Мастер - класс по гончарному делу.
материал

Слабунова Елена Николаевна

Наш детсуий сад имеет статус казачий. Наши педагоги знакомят дошколят с традициями, бытом, культурой донских казаков. Сейчас очень мало уделяется ознакомлению дошкольников с народно- декоративным искусством.В нашем ДОУ воспитанники знакомятся с такими донскими промыслами, как, гончарное дело, лозоплетение, семикаракорская роспись, рыбаловство. Я предлагаю  вам  окунуться в волшебный мир глины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_goncharnomu_delu.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное  Образовательное учреждение детский сад № 19 « Красная Шапочка»

Конспект мастер – класса для педагогов

« Знакомство с казачьим промыслом

Гончарное дело»

Автор : воспитатель Слабунова Е. Н.

с. Красная Поляна

2025 год

План – конспект мастер – класса

Тема: « Знакомство с казачьим промыслом « Гончарное дело»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагога в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников при знакомстве с народным казачьим промыслом « Гончарное дело»

Задачи:

  • формировать представление о народном промысле « Гончарное дело»
  • познакомить с технологическим процессом изготовления посуды из глины;
  • формировать интерес к данному виду творчества. Желание педагогов применять его в практической деятельности;
  • создать эмоционально положительную атмосферу , чувство удовлетворения от полученных  результатов совместной деятельности.

Участники мастер – класса : воспитатели ДОУ

Планируемые результаты:

  • познакомить педагогов с технологией изготовления посуды из глины;
  • повышение компетенции педагогов в организации продуктивной деятельности детей при создании изделия;
  • проявление интереса педагогов к данному виду деятельности.

Оборудование: 2 стола, гончарный круг, глина, 2 чашки с водой,  2 губки,  влажные и сухие салфетки, 2 фартука, 2 пары нарукавников.

Материал: выставочные образцы посуды из глины.

Ход работы:

Здорово ночевали, гости дорогие! Я рада приветствовать вас на своем мастер – классе. Немного о себе. Для тех, кто меня не знает, зовут меня  Слабунова Елена Николаевна. Работаю в детском саду в старшей группе

воспитателем.

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно- прикладного искусства и с различными промыслами.

Народно – прикладное творчество – это область познания. В которой можно не только показать предметы, сделанные  руками мастеров. Но и содействовать развитию навыков создания полезных и красивых вещей своими руками. Это в свою очередь способствует развитию мелкой моторики, что благоприятно сказывается на общем уровне развития каждого ребенка.

Наш детский сад осуществляет работу по ознакомлению детей с  родным донским краем и казачеством. Работая в этом направлении, педагоги уверены, что каждый ребенок, посещающий наш детский сад, будет знать о своей малой родине, ее истории, о традиционной казачьей культуре, о мастерстве умельцев, живущих и живших на Дону.

Дорогие коллеги, я хочу вас пригласить в удивительный мир волшебной глины… Действительно, глина имеет огромное значение для человека! Гончарное ремесло зародилось ещё в древние времена. Глина, обожженная на костре — первый искусственный материал, над которым была бессильна непогода и время. Сам факт появления гончарного ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями человечества как использование огня и изобретение колеса.

В процессе развития общества глиняные изделия люди научились специально отделывать и украшать, из области ремесла производство переместилось в сферу искусства. Существуют виды керамики, поражающие своей красотой и изяществом, легкостью и грациозностью. Давайте вспомним некоторые из них ( фарфор, фаянс, майолика)

Еще одна разновидность керамики – это гончарные изделия. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и были неправильной формы. Позднее встречаются сосуды правильной круглой формы, что возможно только при употреблении гончарного круга.

Точное время его изобретения неизвестно. Известно только, что в Египте он был не менее 10 тысяч лет назад.

Вначале гончарный круг был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой.

Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног. И если ранее этим ремеслом могли заниматься только мастера, то теперь работа с глиной доступна каждому. 

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно.

Конечно, в условиях детского сада сложно соревноваться с современным керамическим производством, но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло рук, и будет в своем роде настоящим произведением искусства.

В процессе работы с глиной у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность, умение преодолевать трудности в работе. Ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, учится планировать свои действия и доводить их до конца.

Работа с гончарным кругом помогает ребенку осваивать пространство, развивает его конструктивные способности, учит находить правильные соотношения частей и целого, развивает мелкую мускулатуру пальцев. Развивает творческие способности.

Ребенку предоставляется возможность для психологической разгрузки, снятия внутреннего напряжения. 

Идея работы с глиной и гончарным кругом давно занимала меня. Такая возможность появилась недавно, и я с увлечением занялась этим интересным видом творчества.

Итак, для полноценного процесса изготовления гончарного изделия, необходимо первое и главное - желание педагога, его увлеченность делом, а еще: 

рабочее место

глина

гончарный круг

специальные инструменты

Рабочее место - это стол, на котором будет размещен гончарный круг, материал и инструменты. Также необходимы: емкость с водой для смачивания рук в процессе работы, сухие и мокрые тканевые салфетки, удобная одежда, фартук с нарукавниками. 

Гончарный круг – это устройство для формирования посуды и керамических изделий, позволяющее использовать инерцию вращения для создания округлой симметричной формы.

У нас вот такой гончарный круг. Он предназначен специально для детского творчества. Этот образец работает от сети. Удобен в работе с детьми дошкольного возраста. Преимущества: его легко переносить, можно размещать в любом удобном месте, имеется переключатель скоростей.

