ТРИЗ –технология как средство развития познавательного интереса к краеведению у старших дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Консультация для педагогов на тему: "ТРИЗ –технология как средство развития познавательного интереса  к краеведению у старших дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРИЗ –технология как средство развития познавательного интереса  к краеведению у старших дошкольников

 ФОП ДО ставит перед педагогами  цель – разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства на основе духовно – нравственных ценностей российского народа, исторических и национально – культурных традиций. Одним  из возможных  путей достижения этой цели является  ознакомление дошкольников с краеведческим материалом. Ценностное отношение к окружающему миру закладывается в дошкольном детстве и формируется постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, детскому саду, к родному городу и краю, к родной стране.                                                                                                                   Использование элементов ТРИЗ технологии при изучении краеведения способствует формированию у старших дошкольников умения самостоятельно добывать знания, развивает фантазию, творческое мышление, учит детей системно мыслить, направляет мышление детей на поиск новых, не стандартных решений,  что является очень ценным в  настоящее время, поскольку именно эти  компетенции помогут ребенку успешно жить в современном мире. Применение элементов ТРИЗ технологии дает старшим дошкольникам инструмент познания и преобразования мира, активизирует речь ребенка, учит его обобщать, конкретизировать, строить умозаключения.

ТРИЗ – это одна из уникальных современных методик развития творческой деятельности дошкольников. В своей работе мы используем развивающие игры технологии ТРИЗ при ознакомлении дошкольников с историей родного края. Предлагаю познакомиться с некоторыми развивающими играми:

Игра «Объяснялки»                                                                                                                          Цель: создать условия для формирования  умения дошкольников  строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.                                                                                                                                            Ход игры: воспитатель предлагает детям картинки: р.Северский Донец, крепость,  стрельцы, промышленные предприятия, картинка "Семья",  МБОУ  «Начальная школа – детский сад №44».  

Задача: составить объяснение – цепочку – рассказ как от появления Белгородской крепости   перейти к МБОУ  «Начальная школа – детский сад №44».  

Возможный вариант развития причинно - следственной цепочки:                                                      В 17 веке на границе Русского государства была построена Белгородская оборонительная черта для защиты государства от вражеских набегов.                                                                                                    Здесь были построены крепости, чтобы совместить естественные преграды- холмы и балки , с построенными  человеком  сооружениями.                                                        Заселили эти крепости служилые люди, стрельцы, которые участвовали в обороне границ.                Шло время, город рос и строился, появлялись промышленные предприятия, культурные объекты.                                                                                                                                 Увеличивалось    население города, росли семьи, появлялись дети.                                                          Были построены учреждения, где воспитывают и учат детей, одним из которых является  МБОУ  «Начальная школа – детский сад №44».  

         

Игра "Жилое - нежилое"

Цель: создать условия для   закрепления  знаний детей о предназначении зданий: жилые и нежилые.                                                                                                                            Оборудование: иллюстрации и фотографии  с изображением   различных объектов города.               Ход игры: ребенок берет карточку  с изображением объекта города  и определяет, является ли объект жилым и почему.                                                                                          Вторым вариантом игры может быть показ воспитателем карточки "Нежилое",   и предложение детям назвать объекты в нашем городе, которые подходят под это предложение.

Игра "Хорошо - плохо"                                                                                                                     Цель: создать условия для  развития  у дошкольников умения  выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.                                                                    Ход игры: ведущий предлагает разделиться  на две команды и предлагает детям объект, явление или систему, у которых можно выделить положительные и отрицательные свойства. Первая команда объясняет, почему этот объект обладает хорошими качествами, вторая команда - почему плохими. Например, ведущий предлагает материалы, из которых можно построить здание - дерево. Первая команда высказывает свои предположения: из дерева хорошо строить дома: в таких домах тепло зимой и прохладно летом, дома экологичные  - они полезны для здоровья, в них легко дышится и т. д.  Другая команда доказывает, что из дерева строить дома плохо: деревья - "легкие" планеты, если их вырубать,  без них  уменьшится количество кислорода; они долго растут, многоэтажные дома сложно строить из дерева; деревянные дома строить долго и т. д.

