Парциальная образовательная Программа "В гостях у сказки"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

Развитие речевого творчества дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_v_gostyah_u_skazki_rech_posred_teatra.docx189.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Парциальная образовательная Программа

«В гостях у сказки»

развитие речевого творчества

дошкольников

посредством театрализованной деятельности

Автор-составитель:

воспитатель высшей квалификационной категории

Мусонова О.В.

Содержание программы

I.

Целевой раздел. Пояснительная записка…………………………..

2

1.1.

Актуальность парциальной образовательной Программы…………..

3

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной Программы…………..

3

1.3.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы…………………………………………………………........

3

1.4.

Возраст детей, на которых рассчитана Программа…..........................

3

1.5.

Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной Программы…………………………………………………….

4

1.6.

Формы подведения итогов……………………………………………..

5

II.

Содержательный раздел……………………………………………...

7

2.1.

Тематическое планирование образовательной деятельности по Программе в средней группе…………………………………………….

7

2.2.

Тематическое планирование образовательной деятельности по Программе в старшей группе………………………….…………….13

III.

Организационный раздел………………………………….………

19

3.1.

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной Программы

19

3.2.

Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной Программы………………………………………………………………

19

3.3.

Время и сроки реализации парциальной образовательной Программы………………………………………………………………

20

3.4.

Организация развивающей предметно-пространственной среды…...

20

IV.

Дополнительный раздел……………………………………………...

21

4.1.

Мульти-медийная презентация парциальной образовательной Программы………………………………………………………………

21

V.

Литература……………………………………………………………..

21

VI.

Приложение……………………………………………………………

22

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Театр – это волшебный край,

в котором ребенок радуется, играя,

а в игре он познаёт мир»

С.И. Мерзлякова

1.1. Актуальность парциальной образовательной программы

       С каждым годом растёт число детей с отклонениями в речевом развитии. Страдает внешнее оформление речи: выразительность, эмоциональность и т.д. Это объясняется неуверенностью детей, которая возникает вследствие недостаточного общения, снижением общей и речевой моторики. Для развития речи необходимо создать такие условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Одним из таких условий, способствующих раскрепощению личности, является театрализованная деятельность.

       Процесс театрализованных игр довольно увлекательный и пользуется неизменной любовью у детей. Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют как герои сказок.

       Театрализованная деятельность в детском саду развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

       Выбор части программы, формируемой участниками образовательных отношений «В гостях у сказки» обусловлен тем, что развитию выразительной стороны речи, её звуковой и интонационной культуре способствует творческая деятельность в игре, в подражании, в сказках и произведениях художественной литературы.

       Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. В результате целенаправленного использования театрализованных игр во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

       Программа реализуется с учётом возраста детей.

       Программа выполнена в соответствии с ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

       Данная Программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Речевое развитие» с углублённым интегрированным решением задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

1.2. Цель и задачи парциальной образовательной Программы

Цель программы: развитие речевого творчества дошкольников в театрализованной деятельности.

Задачи Программы:

- углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.

- расширять читательский опыт.

- обеспечивать развитие умений художественно-речевой деятельности на основе сказок.

- формировать и активизировать познавательный интерес детей.

- развивать музыкальный слух.

- развивать чувство ритма и координацию движений.

- развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.

- воспитывать культуру поведения в театре.

1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации Программы

        В основу Программы заложены следующие принципы:

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

        Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках Программы стали:

- системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей в детских видах деятельности;

- гуманитарный подход, позволяющий рассматривать развитие личности ребёнка, как главную цель образовательной деятельности;

- культурологический подход, ставший основополагающим для организации культурных практик дошкольников.

1.4. Возраст детей, на которых рассчитана Программа

       Программа «В гостях у сказки» ориентирована на детей от 4 до 6 лет.

       Дети 5-го года жизни, хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы. Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображённому на картине, а также и последующие, то есть выйти за её пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.

      Дети 6-ого года жизни, уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.

       Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ-инсценировку по набору игрушек. В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развёрнутой формой высказывания. Наиболее яркой характеристикой речи детей является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

        В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

        На шестом году жизни, ребёнок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчётливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания. У ребёнка совершенствуется связная, монологическая речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной Программы

Средняя группа:

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки;

- ребёнок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве;

- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве.

Старшая группа

- ребёнок может использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- ребёнок владеет разными формами и видами театрализованной игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; может следовать социальным нормам поведения и правилам в театральной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в театрализованной деятельности, и прежде всего в актёрской игре и импровизации;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, состояния изображаемых персонажей; движения точные и скоординированные при использовании кукол кукольного театра.

1.6. Формы подведения итогов

Средняя группа

Наблюдение процесса придумывания сказки. Заполнение карты наблюдения (1 раз в квартал).

Анализ продуктов словесно-творческой деятельности ребёнка (сказок), внесение информации в карту наблюдения.

Карта наблюдения за эффективностью реализации Программы

№ 

Целевые

ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не

проявляется

1

Ребёнок имеет первоначальные представления о жанре сказки, особенностях сказки.

Имеет представления об особенностях сказки как жанра фольклора: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка.

2

Проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве, достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки

Может самостоятельно сочинить сказку, не отступая от темы, соблюдая логику изложения, используя средства выразительности: синонимическую замену, диалоги героев, описания места событий, внешнего вида героев.

