Проект "Ранняя профориентация"
проект (старшая группа)

Майорова Светлана Нифонтовна

Проект "Ранняя профориентация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профориентация189.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

Проект по ранней профориентации

«Играя в профессии, выбираем будущее»

C:\Users\Алексей\Desktop\1670597605_45-kartinkin-net-p-mir-professii-kartinki-instagram-59.jpg

Выполнила: воспитатель

Майорова С.Н.

г. Богородск, 2025 г.

Паспорт проекта

Название

Содержание

Тип  проекта

Практико-ориентированный проект «Играя в профессии, выбираем будущее»

Вид проекта

Коллективный

Продолжительность

Сентябрь 2024 – май 2025

Участники

Воспитанники старшей группы, родители, педагоги

Цель проекта

Создание в дошкольном учреждении условий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников,        включающую формирование позитивных установок к труду, системных представлений о труде взрослых, через организацию предметно – игровой среды, посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.

Задачи

-Создать в группе условия для развития познавательных способностей детей в процессе разработки и реализации проекта.

 -Формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

-Развивать у воспитанников эмоционально-положительное отношение к человеку труда.

-Содействовать формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком.

-Повысить методическую компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации дошкольников

Формы реализации проекта

-экскурсии и встречи с людьми разных профессий

- наблюдения

- беседы

- игра как средство знакомства с трудом взрослых – словесные, дидактические, игры с предметами, настольно – печатные, сюжетно – ролевые.

Этапы реализации проекта

- Информационно-накопительный этап: Разработать концепцию: цель и задачи предстоящей работы; изучить литературу по проектной деятельности; провести предварительную работу  и  разработать дидактические игры, конспекты занятий, игровые тренинги и т.д.

- Организационно-практический этап: В процессе реализации проектной  деятельности пользоваться методами и приемами,  разработанными на первом этапе деятельности

- Рефлексивно – обобщающий: Обогащение результатов проекта.

Пояснительная записка:

В настоящее время в системе образования России, в том числе и дошкольном образовании, происходит множество перемен. На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька общего образования, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современная действительность диктует новые требования, среди которых воспитание детей стоит на первом месте, в том числе трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Труд в данном возрасте выступает в новом качестве: он оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка. В сфере введения ФГОС ДО, возник вопрос о ранней профориентации детей, а дошкольный возраст является наиболее благоприятным.

Актуальность темы:

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения

первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий и знаний о них минимально. Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей хорошо знакомых. В основном эта деятельность должна носить информационный характер, а также включать совместное обсуждение, мечты и опыта ребенка. Чем больше умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности.

Гипотеза: Я предполагаю, что к завершению проекта воспитанники будут иметь четкие представления о различных видах профессий, проявлять интерес к разным профессиям, выражать желание, когда вырастут, стать такими же, как папа и мама, а также соблюдать элементарные правила поведения на работе.

Реализация проекта

Дата

Совместная деятельность

педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Сентябрь

2024

-Вводная беседа «Все профессии нужны, все профессии важны»

- Ознакомление с окружающим миром

«Какие бывают профессии»

- Ознакомление с художественной

литературой. Чтение стихотворения В. Маяковского «кембыть?»

-Рассматривание иллюстраций, альбомов различных профессий. Беседа«Кем мечтаешь стать»

-Встреча с работниками пожарной части.

https://nsportal.ru/sites/2025/04/04/pozharnaya-bezopasnost

https://nsportal.ru/node/7093256

-С/р. игра«Водитель».

- Игра «Кому что нужно».

- Рисунки детей на тему: «Кем я стану, когда вырасту».

-с/р игра «Отважные пожарные», «Мы пожарные», «Один дома»,

Консультация:

«Как рассказать детям о профессиях».

-Изготовление книги «Путешествие искорки»

Октябоь

2024

- Ознакомление с окружающим миром. «Профессия – продавец».

- Беседа: «Кто нас встречает за

прилавком магазина»

- Чтение рассказа Н, Кнушевицкой «Продавец».

