Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Есть такая профессия- Родину защищать!» Тема: « Ветеран Великой Отечественной Войны нашего поселка Бухадеев Базыр Бухадеевич »
презентация к уроку (подготовительная группа)

Рабжаева Маргарита Эрдыниевна

Проект воспитанника МБДОУ Детский сад "Ёлочка" Игумнова Данила "Есть такая профессия-Родину защищать!" ,про ветерана В.О.В. Бухадеева Базыра Бухадеевича  представленный на муниципальный конкурс проектов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_detskiy_patritotika.docx77.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУ Районное управление образования Администрации МО

«Бичурский муниципальный район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад «Ёлочка»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

  «Есть такая профессия- Родину защищать!»

Тема: « Ветеран Великой Отечественной Войны  нашего поселка

Бухадеев Базыр Бухадеевич  »

                                                                                 Подготовил : воспитанник                   старшей группы «Звездочки»

 Игумнов Данил, 6л

                                                                                  Руководитель: Воспитатель I квалификационной категории Рабжаева М.Э.

     

п.Потанино , 2025 г.

ТИП ПРОЕКТА: информационно-творческий.

Вид: краткосрочный

Проблема: слабые знания детей об истории ВОВ. Не сформированы компетентные способности о нравственности и патриотизме.

Актуальность: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями родного края формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления об истории родного края, о людях, некогда проживавших в поселке, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Цель: совершенствование нравственно-патриотических чувств у детей,  на основе создания благоприятных условий при ознакомлении детей с историей ВОВ

Задачи:

-развитие познавательного интереса к истории ВОВ;
 -Формирование любви к родному поселку, республике, на основе ознакомления с историей  родного края, людьми, его населяющими

- Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ. 
- Воспитывать любовь и чувство патриотизма к родному поселку, району, республике

Методы: 

1.Целевые прогулки к памятникам , экскурсия в музей, библиотеки
2.Экскурсии к памятным местам. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, зажжение свечей, встреча с участниками войны.
3.Чтение художественной литературы—о защитниках родной земли, Отечества, родного села, Республики.
4.Использование аудио и ИКТ для слушания музыкальных произведений о Родине, о ВОВ
5.Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий ,разнообразных репродукций и вырезок из газет об исторических фактах и событиях нашего поселка, республики.
6.Встреча с ветеранами тыла, труда и детьми войны. Участие в мероприятиях «День матери», «День победы», «День защитника Отечества».
7.Подготовка тематических выставок, посвящённые памятным датам, изготовление сувениров, коллажей, альбомов, буклетов.
Формы:

 • непосредственно образовательная деятельность;

• тематические беседы;

• презентации;

• развлечения, досуги, праздники;

• пополнение развивающей среды, выставки детских работ

Просмотр фотографий, видеоматериалов о родном крае, родном поселке
Экскурсия в  библиотеку. 

.Посещение школьного музея.
.Разучивание стихов и песен о Родине, знакомство с пословицами и поговорками о Родине, о ВОВ  

Ожидаемый результат:

 - освоение детьми доступных знаний об истории родного поселка, о ветеранах ВОВ

- умение выражать собственное мнение, анализировать.

- расширение знаний детей об известных людях родного села,  памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей, самовыражение творческих способностей детей;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков

- Этапы реализации проекта:

-подготовительный

-деятельностный

-заключительный

1этап:

1.        Познавательные занятия по ознакомлению с родным поселком,

особенностями, достопримечательностями, традициями.

2.        Беседы с детьми:

- «Где я живу»

- «Поселок мой родной »

- «О районе», «О республике»

3.        Посещение музея

4.        Рисование на темы  ВОВ, СВО  и т.д.

6.        Сюжетно - ролевые игры «Моя Родина », «Дом», «Музей»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ:

1.        Изучение истории Бурятии, района, поселка , о вкладе в ВОВ.

2.        Изготовление альбомов «Моя малая Родина», «Бурятия», «Знатные люди поселка»

3.        Пополнение центра «Диалог двух культур»

4.        Составление конспектов занятий по ознакомлению с родным краем: «Что такое Родина?», «Край родной», «Улан — Удэ - столица Бурятии», «Вклад в ВОВ».

Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ:

1.        Беседы с детьми о поселке, в котором живем, о героях — земляках —

защитниках Родины.

2.        Пешие прогулки по поселку, посещение  музея, библиотеки

3.        Сбор информации, исторических материалов о родном поселке

2этап.

Планирование работы:

АПРЕЛЬ

1 неделя.

 Рассматривание фотографий воинов ветеранов родного поселка. Беседа.

 Игра - занятие «Путешествие по родному поселку».

.Экскурсия к памятнику

 Рассматривание фотографий достопримечательностей и памятников родного поселка.

2 неделя.

Рассматривание фотографий «Мой район», беседа о нем.

НОД: Познание тема: «Все мы дружно живем на бурятской земле».

Аппликация « Флаг Бичурского района»

Прогулка. Беседа «Береза — символ России».

Рассматривание старинной русской обуви из лыка — лаптей. Чтение стихов поэтов Бурятии

3 неделя.

 Беседа о праздновании Вербного Воскресения и о вербе. Слушание песни «Солнышко».

НОД: Художественное творчество тема: «Рисование ветки вербы».

 Игры «Верба - вербочка», «Заря - зарница».

 Драматизация сказки

4 неделя.

 Беседа о празднике Светлой Пасхи, об обычае обмениваться яйцам, о значении этого действия, о праздновании последнего дня недели – Красной Горки. Повторение русских народных закличек, поговорок. Слушание

праздничного Пасхального колокольного звона.

НОД: Художественное творчество тема: «Роспись пасхальных яиц».

Игры с яйцами

Знакомство с пасхальными песнями. Рассматривание старинных русских украшений.

МАЙ

1 неделя.

Прогулка  к памятнику погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Рассказ о празднике Великой Победы.

 НОД: Познание тема: «Беседа о защитниках Родины – о детях-героях войны»

Рисование «Война в наших рисунках».

Вечер. Беседа о тех, кто защищал родной край в годы войны. 

2 неделя.

Утро. Рассматривание фотографий памятников

Участие в митинге , посвященном Дню Победы, участие в акции «Бессмертный полк»  

НОД: Художественное творчество аппликация «Праздничный салют».

Рассматривание фотографий «Военная техника России», ветеранов ВОВ Бурятии, родного поселка.

3 неделя.

 Беседа о земляках- участниках СВО. Экскурсия в музей, в сельский клуб.