3

Ребёнок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки

Умеет пользоваться схемами, моделирующими содержание и структуру будущего высказывания.

4

Обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве.

Умеет самостоятельно анализировать произведение сточки зрения содержания и художественных средств; развита фантазия и воображение, литературное творчество.

Оформление альбома детских авторских сказок.

Старшая группа

Наблюдение театрализованной деятельности ребёнка, заполнение карты наблюдения (2 раза в год – сентябрь, май).

Карта наблюдения за эффективностью реализации Программы

№ 

Целевые

ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не

проявляется

1

Построение речевого высказывания в ситуации общения

Может использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний

2

Ребёнок владеет разными формами и видами театрализованной игры

Различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

3

Выстраивает взаимоотношения со сверстниками

Может следовать социальным нормам поведения и правилам в театрализованной деятельности

4

Обладает развитым воображением

Реализуется в театрализованной деятельности, и прежде всего в актёрской игре и импровизации

5

Достаточно хорошо владеет устной речью

Может выражать свои мысли и желания, состояния изображаемых персонажей

Создание театрализованных этюдов, сказок, сценок, рассказов.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности

по Программе в средней группе

Месяц

Тема,

цель

Содержание

образовательной работы

Сентябрь

Русская народная сказка «Репка» - учить разыгрывать знакомую сказку. Учить входить в роль; произносить реплики с нужной интонацией. Развивать дикцию, воображение. Активизировать слуховое восприятие.

Н/И «Расставь по порядку»

Этюд «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

Настольный театр «Репка»

Русская народная сказка «Рукавичка»  - развивать навыки вождения кукол настольного театра. Учить произносить реплики с нужной интонацией. Развивать воображение, речь.

Загадки о животных

Этюд «Встреча»

Упражнение на дыхание «Ветерок»

Настольный театр «Рукавичка»

Стихотворение С. Маршака  «Перчатки» - развивать дикцию, речевое дыхание. Учить произносить слова героев выразительно, с нужной интонацией с помощью  мимики и жестов. Побуждать к импровизации.

Игровое упражнение «Весёлые превращения»

Этюд «Измени голос»

Инсценировка стихотворения «Перчатки»

Сказка в стихах М. Кабзона «Почему кот моется после еды» - прививать интерес к авторским художественным произведениям. Развивать правильную артикуляцию; умение подбирать слова прилагательные к существительным в единственном и множественном числе.

Чтение сказки, беседа по содержанию

Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки»

Д/И «Что необходимо для чистоты тела»

Октябрь

Русская народная сказка «Колобок» - учить разыгрывать знакомую сказку, играя куклами на фланелеграфе в соответствии с содержанием. Учить произносить реплики с нужной интонацией. Развивать дикцию, воображение. Активизировать слуховое восприятие.

Игра  «Встреча с Колобком»

Упражнения для развития дикции: «ка-ко-ку-кы-ке-ки»

Театр на фланелеграфе «Колобок»

Конструирование из геометрических фигур  «Друзья для Колобка»

Театрализованная игра «Овощной базар» - вовлечь детей в игровой сюжет. Учить взаимодействовать с партнёром сюжетной игре. Учить выражать эмоции в роли. Способствовать выразительности интонации речи.

Д/У «Я начну, а ты - продолжи!»

Артикуляционная гимнастика «Улыбочка», «Рупор»

Игра «Продавцы и покупатели»

Хороводная игра «Весёлый огород»

Русская народная сказка «Кочеток и Курочка» - приобщать детей народной традиции. Познакомить с новой  сказкой. Учить запоминать сказку; произносить реплики с нужной интонацией. Развивать дикцию, воображение.

Рассказывание сказки «Кочеток и Курочка», беседа по содержанию сказки

Артикуляционная гимнастика: «Воздушный шар», «Комарик»

Этюд «Разговор»

Игра-развлечение «Мы в театре» - развивать интерес к сценическому искусству. Совершенствовать навыки чёткого произношения. Пополнять словарный запас. Воспитывать культуру поведения в театре и на концертах.

Беседа о театре

Рассматривание театральных афиш

Упражнение на выразительность чтения детьми стихотворений из цикла А. Барто

Этюд «Отгадайте загадки»

Ноябрь

Русская народная сказка «Теремок» - познакомить с театром ложек. Обучать кукловождению в нём. Развивать дикцию, умение выразительно передавать характер персонажей.

Загадки в картинках

Игра-превращение «Кто пришёл?»

Этюд «Гости»

Игры с ложками

Театр на ложках «Теремок»

Театрализованная игра «На озере» - порадовать детей эмоционально-игровой ситуацией, вызвать желание играть. Учить выступать в ролях перед сверстниками. Побуждать к двигательной импровизации. Учить выразительно произносить стихотворный текст, действовать с воображаемыми предметами.

Игра «Поймаем рыбку»

Упражнение на развитие дикции «Ща-ща-ща – мы несём домой леща»

Сценка «Рыбаки»

Игра-хоровод «Ерши-малыши»

Немецкая сказка братьев Гримм «Заяц и ёж» - учить передавать образ, характер героев, используя выразительные средства речи действовать во время сценки согласованно; строить диалог. Упражнять в имитации движений. Вызывать желание выступать в ролях перед детьми.