Игра "Узнай на ощупь"                                                                                                                     Цель: создать условия для развития  представлений  детей о разнообразии конструкционных материалов, из которых строятся различные объекты в городе. Оборудование:  мешочки с различными материалами:  камень, дерево, стекло, лед и т. д.      Ход игры: воспитатель предлагает выбрать себе мешочек и  на ощупь определить, из какого  материала построен дом. Назвать, почему дом, построенный из такого материала, это хорошо, и почему - плохо.                                                                                                  Для детей старшего возраста можно предложить вспомнить, какие объекты в нашем городе построены из данного материала. Высказать предположение, почему именно этот материал применялся при строительстве данного объекта.

Игра "Думаем о родном городе"                                                                                            Цель: создать условия для формирования навыков безопасной жизнедеятельности в городе; закрепление правил поведения на улицах города.                                                     Ход игры: воспитатель предлагает различные ситуации, возникающие на улицах города с примерами поведения детей в таких ситуациях. Если ребенок считает,  что действия в данной ситуации правильные, он ловит мяч и объясняет свое решение; если ребенок считает действия  в данной ситуации неправильными, он отбрасывает мяч и объясняет свое решение.                                                                                                                                     Игра "Путешествие по реке времени"                                                                                            Цели: создать условия для понимания истории развития города, улицы города.                            Ход игры: воспитатель предлагает детям разложить картинки города в разные времена и составить рассказ о том, как изменялся  наш город.

Игра "Домик Эвроритм"                                                                                                                     Цель:   создать условия для формирования творческого мышления и фантазии.   Оборудование:  пособие "Волшебный дом Эвроритм"                                                           Ход игры: для игры предлагаются любые объекты  города (в игре  могут использоваться только  объекты рукотворного мира). Ребенок путешествует по этажам объекта на основе модели, высказывая предположения по прогнозированию развития рукотворного объекта. Последовательность вопросов к детям:                                                                                                        1. Что это? Зачем люди придумали этот объект? (Рождение новой системы, обозначение ее функции)- Дело.                                                                                                                              2. Из каких частей состоит объект?  Как каждая часть помогает выполнить "главное дело" объекта? (Определение составных элементов системы, определение функционально важных частей)-Части.                                                                                                                                                   3. Какие разновидности нашего объекта вы знаете? (Множество одинаковых или похожих систем, выполняющих одну функцию) -Друзья.                                                                                 4.Чтобы объектом невозможно стало пользоваться, как он должен испортиться? (Какие изменения в системе могут повлечь за собой невозможность выполнения функции?) - SOS (время повлияло на объект)                                                                                                           5. Объект улучшился, научился выполнять новые дела. Какие? - Волшебник.                                           6. Объект есть, но его "дело" не выполняется. В каких условиях нельзя им пользоваться? - Система есть, но ее функция не выполняется) Неудачник.                                                                                                                                       7.Если во всем мире остался один- единственный экземпляр объекта, какие трудности возникли бы у людей? -Один.                                                                                                                                                                8. Наступило время, когда люди научились получать нужную пользу от других объектов. Как люди могут удовлетворить свои потребности без нашего объекта? - Помощник.  9.Людям больше не нужно это "дело" Что изменилось в их жизни? -Дело не нужно.

Ребенку предлагается описать любой объект города, путешествуя по этажам Домика. Это может быть, например, Белгородский государственный историко - краеведческий музей, Белгородский драматический театр имени М. С. Щепкина и т д.        

 Таким образом, использование элементов ТРИЗ при знакомстве дошкольников с краеведением  делает его эффективным, готовит детей к жизни в быстро меняющемся мире, давая им не просто знания о родном крае, а инструменты для его понимания, исследования и преобразования. Ребенок превращается в активного, мыслящего, творческого исследователя своей малой Родины.                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Триз-технология как средство развития связной речи у старших дошкольников"

Выступление из опыта работы с элементами мастер-класса "Триз-технология как средство развития связной речи у старших дошкольников"...

« ТРИЗ технологии как средства развития фантазии у старших дошкольников»

laquo; ТРИЗ – технологии как средства развития фантазии у старших дошкольников» Слайд 1 ....

Краеведческие игры, как эффективное средство развития познавательной и эмоциональной активности старших дошкольников

Выступление по теме : ”Краеведческие игры,как эффективное средство развития познавательной    и эмоциональной активности старших дошкольников”....

«ТРИЗ - технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность....

Гекс-технология как средство развития речи и коммуникативных навыков старших дошкольников

В статье рассматривается опыт использования гекс-технологии как средства развития речи и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Статья будет полезна педагогическому и родительс...

Результат педагогической деятельности в рамках реализации проекта "ОТСМ - ТРИЗ - технологии как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста"

Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать«О, как же ты красива!».Е. Щукина....