Консультация для педагогов «Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста»
консультация

Киль Алёна Александровна

«Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx267.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 189 «Солнышко»

Консультация для воспитателей

Подготовила воспитатель:

Киль Алёна Александровна

Слайд 2. «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

В.А. Сухомлинский

Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития. По этой причине происходят существенные изменения и в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.

В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.

Слайд 3. Для начала определим, что же такое познавательно-исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность, по мнению А. И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

Слайд 4. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами. Становясь по старше-познавательное развитие для них — это уже сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения). Любой возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, который находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Характерная особенность дошкольного возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет и т.д.

Слайд 5. Дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Например, дети в старшем возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания.

Слайд 6. Изменения объектов: переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда – в воду; воды – в лед и т.п.); такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес.

Выделяют следующие виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду:

  • Слайд 7. наблюдения (исследовательская работа на участке, знакомство с повадками питомцев в уголке природы и т.д.);
  • Слайд 8. проведение опытов (проращивание семян, превращение воды в пар или лёд, свойства магнита, свойства почвы и минералов и др.);
  • коллективное решение проблемных ситуаций, занимательных задачек;
  • Слайд 9. просмотр мультфильмов или роликов познавательного содержания с последующим обсуждением;
  • Слайд 10. работа с наглядными тематическими материалами (рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, рисунков, схем);
  • Слайд 11. оформление тематических выставок;
  • сбор коллекций (например, коллекции необычных игрушек, коллекции открыток, растений и др.);
  • Слайд 12. разыгрывание фантазийных путешествий по странам и континентам, в ходе которых дошкольники узнают о традициях разных национальностей, различиях климата и способа проживания;
  • поисково-исследовательские проекты.

Слайд 13. При разработке и составлении тематического плана надо учитывать возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей. Образовательную деятельность по познавательно-исследовательской деятельности надо организовывать в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где они получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Планирование и организация работы с детьми идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

;Живая природа» (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде).

2. «Неживая природа» (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет).

3. «Человек» (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов).

Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер их действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий.

И в заключении:

В соответствии с ФГОС познавательная деятельность, является основным видом деятельности в детском саду, на ряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной и изобразительной. Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Идет формирование всех начальных ключевых компетентностей. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете "Организация совместной опытно-экспериментальной деятельности взрослого с детьми дошкольного возраста"

Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.  Потребность ребенка в новых впе...

Консультация для воспитателей "Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста"

Расширения знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста....

«Эко – акция как инновационная форма совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста в развивающем пространстве ДОУ»

Консультация «Эко – акция как инновационная форма совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста в развивающем пространстве ДОУ»...

Консультация для воспитателей "Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста.

Расширения знаний педагогов в области экспериментирования и формирований представлений о правильном его организации с детьми....

Организация совместной опытно - экспериментальной деятельности взрослого с детьми дошкольного возраста».

Важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.  Потребность ребенка в новых впе...