НОД: Познание тема: «Охранять природу - значит охранять Родину». Прогулка. Игры «Расходитесь»,

 Беседа о Государственной символике

4 неделя.

 Выставка предметов быта.

НОД: Итоговая беседа «Что мы знаем о войне? ».

Художественное творчество на тему: «Знаю.Помню.Горжусь»

   

  Однажды я проезжал с папой на автомобиле по поселку и увидел на Октябрьской улице , как за оградой стоит белое строение. Я спросил у папы:

 - Что это? И почему оно стоит загороженным?»                                                 Папа мне ответил, что это памятник  ветеранам Великой Отечественной войны и, что когда наступит   9 мая,   День Победы, здесь будет проходить митинг.

- А что такое митинг?- спросил я .

- Это когда соберется много человек, будут рассказывать стихи , петь песни, рассказывать о далекой войне, вспоминать о ветеранах- сказал папа

- А много человек участвовало в той войне с нашего поселка?- спросил  я

- Точного количества не могу сказать, но  это можно выяснить в библиотеке у Галины Ивановны- сказал папа

И тогда мы пошли в библиотеку и библиотекарь Галина Ивановна  рассказала  вот что:

 -Как таковых именно с поселка нет участников, так как поселок наш  молодой, он образовался в 1958 году, когда была уже закончена война. Люди приезжали в поселок Тургенево на работы , а потом уже этот поселок переехал и переименовался. А стоит сейчас стоит на том месте , где сейчас стоит поселок Потанино.

Также Галина Ивановна рассказала, что ею создана  и дополняется Книга памяти «Бессмертный полк поселка Потанино» . Там я насчитал 30 участников. И отсюда тема моего выступления  называется «Ветераны поселка Потанино». Цель моей работы : узнать о  ветеранах Великой отечественной войны, ранее проживавших в поселке Потанино

 

80  лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но раны, нанесённые войной, не забыты. Коснулась война каждого поселка, каждого города  в нашей стране, и наш поселок-  не исключение. Сейчас в год  80-летия Победы, в Год Защитника Отечества, названный президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным, когда идет Специальная военная операция, особенно нужно рассказывать об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла, рассказывать  о войне. И я решил узнать больше о жизни людей ,участвовавших в  Великой Отечественной войне. Такова уж наша жизнь. Все мы не вечны. Но так грустно, когда из жизни уходят люди, которые были свидетелями событий далекой войны- ветераны Великой отечественной войны. Ветеранов  в стране становится все меньше и меньше с каждым годом, а в нашем поселке нет теперь ни одного ветерана. Вместе с ними уходят факты, касающиеся войны 1941-1945 годов. Мы ни в коем случае не должны потерять свою историю. Это и есть  Проблема. Для решения поставленных задач я совершил

-прогулки к памятникам ,

-экскурсию в музей, библиотеки
-присутствовал на митинге, посвященном Дню Победы

-участвовал в акции «Бессмертный полк» вместе со школьниками из Потанинской школы.
- читал  художественную литературу, рассматривал иллюстрации, картины, фотографии  о защитниках Отечества

-принял участие в концерте, посвященном 80- летию Победы, где меня наградили Дипломом

- участвовал в изготовлении открыток, коллажей ко Дню Победы

Почти в  каждой семье есть свои герои, которыми мы можем гордиться, потому что они защищали нашу Родину от фашистов.  Об одном из тех 30 ветеранов из Книги Памяти поселка я хочу рассказать.

Это Базыр Бухадеевич  Бухадеев .Он родился  27 декабря 1916 года селе Хонхолой Бичурского района Республики Бурятия

Базыр Бухадеевич — подполковник в отставке, инвалид 2 группы, старший уполномоченный отдела контрразведки «Смерш» (Смерть шпионам)

В 1933 году окончил Малетинскую школу колхозной молодежи.

 В начале 30-х годов он руководил комсомольской ячейкой в родном селе Хонхолой.

В 1938–1940 годах проходил военную службу на территории Монголии.

Он участвовал в боях с японцами на Халхин-Голе..

В 1940 году был демобилизован в звании « Младший политрук запаса».

А потом он работал  заведующим отделом в редакции газеты « Буряад унэн».  

Но  грянула Великая Отечественная война. В первый же месяц он ушел на фронт и был там до победного конца.

Он служил в особом отделе НКВД Забайкальского военного округа в Чите. Так он попал в особый отдел, шифровальщиком. Только  он там  пробыл недолго. В октябре 1941 года дивизию перебросили на запад на войну. Он участвовал в боях под Москвой, Ленинградом, Мурманском, в Карелии, Норвегии.

У него имеются награды:

- орден Красной звезды

- орден Отечественной войны 2 степени

- три медали «За оборону Советского Заполярья»

- медаль «За победу над Германией»

- медаль «За безупречную службу  1 и 2 степеней»

- медаль  Г.К. Жукова

- медаль «За боевые заслуги»

День Победы Базыр Бухадеевич встретил в Северной Норвегии в городе Варангефёрд.

Великая Отечественная война для него  была второй войной в его жизни. С 1946 по 1961 год Базыр Бухадеевич продолжил свою службу в Комитете Государственной Безопасности  Бурятской АССР.

В 1947 году в составе 20 оперативных работников из Бурятии был направлен в специальную командировку в Львовскую область, где Украинская повстанческая армия боролась за провозглашение  «самостийной Украины». Она продолжалась до середины 50-х годов.

После ухода на пенсию Базыр Бухадеевич вернулся в родной совхоз, где продолжал трудиться.   Он имеет много наград от района и республики. Люди вспоминают, что Базыр Бухадеевич всегда был  тактичным в общении, очень отзывчивым, доброжелательным человеком. Умер в 2009 году. В настоящее время поселке проживает его сын Валерий  Базырович со своей супругой Анастасией Григорьевной  . Имеются 4 внука и  10  правнуков. Не так давно я  был у них в гостях, посмотрел его награды, военную форму, на которой было 22 штуки медалей  и орденов и предметы, которыми он пользовался. С дядей Валерой  посмотрели книгу о ФСБ-шниках Бурятии, семейный фотоальбом.

Изучив биографию Базыра Бухадеевича, я решил продолжать работу и изучать  биографию ветеранов. И я считаю, что мы не должны забывать о подвиге наших предков в годы Великой Отечественной войны. Только тот народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.

А сейчас я хочу прочитать стихотворение о том, что мы хотим жить под мирным небом.

