Картотека диагностических методик
материал

Картотека диагностических методик

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«Детский сад №2”

630075 г. Новосибирск, ул. Танковая 31/1, тел: (383) -209-28-03

Картотека диагностических методик

Учитель-дефектолог

Сергеева Ольга Михайловна

Новосибирск, 2025


Методики

Для выявления уровня сформированности ориентировки в пространстве были использованы методики:

  1. Методики для определения ориентировки «на себе».
  • Методика «Обследование пространственных представлений у дошкольников». И.Н. Садовниковой и Л.С. Цветковой. Ориентировка в «схеме собственного тела». Предполагает ответы на вопросы:

1. Покажи свою левую руку.

2. Покажи свою правую ногу.

3. Покажи свой левый глаз.

4. Покажи своё левое ухо.

5. Левой рукой дотронься до правой ноги.

6. Правой рукой дотронься до левого уха.

7. Правой рукой дотронься до левого плеча.

8. Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону.

9. Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка).

10. Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка).

  1. Методики для определения ориентировки «от себя».

Уточнение пространственных взаимоотношений:

  • Инструкция: Назови (покажи) сидящего справа, слева.
  • Расположи предметы слева и справа от данного.
  • вытянуть в сторону правую (левую) руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа (слева);
  1. Методики для определения умений определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому (знание предлогов: в, под, за, на).
  • Методика «Обследование пространственных представлений у дошкольников». И.Н. Садовниковой и Л.С. Цветковой. Понимание предлогов.

Инструкция: «Покажи...»

1. Что ты видишь над деревом?

2. Что ты видишь под деревом?

3. Кто находится на дереве?

4. Кто находится перед деревом?

5. Кто находится за деревом?

6. Кто смотрит из-за дерева?

7. Кто двигается от дерева?

8. Кто двигается к дереву?

9. Кто вылезает из-под дерева?

10. Что падает с дерева?

11. Что за отверстие в дереве?

12. Кто смотрит из дупла?

Употребление предлогов

Инструкция: «Скажи...»

1. Где находится солнце?

2. Где растет гриб?

3. Где сидит белка?,

4. Где находится ежик?

5. Где прячется волк?

6. Откуда волк выглядывает?

7. Куда ползет улитка?

8. Куда идет кот?

9. Откуда вылезает крот?

10. Откуда падают листья?

11. Где сидит сова?

12. Откуда она смотрит на нас?

  • Да данной композиции определить, кто на цветке, за цветком, в доме и т.д.
  • «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик».
  1. Методики для определения ориентировки в трехмерном пространстве.
  • Методика «Обследование пространственных представлений у дошкольников». И.Н. Садовниковой и Л.С. Цветковой.

- Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?

  • «Найди предмет», «Найди флажок». Игровое действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи). Ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку.
  1. Методики для определения ориентировки на плоскости.
  • Методика «Обследование пространственных представлений у дошкольников». И.Н. Садовниковой и Л.С. Цветковой. Ориентировка на листе бумаги.

1. Покажи, что нарисовано в левом верхнем углу?

2. Покажи, что нарисовано в правом нижнем углу?

3. Покажи, что нарисовано в правом верхнем углу?

4. Скажи, в каком углу нарисована белка?

5. Покажи след от левой ноги.

6. Поставь над крестиком точку (ребенку дается лист бумаги расчерченный на 9 квадратов, в центре стоит крестик).

7. Нарисуй слева от крестика кружок.

8. Нарисуй справа от точки треугольник.

9. Под кружком проведи волнистую черту.

10. «Прогулка в парке». Попросить ребенка расставить скамейки вдоль дороги по ходу его движения: «Поставь красную скамейку справа».

11. Скажи, с какой стороны я поставила зеленую скамейку?

12. Скажи, с какой стороны от дороги растут три елки?

  • «Положи верно».

Данная методика направлена на выявление умения ребёнка ориентироваться на листе бумаги.

Инструкция: «Положите красный кружок на синий большой квадрат. Над красным кружком положите зеленый кружок. Перед зеленым кружком оранжевый треугольник и т.д.»

  • «Графический диктант»

1 из 10

1. Методика «Обследование пространственных представлений у дошкольников». И.Н. Садовниковой и Л.С. Цветковой.