Чтение сказки, беседа по содержанию

Д/И «По дорогам сказки»

П/И «Лисы, волки, зайцы и медведи» (имитация движения животных)

Упражнение по ритмопластике «Ходьба и бег»

Инсценировка сказки «Заяц и Ёж»

 Сказка в стихах К. Чуковского «Муха-Цокотуха» - учить выразительно двигаться в соответствии с художественным образом.  Побуждать к импровизации. Помочь преодолеть застенчивость. Вызывать желание принимать активное участие сценках. Развивать память; самостоятельность, инициативу.

Прослушивание фонограммы сказки

Чтение наизусть отрывков стихотворения

Д/И «1, 2, 3 - насекомое назови!»

Игра для развития мимики «Покажи героя сказки»

Этюд «Угадай героя»

Декабрь

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - учить работать с театром картинок, придумывать новый конец сказки. Развивать умение менять картинки в соответствии с действием сюжета. Способствовать развитию самостоятельности ролевого отношения. Развивать фантазию, интерес к показу сказки перед сверстниками.

Загадка

Беседа по содержанию сказки, определение характера героев сказки

Д/И «Придумаем новый конец сказки»

Этюд «Поможем дедушке и бабушке»

Театр из кубиков «Курочка Ряба»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - учить пересказывать знакомую сказку по частям. Закреплять умение передавать характер героев, используя выразительные средства речи. Развивать навыки взаимодействия, воображение.

Д/У «Угадай, что я делаю?»

Игра-импровизация «Снежинки»

Пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

П/И «Мы водили хоровод»

Рассказ Л.Толстого

«У Вари был чиж» - прививать интерес к авторским художественным произведениям. Учить пересказывать рассказ, опираясь на картинки. Развивать дикцию, силу голоса.

Чтение рассказа, беседа по содержанию

Пересказ рассказа «У Вари был чиж»

Д/У «Что за птица?»

П/И «Летает – не летает»

Сказка С. Михалкова «Три поросёнка» - учить разыгрывать знакомую сказку куклами на фланелеграфе, передавая образ, характер героев, Учить произносить реплики с нужной интонацией. Развивать дикцию, воображение. Активизировать слуховое восприятие.

Загадка про трёх поросят

Н/И «Чей дом?»

Гимнастика для язычка

Театр на фланелеграфе «Три поросёнка»

Январь

Русская народная сказка «Маша и медведь» - развивать навыки кукловождения. Учить произносить реплики с нужной интонацией. Продолжать развивать память, воображение.

Рассказывание сказки, беседа по содержанию

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Игры «Учимся играть куклами»

Чистоговорка «Ла-ла-ла – по малину в лес пошла»

Кукольный театр «Маша и медведь»

Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?» - учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Развивать память, мелкую моторику и ловкость рук. Способствовать развитию выразительности интонации речи.

Упражнение на дыхание «Крикнем громко, крикнем тихо»

Рассматривание иллюстраций к стихотворению

Упражнение по ритмопластике «Угадай, кто я?»

Пальчиковый театр «Кто как кричит»

Театрализованная игра «Зимние забавы» - создать атмосферу волшебства, сказочности. Учить детей придумывать игровые ситуации. Развивать творческое воображение.

Д/И «Что мы делали, не скажем, а что делали – покажем!»

Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Орешки»

Игра-превращение «Я тоже!»

Февраль

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - продолжать учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Учить произносить реплики с нужной интонацией; строить диалог. Продолжать развивать память, воображение.

Беседа по содержанию, повторение диалогов  героев

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Пальчиковый театр «Заюшкина избушка»

Рассказ К. Ушинского «Лиса – Патрикеевна» - учить слушать внимательно сказку; использовать при пересказе авторские обороты. Развивать выразительность речи. Способствовать умению импровизировать.

Чтение рассказа, беседа по содержанию

Игра «Зеркало»

П/И «Хитрая лиса»

Этюды: «Радость, гнев, грусть, удивление, страх, хитрость»

Пересказ сказки по частям

Сказка в стихах К.Чуковского «Федорино горе» - учить следить за развитием действий, сюжета. Развивать дикцию, речевое дыхание. Побуждать к импровизации. Вызывать желание принимать активное участие в этюдах. Воспитывать умение самостоятельность, инициативу.

Д/И «Посуда»

Чтение сказки, беседа по содержанию

Игровое упражнение «Попьём чаю»

Этюд «Угощаю!»

Март

Русская народная сказка «Три медведя» - учить детей при инсценировке произносить реплики с нужной интонацией. Развивать дикцию, воображение. Помочь преодолеть застенчивость при выполнении роли. Активизировать слуховое восприятие.

Чтение сказки, беседа по содержанию

Строительство «Мебель для трёх медведей»

Драматизация сказки (отрывок) «Медведи вернулись домой»

Рассказ Л. Воронковой «Маша – растеряша» - прививать интерес к авторским художественным произведениям. Учить отвечать на вопросы воспитателя; следить за развитием сюжета. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Чтение рассказа «Маша-растеряша», беседа по содержанию

Рассматривание набора картинок «Одежда»

 Игровое упражнение «Стираем бельё»

Этюды на развитие воображения

«Сказка о глупом мышонке» в стихах С.Маршака - учить следить за развитием действий, сюжета. Развивать дикцию, речевое дыхание. Вызывать желание брать на себя роль. Побуждать к импровизации.  Воспитывать умение самостоятельность, инициативу.

Чтение сказки, беседа по содержанию  

Игра-превращение «Узнай, кто это?»

