"Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях".
картотека (младшая группа)
Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным,умным,сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.
Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.
Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 101.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях
Какого цвета?
Ребенок должен не только узнавать, но и уверенно называть 4 основных цвета. Вам понадобятся кубики красного, синего, желтого и зеленого цвета. Показывайте в достаточно быстром темпе ребенку один кубик за другим и спрашивайте: «Какого цвета кубик?» Цвета должны чередоваться.
• Игра способствует запоминанию цветов.
Послушаем специалистов
Хвалите ребенка за его успехи от всей души. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно ими довольны.
Гардероб для кукол
Вырежьте из бумаги две куклы - большую и маленькую, а также предметы их гардероба. Рассмотрите вместе с малышом, что носит каждая куколка. А теперь перемешайте все предметы одежды и вместе с ребенком распределите, какие кофточки и платьица принадлежат кукле побольше, а какие - кукле поменьше.
• Игра развивает речь, дает представление о понятиях «большой» и «маленький».
Послушаем специалистов
Вместе с ребенком повторяйте слова «большое» и «маленькое» - так он быстрее запомнит эти понятия.
Сочиняем сказку
Вырежьте из старых открыток, коробок от конфет фигурки сказочных персонажей, Дайте малышу ножницы с тупыми концами - пусть поможет вам, Наклейте фигурки на плотный картон и снова вырежьте. А теперь можно придумать сказку, в которой они будут участвовать, - получится домашний театр!
• Игра развивает воображение и мелкую моторику.
Послушаем специалистов
Чем богаче воображение у ребенка, тем легче ему будут даваться не только гуманитарные, но и точные науки.
Грустный шарик - веселый шарик
Нарисуйте фломастером рожицу на воздушном шарике. Поговорите с малышом: веселый шарик получился или грустный? Вместе с ним разрисуйте все шарики: пусть среди них будут и веселые, и грустные, и сердитые, и задумчивые, и удивленные. Для этого не обязательно быть художником - достаточно чуть менять форму бровей, глаз и рта.
• Игра развивает воображение, речь.
Послушаем специалистов
В игре можно научить ребенка чувствовать настроение других людей - это сделает его более чутким и внимательным.
Веер
В жаркий день вашему малышу пригодится бумажный веер. Его можно сделать из плотной бумаги, аккуратно сложив его гармошкой и потом расправив. Привлеките к работе ребенка. Приклейте веселые картинки или блестки - получится красиво!
• Игра развивает воображение и мелкую моторику
Послушаем специалистов
Ребенок должен понять: праздник мы можем создать сами - для этого нужны лишь фантазия и воображение.
По порядку становись!
Закрепить понятия «больше» и «меньше» можно, время от времени предлагая малышу распределять предметы по длине, ширине, объему. Например, разложить «по росту» карандаши в коробке, выстроить игрушки, найти самую большую и самую маленькую картофелину, самый высокий цветок,
• Игра дает представление о длине, ширине, объеме, развивает речь и кругозор.
Послушаем специалистов
В игре ребенок может научить делать выбор - это качество ему очень поможет в жизни. Обязательно приучайте ребенка не просто указывать на предмет, но и объяснять свой выбор.
Домик
Все дети любят играть в «домиках». Можно купить домик, а лучше сделать его самим: составить несколько стульев, накрыть сверху покрывалом, оставить место для входа... Заберитесь в «домик» вместе с ребенком, включите переносной светильник и расскажите сказку. Малыш будет слушать с восторгом!
• Игра развивает речь и воображение.
Послушаем специалистов
Покажите ребенку, что чудеса можно делать своими руками, - тогда самодельный шалаш покажется ему настоящим сказочным дворцом.
Шел козёл по лесу.
В эту подвижную игру можно играть и с одним малышом, и с целой компанией. Рассказывайте стишок, а малыш будет его инсценировать:
Шел козел по лесу, по лесу, по лесу. Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
-Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем и ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!
• Игра развивает память, речь, координацию движений и артистичность.
Послушаем специалистов
Благодаря движениям под музыку у ребенка разбиваются слухомоторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом.
Баба сеяла горох …
Вот еще одна песенка для инсценировки. В ней меняется ритм, используется много глаголов, а значит, есть возможность показать много разных действий:
Баба сеяла горох –Прыг-скок! Прыг-скок!
Обвалился потолок –Прыг-скок! Прыг-скок!
Баба шла, шла, шла –Пирожок нашла.
Села, поела –И опять пошла.
