Развивающая среда
методическая разработка (младшая группа)

Толстова Юлия Владимировна

Развивающая среда в группе — это пространство, которое окружает ребёнка и помогает ему развиваться, получать необходимые знания и навыки. Создание развивающей среды. В группе оборудованы различные уголки, наполнение которых зависит от задач воспитания в возрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda.docx647.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                  Приложение 1

Организация  развивающей предметно - пространственной среды.

Социально – коммуникативная развитие:

Центр ПДД

                               Описание:

Уголок ПДД  нужен для обучения детей безопасному поведению на дороге. Он включает в себя информационные материалы и развивающие элементы для игры и обучения.

 задачи, которые решает уголок ПДД:

  • Осваивание правил безопасного поведения на дороге в игровой форме. Модели светофоров, дорожных знаков, миниатюрные дороги и машинки позволяют на практике объяснять, как нужно вести себя на улице, не выходя за пределы детского сада.
  • Развитие внимания, памяти и логического мышления. Игры и задания на основе правил дорожного движения развивают у детей важные когнитивные навыки. Например, необходимость запомнить цвета светофора или отличить пешеходный знак от дорожного учит внимательности и развивает память.
  • Формирование основ ответственного отношения к своему поведению и безопасности окружающих. Занятия в уголке ПДД помогают детям понять, что их действия на дороге могут повлиять на безопасность окружающих, будь то другие пешеходы или водители.
  • Адаптация к жизни в большом городе, где дорожное движение является неотъемлемой частью. Такой уголок становится не просто образовательным, но и практическим элементом подготовки к самостоятельному передвижению по улицам.

Центр Патриотического воспитания:

Описание:

Патриотический уголок  нужен для формирования у детей любви к Родине, уважения к её культуре и истории, гордости за достижения страны. 

Некоторые задачи патриотического уголка:

  • Формирование национальной идентичности. Важно, чтобы дети с ранних лет осознавали свою принадлежность к определённой стране, её культуре и традициям.
  • Развитие уважения к культурным и историческим ценностям. Через рассказы, игры и наглядные материалы дети знакомятся с историческими событиями, героями, культурными символами и традициями.
  • Закладка основ толерантности и уважения к другим народам. Патриотическое воспитание включает знакомство с многонациональным составом государства, его культурным и языковым разнообразием.
  • Развитие чувства гордости за свою Родину. Через изучение государственных символов (флага, герба, гимна), достижений страны и её значимых событий у детей формируется уважительное отношение к своей стране и её жителям.

Патриотический уголок развивает у детей:

  • интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны; 
  • понимание красоты языка, русской 

Центр игровой активности.

(центр сюжетно-ролевых игр)

Описание:

Уголок сюжетно-ролевых игр  развивает игровые умения и обогащает социально-игровой опыт детей.

Вот некоторые аспекты, которые развиваются в процессе игр:

  • Воображение. Дети ведут себя творчески, актуализируя своё воображение.
  • Память. Дети вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их.
  • Умственные процессы. Дети апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем.
  • Математические представления. В игре ребёнок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей.
  • Разговорные навыки. Дети совершенствуют разговорные навыки, что важно для мышления и способности обмениваться информацией.
  • Навыки социального поведения. Дети учатся общаться как со сверстниками, так и с взрослыми, выходить из конфликтных ситуаций.
  • Морально-нравственные качества. Формируются отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь.

Уголок сюжетно-ролевых игр нужен для подготовки ребёнка к жизни в социуме, социализации его личности


Познавательная развитие:

Центр «Уголок природы»

Описание:

Уголок природы  развивает:

  • Познавательное развитие. Расширяются знания детей о природе, возникает интерес к её познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
  • Эколого-эстетическое развитие. Формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Красивые и здоровые растения  влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.
  • Воспитательное значение. Формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе, бережное отношение, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе.
  • Практическое значение. Приобретаются трудовые навыки по уходу за растениями   и такие качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
  • Оздоровительное значение. Растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

Центр сенсорного развития.

