В гостях у сказки

Цели:

Развивать находчивость, воображение, фантазию;

Воспитывать доброжелательность коммуникабельность

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

Развивать подражательные навыки и фантазию;

Игра "Передай позу", "Что мы делали, не скажем".

Репетиция сказки «Рукавичка».

Цели:

Отрабатывать повадки и характер животных с помощью выразительных пластических движений;

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию; Развивать творчество, воображение и фантазию.

Цели:

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы).

Познакомить с терминами: драматург, пьеса режиссер, постановка, художник, костюмер, пантомима.

Побуждать детей к активному участию в театральной игре;

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; Учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста

Цели:

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным;

Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях;

Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей, родителей и педагога).

                                                         ЯНВАРЬ

   2 неделя

   3 неделя

     4 неделя.

Игра «Зеркало».

          «В гости пальчики пришли». Обыгрывание знакомых сказок

. Сказка «Лисичка со скалочкой».

Распределение ролей в сказке «Лисичка со скалочкой». Пластические импровизации

Цели;        

Закреплять умение выполнять упражнения на дыхание. Развивать умение внимательно слушать, узнавать и называть героев сказок

Цели:

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;

Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; Познакомить с театром рук;

Воспитывать партнерские отношения между детьми;

Учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу

Цели:

Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя;

Воспитывать коммуникативные навыки общения;

Учить сочетать речь с пластическими движениями;

Побуждать участию в театральной игре

Цели:

Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа;

Выражать состояние персонажа с помощью мимики;

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

                                                     ФЕВРАЛЬ

       1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

     4 неделя.

. Выступление со сказкой «Лисичка со скалочкой».

Стендовые театрализованные игры. Фланелеграф.

Знакомство со сказкой «Смоляной бычок». Распределение ролей

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением

Цели:

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным;

Воспитывать чувство коллективного творчества

 Цели:

Учить детей внимательно слушать педагога, включаться в игру, подражать голосам животных;

Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому

Цели:

Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; Развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу;

Воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.

Цели:

Познакомить детей со сценарием постановкой сказки;

Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; Продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей;

Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение

                                                          МАРТ

     1 неделя

   2 неделя

   3 неделя

     4 неделя.

. Отработка диалогов.

 Драматизация сказки «Смоляной бычок».

 Техника речи.

Знакомство с музыкальной сказкой «Волк и семеро козлят на новый лад».

Цели:

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;

Развивать связную речь детей;

Расширять образный строй речи;

Воспитывать уверенность

Цели:

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным

Цели:

Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

Развивать речевое дыхание, тренировать выдох.

Воспитывать уверенность

Цели:

Познакомить детей с новым видом сказки – музыкальной сказкой;

Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя;

Воспитывать коммуникативные навыки общения

                                                      АПРЕЛЬ

     1 неделя

   2 неделя

   3 неделя

    4 неделя

Разучивание слов песен сказки

Мастерская актера.

Отработка диалогов

 Работа с костюмами.

Цели:

Учить детей передавать игровые действия в соответствии со стихами, песней, музыкой;

Развивать память, внимание детей;

Воспитывать дружбу, умение действовать согласованно

Цели:

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке; Развивать творчество и фантазию;

Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном

Цели:

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах;

Развивать связную речь детей;

Расширять образный строй речи;

Воспитывать уверенность.

Цели:

Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению;

Развивать самостоятельность творчество, фантазию;

Развивать эстетические чувства;

Воспитывать желание помочь товарищу;

                                                        МАЙ

      1 неделя

   2 неделя.

   3 неделя

 Репетиция.

Репетиция.

Показ сказки "Волк и семеро козлят на новый лад"

Посиделки с родителями

Цели:

Определить готовность детей к показу сказки;

Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений;

Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность

Цели:

Определить готовность детей к показу сказки;

Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений;

Показать образы животных через пластические возможности своего тела;

Развивать умение оправдывать свои действия;

Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция.

Цели:

Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену;

Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;

Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных;

Развивать воображение и веру в сценический замысел;

Поднять эмоциональный настрой детей

Цели:

Учить  детей создавать хорошее настроение не только себе ,но и окружающим гостям. Самостоятельно делать выбор в показе итогового спектакля, учить распределять роли  спокойно

2.1. Работа  с родителями

Беседа за круглым столом –«Роль семьи  в приобщении детей  к театру»

День открытых дверей (посещение занятий и режимных моментов)

Консультации

Совместная подготовка костюмов к постановкам

Совместные праздники

   2.2. Перспективный план работы с родителями

1.

октябрь

Беседа за круглым столом –«Роль семьи  в приобщении детей  к театру»

2.

ноябрь

Консультация  «Что такое театр»

До 15. 11

3.

ноябрь

Совместная организация с родителями экскурсия в ДК

До конца месяца

4.

декабрь

Оформление костюмов к сказке рукавичка

В течении месяца

5.

январь

Подготовка  костюмов к сказке Лисичка со скалочкой

До 25 01.

6.

февраль

Показ сказки  Лисичка со скалочкой

До 15 02

7.

март

Подготовка костюмов к сказке «Смоляной бычок».

 

До 16.03

8.

апрель

Работа над костюмами к сказке «Волк и семеро козлят»

В течении месяца

9.

май

Показ сказки

До 20. 04

2.3. Ожидаемые результаты:

- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .

- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии) .

- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность) .

- Умение правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

- Овладение навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

2.4. Литература:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников /т Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. – 127с.

2. Жукова Р. А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей

3-5 лет / Р. А. Жукова. - Волгоград: ИТД Корифей, 2006. – 112с.

3. Маханева М. Д. Театральные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М. : Творческий центр Сфера, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Волшебный квадратик» для детей подготовительного возраста. 2020-2021 учебный год

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетического направления (театрального кружок « В гостях у сказки»)

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетического направления (театрального кружок « В гостях у сказки»)...