План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр»
материал (младшая группа)
План по самообразованию педагога
Тема: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад «Берёзка» структурное подразделение «Звёздочка»
План по самообразованию педагога
Тема: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр»
Выполнила: воспитатель Хомутникова В.А. |
2025-2026 учебный год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.
Задачи:
- разработать перспективный индивидуальный план работы по теме самообразования, а также план с детьми и педагогами, родителями воспитанников;
- развивать игровой опыт ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
- создание развивающей среды для речевого и сенсорного развития ;
- формирование и закрепление в речи представлений, о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе (сенсорные эталоны);
- повышение двигательной активности и стимулирование речи с помощью игр, тематических прогулок, досугов;
- создание положительного эмоционального настроя от упражнений, снятие психологического напряжения через развивающую среду и игры;
- приобщение родителей к активным совместным мероприятиям, созданию пособий для развития мелкой моторики, разучивание совместных игр в домашних условиях;
- создание игровых ситуаций в развивающей среде для самостоятельной деятельности детей в ДОУ и семье.
Этап работы над темой самообразования: 1 год
Актуальность
Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847) утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Одной из основных задач программы является достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
По мнению ведущих педагогов, речь играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций. Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие». Как результат педагогически-грамотно выстроенной работы с детьми на этапе завершения дошкольного детства в соответствии с ФГОС ДО согласно пункту 4.6. ребенок может уже достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, выстраивать речевое высказывание в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
В последние несколько лет резко возросло число детей, у которых есть различные проблемы с речью. Одной из причин проблем речевого развития является результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира (пять видов сенсорных ощущений).
Помимо хорошо известных пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, существует еще два подсознательных чувства, которые одинаковы важны: чувство движения (вестибулярная система) и чувство положения тела (проприоцепция). Эти два чувства работают вместе подсознательно, посылая сигналы в мозг, где информация обрабатывается, организуется и используется.
Это называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция — это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела и т. п. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов. Нервная система при этом работает правильно, что очень важно для нормального развития ребенка. Сенсорная интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений.
Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием.
Надо обучать малыша целенаправленным действиям с предметами — осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др. Мы можем помочь ребенку воспринимать сенсорные впечатления более осознанно, знакомя его с сенсорными эталонами. В этом случае малыш не просто воспринимает предметы со всеми их свойствами, но также запоминает и дифференцирует новые знания о свойствах предметов и явлений, учится использовать эти знания в различных ситуациях.
Организуя сенсорные игры, мы также помогаем ребенку увидеть красоту и многообразие окружающего мира.
Успех реализации темы самообразования обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- обогащение РППС группы;
- готовность педагога к изучению актуальной методической литературы, опыта коллег по развитию речевой активности детей посредством сенсорных игр, реализации ФОП ДО;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Основные задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
- Предоставить для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений.
- Обучить перцептивным действиям — осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и др.
- Помочь воспринимать сенсорные впечатления более осознан-
- но — запоминать, дифференцировать, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.
- Эстетическое развитие — помочь увидеть красоту и многообразие окружающего мира.
Организуя занятия по сенсорному развитию малыша, следует учитывать ряд факторов, влияющих на уровень сенсорной чувствительности и развитие восприятия.
Следует отметить, что уровень чувствительности у разных людей к различным видам сенсорных раздражителей существенно различается. Это зависит от нескольких факторов:
- Наследственность. Например, абсолютный слух или особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям являются врожденными.
- Состояние органов чувств. Если орган чувств поврежден в результате заболевания, травмы или врожденной аномалии, то чувствительность будет в какой-либо степени снижена или полностью отсутствует. Например, в наше время очень много людей страдает снижением зрения, что, конечно, мешает полноценному зрительному восприятию. А полное отсутствие зрения (слепота) или слуха (глухота) делает человека инвалидом.
- Развитие органов чувств и восприятия. Врожденные способности человека воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются как в процессе спонтанного изучения мира, так и специального обучения. И то и другое подразумевает предоставление для восприятия достаточного количества и разнообразия различных сенсорных раздражителей.