СТИХ:

Я хочу, чтоб на нашей планете

никогда не печалились дети

Чтоб не плакал никто, не болел,

Только б хор наш ребячий звенел.

Чтоб навек все сердцами сроднились,

 доброте чтобы все научились.

Чтоб забыла планета Земля,

 что такое вражда и война..

Спасибо за внимание !!!

. Наши открытия (выводы)

  1. Изучив историю тыквы, мы узнали её родину, и узнали,когда тыква появилась в России.
  2. В результате исследования и проведения опытов мы узнали, что тыквы бывают разных размеров, что внутри её есть волокна и семечки, познакомились со свойствами тыквы.
  3. Из бесед с Оксаной Петровной и медицинской сестрой Розой Вячеславовной и просмотра фильмов, презентаций, узнали, что тыква богата витаминами, что из неё делают масло, лекарство, посуду, музыкальные инструменты и домики для птиц.
  4. Убедились, что тыква – это необычно вкусный и полезный продукт.
  5. Регулярное употребление блюд из тыквы защитит нас от разных болезней и даже вернёт здоровье. И пусть полезные свойства тыквы помогут вам и вашему здоровью.
  6. Из неё можно приготовить полноценный обед – от первого блюда до вкусного десерта. Её и варят, и жарят, и тушат, и запекают.
  7. Вышеперечисленная работа сподвигла нас инсценировать сказку о пользе тыквы и показать её зрителям.


Объект исследования: история ветеранов ВОВ
Предмет исследования: Великая Отечественная война в истории  моего поселка
Задачи:
- заглянуть в историю семьи военного времени.
- собрать сведения и данные о   героях войны.
-получить представление о роли семьи в Великой Отечественной войне.
Методы исследования:
- поиск и изучение семейных фотографий;

 изучение литературы и электронных источников;
- поиск, изучение и обработка архивных документов.
Гипотеза:
Я считаю, что мы не должны забывать о подвиге наших предков в годы Великой Отечественной войны. Только тот народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.
Предполагаемый конечный результат:
Пополнение  библиотечного  архива материалами военных лет, их систематизация, создание на их основе видеоролика.
Девиз:
«Горжусь своими героическими предками!»

Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят…
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут…

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» - эти слова из песни для нас, россиян, не пустой звук, не просто слова. В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших прадедов, прапрадедов  – славных защитников Родины! В семье почти у каждого из нас есть свои герои, люди, внесшие свой посильный вклад в общее дело Победы.


В нашей семье тоже есть свои герои, которыми мы гордимся, потому что они защищали нашу Родину от фашистов. Четыре года длилась великая Отечественная война. Огромные поля, где выращивался хлеб, во время боёв были изрыты траншеями, воронками, покрыты пожарищами. В руины превратились многие города и села. Неисчислимы жертвы, вызванные боями и сражениями. Самую большую тяжесть в этой страшной войне нес советский народ, принявший на себя основной удар. Защищая свою родину, солдаты и командиры сражались смело, решительно, не жалея жизни.
В годы войны из Мордовии ушло более 240 тысяч человек, из них более 130 тысяч погибли.
Эта война принесла много горя и страданий моей семье. Из нашей родни не вернулись домой с полей сражений: мой дед Маскаев Григорий Гаврилович 1903 года рождения. На войну призвали 1941 году. О дедушке я узнала из архивов на сайте «Память народа», что он служил в 12 гвардейской стрелковой дивизии. Воевал на Смоленской земле. Почти три месяца они держали оборону. С января по март 1942 года. Вот такая короткая запись из архива о моём дедушке.
Красноармеец Маскаев Григорий Гаврилович пропал без вести 30.03.1942 года в Смоленской обл., Сухиничский р-н, Брынцевский с/с, д. Брынь.

Из воспоминания ветерана войны и труда А. Борискина, участвующего в Смоленском сражении:
«Много наших полегло на Смоленщине. Особенно много погибло в конце марта начале апреля, когда началось половодье. Немцы стреляли в солдат, а укрыться негде. Овраги наполнились снеговой водой, реки разлились. В 1942-м в Угре утонуло много людей из первого эшелона, да остались лежать бойцы в Шпыревском лесу, где был пункт нашего выхода из окружения. К тому же у нас был большой обоз (около 200 саней) с ранеными и медперсоналом. Немцы их всех расстреляли...»
Смоленское сражение – одна из самых крупномасштабных оборонительно-наступательных операций армии Советского Союза против армии Германии в период Великой Отечественной войны. Несмотря на численное и техническое превосходство фашистов, солдатам все же удалось защитить Смоленск, понеся огромные человеческие потери.
Пропал без вести в 1945 году старший сын моего деда Маскаев Иван Григорьевич 1923 года рождения. В 1943 году он был жив. Он случайно встретился со своим братом, с моим отцом, на станции города Сызрань. Их эшелоны шли на фронт. Иван ехал после ранений из госпиталя на войну.
Мамин брат Буртасов Григорий Степанович пропал без вести в 1942 году. Второй брат Буртасов Николай Степанович вернется с войны домой, но вскоре умрёт от ран.
Читая надпись «пропал без вести» мне становится больно на сердце. Ведь эта надпись ничего не объясняет. Среди этих фамилий и герои, и те, кто погиб, даже не услышав выстрелов. Разные люди с разными чувствами и разным вкладом в Победу. Но все они наши, родные и близкие. Пусть даже многих мы знаем лишь по фотографии. Мой отец, Маскаев Василий Григорьевич 1925 года рождения, воевал на войне с 1943 года по 1945 год. Подробнее о нем можно прочитать на сайте:
https://ped-kopilka.ru/blogs/lyudmila-vasilevna-bitkova/-my-gordimsja-svoim-otcom-publikacija-posvjasch-naja-71-godovschine-so-dnja-pobedy-v-velikoi-otechestvenoi-voine.html
Подвиги совершались не только на поле брани. Мужчинам было тяжело на фронте, а женщинам - в тылу. Война принесла в каждый дом горе и слёзы. С фронта стали приходить похоронки. Матери оплакивали сыновей, дети – отцов, жёны – мужей, сёстры – братьев. Стон стоял на русской земле. Все сильные, молодые, здоровые мужчины ушли на фронт, защищать Отечество. В городах и сёлах остались старики, женщины и дети.
На хрупкие женские плечи легла тяжёлая, неженская работа. Солдат нужно было накормить, одеть, сделать для борьбы с врагом оружие и боеприпасы. Главное место в деревнях и сёлах заняли женщины! Они распахивали поля, сеяли зерно, убирали урожай, ухаживали за скотом, заготавливали для коров, коз и лошадей сено. Техники в деревнях было мало. Машины отправляли на фронт, а для комбайнов, тракторов и сеялок, и других механизмов не было запчастей, ни горючего. «Всё для фронта, всё – для победы!» - эти слова выражают главную суть того лихого времени!