• Игра развивает память, речь, координацию движений и артистичность,
Послушаем специалистов
Сочетайте шумные игры с более спокойным времяпрепровождением: дети очень восприимчивы к рассказам, им нравится просто сидеть рядом с родителями и слушать.
Три минус один, четыре минус один…
Положите перед малышом три известных ему игрушки, рассмотрите их. А теперь отвлеките его внимание и уберите одну. Пусть малыш скажет, какая игрушка пропала. В следующий раз начните игру с четырех игрушек, потом - с пяти. Возможно, скоро ребенку не составит труда решить задачку «Пять минус два».
• Игра развивает внимательность и память.
Послушаем специалистов
Умение проявить внимание и сосредоточенность пригодится ребенку на протяжении всей жизни.
Песочный лабиринт
Летом, когда вы придете с малышом на пляж, нарисуйте на песке лабиринт. Дорожки должны быть достаточно широкими, чтобы малыш мог свободно по нему ходить. Устройте препятствия, обозначив тупики веточками, песочными холмиками. Объясните, как нужно передвигаться, почему нельзя перешагивать через «стены». А на выходе положите любимую игрушку - до нее и предстоит добраться.
• Игра развивает сообразительность и координацию движений.
Послушаем специалистов
Для того чтобы ребенок лучше запомнил понятия «направо» и «налево», придется ему помогать. Пусть он поначалу действует по вашей инструкции, а потом научится играть самостоятельно.
Волшебные звуки
Наверняка у вашего малыша есть музыкальные игрушки, а может быть, даже настоящие музыкальные инструменты. Попробуйте вместе с ним подобрать нужные музыкальные звуки или даже аккорды для того, чтобы изобразить медведя, кошку, собачку, птичку, а также папу, маму и т. д,
• Игра развивает музыкальный слух и воображение.
Послушаем специалистов
Артистические и музыкальные способности проявляются в детской игре. Уже в начальной школе они затухают, если их не развивать.
Собери картинку
Разрежьте картинку или фотографию на две части. Спрячьте одну половинку среди других картинок и предложите малышу найти ее. В следующий раз картинку разделите на три части, потом - на четыре. Приучайте ребенка считать, сколько недостающих частей он нашел: «Вот одна часть, вот вторая...»
• Игра дает представление о понятиях «часть» и «целое».
Послушаем специалистов
Объясняя ребенку правила игры, старайтесь говорить кратко и доходчиво. Вообще, для того чтобы ребенок что-то понял и запомнил, Желателен разговор, а не ваш монолог.
Новогодние сюрпризы
Все дети любят разглядывать игрушки на новогодней елочке и искать на ней или под ней подарки. Повесьте на ветки пять самодельных игрушек из бумаги (бантиков, шариков и т. д.). Скажите, что это подарки для любимой куклы. Предложите малышу найти подарки, чтобы кукле тоже было весело.
• Игра развивает заботливость и поднимает настроение.
Послушаем специалистов
Пусть празднование Нового года станет для вашего малыша одним из самых радостных воспоминаний. Постарайтесь создать в доме сказочную атмосферу - ведь больше всего на свете дети любят сказки!
Haйди ошибку
Очень важно, чтобы ребенок был внимательным, умел находить ошибки и неточности и объяснять их. Нарисуйте вместе с малышом картинку на тему «Лето»: деревья, цветочки, трава, солнышко, а с неба падают... снежинки. Таких ошибок может быть много: у зайца - лошадиный хвост, у машины - квадратные колеса, рыбы летают над цветами и т. д. Главное, чтобы ребенок понял: что-то не так - и попытался найти ошибку.
• Игра развивает внимательность и сообразительность.
Послушаем специалистов
Одно дело - читать ребенку нравоучения, и совершенно другое - обучать его в процессе игры. Сама фраза «Давай поиграем!» действует на ребенка магически.
Яблочное царство
Распределите вместе с малышом яблоки по величине (большие - средние - маленькие), разложив их в соответствующие коробки. Совершая выбор, ребенок должен обязательно проговаривать свои действия: «Большое яблоко я кладу в большую коробку».
• Игра развивает внимательность, дает представление о понятиях «большое» и «маленькое».
Послушаем специалистов
Для того чтобы заниматься с ребенком, совершенно не нужно покупать дорогие пособия. Можно использовать любые предметы из тех, что вас окружают.
По ступенькам вверх и вниз
Составьте горку из кубиков так, чтобы они образовали ступеньки. По ступенькам могут подниматься и опускаться и пальчики, и маленькие игрушки («Раз шажок, два шажок»).