Виды сенсорных ощущений в зависимости от органа
чувств, который их воспринимает:
- зрительные ощущения — ребенок видит контраст между
светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину
предметов, их количество и расположение в пространстве;
- слуховые ощущения — ребенок слышит разнообразные звуки — музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь
и др. — и учится их различать;
- осязательные ощущения — ребенок ощущает посредством
прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы,
поверхности различных по величине и форме предметов, гладит
животных, обнимает близких ему людей;
- обонятельные ощущения — ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
- вкусовые ощущения — ребенок пробует и учится различать
на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Методы, формы, приемы работы, виды сенсорных игр:
- сенсорные игры и упражнения;
- сенсорное пространство, оборудование (домики, шторки, тоннель, палатки и т.д.)
- световые и звуковые способы развития, создания игровых ситуаций и ассоциаций;
- пособия для развития мелкой моторики, дидактические игры;
- пальчиковые игры и физминутки;
- сенсорные коробки, дорожки, мешочки;
- «умные» прогулки (рисование красками по воде, на снегу; игры с тенями и зеркалами)
- бодрящая и артикуляционная гимнастика после дневного сна;
- закаливающие процедуры;
- игры с водой, песком, крупами;
- музыкальные игры, игры- звуковые подражания;
- прохождение полос с препятствиями;
- игры на дыхание для развития речевого аппарата (речевого выдоха);
- массажи рук, ног, головы, всего тела (мячики-ежики, грецкие орехи, кисточки и др.)
- радужные дни – день желтого, красного и др. цветов
Работа с родителями воспитанников:
Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс речевого развития детей с помощью взаимодействия.
Эту работу можно разделить на 3 блока:
Информационно-аналитический — направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический — предусматривает актуализацию полученных знаний родителями, включение родителей и детей в общее дело.
Контрольно-оценочный — предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада — для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- обсуждение на родительских собраниях , включение вопроса по развитию речевой активности детей посредством сенсорных игр в повестку дня
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
План деятельности воспитателя по теме самообразования
на учебный год
№п/п | Тема | Сроки | Форма распространения опыта | |
1 этап: Информационно-аналитический | ||||
1. | Изучение методической литературы Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная | Сентябрь- октябрь | Изучение методик Составление плана работы | |
2. | Создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды | В течение года | Создать условия для повышения речевой активности детей посредством сенсорных игр в соответствии с ФОП и ФГОС в условиях дошкольного учреждения. Повышение педагогических компетенций. | |
3. | Систематизация и реализация форм и методов работы с детьми по теме самообразования | В течение года | Педагогический взаимопросмотр игровой деятельности детей в центрах активности (обмен опытом) Пополнение и обогащение РППС группы. | |
4. | Разработать консультационные и презентационные материалы для педагогов и родителей. | В течение года | Обобщить опыт работы по теме самообразования. | |
II. ЭТАП — внедрение в практику Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | ||||
1. | Провести цикл практических мероприятий с детьми по теме самообразования | Сентябрь-май | Фома представления: | |
3. | Презентация практического и методического материала по теме самообразования | Май | Пополнение методической копилки и РППС группы. | |
III. ЭТАП — представление опыта работы по теме | ||||
1. | Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | В течение года | Папка по самообразованию с приложением. | |
2. | Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования | В течение года | Предполагает самоанализ педагогической деятельности. | |
3. | Презентация опыта работы по теме самообразования | Май | Творческий отчёт для педагогов ДОУ | |
IV. Работа с семьёй | ||||
1. | Поэтапная организация вовлечения родителей в педагогический процесс развития детей | В течение года | ||
2. | Поиск резервов повышения эффективности педагогического процесса в решении вопросов организации работы с семьей по речевому развитию ребенка. | В течение года | ||
3 | Анализ эффективности работы с родителями в рамках темы по самообразованию. | Апрель | ||
4. | Привлечь родителей к организации совместной презентационной работе по теме самообразования. | Май | ||
Работа с детьми по теме самообразования в течение года | ||