Театр на фланелеграфе «Сказка о глупом мышонке»

Сказка В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок» - развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Учить действовать по ролям, выстраивать диалог. Воспитывать воображение.

Чтение сказки «Цыплёнок и утёнок»

П/И «Вышла курочка гулять»

Артикуляционная гимнастика «Уточка и курочка»

Этюд «Домашние птицы»

Апрель

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» - совершенствовать умение кукловождения в соответствии с развивающимся сюжетом. Отрабатывать дикцию, выразительность речи. Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности.

Чтение сказки, беседа по содержанию

Пальчиковая гимнастика «Коза»

Кукольный театр «Волк и семеро козлят»

 Белорусская народная сказка «Пых» - создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес к новому произведению. Развивать умение детей охарактеризовать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность.

Прослушивание аудиозаписи сказки «Пых», беседа по содержанию сказки

Артикуляционная гимнастика «Ёжик пыхтит»

Этюды: «Ёжик», «Бабка», «Внучка»

Потешки «Весна весна, красная…», «Солнышко-колоколнышко» - прививать интерес к русскому народному фольклору. Учить выразительно читать потешки с напевом. Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение.

Рассказывание детьми потешек

Игровое упражнение «Передай другому»

П/И «Солнышко и дождик»

Этюды: «Тепло-холодно», «Радость-грусть»

Сказка В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»? – учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Совершенствовать навыки чёткого произношения.  Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

Чтение сказки, беседа по содержанию

Упражнение по ритмопластике «Кто, есть кто?»

Инсценировка сказки «Кто сказал «Мяу»?

Май

 Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» - учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Совершенствовать навыки чёткого произношения; выразительности движений.  Способствовать объединению детей в совместной деятельности.

Чтение сказки, беседа по содержанию

П/И «Курочка-хохлатка»

Этюд «Попросим для Петушка»

Игра-превращение «Отгадай, кто это?»

Театрализованное развлечение «Все сказки в гости к нам идут!» – развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Совершенствовать исполнительские способности. Закреплять умение использовать различные виды театра. Развивать выразительность речи.

Загадки «Из какой сказки?»

Д/И «Угадай чье?»

Д/И «Закончи предложение»

Сценки «Покажем сказку»

Мониторинг

Этюды, игры, упражнения, мимика, жесты,

ритмопластика

2.2. Тематическое планирование образовательной деятельности

по Программе в старшей группе

Месяц

Тема,

цель

Содержание

образовательной работы

Сентябрь

Коммуникативная игра «Ласковые словечки» - учить взаимодействовать с партнёром; выражать эмоции. Способствовать выразительности интонации речи. Побуждать детей включаться в предложенный игровой образ.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Упражнение на речевое дыхание «Мыльные пузыри»

Чтение отрывка из сказки «Малыш и Карлсон»

Творческие задания: «Обнимашки», «Обиделись», «Поссорились», «Помирились»

Игра-ситуация «Попробуем измениться» - вовлечь в игровой сюжет. Учить входить в роль, выразительно произносить текст. Вызвать желание участвовать в игровой ситуации. Побуждать к двигательной импровизации. Развивать коммуникативные навыки.

Коммуникативная игра «Я, ты, он, она»

Коммуникативная игра «Назови ласково соседа»

Этюд: «Знакомые - не знакомые», «Радость - обида»

Украинская сказка «Колосок» - продолжать учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Развивать память, мелкую моторику и ловкость рук. Способствовать развитию выразительности интонации речи.

Упражнение на выражение эмоций «Встреча друзей»

Игра-превращение «Кто пришёл?»

Пальчиковый театр «Колосок»

Русская народная сказка «Заяц-Хваста» - развивать артистические способности, двигательную активность детей. Учить  интонационно и выразительно передавать характер и эмоциональное состояние персонажа. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение.

Пантомима «Угадайте, что я делаю»

Этюд «А вот и я!»

Инсценировка сказки (отрывок) «Встреча Зайца-Хвасты с другими зайцами»

Октябрь

Творческая игра «Что это за сказка?» - учить выстраивать диалог в игре. Развивать навыки кукловождения. Продолжать учить взаимодействовать в театрализованных играх. Воспитывать интерес к театрализованным играм, желание проявлять инициативу.

Театральная разминка «Артисты»

Пальчиковая гимнастика «Угадай героя»

Кукольный театр «Кот, петух и лиса»

Старая сказка на новый лад Л. Акатовой «Горшок-теремок» - вызывать эмоциональный отклик на сказку на новый лад. Учить понимать нравственную сторону поступков.

Чтение новой сказки «Горшок-теремок», беседа по содержанию

Игра-превращение «Насекомые»

Упражнение «Измени голос»

Старая сказка на новый лад Л. Акатовой «Горшок-теремок» - приобщать детей к драматизации. Учить интонационно и выразительно передавать характер персонажей. Способствовать развитию партнёрских отношений в игре. Воспитывать чувство коллективизма.

Этюд «Как стать рассказчиком»

Упражнения на речевое дыхание

Драматизация сказки «Горшок-теремок»

Театрализованная игра «Герои любимых сказок» - побуждать детей включаться в предложенный игровой образ. Учить проявлять инициативу в игре, предлагать свои варианты интерпретаций небольших ролей. Учить использовать мимику, жесты, интонацию для создания образа роли.

