Проект «День полного снятия блокады Ленинграда»
проект (подготовительная группа)

Варламова Юлия Петровна

Все дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И все сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжелых, далеких 900 блокадных днях. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. 27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_blokada_leningrada.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 25 «Аленушка»

Проект

«День полного снятия блокады Ленинграда»

Участники: дети 5-6 лет группы

Тип проекта: познавательный
Вид проекта: информационно-игровой

Время реализации проекта: краткосрочный (23-27 января)

Автор проекта: Варламова Юлия Петровна
воспитатель

Городской округ г. Выкса
Январь 2025 г.

Актуальность

Все дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И все сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжелых, далеких 900 блокадных днях. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. 27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени?

Проблема

Во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того, у детей появилось и много других вопросов о Великой Отечественной войне. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время блокады Ленинграда.

И есть еще одна важная проблема: как рассказать о блокаде, не травмируя детскую психику, не пугая их. Нужно очень тщательно подбирать материалы о лишениях и тяготах жителей блокадного Ленинграда – детей и взрослых. Очень аккуратно и дозировано рассказывать о войне, о блокаде.

Цель:

Познакомить детей с героической историей Ленинграда в годы блокады.

Задачи:

  • Пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.
  • Вызвать интерес к истории своей страны, приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.
  • Расширять и активизировать словарь детей (блокада, эвакуация, “дорога жизни”, ветеран, монумент, мемориал, маскировочные чехлы).
  • Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.
  • Воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за город Ленинград.

Планируемые результаты

Для детей:

  • Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.
  • Умение рассказывать о блокаде Ленинграда.
  •    Повышение        уровня        практических        умений        детей        в художественном творчестве.
  • Установление социально-коммуникативных        контактов        между        детьми, родителями и воспитателями.

Для родителей:

  • Укрепление  связей между детским садом и семьей.
  • Повышение компетентности родителей по данной тематике.

  Реализация проекта проходила в 3 этапа.

Предварительная подготовка для реализации проекта

Цель: создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач.

  • Обсуждение темы проекта.
  • Выявление заинтересованности детей темой методом трех вопросов.
  • Разработка конспектов и вопросов для проведения бесед, ситуативных разговоров.
  • Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи песен и музыки военных лет);
  • Оснащение игровой среды атрибутами к сюжетно - ролевой игре на военную тематику.

Взаимодействие с родителями

Предложить родителям вместе с детьми, при помощи интернета, ознакомиться с историческими памятниками, посетить официальные сайты музеев

  • *площадь Победы, где сооружен Мемориал Героическим защитникам Ленинграда‖, М. Московская
  • *музей памяти ―Улица жизни‖ под открытым небом на улице Итальянской, посвященной воссозданию жизни дней блокады Ленинграда
  • *музей обороны и блокады Ленинграда, Соляной пер. д.9
  • *музей истории Ленинграда, особняк Румянцева, Английская набережная 44.

Мероприятия по реализации проекта (основной этап)

Для детей:

1

Речевое развитие

  • Проведение бесед об истории города на тему “Блокада Ленинграда”, “Трудности        осажденного города”, “Дети Ленинграда”.
  • Составление рассказов по картине “Прорыв блокады Ленинграда. 1943. Художники: В. Серов, И. Серебряный”.
  • Чтение и разучивание стихотворений Ю. Шмидта “Вечный огонь”, “Наш город назывался Ленинградом, Н. Ходза “Дорога жизни”, В.Панова «Сергей Иванович и Таня», В.Воскобойников «Оружие для победы».
  • Пословицы и поговорки о героизме, славе, смелости: “Герой - за Родину горой”.

2

Познавательное развитие

  • Просмотр открыток, медалей, орденов военных лет, фотографий о жизни в блокадном Ленинграде.
  • Рассматривание иллюстраций “Дорога жизни”, “Пискарёвское мемориальное кладбище”, “Разорванное кольцо блокады” на фоне прослушивание песен и музыки военных лет.
  • Дидактический        и информационный материал:  “Служу Росси”, “Моя Родина”, “Подбери форму солдату и моряку”, “Собери картинку” (разрезные картинки с изображением “Разорванное кольцо”, “Цветок жизни”).
  • Рассматривание репродукции картины “Прорыв блокады Ленинграда. 1943. Художники: В. Серов, И. Серебряный” ( а также других художников).

3

Социально-коммуникативное развитие

  • Сюжетно – ролевые игры «Защитники», «Пограничники»;
  • Ситуативная беседа «С чего начинается Родина?», «Что было бы, если…(советский народ проиграл войну? отдали Ленинград врагу?)».

4

Художественно-эстетическое развитие

  • Рассматривание пейзажей современного Санкт- Петербурга, а также города во время ВОВ.
  • Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду: Э.Хиль “Баллада о ледовой трассе”; В.Толкунова “Дети Ленинграда”;  звучание метронома;

Д. Шостакович “Ленинградская  симфония”; Н.П.Бобковой “Мой город- герой”; Л.Шербенг,П. Крауберг “Эх, Ладога”;        «Катюша» Блантер.

  • Конструирование: здания, мосты, дороги.
  • Раскрашивание «Свеча памяти»

5

Физическое развитие

  • Игровое упражнение “Мы солдаты”.
  • Подвижные игры «Перейди на другой берег», «Разведчики».

Заключительный этап проекта (продукт проекта)

Тематическая организованная деятельность, посвященная акции «Блокадный хлеб»

     Цель:

  • почтить память погибших;
  • отдать дань уважения выжившим в годы блокады ленинградцам;
  • поднятие патриотического духа;
  • формирование у подрастающего поколения любви и верности Родине;
  • воспитания чувства гордости за свою историю и подвиги своего народа.

Итоги проекта

В ходе проекта дети познакомились с новыми понятиями: «Дорога жизни», блокада, эвакуация, ветеран, монумент, мемориал, маскировочные чехлы, оборона, «Цветок жизни» и др.

Укрепились партнёрские отношения между участниками образовательного процесса.

Работа в рамках проекта «День снятия блокады Ленинграда» получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила увеличить кругозор каждого ребенка. На основе чувств патриотизма укрепилась любовь к Родине,  появилось  чувство  ответственности  за  ее  могущество,  честь  и

        независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества,  уважение к старшему поколению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе "День полного снятия блокады Ленинграда"

Цель: расширение знаний детей об истории родного города.Задачи:1.познавательные:-расширять знания детей о героизме людей в годы Великой Отечественной войны и людей, переживших блокаду Ленинграда;- обо...

Презентация к занятию "27 января - день полного снятия блокады Ленинграда"

Презентация представляет собой план беседы по теме "27 января - день полного снятия блокады Денинграда". Можно использовать на занятиях для дошкольников среднего и старшего возраста. В зависимости от ...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

27 января - День полного снятия блокады Ленинграда.

Презентация к занятию, посвященному Дню снятия блокады Ленинграда. Старшая группа...

Сценарий мероприятия "День полного снятия блокады Ленинграда" в старшей группе дошкольного возраста

День полного снятия блокады Ленинграда.Голос Родины, голос РоссииБыли годы горя и утрат,Был в кольце блокады Ленинград…Голос Родины, голос РоссииНад землею гремел, как набат.Я слышал твой голос...

27 января - День полного снятия блокады Ленинграда. 2023г.

Блокада Ленинграда- один из наиболее трагических периодов в истории Великой Отечественной войны. Для старшего поколения, которое носит в себе это воспоминания,- это часть жизни, которое они никогда не...