День Победы – это праздник, который занимает самое важное место в жизни нашей семьи. Наш долг - сохранить историческую память о Великой Отечественной войне в благодарность за героический подвиг и живым, и погибшим нашим предкам - ветеранам войны и трудового фронта.
Поклонимся всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны.

Приложение 1

Анкета для родителей

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
  • воспитание любви к Родине;     
  • воспитание уважения к старшему поколению;     
  • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • знание истории своей страны;
  • другое - _______________________________________________________________
  • затрудняюсь ответить.
  1. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
  • да;
  • нет; 
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
  • прививать детям уважение  к людям своей страны;
  • познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • расширять представления о родной земле, её столице, городах;  
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
  1. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________
  1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
  • да;  
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?____________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?

3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?

4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, селу , стране?

5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, селе?

6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?

- «круглые столы» со специалистами по данной теме;

- совместные экскурсии, походы;

- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных дошкольников;

- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны, родного края, республики;

- другое.

Приложение 2. 

Рекомендации для родителей. 

«Как воспитать маленького патриота»
        Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
         Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
         Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного села
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего села.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.


МЕЖГРУППОВОЙ ПРОЕКТ

по нравственно-патриотическому

воспитанию

 

«80-летию Победы посвящается!»

 

Подготовили и провели:

Старший воспитатель Черникова Н.Г.

Воспитатели ДО «Жемчужинка»:

Демидова М.Г., Рязанова Н.А.,

Алябина Е.М., Фетхулина Р.А., Шкурина А.А.,

Кузовлева Е.И., Васильева С.В.,

Садовская С.О., Машкович Е.Г.

Дмитров, 2025 г.

Проект направлен на изучение подвига народа в войне 1941-1945гг., его славе, мужестве. В  данном проекте предусматриваются следующие виды детской деятельности:

- Чтение и заучивание стихотворений;

- Чтение художественной литературы;

- Познавательные занятия в группах;

- Продуктивная деятельность;

- Экскурсии;

- Игровая деятельность;

- Итоговое межгрупповое занятие «Слава, мужество и подвиги детей-героев ВОВ»

По степени участия в  проекте: межгрупповой

Тип проекта: познавательно-патриотический, социально-значимый

Участники проекта: Педагоги, дети старшей и подготовительной групп

Цель проекта: воспитание в детях чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный народами нашей страны.

 Задачи проекта:

• расширять знания о таких понятиях как слава, мужество, героизм, защита;

• познакомить с именами и подвигами Юных героев-защитников;

• познакомить с памятниками г. Дмитрова;

• расширять знания о городах-героях;

•воспитывать в детях гордость за историческое прошлое Родины, любовь и уважение к своему народу;

• развивать умения воспринимать и понимать содержание патриотической музыки и военной лирики; творческие способности, речь, мышление, воображение;

• ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.

Срок и этапы реализации:

I этап – сбор, анализ и подготовка представления информации (28.04.2025 г – 30.04.2025 г.).

II этап – непосредственное проведение проекта (05.05.2025 г – 12.05.2025 г);

III этап –  итоговое мероприятие военно-патриотическая игра «Зарничка» (13.05.2025 г.);

Обоснование социальной значимости и актуальности идеи

В 2025 году исполняется знаменательная дата – 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. 

Создание проекта направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и подвигам. Герои живы, пока живы их подвиги в памяти тех, кого они защищали.

 

Предполагаемые конечные результаты.

В ходе реализации проекта планируется достичь следующих результатов:

1 . Расширены знания детей о Великой Отечественной войне.

2. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, их мужеству и подвигам.

3. Продолжать формировать нравственно – патриотические качества воспитанников.

4. Реализация данного проекта предполагает обновление и обогащение старших групп методическими материалами, мультимедийными продуктами, посвященными 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Таким образом, основным результатом проекта будет являться достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа.

Каждый человек, живущий не только в этой великой стране, но и на прекрасной планете Земля, должен помнить тех, кто подарил им этот прекрасный, солнечный и мирный день. Подвиги героев по праву близки и небезразличны молодому поколению, они будут служить для нас примером стойкости, мужества, чувства великого долга перед своим народом, примером настоящего Человека.

 

Ход проекта:

 

 

Дата меропирятия

Наименование   мероприятия

5 мая 2025 г.

ПОНЕДЕЛЬНИК

НОД «Был великий День Победы»

 

Рассматривание альбома «Военная техника».

 

П/игра «Летает, плавает, ездит» - закрепить знание воздушного, наземного, водного военного транспорта, развитие слухового восприятия и быстроты реакции.

 

Чтение и заучивание стихотворений о войне.

 

Чтение художественной литературы о войне: Митяев Анатолий «Треугольное письмо».  

6 мая 2025 г.

ВТОРНИК

НОД «Что такое героизм»

 

П/игра «Самолеты» - закрепить умение действовать на сигнал.

 

Чтение художественной литературы о войне: Митяев Анатолий «Серьги для ослика»

 

Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «Слава героям», «Солнечный круг».

 

Музыкальный праздник «День Победы!»

 

7 мая 2025 г.

СРЕДА

НОД «Кто такие защитники Отечества?»

 

Чтение художественной литературы о войне: Митяев Анатолий «Почему Армия родная»

 

С/ролевая игра (пограничники, танкисты, моряки и т.п.) по желанию детей.

12 мая 2025 г.

ПОНЕДЕЛЬНИК

Посещение патриотического мини-музея «Памятники родного города».

Рассматривание «Стены Героев»

13 мая 2025 г.

ВТОРНИК

Военно-патриотическая игра «Зарничка»

 

Список использованной литературы.

1. М. Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста»,

2. Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников»,

 

3. Г. Н. Данилова «Дошкольнику – об истории и культуре России».

Познавательный проект 

 «80-летие Победы в Великой Отечественной войне»

Старший дошкольный возраст

 

Подготовила:

воспитатель 

2025 г.

 

Вид проекта: познавательный, личностно-ориентированный.

Участники проекта: воспитанники группы; педагоги; родители воспитанников.