Упражнения с зеркалом «Изобрази героя»

 Игра-превращение: «Петя-Петушок», «Лиса-Патрикеевна», «Сорока-Белобока», «Мышка-Норушка» и др.

Пантомима «Кто, как передвигается»

Этюды: «Такие разные встречи»

Ноябрь

Театрализованная игра «Чтобы сказку показать – надо очень много знать!» - продолжать развивать произвольное внимание, память, наблюдательность. Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами. Воспитывать желание участвовать в театрализованных играх.

Беседа «Профессии театра: артисты, суфлёры, рассказчик»

Упражнения по ритмопластике «Пластика движений»

Чтение сказки «Кораблик» В. Сутеева

Театрализованная игра «Играем сказку» - учить передавать, характер героев, используя выразительные средства речи, движений. Развивать воображение, память, Побуждать импровизировать.

Беседа по содержанию сказки «Кораблик»

Упражнения по ритмопластике «Герои сказки»

Инсценировка сказки «Кораблик»

Сказка В. Бианки «Колобок – колючий бок» - прививать интерес к новому художественному произведению. Учить следить за развитием действий, концентрировать внимание до конца текста.

Чтение сказки «Колобок – колючий бок», беседа по содержанию

Этюд «Песенка Колобка»

Игра-превращение «Герои сказки»

Сказка В. Бианки «Колобок – колючий бок» - приобщать детей к драматизации. Развивать пантомимические навыки, выразительность речи; активность. Учить партнёрскому взаимодействию. Пополнять словарный запас. Добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли.

Д/У «Назови героев сказки»

Игра-превращение «Покажи характер героев сказки»

Драматизация сказки «Колобок - колючий бок»

Декабрь

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. Расширять «словарь» мимики и жестов. Помочь снять мышечную двигательную зажатость у детей.

Рассказывание сказки «Соломенный бычок», беседа по содержанию

П/И «Друг за другом»

Пантомимика «Покажи героя сказки»

Этюд «А мы можем - вот так!»

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки. Формировать дружеские взаимоотношения.

Упражнение «Учимся показывать мимику, жесты»

Упражнение на речевое дыхание «Эхо»

Театр теней «Соломенный бычок»

Театрализованная игра «Карусель сказок» - закреплять представление детей о малых формах народного фольклора – сказках. Совершенствовать умение детей передавать образы разных героев сказок. Воспитывать интерес к различным видам театра. Добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли.

Беседа «Сказки разные бывают»

Скороговорки

Д/И «Чьи слова?»

Этюды: «Дед», «Колобок», «Курочка Ряба», «Жучка» и др.»

Этюд «Покажи нам сказку»

Театрализованная игра «Гости» - учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки. Побуждать к образному воплощению в роли. Развивать интонационный строй речи.

Чтение венгерской сказки «Два жадных медвежонка», беседа по содержанию

Пантомимика «Покажи героя сказки»

Драматизация сказки «Два жадных медвежонка»

Январь

Театрализованная игра «Рождественские встречи» - учить слушать внимательно новую сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Пробудить желание обыгрывать сказку в пластических этюдах, проговаривать реплики героев.

Чтение русской народной сказки «Мороз и Заяц», беседа по содержанию

П/И «Заморожу!»

Этюды: «Хвастливый заяц и злой Мороз», «Холодно - жарко»

Театрализованная игра «Рождественские встречи» - продолжать развивать умение действовать куклами. Учить произносить реплики с нужной интонацией; выстраивать диалог между персонажами. Учить подчёркивать характерные особенности героев сказки. Прививать умение выразительно двигаться.

Гимнастика для язычка «Варенье», «Иголочка»

Этюды: «Хвастунишка», «Испугался»

Кукольный театр «Мороз и Заяц»

Театрализованная игра «Рождественские встречи» - продолжать учить рассказывать знакомые сказки, используя в речи слова автора. Учить вступать в ролевой диалог с партнёром, показывать при помощи интонации настроение героя.

Рассказывание детьми русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Упражнение по ритмопластике «Лиса – во всей своей красе», «Волчище – острый зубище»

Февраль

Театрализованная игра «Весёлые стихи» - тренировать чёткое произношение согласных на конце слова. Учить подбирать рифму к словам. Развивать активность.

Пантомимика «Кто к нам в гости пришёл?»

Игра на выражение эмоций «Озвучь героя»

Чистоговорки

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - продолжать развивать навыки кукловождения. Учить произносить реплики с нужной интонацией; строить диалог с партнёром. Продолжать развивать память, воображение.

Беседа по содержанию сказки

Упражнение на речевое дыхание «Комар», «Водичка»

Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»

Кукольный театр «Заюшкина избушка»

Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка» - учить рассказывать сказку по очереди, следить за развитием сюжета. Использовать в речи предлоги, прилагательные, глаголы. Воспитывать интерес к совместной деятельности; оказывать своевременную подсказку товарищу.

Совместное рассказывание сказки, беседа по содержанию

П/И «По узенькой дорожке»

Рассматривание иллюстраций по сказке

Упражнения для развития мимики: «Страх», «Радость», «Удивление»

Этюды: «Встреча волка и бабушки», «Мамочка и Красная Шапочка»

Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка» - вовлечь детей в игровой сюжет. Учить вступать в игровой диалог, вести сюжетную канву. Развивать дикцию, выразительность речи, пластику движений, характерную героям сказки.