• Игра развивает мелкую моторику.
Послушаем специалистов
Упражнения на развитие мелкой моторики полезны в любом возрасте. Даже если основные навыки уже имеются, их можно развивать - главное, чтобы ребенку было интересно.
Hа ступеньки становись!
А теперь на ступеньки из кубиков малыш должен расставить игрушки: на ступеньку пошире - игрушку побольше, на ступеньку поуже - игрушку поменьше. Обязательно приучайте его проговаривать каждое действие.
• Игра развивает речь, дает представление о понятиях «большое» и «маленькое».
Послушаем специалистов
Раньше во время игры вы комментировали каждое действие малыша, а теперь, когда он стал постарше, пусть делает это сам. Такое проговаривание способствует более быстрому запоминанию информации.
Дирижёр
Дирижер командует хором малышей. Когда он взмахивает «дирижерской» палочкой, дети начинают петь веселую песенку. Дирижер внезапно опускает палочку - все замолкают. Кто-нибудь обязательно ошибется - такой солист на время выбывает из игры. В роли дирижера могут по очереди побывать все дети, но первую песню они будут петь, конечно, под руководством взрослого.
• Игра развивает музыкальность и поднимает настроение.
Послушаем специалистов
Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни.
Пасхальные яички
На Пасху малыш может помочь вам расписать яйца. Скорее всего, у него получатся аляповатые матрешки или кривые колобки, но зато как вкусно и весело будет их потом есть! Покажите, как получаются «мраморные» яйца - для этого их нужно перед тем, как опустить в кипяток, обернуть разноцветными нитками. Краски растворяются, смешиваются - получаются удивительные узоры. Вот и первый урок химии.
• Занятие развивает творческие способности, умение создавать праздничную атмосферу.
Послушаем специалистов
Будьте осторожны, делая критические замечания. Если даже ваш ребенок не слишком хорошо справляется с задачей, постарайтесь все-таки похвалить его.
Домашняя геометрия
Предложите малышу найти в комнате или на улице предметы, похожие на основные геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Это могут быть крыша дома, песочница, табуретка, тарелка, яйцо и др.
• Игра развивает внимательность, способствует запоминанию геометрических фигур.
Послушаем специалистов
Если у ребенка имеются проблемы с развитием внимания, одними требованиями быть более внимательным здесь не обойтись - нужно понять причины.
Всё наоборот
Поиграйте в такую игру: вы говорите: «Большой» - ребенок возражает: «Маленький». Подобных пар много: светло - темно, бежит - идет, белый - черный, горячо - холодно, лето - зима и др.
• Игра учит ребенка употреблять антонимы.
Послушаем специалистов
Развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность.
Давай узнаем вместе!
Если ребенок задает вопрос, а вы не знаете ответа, ищите ответ вместе с ним. Если интерес ребенка связан с растительным или животным миром - подготовьтесь к экскурсиям на природу. Продумайте маршрут, на котором малыша будут ждать открытия.
• Занятия развивают любознательность и расширяют кругозор ребенка.
Послушаем специалистов
Если вы не знаете ответа на вопрос ребенка, достаньте толковый словарь или энциклопедию. Расскажите малышу, для чего нужны такие большие книги. В следующий раз он с удовольствием принесет вам словарь, чтобы узнать что-то новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание эффективной предметно – развивающей среды для детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Главное условие для полноценного развития детей – это окружающая среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредствен...

Консультация для родителей: «Музыкально — дидактические игры для детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Виды самостоятельной деятельности ребенка разнообразны. Одним из важных средств развития самостоятельной деятельности детей являются музыкально дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной ...
«Развивающие игры для детей раннего возраста в домашних условиях»
Представлены игры, в которые родители могут играть со своими детьми в домашних условиях. Это игры с водой, а также игры с предметами, которые есть у каждого дома....

Консультация для родителей: «Создание эффективной предметно – развивающей среды для детей дошкольного возраста в домашних условиях"
Развивающая среда для дошкольника дома...

Консультация для родителей: «Музыкально — дидактические игры для детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Консультация для родителей: «Музыкально — дидактические игры для детей дошкольного возраста в домашних условиях»...

Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста в домашних условиях
Нейропсихологические игры для детей дошкольного возраста в домашних условиях. Цель: активизировать умственную деятельность и речевые навыки с помощью синхронизации межполушарного воздействия мозг...