Сроки реализации: февраль-май

«Народ, не знающий своего прошлого,  

не имеет будущего». Михаил Ломоносов

 Актуальность проекта:

Великая Отечественная война закончилась 80 лет назад. Она изменила ход мировой истории, судьбы людей и всю карту мира. Нашему народу выпала участь противостоять мощному натиску высокоорганизованного и хорошо вооружённого противника — нацистской Германии и её союзников. И мы выстояли и победили.

За Победу была заплачена самая высокая цена — цена жизни. В судьбе каждой семьи война оставила свой след.

Наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки каждый день совершали подвиг. Они шли на смерть при наступлениях на врага, уходили партизанить в леса, рыли окопы, организовывали полевые госпитали и работали в тылу. Дело находилось для каждого. И всё это приближало последний день войны. Наша задача — сохранить память о подвиге народа, который своим единством и сплочённостью, трудолюбием и самоотверженностью, но прежде всего невероятной любовью к Родине обеспечил мир, свободу и независимость новым поколениям.

Президент России Владимир Путин объявил 2025 год Годом защитника Отечества. Это решение имеет особую значимость в преддверии празднования 80-летия победы в Великой Отечественной войне.

Год защитника Отечества 2025 – это не просто календарная дата, а символ национального единства и патриотизма. Это выражение глубокой признательности тем, кто защищал и продолжает защищать суверенитет и безопасность нашей страны. Это год, который напоминает нам о важности исторической памяти и о непреходящей ценности мира, который защищают наши защитники Отечества своей мужественностью и самоотверженностью.

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. 

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29), – сказано в конвенции о правах ребенка.  

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание–одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В ФГОС ДО обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи и государства. Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становиться задачей государственной важности.

В ФОП ДО обозначено, что обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании должно проводиться доступными средствами.

Один из наиболее эффективных и доступных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. 

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного нравственно-патриотического развития ребёнка. Не случайно, признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, детского сада и социальных институтов, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверие.

Значимость проекта:

Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству, духовному возрождению. 

Цель проекта:

Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

  • Формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине и осуществлять систематичную работу по патриотическому воспитанию дошкольников;
  • Расширять и систематизировать знания детей о Великой отечественной войне;
  • Дать детям представления о задачах 2025 года – Года защитника Отечества, о выражении глубокой признательности тем, кто защищал и продолжает защищать суверенитет и безопасность нашей страны;
  • Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
  • Формировать знания о значении победы нашего народа в ВОВ и продолжать знакомить с историческими фактами военных лет;
  • Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет; — проводить работу с родителями (законными представителями), привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.

Создание условий для реализации поставленных задач:

  • создание условий для проявления инициативности у детей;
  • систематизация полученных знаний;
  • презентация полученных знаний.

Для родителей:

  • привлечь родителей к проблеме патриотического воспитания детей;
  • стимулировать творческую активность родителей через участие в акциях и мероприятиях;
  • формировать активную позицию родителей в воспитании гражданина России;
  • обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в семье.

Для педагогов:

  • педагог демонстрирует детям способы объединения со сверстниками для решения поставленных поисковых задач (обсуждать проблему, договариваться, оказывать помощь в решении поисковых задач, распределять действия, проявлять инициативу в совместном решении задач, формулировать вопросы познавательной направленности и так далее);
  • обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • создать условия предметно-развивающей среды для реализации проекта;
  • пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по проекту.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»

Предполагаемые результаты:

Дети:

  • Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
  • Расширение и систематизация знаний о Великой Отечественной войне, о праздновании Дня Победы.
  • Закрепление навыков продуктивной деятельности при изготовлении открыток, рисунков по теме.
  • Формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям.

Педагоги:

  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательных способностей;
  • Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных технологий.
  • Распространение педагогического опыта среди коллег.

Родители:

  • Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
  • Обмен опытом семейного воспитания ребенка между родителями.
  • Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей.

Основные принципы работы:

  • все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать с педагогами;
  • для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных;
  • познавательной основой большинство мероприятий является предметное содержание окружающего мира;
  • большую роль в познавательном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;
  • все объекты познания должны быть представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде);
  • познавательная активность ребенка прямо пропорциональна его реальной активности, так как ребенок познает по принципу «вижу – действую»;
  • огромную роль в развитии познавательной активности играют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни детей.

Формы работы с детьми:

  • образовательная и игровая  деятельность, 
  • беседы и тематические презентации, 
  • работа в центре патриотического воспитания (рассматривание иллюстраций и плакатов),  
  • продуктивная деятельность (создание лэпбука и праздничных открыток), слушание музыки и чтение художественной литературы

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

  • Выбор темы, постановка целей и задач; выявление первоначальных знаний детей о защитниках Отечества , о войне, о празднике Победы.
  • разработка перспективного плана;
  • ознакомление родителей воспитанников с содержанием проекта;
  • изготовление наглядного материала, подготовка к оформлению центра патриотического воспитания в группе, подбор материала для игр.

2 этап – основной (практический)

  • Реализация перспективного плана проектной деятельности.

3 этап -заключительный

  • Участие во всероссийском конкурсе рисунков «80-летие Победы в Великой Отечественной войне» 
  • Презентация продуктов проекта родителям, педагогам и воспитанникам младших групп ДОУ.

Продукты проекта

  • изготовление лэпбука «Великая Отечественная война»;
  • презентация центра патриотического воспитания в группе;
  • выставка рисунков и поделок «80-летие Победы в Великой Отечественной войне»
  • презентация опыта реализации проекта для сотрудников детского сада.

 

Перспективный план реализации основного этапа проекта:

Сроки 

Виды деятельности 

Работа с родителями

Февраль

Вводная беседа с детьми «Кто такие защитники Отечества?» .

Что мы знаем о Великой Отечественной войне?» Что хотим узнать? (на основе ответов детей планируется дальнейшая проектная деятельность)

Цель: выявление первоначальных знаний детей о защитниках Отечества, о войне, о празднике Победы.

Презентация “2025. Год защитника Отечества”

ООД «Детям – о Великой Отечественной войне»

Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.

Игровая деятельность на выбор детей и педагога (см. приложение)

Дидактические и подвижные игры  

Сюжетно-ролевые игры 

Рисование «Салют над городом»

Конструирование «Военная машина»

Цель: Сформировать представление о военной технике, сконструировать модель современной военной техники, используя конструктор LEGO.

Слушание музыки Ф. Шуберт «Военный марш», А. Пахмутова «Богатырская наша сила»

Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри.