Погружение в сказку

Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Вкусное варенье»

Инсценировка сказки «Красная Шапочка»

Март

Театрализованная игра «Народный фольклор» - приобщать к русской народной культуре. Вовлекать в фольклорное действие; побуждать к импровизации. Учить чётко проговаривать окончания слов. Развивать дикцию, выразительность речи. Вызывать эмоциональный отклик детей.

Рассматривание иллюстраций

Артикуляционная гимнастика «Иголочка»

Рассказывание детьми знакомых потешек, закличек, песенок на тему весны, солнца

Стихотворения для мамы - прививать интерес к поэтическому слову. Помочь детям придумать рифму к заданным словам. Воспитывать любовь и уважение к близкому человеку.

Игры на развитие мимики: «Радость», «Нежность», «Любовь»

Упражнение «Громко – тихо»

Чтение стихотворений «Мамочке я посвящаю»

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» - приобщать детей к народному словесному творчеству. Вовлечь в игровую нравственную ситуацию. Пробуждать воображение при помощи театра картинок; эмоциональный отклик у детей.

Коммуникативная игра «Мама, милая моя»

Игра-превращение «Покажи доброго, злого, хитрого, ласкового героя»

Д/И «Скажи наоборот»

Театр картинок по сказке

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» - пробудить интерес к разыгрыванию знакомой сказки. Учить вступать в ролевой диалог; эмоционально реагировать на музыку. Стимулировать двигательную активность.

Пальчиковая гимнастика «Капустка»

Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок»

Кукольный театр «Волк и семеро козлят»

Апрель

Театрализованная игра «Сказки из сундучка» - учить разыгрывать сценки, используя знакомые средства выразительности речи.

Беседа «Сказка для малышей»

Рисуем иллюстрации к сказке

Этюд «Характер героев»

Пантомимика «Кто ты?»

Театрализованная игра «Придумаем для сказки новый конец» - учить придумывать новый конец сказки (события). Развивать творческое воображение, выразительность речи. Совершенствовать умение действовать куклами настольного театра в соответствии с сюжетом.

Упражнение на речевое дыхание «Ветер-ветерок»

Этюд «Кто, как говорит»

Настольный театр «Сказка, придуманная детьми»

Театрализованная игра «Сочиняем сказку» (совместное творчество) – способствовать развитию желания  придумывать сказку; фантазии, воображения. Учить строить сюжетную линию на основе наводящих вопросов. Помочь подобрать героев, разных по характеру.

Д/У «Какие сказки знаем?»

Творческая деятельность «Придумываем сказку»

Этюд «Встречи героев сказки»

Театрализованная игра «Сказку сами сочиняем, а потом в неё играем» - вспомнить сказку, собственного сочинения – начало и конец. Вовлечь детей в игровой сюжет. Учить проявлять эмоции через мимику и жесты. Развивать артистические способности. Добиваться мышечной, свободы при исполнении роли.

Погружение в сказку, придуманную детьми

Пантомимика «Герои сказки»

Упражнение на речевое дыхание «Эхо»

Инсценировка сказки

Май

Театрализованная игра «По дорогам сказок» - вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию. Учить вживаться в художественный образ героя, вступать в диалог, во взаимодействие с партнёром.

Загадки «Герой - из сказки, какой?»

Д/И «Назови, кто потерял?»

Д/И «Вот и сказочки - конец!»

Выставка детских рисунков по сказкам

Театрализованное развлечение «Юные артисты» - обогащать детей яркими впечатлениями. Развивать интерес к сценическому искусству. Вызывать желание участвовать в театрализованных играх, упражнениях, этюдах, применяя полученные знания.

Н/И «Что перепутал художник?»

Этюды, упражнения, игры-превращения, пантомимика по выбору детей

Мониторинг

Этюды, игры, упражнения, игры-превращения, пантомимика

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной Программы:

- дидактический материал;

- видео, аудиоматериал;

- библиотека.

3.2. Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной Программы:

1 Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» - М.: АСТ: Астрель. 2007.- 58 с.;

2 Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду»: Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.;

3 Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель, 2009.- 411с.;

4 Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006.- 64 с.;

5 Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. - 144 с.

Интернет-ресурсы:

1. Театрализованная деятельность в ДОУ // Интернет

2. Сценарий театрализованной сказки Ах, эти зимние вечера! Самое время для сказок! // Интернет maaam.ru›detskijsad…scenarii-teatralizovanoi…

Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации программы: беседа, наблюдение, игра, чтение, театральные постановки, досуги, экскурсии, праздники, концерты с привлечением родителей, использование в сценах знакомых умений и навыков, участие в индивидуальном и коллективном поиске.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Организованная деятельность с детьми: чтение, беседа, инсценировки.

3.3. Время и сроки реализации парциальной образовательной Программы

        Реализация программы «В гостях у сказки», осуществляется в:

- НОД, (в соответствии с вариативной частью учебного плана);

- в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;

- самостоятельной деятельности детей;

- совместной деятельности с семьёй.

        Общая недельная нагрузка программы «В гостях у сказки» равна 20 минутам в средней группе, 25 минутам в старшей группе. Данная деятельность соответствует требованиям СанПиН.

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Средняя группа

        Для реализации содержания Программы была создана развивающая среда, в состав которой вошли:

- библиотека сказки (русские и белорусская народные сказки, волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных);

- игровой центр (сюжетно-ролевые игры, конструкторы, настольные игры, дидактические игры);

- театр (кукольный, би-ба-бо, теневой, пальчиковый, настольный);

- уголок сочинительства и книготворчества (бумага, клей, цветная бумага, краски, карандаши, вырезки из журналов).

