Консультация для педагогов Тема: «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»
методическая разработка

Пузанова Елена Владимировна

Консультация для педагогов

            Тема: «Формирование гражданской позиции у дошкольников через     

                                   организацию предметно-развивающей среды»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

            Тема: «Формирование гражданской позиции у дошкольников через    

                                   организацию предметно-развивающей среды»

В наше время большое внимание уделено нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства.

Нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам, не зная своих корней, традиций своего народа.

Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским и башкирским традициям и промыслам; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Реализовать работу по нравственно - патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда в группах, создаваемая педагогами детского сада. Она направлена на то, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, поверил в свои силы и способности, научился взаимодействовать с педагогами, сверстниками, умел понимать и оценивать их чувства и поступки.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.

Содержание развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек (гендерный принцип), а также возрастным особенностям детей, периодически изменяется, постоянно обогащается. Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные        признаки.        В        каждой        возрастной        группе        продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных

центров, которые доступны детям. В группах используются следующие центры развития:

  • центр патриотического воспитания;
  • центр краеведения;
  • национальный уголок;
  • центр художественно – эстетического развития;
  • театрализованный уголок;
  • центр ряженья;
  • музыкальный уголок;
  • физкультурный уголок;
  • центр чтения.

Требования при создании предметно-игровой среды:

Достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.

Содержание материалов и оборудования, их размещение, должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности.

Направления, которые должны реализовываться систематически и планомерно во всех возрастных группах: «Семья»,  «Родной город»,  «Родной край»,

«Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле - воспитания патриотов. В уголке для родителей размещается информация по патриотической тематике, проводятся беседы, консультации, экскурсии, праздники, походы. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России.

Таким образом предметно - развивающая среда является неотъемлемой частью- дополнением в воспитании гражданина, важно правильно всем этим воспользоваться, дать свободный доступ детей к рабочему материалу.

с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.

Развивающие и дидактические игры:

по ознакомлению детей с транспортом, животными, растениями и т. д.

ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.

В уголке должны быть:

Альбомы:

«Моя семья», «Наш детский сад», «Россия», «Москва - столица нашей Родины»,

«Мой родной город».

Иллюстрации:

с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края.

Куклы:

мальчик и девочка в национальном костюме.

Предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Развивающие и дидактические игры:

по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д.

Книги:

с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.

Иллюстрации, фотографии:

с изображением народных и государственных праздников.

ПРЕДМЕТНО        –        ПРОСТРАНСТВЕННАЯ        СРЕДА        ДЛЯ        РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о родном городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства и быта; о современной архитектуре.

В уголке должны быть:

Государственная символика России, Республики Крым:

флаг, герб, текст гимна.

Портреты президентов России Альбомы:

«Моя семья», «Наш детский сад», «Москва - столица нашей Родины», «Россия»,

«Мой родной город», «Наша армия».

Иллюстрации:

с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края, транспорта, памятников архитектуры, профессий, материалы об истории города, народные праздники.

Куклы:

мальчик и девочка в национальном костюме.

Предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Развивающие и дидактические игры:

по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д.

Книги:

с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.

Иллюстрации, фотографии:

с изображением народных и государственных праздников.

Картотека народных подвижных игр.

ПРЕДМЕТНО        –        ПРОСТРАНСТВЕННАЯ        СРЕДА        ДЛЯ        РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

В старшей и подготовительной группах формируют представления

воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят: со столицей России, родным городом, флагом и гербом, с географическим расположением Бокситогорска, с какими государствами граничит наша страна. Рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины, о достопримечательностях и истории нашего города. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей, музыкантов, художников и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства и быта; о современной архитектуре.

В уголке должны быть:

Государственная символика России, Республики Крым, районов Республики Крым - флаг, герб, текст гимна.

Портреты президентов России, Республики Крым

Карта России, карта Республики Крым, карта Сакского района, глобус. Куклы в национальных костюмах.

Альбомы:

«Моя семья», «Наш детский сад», «Мой город», «Москва - столица нашей Родины», «Россия», «Наши великие соотечественники» (писатели, поэты, художники и др.), «День Победы», «Наша армия», архитектурные памятниками России.

Наборы открыток:

«Русский быт», «Национальная кухня».

Кассеты с записью сказок и патриотических песен. Предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Книги:

с        русскими        и        башкирскими        народными        сказками,        былинами,        легендами, потешками, прибаутками.

Иллюстрации, фотографии:

«Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города.

Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города). Развивающие игры:

по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д.

Различная познавательная и художественная литература:

об Армии, роли армии в годы ВОВ.

Иллюстрации:

с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы, памятников архитектуры, профессий, материалы об истории города, народные праздники.

Родословные древа детей.

Картотека народных подвижных игр. Красная книга России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды»

Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях Российской Федерации, знающего историю и...

Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»

Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо со...

Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»

Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОО является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. О том, как ее...

Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную отв...

Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников через организацию предметно -развивающей среды.

Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельност...

«Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»

laquo;Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»...