Рассматривание эмблемы празднования 80-лети Победы В Великой Отечественной войне.
Рассказ воспитателя.
Участие в мероприятии, посвященного Дню защитника Отечества.

Индивидуальные беседы по теме проекта.
Предложить формы работы с детьми в рамках семейного воспитания: рассматривание фотографий участников ВОВ, СВО, фотографии отцов и родственников, служивших в Армии.


Создание фотоальбомов для составления рассказа ребенком о защитниках Отечества.

Папка-передвижка “2025 год Защитника Отечества”

Стендовая информация “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”

Пригласить родителей принять участие в мероприятии, посвященного Дню защитника Отечества.

Март 

ООД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».

Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам – героям.

Игровая деятельность на выбор детей и педагога (см. приложение)

Дидактические и подвижные игры  

Сюжетно-ролевые игры 

Рисование «Наша армия родная»

Слушание музыки

Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»,

Чтение произведений С.П. Алексеев «Брестская крепость».

Рассматривание плакатов «Родина-мать зовет!» 

И.М. Тоидзе, «Письмо с фронта» А. Лактионова. 

Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне; составление рассказов.

Буклет «Растим патриотов»

Предложить родителям посетить библиотеку со своим ребенком с целью ознакомления с художественной литературой о Великой Отечественной войне.

Апрель 

ООД «Земляки – фронтовики».

Цель: Познакомить детей с ветеранами ВОВ, которые проживали и проживают в нашем городе, воспитывать чувство сострадания и уважения к пожилым людям.

Оборудование: альбом «Солдаты Победы», о земляках – героях войны.

ООД «Символы Победы – ордена, медали и знамена».

Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Игровая деятельность на выбор детей и педагога (см. приложение)

Дидактические и подвижные игры  

Сюжетно-ролевые игры 

Беседа «История георгиевской ленточки». Цельпродолжать знакомить детей с символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.

Слушание музыки А. Аренский «День Победы

Чтение произведений П. Лесников «Наш флажок», А. Игебаев «День Победы», А.П. Гайдар «Поход»

С. Баруздина «Шел по улице солдат»; 

Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне; составление рассказов.

Тематическая беседа «Города-герои» материалы для беседы и рассматривания подробнее на сайте празднования 80 –летия Победы(скопировать ссылку и вставить в браузер)  https://may9.ru/our-victory/city-hero/

Цель: познакомить детей с географическим положением городов-героев на карте России, познакомить детей с героическими подвигами жителей и защитников этих городов, формировать понимание

значимости патриотического подвига всех граждан страны.

Оформление тематического стенда для родителей 

«Растим патриотов»

Предложить родителям помочь подобрать материал о боевых наградах и символах Победы для центра патриотического воспитания в группе.

Консультация «Патриотическое воспитание ребенка в семье»

Индивидуальные беседы по теме проекта.

Май 

Вечер чтения стихов, посвященных Дню Победы.

Цель: подготовить детей к празднику «День Победы», воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за народ, победивший врага.

Игровая деятельность на выбор детей и педагога (см. приложение)

Дидактические и подвижные игры  

Сюжетно-ролевые игры 

Творческая мастерская «Праздничная открытка». 

Тематическая беседа «Города воинской славы» материалы для беседы и рассматривания подробнее на сайте празднования 80 –летия Победы   https://may9.ru/our-victory/city-glory/

Цель: познакомить детей с географическим положением городов воинской славы  на карте России, познакомить детей с героическими подвигами жителей и защитников этих городов, формировать понимание

значимости патриотического подвига всех граждан страны.

ООД  «80-летие Победы в Великой Отечественной войне»

Цель: Закрепить знания детей о событиях ВОВ. Воспитывать умение выражать уважение к ветеранам, благодарность людям, отдавшим все для фронта.

Оборудование: иллюстрации с событиями ВОВ, георгиевская ленточка, фотографии по теме «изготовление георгиевской ленточки», плакат «День Победы».

Предложить принять участие в мероприятиях детского сада, посвященных празднованию Дня Победы.

Презентация центра патриотического воспитания в группе.

Предложить принять участие в выставке рисунков и поделок  детско-родительского творчества  «80-летие Победы в Великой Отечественной войне»

Заключение:  

Вывод:

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные формы работы как: образовательная и игровая  деятельность, беседы и тематические презентации, работа в центре патриотического воспитания (рассматривание иллюстраций и плакатов),  продуктивная деятельность (создание лэпбука и праздничных открыток), слушание музыки и чтение художественной литературы объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою Родину , ее историческое прошлое и  не менее героическое настоящее. 

У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. 

В ходе проведенных всех мероприятий, посвященных празднованию 80-летия   Победы в Великой Отечественной войне, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, дети-герои, города-герои и города воинской славы оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей возможно заложить основу для воспитания маленького патриота: формирования у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

 

 

Используемая методическая литература:

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 112 с.
  3. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 192 с
  4. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
  5. А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина» Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы»Москва 2010 г.
  6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028.
  7. Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ – Волгоград, 2007г.
  8. Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» выпуски разных лет сценарии праздников, конспекты занятий.

Проект «Память о войне нам  книга  оставляет».

Информационная карта проекта

  1. ПАСПОРТ  ПРОЕКТА:

 

Тема проекта: «Великая отечественная  война в  детской  литературе».

 

Авторы  проекта:Бабак М.П.,  Попова Е.А.

 

 

Участники проекта: дети,родители воспитанников, педагоги ДОУ, специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, педагог по ИЗО)

Вид проекта: инновационный, социальный, творческий, групповой, краткосрочный.

 

База  проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский  сад № 71 «Зайчик».

 

Сроки реализации проекта:

  1. февраля - 15 мая 2017 года.

2.ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА:

Противоречие:

Внастоящее время наблюдается недостаток художественного материала о ВОВ, адаптированного для детей дошкольного возраста.

Проблемные  вопросы:

  • зачем детей дошкольного возраста знакомить с событиями Великой Отечественной войны;
  • какую информацию о значении бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны и как  в доступной форме донести до сознания детей;
  • как скоординировать работу по формированию основ патриотического сознания детей дошкольного возраста, используя потенциал педагогического коллектива детского сада.

Актуальность проекта:

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Эти слова определяют необходимость воспитания патриотизма у дошкольников,  который  способствует формированию чувства уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого.

 

Цель проекта: формирование у детей знаний о  героическом  подвиге русского  народа  в Великой  Отечественной  войне  через знакомство с художественными   детскими произведениями.