Описание:

Центр сенсорного развития  — это место, где представлены различные материалы, оборудование, игрушки, дидактические пособия и игры для сенсорного воспитания детей. 

 цели создания такого центра:

  • Развитие сенсорных навыков. Центр предлагает множество тактильных, визуальных и аудио стимулов, что помогает детям развивать свои чувства, учиться различать текстуры, цвета и звуки.
  • Успокоение и релаксация. В центре есть мягкие игрушки, успокаивающие световые и звуковые эффекты. Это помогает детям расслабиться, успокоить свои эмоции и снизить уровень стресса.
  • Развитие социальных навыков. Игры и занятия в сенсорном центре способствуют взаимодействию детей, что развивает их навыки общения и сотрудничества.
  • Терапевтическая функция. Сенсорные центры  полезны и   помогают детям адаптироваться и учиться контролировать свои эмоции и поведение.
  • Развитие моторики. Многие элементы сенсорных центров способствуют развитию мелкой и крупной моторики. Дети могут играть с различными предметами, что помогает улучшить координацию движений.
  • Развитие креативности и воображения. Сенсорные центры предоставляют возможность для свободной игры и творчества, что способствует развитию воображения у детей.

Центр конструктивной деятельности.

Описание:

Центр конструктивной деятельности  нужен для активного обучения в игровой форме. В этой зоне дети могут свободно экспериментировать, исследовать и реализовывать свои идеи. 

Центр конструирования развивает:

  • Когнитивные навыки. Логическое мышление, пространственное восприятие и навыки решения проблем.
  • Творческие способности. Создание условий для самовыражения и креативности через построение конструкций.
  • Социальное взаимодействие. Развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.
  • Физические навыки. Развитие мелкой моторики и координации движений через работу с различными материалами и инструментами.
  • Эмоциональный рост. Поддержка уверенности в себе и чувства удовлетворения от выполненной работы.

                      Область речевого развития:

Центр книги

Описание:

Центр книги  нужен для формирования у детей интереса к художественной литературе. Это место, где ребёнок может самостоятельно выбрать книгу и спокойно рассмотреть её. 

 задачи центра книги:

  • Образовательные: создание мотивации к обучению чтению, знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями, классиками детской литературы и т. д.
  • Развивающие: развитие литературной речи, эстетического вкуса, навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора, эмоционального отклика на содержание книг и т. д.
  • Воспитывающие: воспитание любви к чтению, чувства языка, бережного отношения к книге, нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях. 

Некоторые аспекты развития, которым способствует центр книги:

  • Зрительное восприятие: рассматривая обложки и иллюстрации книг, ребёнок совершенствует навыки зрительного восприятия.
  • Познавательно-исследовательские способности: из рассказов и сказок дети извлекают новую информацию.
  • Творческий потенциал и воображение: приобщение к миру литературы способствует раскрытию творческого потенциала и активизации воображения.
  • Речевая деятельность: на основе любимых книжных историй проводятся игры-драматизации, которые способствуют развитию речи.

Художественно – эстетическое развитие:

Центр музыкально – театрализованной деятельности

Описание:

Центр музыкально-театрализованной деятельности  нужен для развития творческих способностей детей, формирования способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитания культуры слушания. 

Также такой центр помогает:

  • Сплотить группу, объединить детей по интересам.
  • Раскрывать индивидуальные возможности детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности.
  • Развивать психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).
  • Активизировать и расширять словарный запас, совершенствовать звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи.
  • Совершенствовать моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений.

                                       Физическое развитие:

Центр физического развития

Описание:

Центр физического развития в детском саду нужен для обеспечения и регулирования уровня двигательной активности детей в режиме дня. 

 такой центр, включает:

  • приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации и гибкости;
  • правильное формирование опорно-двигательной системы организма;
  • развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
  • закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
  • овладение подвижными играми с правилами;
  • становление ценностей здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, в закаливании).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...