Старшая группа

       В группе созданы необходимые условия для развития театрализованной деятельности. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе маску, куклу для театрализации, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

        В театральном центре: разные виды театра; фланелеграф, театр картинок, театр игрушек, вязаный театр, театр бибабо, пальчиковый театр, театр на ложках, театр на тарелочках, театр «киндер-сюрприз», театр перчаток, рисунки фигурок из пальцев, маски, костюмы, головные уборы, ширма.

        В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками, конструктором и т.д. Кукла, которой можно заплести косички и завязать банты, петрушке, зайчику, мишке и матрешке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки. Атрибуты для сюжетно ролевых игр.

        В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага, печатки, пробки.

        В учебной зоне: пеналы с ручками, карандашами, тетради, счетные палочки, цветные спички, образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам, трафареты, линейки.

       Для развития и коррекции зрительно-пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4.1. Мультимедийная презентация парциальной образовательной Программы

V. ЛИТЕРАТУРА

  1. Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учеб.-метод. Пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб., 2002. – 114 с.;
  2. Гончарова О.В., Карташова М.Г. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 128 с.;
  3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.;
  4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализ. деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 127 с.;
  5. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы  дошкольных образовательных учреждений России. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208 с.;
  6. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.;
  7. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.;
  8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2001. – 160с.;
  9. Чурилова Э.Г. Методика организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Консультация для родителей

 «Развитие речи

 детей дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности»

           Уважаемые, родители! Сегодня мы поговорим с Вами о развитии речи детей. Ведь речь - это основное средство человеческого общения, а в нашем случае правильная, грамотная речь - основной элемент фундамента будущего успешного обучения в школе. Речь не передаётся по наследству, в формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение. Очень важно, чтобы он слышал правильную, грамотную речь, наша с Вами задача, в первую очередь, дать правильный образец.

В детском саду развитие речи ведётся по следующим направлениям:
• Формирование звуковой культуры речи, т. е. умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки.
• Обогащение и активизация словарного запаса.
• Обучение рассказыванию, развитие связной речи.
• Развитие выразительности речи.
           Все эти направления тесно связаны между собой и присутствуют во всех видах деятельности детей. Но не стоит забывать, что ведущая роль в развитии и воспитании ребёнка всё-таки отдана не ДОУ, а семье. Ведь родители для детей являются образцом для подражания.

ВклюОднако, в современном мире, из-за постоянной занятости взрослых, дети очень много времени проводят за компьютером или у телевизора. В результате этого мы видим, как трудно бывает ребёнку сформулировать и озвучить порой даже самую простую мысль. Соответственно у него возникают сложности и при общении. Решить проблему можно очень просто - завести дома кукольный театр. Именно на театрализованных играх  мы и остановимся подробнее.

          Театрализованные игры с давних пор признаны педагогами действенным методом воспитания и обучения детей, а наиболее важная их роль отдается развитию речевых способностей. Принятая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко и понятно изъясняться (ведь нужно, чтоб зрителю было понятно), активизируется и расширяется словарь ребёнка (особенно при чтении старых сказок, с устаревшими словами), совершенствуется звуковая культура речи, тренируется память. Помимо этого, играя в театр, дети учатся быть эмоциональными, сопереживать героям, подражать положительным персонажам и быть непохожими на отрицательных. В них закладываются основы дружбы, ответственности, справедливости, того что мы редко встречаем в современных мультфильмах. В процессе театрализованной игры происходит сближение ребёнка с взрослым, ведь Вам совместно нужно будет подобрать сказку, обсудить героев - их характеры и действия, возможно рассмотреть изображения к сказке.

Создать дома театральный уголок очень просто:
• Можно использовать любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу - и у вас получится театр игрушек.
• Можно вырезать фигуры персонажей из раскрасок и прикрепить к ним палочки, будет театр на гапите.        

           Не забывайте, что изготавливать куклы желательно совместно с ребёнком, ведь это развивает мелкую моторику и фантазию. Если же нет желания сделать театр самостоятельно, то можно приобрести в магазине, например, пальчиковый театр (представлен куклами - головками, надевающимися на палец), или театр би-ба-бо. Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Ну а дальше, Ваша с ребёнком фантазия, и занимательный вечер Вам гарантирован. Но не забывайте, без эмоций, в прочтении сказки и в самой постановке, теряется весь смысл, ребёнку просто будет не интересно. Поэтому вооружайтесь хорошим настроением и играйте вместе с ним!        

          Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они становятся свободнее, раскрепощённые в общении. Одним из составляющих театральной деятельности служит красивая, чёткая, правильная речь. Как научиться, так говорить? В этом поможет скороговорка - быстрое произношение предложений.      

  

Игра «Скороговорки»


          Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шёпотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы (чтобы поднять хорошее настроение можно произносить скороговорку, засунув в рот орешки, чупа-чупс и т.д.)
1. Купила бабуся бусы Марусе
2. Белые бараны били в барабаны.   

     

Беседа «Волшебные средства понимания»

          Например, представьте, что мы попали в страну, где все люди не могут говорить, но знают слова, как бы они понимали друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища).
Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?
Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе, жестам.)
Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?
Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание, когда жалеем и др.)     

