Гендерное воспитание дошкольников
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
В реалиях современности часто возникает вопрос, так ли необходимо какое-то особенное гендерное воспитание малышам-детсадовцам. Есть ли в этом насущная необходимость для детей? И вообще — что такое «гендер», что такое «воспитание с учётом гендерных ролей», как этот аспект должен реализовываться на практике? В последнее время педагоги и психологи говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены все аспекты развития личности, что подразумевает педагогическую работу с детьми, учитывающую не только их биологический пол, но и социальный — «гендер».
Значение гендерного воспитания в дошкольном возрасте
«Как Вася может играть в куклы, он же мальчик!..», «Девочки не могут быть пожарными!..», «Разве Петя девочка, у него же длинные волосы?..» Такие высказывания знакомы каждому воспитателю в детском саду и каждому родителю. Наше отношение к полу развивается очень рано. Исследования показывают, что к двум годам дети уже начинают замечать физические различия, а в возрасте трёх лет имеют сформированные представления о поведении, деятельности и т. д., которые соотносятся с полом человека.
Как выражаются учёные, «давайте договоримся о терминах». Что же такое гендер?
В переводе с английского gender обозначает «род», «пол». Но это не просто обозначение различий между девочками и мальчиками. В отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические функции человеческих особей, гендер — это «социальный пол» индивида. Он не даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется в процессе воспитания и культурного становления личности. В это понятие включается вся богатая палитра различий (в психологическом, культурном и социальном смысле) между мужчинами и женщинами. Когда женщина вынашивает ребёнка — это функция её биологического пола, а вот если звучит посыл «мальчики не плачут» или «уступи, ты же девочка» — это уже сфера гендерных стереотипов.
Основы гендерных взаимоотношений закладываются ещё в детстве.
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано. Поэтому в детском саду обязательно должно уделяться внимание гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов и психологов, так и родителей.
Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.
Гендерный подход в воспитании детей — такая тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые представления о девочках и мальчиках.
Цель гендерного подхода — формирование способности к самореализации у детей в процессе воспитания независимо от их пола, а также усвоение ими ценностей, не зависящих от социальных ролей (например, идеи равенства независимо от половой принадлежности). Важность гендерного подхода заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик».
Как реализовать гендерное воспитание в различных возрастных группах? Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Игровой подход широко используется воспитателями, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель:
- развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;
- закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;
- развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.).
В дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр.
Одной из форм воспитания, которые приобрели особую актуальность в последнее время является гендерное воспитание детей средствами одной из разновидностей игр, а именно - дидактической игры.
Подводя итоги
Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разрушаются традиционные взгляды на поведение полов. Роли мужчин и женщин нередко смешиваются, стираются границы в профессиональных сферах. Все чаще дома сидит папа, а деньги зарабатывает мама. Исходя их этого, девочки становятся агрессивными, властными, грубыми, а мальчики не могут постоять за себя, эмоционально неустойчивы и не имеют навыков культуры поведения с женским полом. Поэтому очень важно с ранних лет закладывать детям знания об особенностях своего пола. Это подразумевает повышенное требование к самим родителям, к их поведению и образу жизни. Необходимо обращать внимание на работу воспитателей в детских садах, помня, что там ребенок проводит большую часть дня.
Дидактическая игра «Скрепочка»
Полезно провести с родителями дидактическую игру «Скрепочка». Цель: показать отрицательную роль гендерных стереотипов в воспитании.
- Родителям раздают по одной обычной канцелярской скрепке из проволоки (желательно цветной). (Имейте в виду, что скрепка может сломаться в ходе игры — у вас должны быть запасные).
- Воспитатель говорит: «Жила-была девочка Скрепочка, такая же, как и у вас в руках. Скрепочка росла очень весёлой и общительной, жизнерадостной и открытой, на мир смотрела широко раскрытыми глазами и с искренней ко всем улыбкой (всем предлагается разогнуть скрепку и сделать из неё улыбку).
- Скрепочка хорошо училась, особенно проявляя интерес к точным и техническим наукам. Поэтому, когда пришло время выбирать специальность, профессию для дальнейшего обучения, у неё никаких сомнений не возникало — конструктор космических кораблей (предлагается согнуть скрепку в форме ракеты).
- Но когда она сказала о своём выборе родителям, родным, в школе — все были откровенно удивлены таким выбором и дружно начали убеждать Скрепочку, что не женское это дело (из скрепочки предлагается сделать восклицательный знак).
- Мама сказала, что её выбор — работа не для женщин, и лучше поступать в педагогический вуз. Папа убеждал, что ей будет очень трудно в той сфере, где работают мужчины, и она не сделает карьеру. Родилась девочкой, значит, у тебя должны быть соответствующие приоритеты и задачи. Бабушка настаивала, что девушка должна быть нежная, утончённая, должна заниматься домашними делами, а не космосом. Подруга посоветовала не тратить время на ерунду, а обращать больше внимания на одежду, внешность, читать журнал «Космополитен», ведь там написано, чем должны заниматься и интересоваться настоящие девушки (предлагается сделать из скрепки «обложку журнала» или рамку).
- В конце концов Скрепочка решила, что доводы родителей, подруги, других знакомых — дельные, учитывая их опыт, мудрость, и то, как они искренне, от всего сердца желают ей добра (предлагается сделать из скрепочки сердце). Скрепочка хорошо сдала экзамены и поступила в педагогический вуз. И стала Скрепочка учительницей физики. (Предлагается сделать из скрепочки указку).
- Уроки, тетради, конспекты, лабораторные… Скрепочка понимала, что учить детей — благородное дело, однако ей по ночам снились космические корабли (предлагается сделать знак бесконечности).
- И однажды Скрепочка сказала себе: «Хватит, хочу быть конструктором космических кораблей, вернуться к своей заветной мечте» (предлагается вернуть скрепочку к первоначальному состоянию).
- Вам это удалось сделать? Вот и Скрепочка не смогла. Опомнилась: «Уже поздно учиться. Надо заботиться о семье, ведь двое детей», и ещё многое другое пришло в голову. А по ночам ей продолжали сниться космические корабли».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка».
ДОКЛАД
ТЕМА: «Гендерное воспитание дошкольников через дидактические игры в условиях детского сада».
Воспитатель: Судакова
Татьяна Борисовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...

"Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"
Представлен опыт работы детского сада по полоролевому воспитанию дошкольников...
методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников
Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...

«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