Способы действий ребенка с предметами: Хаотические действия — ребенок действует с предметом независимо от его функции — стучит, хватает и бросает, тянет в рот и т.п. Такие действия присущи в норме младенцам, а в случае особенного развития могут присутствовать у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, зрения и слуха, у аутичных детей. Метод проб и ошибок — ребенок осуществляет в ходе исследования предмета большое число проб, фиксируя правильные действия и отбрасывая ошибочные варианты. Метод проб является практической ориентировкой. Например, вставляя фигурку в углубление такой же формы (доска Сегена), ребенок пытается по очереди вставить ее в каждое из углублений, пока не найдет правильное. Практическое примеривание — перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане) — ребенок сравнивает свойства предметов при непосредственной их близости и действует в соответствии с результатами примеривания. Например, при работе с доской Сегена, прикладывает поочередно фигурку к углублениям, не пытаясь вкладывать, пока не подберет подходящее. Зрительное соотнесение — перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане) — ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения. Например, при работе с доской Сегена, он смотрит на фигурку, затем ищет глазами такое же углубление и вставляет фигурку сразу; подобным образом ребенок может найти глазами и показать подходящее углубление для каждой фигурки. | ||
Тема и форма | Источник | Сроки |
СЕНСОРНАЯ СРЕДА Все объекты материального мира обладают различными сенсорными свойствами. Сенсорные впечатления ребенок может получать в разных местах и в различных ситуациях. Природа. Мир людей — Живая природа — это форма, цвет и запах цветов, вкус плодов, внешний вид и окраска животных и птиц, звуки, которые они издают, сезонные изменения в живой природе — осенняя окраска листвы деревьев, изменения в окраске шкур животных и оперении птиц и т.д. — Неживая природа — цвет неба и облаков, шум дождя, журчание ручья, величина гор и ширина рек, глубина морей и океанов, смена дня и ночи, сезонные изменения в природе, погода — снег, дождь, гроза, сияние солнца, луны и звезд, свойства объектов неживой природы — вес и фактура камня или песка, и т.д. — Город — расположение улиц в городе, форма и величина зданий, их взаимное расположение в пространстве, сигналы автомобилей на дорогах и проч. — Дом (квартира) — различные помещения и их назначение, план расположения помещений в квартире, доме. — Вещи — мебель, посуда, одеж- да и обувь, аксессуары, игрушки, продукты питания, бытовая техника, транспорт и т.д. — Искусство — живопись, скульптура, музыка, театр и кино. | Наблюдения на прогулке Беседы | В течение года |
Зрение — одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет видеть и воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть информации из внешнего мира. Изучение света Цель данного раздела — обратить внимание малышей на свет и тьму. Свет — это лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Существуют естественные источники света — солнце, луна, огонь. | Е.А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей Москва 2018 стр. 25-34 | сентябрь |
Изучение цвета При помощи зрения выделяется такое свойство объектов окружающего мира как цвет. Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий Развитие зрительного восприятия (изучение цвета) с предметами, как, например, форму или величину. | Е.А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей Москва 2018 стр.34-88 | октябрь
|
Изучение формы Посредством зрения выделяется также такое значимое свойство предметов, как форма. Форма — это внешнее очертание, наружный вид предмета. Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму, которая может быть простой или сложной, то есть состоять из нескольких простых форм. Причем форма может быть как узнаваемой, близкой к эталону, так и оригинальной, неповторимой. | Е.А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей Москва 2018 стр. 88-145 | ноябрь |
Изучение величины Посредством зрительного восприятия выделяется и такое свойство предметов, как величина. Величина — это значимое свойство материальных объектов — размер, объем, протяженность — измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами, либо измеряемое точно с использованием специальных инструментов в метрической системе мер. | Е.А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей Москва 2018 стр.146-222 | декабрь |
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ Слух — одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Органом слуха является ухо. Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (физический слух), с другой — восприятие звуков человеческой речи, т.е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. | Е.А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей Москва 2018 стр.274-291 | январь |
Речевой слух Речевой (фонематический) слух — это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания фонем — слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации. Умение сосредоточиться на звуках человеческой речи — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь — основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить — произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи). | Е.А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей Москва 2018 стр.293-300 | февраль |
РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ Осязание — это ощущение давления, тепла, холода и проч. При прикосновении кожи к чему-либо. Осязание является одним из способов восприятия окружающего мира. В организме человека нет специального органа осязания, в отличие от остальных органов чувств: глаза — зрение, уши — слух, язык — вкус, нос — обоняние, в этом случае восприятие осуществляется при помощи рецепторов, расположенных в коже. | Е.А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей Москва 2018 стр.301-329 | март |