   

Для развития выразительности жестов и мимики предложите ребёнку разыграть этюды:
Покажи, как:
- вратарь ловит мяч;
- зоолог ловит бабочку;
- рыбак ловит большую рыбу;
- ребенок ловит муху;
- спящий отмахивается от комара;
- кот ловит птицу.        

А затем поиграйте с ним в игру «Пойми меня».
 Предложите ребёнку представить, что он попал в другую страну, языка которой не знает. Попросите с помощью жестов показать, как найти кафе, парк, цирк, вокзал.

Уважаемые, родители, используя игры и упражнения ежедневно, в условиях домашнего воспитания, Ваши  дети достигнут  прекрасных  результатов. Так как наши совместные усилия  помогут детям гармонично развиваться!

«В театр играем - речь развиваем»

       Дошкольный возраст - это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Театрализованная деятельность направлена на развитие у её участников не только ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Театральная деятельность -стимулирует активную речь за счёт расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

        В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

        Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребёнку потешек, стихов или сказок.

        Самыми доступными видами театра для детей среднего возраста является пальчиковый и кукольный театры.

         Пальчиковый театр - способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведёт к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребёнка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребёнка. Поэтому развитие рук помогает ему хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

        Театр картинок - этот вид театра способствует внесению разнообразия игры. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат ещё большее удовольствие.

         В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретённые детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол.

         В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мезансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

         При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребёнок становится, и актёром, и режиссёром, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребёнок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчётливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр ещё более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

        Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребёнка должны оживить кукол и дать им настроение, характер.

        Таким образом, театрализованная деятельность - это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2024/01/09/k_659d7e66d438a/user_file_659d7e68e434d_html_d72ad6ffa9f70173.jpg


Консультация для родителей

«Значение театрализованной деятельности

на развитие речи ребёнка»

        Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребёнка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребёнка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребёнка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребёнку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры- драматизации;

- игры- представления (спектакли);

- плоскостные и теневые театры.

        Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актёра должна быть более чёткой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

         В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

        Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.         Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования чёткой, грамотной речи.

        Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. Затем из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

        Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребёнку преодолеть трудности в общении.

         Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребёнка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребёнка. Развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Всё вышесказанное даёт основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

         Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи, дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

        Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребёнка в определённый период логопедической работы. Очень важно дать ребёнку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

        Неважно, какую роль исполняет ребёнок, важно, создаёт образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

        Желание получить роль какого-либо персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

         В нашем детском саду в каждой группе есть специальные мини-центры для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, теневого и других видов театра: шапочки - маски для кукольного и теневого театров.

         Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребёнка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

                    

Консультация для родителей

«Театр дома»

        Сегодня существуют самые разнообразные виды театров, где актёрами являются взрослые куклы, и даже сами дети. Выбор театров велик, а вот репертуар, как правило, составляют сказки, которые учат детей быть добрыми и справедливыми. Огромную радость детям доставляет театр. Дошкольники очень впечатлительны, поддаются эмоциональному воздействию. Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требующую от них вступить в беседу, поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями. Всё это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

        Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

        Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

        Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное - организация взрослыми разнообразной совместной с ребёнком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.).

        Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.

        Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры.

        Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка.

        В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

        Создавая домашний кукольный театр, Вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А ещё: тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил!

        Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

        Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

         Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, черты.

        Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Рекомендации:

        - читайте дома больше сказок, стихов и т. д., беседуйте по содержанию произведения, исполняйте сказки, рассказы в лицах (по ролям), будьте эмоциональными;

        - учите детей действовать предметами, игрушками через личный пример, разыгрывайте мини-спектакли на любую тему, фантазируйте;

        - помогайте себе и ребёнку в раскрытии различных образов с помощью мимики, жестов;

        - шейте костюмы своими руками, делайте маски и т. д.;

        - рисуйте с ребенком картины по прочитанным произведениям;

        - посещайте с детьми театр, цирк и т. д.;

       - закрепляйте в беседе правила поведения в театре.

Упражнения:

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как Вы сидите у телевизора и смотрите «захватывающий фильм», за шахматной доской, на рыбалке (клюёт).

Игры со скороговорками:

         Скороговорку надо отрабатывать через очень медленно, преувеличивая чёткую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Король - орёл, орёл-король.

У Сени и Сани, в сетях сом с усами…

Пальчиковые игры со словами

        Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

       «Два щенка» - кулаки правой и левой руки, поочерёдно ставятся на стол ребром щека к щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щёчку, правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.

Пантомимические этюды и упражнения

        Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как:

- мама гладит бельё утюгом;

- маляр красит;

- бабочка летает;

- зайчик скачет.

Попробуйте изобразить:

Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта.

         Большое значение для ребёнка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чём читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребёнка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребёнку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии.

       Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "от рождения до школы" и парциальной образовательной программы  "Цветные ладошки" И.А.Лыковой) (сентябрь - ок...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (Разработано на основе программ "От рождения до школы" и парциальной образовательной программы "Цветные ладошки" И.А. Лыковой 2015-2016 гг ДЕКАБРЬ...

ПРОЕКТ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Данный материал содержит программу по развитию  связной речи посредством сказок для старшей группы  детского сада. Программа обеспечивает учет уникальных возможностей старших дошкольник...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур

Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...

Парциальная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"

Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Речевое развитие» с углубленным интегрированным решением задач образовательной области «Художес...