-Творческая мастерская. Рисование

«Магазин».

- Знакомство        с профессией

«Библиотекарь», посредством экскурсии в детскую библиотеку города

https://nsportal.ru/node/6953014

- С/р. игра

«Магазин продуктов».- Игра – тренинг

«Мы с мамой

идем в магазин».

- С/р. игра

«овощной магазин».

- Д/и. «помоги разложить овощи и фрукты».

-Ремонт книг в группе «Книжкина больница»

- Рекомендации родителям

«Расскажите ребенку о

своей профессии».

- Пополнение игрового уголка

«Больница».

Ноябрь

2024

-Ознакомление с окружающим миром. «Профессия– врач».

- Экскурсия в медицинский кабинет.

- Чтение художественной литературы. В. Сутеева. «Бегемот, который боялся прививок»; К, Чуковский

«Айболит».

- Познавательная беседа:

«Специализации врачей»

- занятие по познавательному развитию на тему «Город профессий» (Профессии прошлого и будущего родного города. Профессия СИТИ-ФЕРМЕР)

https://nsportal.ru/node/7093246

- С/р. игра «Больница».

- Раскрашивание раскрасок

«Медицинские инструменты».

- С/р. игра «На приеме у

педиатра».

- Д/и. «Кому что нужно для работы».

-Пополнение среды: наглядное пособие «Профессиограмм»

Декабрь

2024

- Ознакомление с окружающим миром

«Профессия –оператор почтовой связи».

- Беседы на темы:

«Работники службы связи»; «Как попадает письмо по адресу».

-Чтение художественной литературы. С. Я. Маршак

«Ленинградский почтальон».

-Творческая мастерская. Аппликация.

Новогодние открытки.

-Знакомство с профессией экскурсовод музея

https://nsportal.ru/node/6953014

- С/р. игра

«Почта».

- Д/и. «Разрезные картинки – что нужно для почтальона».

- С/р. игра

«Приемщик посылок».

- Д/и. «Письмо Деду Морозу».

- Рекомендации родителям – посетить с

детьми почтовое

отделение связи.

Январь

2025

- Ознакомление с окружающим миром «Профессия – повар».

- Творческая мастерская. Лепка из пластилина«Вареники». Экскурсия «наши повара».

- Ознакомление с

художественной литературой. Б. Заходер «Повара». Рассматривание

картины «Обед в поле».

https://nsportal.ru/albom/2025/04/09/muzey-hleba

https://nsportal.ru/node/6941228

- Д/и. «Помощники на кухне».

- С/р. игры

«Кафе»,

«Столовая».

- Д/и. Выложи пообразцу «Пицца для друга».

-Разработка проектов и изготовление книги «Маленький кулинар»

-Создание мини музея «Хлеб всему голова»

Февраль

2025

- Ознакомление с окружающим миром. «Профессия- строитель».

- Ознакомление с художественной

литературой: чтение р.н.с «Теремок».

- Рисование «Строим дом».

- Познавательная беседа

«Строительные профессии».

-ООД  Профессии на стройке

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2025/10/21/professii-na-stroyke

- С/р. игра «Мы – строители».

- Д/и. «Кто что делает».

- Раскрашивание раскрасок

«Профессии».

- Конструирование по замыслу.

Консультация:

«Воспитываем трудолюбие в

семье».

Март

2025

- Ознакомление с окружающим миром «Профессия – воспитатель

- Беседы: «Кто и как работает в детском саду»; «Почему мне нравится ходить в детский сад

- Показ иллюстраций по теме:

«воспитатель».

- Чтение художественной литературы. А.Казалис «Поля идет в детский сад». А. Анисимова«Капитаны детского сада».

https://nsportal.ru/sites/2025/04/09/proforientatsiya

- С/р. игра «Детский сад».

- С/р. игра «Воспитатель».

- Рисование «Мы – в детском саду».

- Д/и. «Что и кому нужно для работы».

- С/р. игра «Я сегодня – воспитатель».

-Консультация:

«Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет».