Обоняние — это восприятие и различение разнообразных запахов при помощи рецепторов, расположенных в носу. | Е.А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей Москва 2018 стр.331-339 | апрель |
Развитие вкуса. Вкус — это ощущения, возникающие при попадании в ротовую полость какого-либо вещества, в основном во время приема пищи. Вкус является одним из пяти внешних чувств, его органом служит слизистая оболочка языка и рта. Основным источником вкусовых ощущений является пища. Разные сенсорные ощущения в комплексе | Е.А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей Москва 2018 стр.340-347 стр.348-351 | май |
Работа с родителями по теме самообразования в течение года | ||
Тема и форма | Сроки | |
Сообщение темы самообразования на первом родительском собрании. | Сентябрь | |
Папка-передвижка «Сенсорное воспитание детей» | Октябрь | |
Консультация для родителей «Создание предметно-развивающей среды для развития сенсорных эталонов у воспитанников» | Ноябрь | |
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр» | Декабрь | |
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» | Январь | |
Предложить родителям воспитанников пополнить центр игры по сенсорному воспитанию (игры своими руками) | Февраль | |
Индивидуальные беседы с родителями о развитии речевой активности детей | Март | |
Оформление информационного стенда «Развиваемся, играя» | Апрель | |
Презентация успехов детей на итоговом родительском собрании | Май | |
-индивидуальные консультации -общение в мессенджерах «Успехи наших детей» | В течение года: | |
Работа с педагогами по теме самообразования в течение года | ||
Тема и форма | Сроки | |
Утверждение темы по самообразованию. Обсуждение актуальности темы. | Сентябрь | |
Обмен опытом по организации развивающей среды в рамках темы самообразования в соответствии ФОП и ФГОС ДОУ. | Октябрь | |
Взаимодействие со специалистами ДОУ по теме развития речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр | Ноябрь | |
Сообщение для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего возраста» | Декабрь | |
Взаимопросмотр игровой деятельности детей в центрах развития детей по сенсорному воспитанию | Январь | |
Подготовить сообщение для обмена опытом | Февраль | |
Консультация «Роль семьи в речевом развитии детей раннего возраста». Анализ вовлеченности родителей воспитанников группы. | Март | |
Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. | Апрель | |
Презентация опыта работы по теме самообразования | Май | |
Литература для изучения:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 : текст с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 года // Гарант.ru : сайт
- Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1–3 года. Методическое пособие для педагогов и родителей / Е. А. Янушко. –Москва : Владос. – 2018
- Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова, – Москва : Просвещение, 1968.
- Глушкова, Г. А. Игра или упражнение / Г. А. Глушкова // Дошкольное
воспитание. – 2008. – №12.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва
: 2006. – С. 23–43. – ISBN 978-5-534-01629-1.
- Игровая деятельность в дошкольном учреждении : учебно-методическое
пособие / составитель Ш. Б. Майны. – Кызыл : ТувГУ, 2019.
- Карапетян, А. М. Сенсорное развитие дошкольников / А. М. Карапетян
- Любина, Г. П. Вербальные и невербальные средства коммуникации в
- Монтессори-группе / Г. П. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000. –
№ 11. С. 123–128 .
- Усова, А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания
- дошкольника / А. П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – Москва : Просвещение,2005. – С. 121–135.
- Широкова, Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста :
диагностика, игры, упражнения / Г. А. Широкова. – Москва : Феникс,
2006. – 251 с. – ISBN 5-222-08640-2.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Владос,
2018. – 398 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

Отчет по самообразованию по теме "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр."
Отчет по самообразованию....
Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр"
Сенсорное развитие ребёнка-это способ познания окружающего мира.Существует 5 сенсорных систем с помощью которых человек познаёт мир (зрение,слух,осязание,обаняние,вкус).Ощущения дают нам представление...

Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр.
Отчёт работы по самообразованию на тему:«Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр....

План Самообразования "Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр»
Тема: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр».Актуальность: в последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количес...
План по самообразованию по теме: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр»
повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования....

Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр (
Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр...