Основным материалом для изготовления гончарных изделий служит глина. Главное условие доброкачественности массы — это её однородность и пластичность. Готовая глина должна иметь вязкую консистенцию, при разминании в руках материал не должен прилипать к пальцам. Для изготовления гончарных изделий можно использовать натуральную и полимерную глину. Натуральная глина бывает красная, белая и серая голубая, для изделий из натуральной глины требуется обжиг. Изделия из полимерной глины можно не подвергать обжигу, она самозатвердевающая 

Методика работы на детском гончарном круге.

 Технология изготовления глиняных изделий.

Включаем детский гончарный круг и берем маленький кусочек глины.

Кладем его на круг и размазываем. При этом можно просто провести палец из центра круга в сторону (вправо или на себя).

Получается такая тоненькая лепешечка. Она нужна для хорошего сцепления нашего изделия с основанием.

Теперь берем кусочек чуть больше, делаем из него шарик и прикрепляем его к нашей лепешке. Со всех сторон пальцем хорошо примазываем.

Теперь в дело вступает вода. Вода — это смазка, которая не дает глине тянуться за пальцами. Обычно новички льют очень много воды, и она скапливается в поддоне. Это совсем не нужно — главное, чтобы пальцы скользили по глине. Как только вы почувствовали, что смазка пропала, окуните пальцы в воду и продолжайте. А излишки воды в поддоне лучше сразу убирать поролоновой губкой.

Теперь из нашего шарика мы должны сформировать конус-морковку.

Для этого обхватываем пальцами наш комочек у основания, немного сжимаем их и поднимаем вверх. На этом этапе происходит центровка глины. Поэтому старайтесь держать руки ровно по отношению к оси круга, так чтобы не пальцы ходили за глиной, а наоборот — глина шла вслед за ними.

В итоге должен получиться хорошо отцентрованый конус. Медленно проведите палец снизу вверх, если палец нигде не подпрыгивает, то можно приступать к следующему этапу.

Следующая форма, в которую должен превратиться наш шарик — это грибок.

Нажимаем указательным пальцем в центр нашей морковки и постепенно отводим его в сторону и вниз.

Теперь палец ставим снова по центру - под углом к основанию где-то 45градусов.

Постепенно опускаем палец вниз - получается конусообразная воронка. Здесь очень важно вовремя остановиться - чтобы не было дырки в дне.

После этого палец начинает двигаться в горизонтальной плоскости, как бы по дну горшочка. Движение пальца - из центра на себя.

Обязательно нужно выровнять верхнюю кромку.

Теперь, если наш горшочек слишком разъехался в стороны, нужно его немного подсобрать. Для этого обхватываем его пальцами обеих рук со всех сторон и постепенно сжимаем. Так у нас получился полый цилиндр-стаканчик с толстыми стенками.

В следующем этапе эти стенки нужно сделать тоньше, заодно увеличив высоту горшочка. Тут участвуют два указательных пальца - один палец (левой руки) идет внутри горшочка, другой снаружи. Исходное положение снизу - при этом тот палец, что внутри, опирается на дно - таким образом, он немного выше того, что снаружи. Так они и должны идти - один немного выше другого. Слегка сдвигаем пальцы, сжимая стенку горшочка, и медленно, но, верно, двигаем их на одинаковом расстоянии друг от друга вверх. Таких движений (поднятий) можно сделать несколько, в зависимости от толщины стенки, которую мы хотим получить. После каждого подъема нужно обязательно выравнивать верхнюю кромку. Ровная кромка - залог устойчивости сосуда на гончарном круге.

В принципе, этот этап можно и пропустить, ведь у нас игрушечный горшочек, и толщина стенок у него может быть любая.

Теперь пришло время придать форму нашему горшочку. Чтобы сузить его, используем супер-кунг-фу-захват из четырех пальцев.

Натягиваем струну, прижимаем к кругу и легким движением рук — от себя — срезаем горшочек.

Теперь его осталось только снять и поставить на подставку для сушки. Снимаем с круга и оставляем для сушки. 

Уважаемые коллеги. Хочу поблагодарить вас за плодотворную работу на мастер – классе. Желаю вдохновения и творческих успехов в деле воспитания подрастающего поколения! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "В добрых делах и поступках помогает ангел-хранитель"

Мастер – класс для педагогов ДОУ«В добрых делах и поступках помогаетангел – хранитель»Воспитатель МБДОУдетский сад №63 «Машенька»Рыжих И.П....

Мастер-класс «Пословица — всем делам помощница». Педсовет в форме педагогической мастерской

В процессе обсуждения и проведения игры участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, его разнов...

Мастер-класс "Новогодние игрушки делаем вместе с детьми"

Детское рукоделие — это и отличный досуг, и инструмент всестороннего развития маленького человека.  Этот мастер-класс требует участия взрослого — значит, развлечение как минимум ...

Методическая разработка мастер - класса для родителей " Делаем театр сами - в технике оригами"

Данная  методическая разработка   направлена на работу с родителями, а  так же на  совместное   сотрудничество   родителей  с детьми  в  ...

Мастер-класс по гончарному делу

В нашем саду прошел очень интересный мастер-класс по гончарному делу. Дети были в восторге. Каждый унес свою поделку домой.Современная система дошкольного образования ставит перед нами задачу — ...

Мастер-класс воспитателя «Гончарное дело сродни волшебству»

Мастер-класс воспитателя  «Гончарное дело сродни волшебству» Цель:  Познакомить детей с гончарным ремеслом.Задачи:  1) помочь детям овладеть элементарными приемами гонч...