Задачи проекта:

• способствовать восприятию у ребенка дошкольного возраста книги как источника знаний, эмоционального кладезя  и  фундамента для познавательного развития;

  •  воспитывать у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к  Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;

•  расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;

• развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;

• способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй облизких, показывая их фотографии;

• обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;

• организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание праздничного концерта;

• вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

 

Предполагаемый результат проекта:

  1. Сформирован интерес к художественному слову, соответствующему возрастным особенностям дошкольникам.

2. Развито уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к реликвиям (медали, грамоты и др.).
3. Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ. 
4. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
5. Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открытки и поделок. 

      6. Расширены и систематизированы знания детей о Великой Отечественной Войне.
 

Механизмы реализации цели и задач проекта:Беседы, занятия, составление рассказов, экскурсии (пешие и автобусные),физкультурный досуг,мини-выставки работ родителей и детей (открытка ветеранам), консультации для родителей.

Инновационность:  ввести ребенка дошкольного возраста в реальность военного времени через художественные произведения, перевоплощенные средствами ИКТ в игровые формы, доступные детям. (Презентации, игры, созданные мультфильмы, фото и видео зарисовки, видео жизнеописания и т.д.)

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

I этап – подготовительный.

 Сроки реализации: февраль.

Цель - создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.

Этапы проведения проекта

 

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Ответственный

 

1

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

  • разработка содержания проекта;
  • составление плана работы;
  • проведение  первоначальной  диагностики;
  • сбор и анализ методической  литературы по данной теме;
  • сбор и анализ художественной литературы по данной теме;
  • подбор музыкальных произведений, к определенным художественным   произведениям  на военную тему;
  • подготовка цикла бесед о ВОВ;
  • подбор наглядного  материала;
  • подбор  методического  обеспечения;
  • разработка СРИ «Орловы»;
  • создание мотивации.

Определено направление работы.

Распределены обязанности  между разработчиками проекта.

Обработана диагностика.

Собрана детская литература о Великой Отечественной войне.

Подготовлены беседы, музыкальные произведения,  наглядный материал, конспекты занятий.

Готовность к применению.

 

Бабак М.П.

Кибальченко Ю.Н.

 

Попова Е.А.

 

Наумова Л.А.

воспитатели

 

 

 

 

 

 

IIэтап – основной

Сроки реализации – март- апрель.

Цель –сформировать  знания  детей о Великой  Отечественной  войне.

 

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Ответственный

 

РАБОТА С ДЕТЬМИ

  • Беседы с детьми о Великой Отечественной войне с использованием стихов : С. Михалкова  «Нет войны», Н. Томилина «День победы», С. Пивоварова и др.
  •  Великая отечественная  война  глазами  художников  «Художники- живописцы о  войне», «Художники  блокадного  Ленинграда», «Боевая  графика  войны», (плакаты , карикатура, портреты), «Великая  Отечественная  война  в  скульптуре  и  архитектуре».

 

  • Музыкальная гостиная «В песни важны слова…» (история создания,прослушивание музыкальных произведений, заучивание наизусть текста песен:«Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша»,  В.Алкина «Прощание славянки» и др.).
  • Чтение  художественной литературой о войне (знакомство  и  обсуждение;  пересказ.составление рассказов, драматизация и др.)
  • Заучивание стихотворений о ВОВ наизусть. Проведение «Фестиваля победного мая» (смотр чтецов)

 

  • Просмотр  отрывок кинофильмов и мультфильмов на  военную  тематику по произведениям детских писателей;

 

  • Показ презентаций   «Ордена и медали», «Дети военных лет», «Военная хроника», «Города-Герои», «Этот славный день Победы» и т.д.

 

  • Коллективные работы на военную тематику по произведению С. Михалкова «Быль».

 

 

  • Индивидуальные беседы о войне.

 

 

  • Проведение спортивного развлечения  «Защитники Родины».

 

  • Экскурсии к памятным местам города Таганрога (монтаж детских стихов)

 

  • Изучение дидактических  игр: «Назови пословицу», «Определи род войск», «Раньше и теперь», «Защитники Отечества», «Великие люди России», «Памятные места нашего города», «Государственные символы»

 

  • Изучение подвижных игр военных лет с речетативом.

 

  • Просмотры открытых занятий.

 

  • Вечер чтения стихов, посвященных дню Победы.

 

  • Встреча  с  ветеранами  и  участниками  Великой  Отечественной  войны.

 

  • Поход  в  дом инвалидов и ветеранов ВОВ с концертом.

 

  • Участие  детей  в городских  мероприятиях  посвященных Великой  Отечественной  войне.
  • Участие в выставке рисунка в детской библиотеке им.Островского .
  • Презентация  сборника В.Г. Радаева (дедушка  воспитанницы старшей  группы Шампаровой Т.) «Стихи о  победе».
  • Выездная  экскурсия  художественного  музея «Весенний  дождь  на  серебро  похож».

 

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

 

  • Консультация для  воспитателей «Детская литература  о  Великой  Отечественной  войне».
  • Консультация «Художники о войне»

 

  • Проведение  литературной  гостиной «Никто  не  забыт, ничто  не  забыто» (чтение  стихов о  войне)

 

  • Создание презентаций  «Так начиналась война…», «Ордена и медали», «Дети военных лет», «Военная хроника», «Города-Герои», «Этот славный день Победы», «Наша армия родная», «Военная техника»

 

  • Создание  дерева  памяти (на  листочках  написаны  дата  рождения участников ВОВ, родственников воспитанников ДОУ).

 

  • Участие в городском музыкально-литературном смотре-конкурсе «Прими поклон, великая  победа».

 

  • Проведение Педагогического педсовета №3 «Этот  праздник  со  слезами  на  глазах».

 

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

 

  • Организация выездной автобусной экскурсии «Таганрог – город воинской славы» (с посещением Петрушиной балки, Самбеккских высот, городских памятников и мемориалов.
  • Сбор информации  от  каждой  семьи об  участнике  Великой  Отечественной  войны, фронтовике  или  труженике  тыла, желательно  с  приложением фотографии.
  • Информация в родительский  уголок: «Как  знакомить  детей  с  Великой  Отечественной  войной?», «Художественная литература о войне», «Памятники  нашего  города» и др.
  • Создание рисунков родителями воспитанников на тему «Я рисую мир»
  • Изготовление  поделок детьми совместно с родителями «Слава  оружию» для  пополнения  музея ДОУ  (выставка поделок)

 

  • Рассматривание иллюстраций, альбомов, наглядных и дидактических материалово ВОВ

 

  • Создание  стенгазеты «Подвигу собак в ВОВ посвящается» ( по  произведениям о войне).

