Консультация для педагогов Тема: «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды»
методическая разработка
Консультация для педагогов
Тема: «Формирование гражданской позиции у дошкольников через
организацию предметно-развивающей среды»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Формирование гражданской позиции у дошкольников через
организацию предметно-развивающей среды»
В наше время большое внимание уделено нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства.
Нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам, не зная своих корней, традиций своего народа.
Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским и башкирским традициям и промыслам; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Реализовать работу по нравственно - патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда в группах, создаваемая педагогами детского сада. Она направлена на то, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, поверил в свои силы и способности, научился взаимодействовать с педагогами, сверстниками, умел понимать и оценивать их чувства и поступки.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.
Содержание развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек (гендерный принцип), а также возрастным особенностям детей, периодически изменяется, постоянно обогащается. Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки. В каждой возрастной группе продумывается рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных
центров, которые доступны детям. В группах используются следующие центры развития:
- центр патриотического воспитания;
- центр краеведения;
- национальный уголок;
- центр художественно – эстетического развития;
- театрализованный уголок;
- центр ряженья;
- музыкальный уголок;
- физкультурный уголок;
- центр чтения.
Требования при создании предметно-игровой среды:
Достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность.
Содержание материалов и оборудования, их размещение, должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности.
Направления, которые должны реализовываться систематически и планомерно во всех возрастных группах: «Семья», «Родной город», «Родной край»,
«Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле - воспитания патриотов. В уголке для родителей размещается информация по патриотической тематике, проводятся беседы, консультации, экскурсии, праздники, походы. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России.
Таким образом предметно - развивающая среда является неотъемлемой частью- дополнением в воспитании гражданина, важно правильно всем этим воспользоваться, дать свободный доступ детей к рабочему материалу.
с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.
Развивающие и дидактические игры:
по ознакомлению детей с транспортом, животными, растениями и т. д.
ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.
В уголке должны быть:
Альбомы:
«Моя семья», «Наш детский сад», «Россия», «Москва - столица нашей Родины»,
«Мой родной город».
Иллюстрации:
с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края.
Куклы:
мальчик и девочка в национальном костюме.
Предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Развивающие и дидактические игры:
по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д.
Книги:
с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.
Иллюстрации, фотографии:
с изображением народных и государственных праздников.
ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о родном городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства и быта; о современной архитектуре.
В уголке должны быть:
Государственная символика России, Республики Крым:
флаг, герб, текст гимна.
Портреты президентов России Альбомы:
«Моя семья», «Наш детский сад», «Москва - столица нашей Родины», «Россия»,
«Мой родной город», «Наша армия».
Иллюстрации:
с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края, транспорта, памятников архитектуры, профессий, материалы об истории города, народные праздники.
Куклы:
мальчик и девочка в национальном костюме.
Предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Развивающие и дидактические игры:
по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д.
Книги:
с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.
Иллюстрации, фотографии:
с изображением народных и государственных праздников.
Картотека народных подвижных игр.
ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
В старшей и подготовительной группах формируют представления
воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят: со столицей России, родным городом, флагом и гербом, с географическим расположением Бокситогорска, с какими государствами граничит наша страна. Рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины, о достопримечательностях и истории нашего города. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей, музыкантов, художников и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства и быта; о современной архитектуре.
В уголке должны быть:
Государственная символика России, Республики Крым, районов Республики Крым - флаг, герб, текст гимна.
Портреты президентов России, Республики Крым
Карта России, карта Республики Крым, карта Сакского района, глобус. Куклы в национальных костюмах.
Альбомы:
«Моя семья», «Наш детский сад», «Мой город», «Москва - столица нашей Родины», «Россия», «Наши великие соотечественники» (писатели, поэты, художники и др.), «День Победы», «Наша армия», архитектурные памятниками России.
Наборы открыток:
«Русский быт», «Национальная кухня».
Кассеты с записью сказок и патриотических песен. Предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Книги:
с русскими и башкирскими народными сказками, былинами, легендами, потешками, прибаутками.
Иллюстрации, фотографии:
«Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города.
Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города). Развивающие игры:
по ознакомлению детей с транспортом, городом, животными, растениями и т.д.
Различная познавательная и художественная литература:
об Армии, роли армии в годы ВОВ.
Иллюстрации:
с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы, памятников архитектуры, профессий, материалы об истории города, народные праздники.
Родословные древа детей.
Картотека народных подвижных игр. Красная книга России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию развивающей предметно-пространственной среды»
Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях Российской Федерации, знающего историю и...

Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»
Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо со...
Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»
Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОО является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. О том, как ее...

Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную отв...

Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников через организацию предметно -развивающей среды.
Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельност...
«Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»
laquo;Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»...