-Проект и изготовление книг  «профессии мам»

Апрель

2025

- Ознакомление с окружающим миром «Профессия – сотрудник ДПС».

- Рассматривание иллюстраций, альбомов.

- Чтение художественной литературы,загадывание загадок по ПДД. Я. Пишумов «Посмотри, постовой».

- Беседа «Кто такой сотрудник ДПС».

https://nsportal.ru/sites/2025/04/24/pdd

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2025/03/28/svetik-tryohtsvetik

- С/р. игра «На посту».

- Д/и. «Угадай, какой знак».

- Просмотр мультфильма

«Азбука безопасности»

-. Рисование «Мой друг –

светофор».

- Консультация:

«Каждому ребенку по автокреслу».

-Изготовление книги «Светик – трёхцветик»

Май

2025

-Ознакомление с окружающим миром.«Профессия – военный».-

- Рассматривание иллюстраций,

альбомов о военных.

- Беседа с детьми:

«Есть такая профессия – Родину защищать». Чтение: Е. Александрова «Будущим защитникам Отечества».

- Выставка совместных поделок «Военная техника».

- Итоговое мероприятие «Когда я вырасту, я стану….», презентация детьми своих работ; создание видеоролика о проекте.

https://nsportal.ru/user/603154/page/pamyat-o-velikoy-pobede

https://nsportal.ru/node/6950146

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2025/03/31/professii-moey-semi-matvey

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2025/03/31/professii-moey-semi-lenya

- С/р. игра «Мы - юные военные».

- Д/и. «Кем я буду в армии служить».

- Конструирование

«Самолет».

- Просмотр мультфильма

«Стойкий оловянный

солдатик».

-Совместное пополнение РППС к

сюжетно – ролевым играм военной

тематики.

Полученный результат

Для учреждения и педагогов:

-организована современная игровая развивающая предметно- пространственная среда профессиональной направленности;

-собраны сборники мультипликационных фильмов и детских песен по теме проекта;

Для детей:

-сформированы разнообразные представления о мире современных профессий нашего региона, положительное отношение к разным видам труда;

выделяют структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); знают о назначении техники и материалов в

трудовой деятельности взрослых; моделируют в игре отношения между людьми разных профессий;

Для родителей:

-возможность увидеть своего ребенка в деятельности, оценить способности ребенка;

-смогут в правильном русле сформировать социальный заказ.

Заключение

Создание условий, способствующих формированию у дошкольников интереса к профессиям взрослых, позволило воспитать у них ценностное отношение к труду взрослых, его результатам, систематизировать знания о трудовом процессе. У детей улучшились внимание, память, восприятие, речь, воображение.

В результате проделанной работы можно отметить следующие результаты:

  • Расширились представления детей о труде взрослых (большинство детей называют профессии родителей, чем занимаются на работе и какую пользу приносят обществу).
  • Дети приобрели азы профессиональной деятельности: изготовили кормушку, сшили игрушку, научились печь и украшать печенье.
  • Повысилась заинтересованность родителей в совместной работе по данной теме и активность участия в мероприятиях.
  • Повысились профессиональные компетенции педагогов по ранней профориентации дошкольников.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.

Список литературы:

  1. Алябьева Е. А. Занятия, игры, беседы с детьми 5- 7 лет. «Поиграем в профессии». «ТЦ. Сфера», 2014.
  2. Потапова Т. В. «Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет». М.: «ТЦ. Сфера», 2008. – 64с.
  3. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 70с.
  4. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. М.: Гноль, 2013. – 96с.
  5. Бурмистрова Н. Н. Путешествие в мир профессий// Воспитателям ДОУ. 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Математика с элементами профориентации (Математический экспресс)

конспект занятия по математике в старшей группе на тему " Измерение "...

Математика с элементами профориентации.

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему "Четырёхугольник"....

Занятие по профориентации «Профессий много на Земле, выбирай по душе».

Цель: расширить знания учащихся о различных профессиях, формировать интерес к профессиям, развивать память, мышление, воображение, связную речь, расширять словарный запас, прививать любовь и уважение ...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»

Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...