 

 

 

 

Расширены и систематизированы знания детей о Великой Отечественной Войне.

Дети имеют представление о художниках.

 

 

 

 

Знают песни о войне.

 

 

 

 

Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ. 

 

Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла.

 

 

Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открытки и поделок. 

 

 

Проведена экскурсия  к памятным местам.

Дети знают новые дидактические, спортивные и сюжетно-ролевые игры.

 

 

Проведены открытые занятия.

Закреплен  навык чтения стихотворений.

Изготовлены подарки для ветеранов и инвалидов.

Сформировано уважительное  отношение к участникам войны и труженикам тыла.

 

Знакомство со стихами о победе.

 

 

 

 

 

Проведены консультации и литературная гостиная.

 

 

 

 

Созданы презентации о войне.

 

 

 

Создано дерево памяти.

 

 

 

 

 

Обогащение  знаний  педагогов  по  данной  теме.

 

 

 

Собрана информация о участниках войны.

 

 

 

 

Пополнены родительские  уголки.

 

 

Создана выставка «Я рисую мир».

Выставка «Слава оружию».

 

Открытки, альбомы.

 

Готовая  стенгазета.

 

воспитатели

 

 

 

 

Краснова Т.В.

 

 

 

 

 

Наумова Л.А.

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

воспитатели

 

 

воспитатели

 

 

 

воспитатели

 

 

 

воспитатели

 

воспитатели

 

воспитатели

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

Власенко О.Н.

Краснова Т.В., Аитова Н.Ж., Иванова Н.А.

Воспитатели средн., старш., подготов. Групп

Попова Е.А.

Попова Е.А.

 

Попова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попова Е.А.

 

Краснова Т.В.

Наумова Л.А.

 

 

воспитатели

 

 

 

 

 

педагоги

 

 

 

воспитатели

 

воспитатели

 

 

 

 

воспитатели

 

 

 

 

Воспитатели 1 мл.и 2 мл. групп

 

 

 

Воспитатели средней, старшей и подготовительной гр.

 

воспитатели

 

 

воспитатели всех возрастных  групп

родители.

 

III этап – заключительный.

Сроки реализации – апрель - май

  • Цель - вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

 

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Ответственный

 

  • Уголок  в  группе  по  военной  тематике.

 

 

  • Выставка рисунков «Я рисую мир»

 

  • Выставка поделок с родителями «Слава оружию»

 

 

 

  • Выставка детских работ «Если б не было войны…» (кружок)
  • Поход  в  дом инвалидов и ветеранов ВОВ с концертом.

 

  • Праздник «День Победы» (с приглашением ветеранов ВОВ)

 

  • Фотоколлаж «Я горжусь  своим  прадедушкой».

 

 

 

  • Проведение цикла обобщающих занятий «Этот день победы».

 

  • Составление альбома  «Победа была за нами»

 Посещение митинга, посвященного открытию памятника милиционерам, погибшим в годы ВОВ.

  • Отчет-презентация проекта.

Пополнена  предметно-развивающая  среда.

 

Приглашены все желающие на выставки.

 

 

 

 

 

 

 

Проведен праздник с участием ветеранов.

Презентация.

 

 

 

Выявлены итоги.

 

Альбом.

 

 

 

Обсуждение работы над проектом.

Воспитатели всех  групп.

 

воспитатели 1 и 2 мл.гр.

 

воспитатели

сред., старш., подгот. гр.

Краснова Т.В.

 

 

Наумова Л.А.

 

 

воспитатели подготовительной  группы.

 

воспитатели

 

Кибальченко Ю.Н., Бабак М.П.

 

воспитатели

 

 

 

 

 

 

Обеспечение:
Материально-техническое:
 
Презентации «Герои-подпольщики города  Таганрога», «Улицы, названные  в  честь героев  подпольщиков», «Так начиналась Великая Отечественная Война», «Парад Победы»; семейные фотографии военных лет, медали, памятные вещи, проектор, фотоаппарат, магнитофон, автобус для экскурсии, слайды «Великая Отечественная Война».

Учебно - методическое:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
  3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам – Учебная литература, 2008. – 160 с.
  4. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192с
  5. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
  6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Пособие. Аркти, М. 2004 г.
  7. Шорыгина Т. А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание. Книголюб, М. 2005 г.
  8. Натарова В. И. Моя страна. Практическое пособие. ТЦ «Учитель» Воронеж 2005 г.
  9. Белоусова Л. Е. Навстречу Дню Победы цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми дошкольного возраста. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург 2007 г.
  10. Богачева И.В. Мое Отечество – Россия! Система воспитания патриотизма у дошкольников и младших школьников, М. 2005 г.

 

Перспективы дальнейшего развития проекта

  1. Выполнение проекта покажет возможности и перспективы в решении проблемы  активизации работы с детьми, родителями, педагогами и социумом по патриотическому воспитанию на основе исторических фактов событий Великой Отечественной войны.

 В результате реализации проекта мы сможем собрать необходимый материал для работы с детьми в данном направлении.

2. Фото, видео материалы, наработки и другой материал будет предлагаться для обмена опытом другим детским садам города.

Пути распространения информации:

Результаты деятельности будут распространены через средства массовой информации, буклеты для родителей, через сайт детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Есть такая профессия – Родину защищать»

Цели праздника: • способствовать гармонизации детско-родительских отношений; • знакомить детей с традицией празднования Дня защитника Отечества; • закреплять знания о военных профессиях, названиях ...

Проект в рамках тематической недели «Есть такая профессия – Родину защищать» Для детей старшей группы «Мы служили в армии»

Родина, Отечество.… Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – проце...

Проект "Есть такая профессия Родину защищать" (Военные профессии)

Информационно-познавательный проект на тему "Военные профессии". Был реализован в подготовительной группе....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников на тему: «Есть такая профессия — Родину защищать»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников на тему: «Есть такая профессия — Родину защищать»...

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Тема. «Есть такая профессия – Родину защищать».

Цели занятия: знакомство детей с историей праздника, военными профессиями; воспитание любви к Родине;формирование позитивного мнения детей о воинской службе....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Есть такая профессия - Родину защищать»

Актуальность проекта:Воспитание в детях нравственно-патриотических качеств – одна из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. И эта задача должна реализовываться именно с раннего де...