Методика обследования включает использование: картинок с изображением предметов в разных углах листа; рисунка дерева и животных вокруг него.

«Ребенку предлагаются следующие задания:

Задание №1: Понимание предлогов по картинке (Рис.1)

Рис. 1

Инструкция: «Покажи...»

1. Что ты видишь над деревом?

2. Что ты видишь под деревом?

3. Кто находится на дереве?

4. Кто находится перед деревом?

5. Кто находится за деревом?

6. Кто смотрит из-за дерева?

7. Кто двигается от дерева?

8. Кто двигается к дереву?

9. Кто вылезает из-под дерева?

2 из 10

10. Что падает с дерева?

11. Что за отверстие в дереве?

12. Кто смотрит из дупла?

Задание №2: Употребление предлогов (Рис. 1.).

Инструкция: «Скажи...»

1. Где находится солнце?

2. Где растет гриб?

3. Где сидит белка?,

4. Где находится ежик?

5. Где прячется волк?

6. Откуда волк выглядывает?

7. Куда ползет улитка?

8. Куда идет кот?

9. Откуда вылезает крот?

10. Откуда падают листья?

11. Где сидит сова?

12. Откуда она смотрит на нас?

Задание №3: Ориентировка в «схеме собственного тела».

1. Покажи свою левую руку.

2. Покажи свою правую ногу.

3. Покажи свой левый глаз.

4. Покажи своё левое ухо.

5. Левой рукой дотронься до правой ноги.

6. Правой рукой дотронься до левого уха.

7. Правой рукой дотронься до левого плеча.

8. Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону.

9. Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка).

10. Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка).

3 из 10

11. Скажи, какая-это нога? (Экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка).

12. Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?

Задание №4: Ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего на-против.

1. Покажи мою левую руку.

2. Скажи, какой рукой я держусь за правое ухо?

3. Скажи., какой рукой я держусь за левое колено?

4. Скажи, какая из моих рук сверху?

5. Скажи, какая из моих ног сверху?

6. Скажи, к какому плечу я повернула голову?

7. Скажи, какую руку я подняла вверх?

8. Скажи, какую руку я положила на плечо?

9. То, что я буду делать правой рукой, ты точно также будешь делать своей правой рукой; то, что я буду делать левой рукой, ты точно также будешь делать своей левой рукой (экспериментатор тыльной стороной ладони правой руки касается подбородка снизу).

10. Экспериментатор левую руку кладет себе на плечо.

11. Экспериментатор пальцами левой руки упирается в ладонь правой руки, расположенную вертикально.

12. Скажи, какая из моих рук сжата в кулак? (Экспериментатор правой рукой, сжатой в кулак, упирается в ладонь левой руки, расположенную вертикально).

Задание №5: Ориентировка на листе бумаги.

1. Покажи, что нарисовано в левом верхнем углу?

2. Покажи, что нарисовано в правом нижнем углу?

3. Покажи, что нарисовано в правом верхнем углу?

4. Скажи, в каком углу нарисована белка?

5. Покажи след от левой ноги.

4 из 10

6. Поставь над крестиком точку (ребенку дается лист бумаги расчерченный на 9 квадратов, в центре стоит крестик).

7. Нарисуй слева от крестика кружок.

8. Нарисуй справа от точки треугольник.

9. Под кружком проведи волнистую черту.

10. «Прогулка в парке». Попросить ребенка расставить скамейки вдоль дороги по ходу его движения: «Поставь красную скамейку справа».

11. Скажи, с какой стороны я поставила зеленую скамейку?

12. Скажи, с какой стороны от дороги растут три елки?

Задание №6: Ориентировка на листе бумаги, перевёрнутом на 180°.

1. «Прогулка в парке». Мысленно иди в обратном направлении по дороге. Скажи, с какой стороны от тебя стоит зеленая скамейка?

2. Скажи, с какой стороны от тебя красная скамейка?

3. Скажи, с какой стороны от тебя синяя скамейка?

4. Скажи, с какой стороны от тебя оранжевая скамейка?

5. Ты идешь по дорожке, а я сижу на второй скамейке слева. Покажи, где я сижу?

6. На первой скамейке справа сидит старушка. Покажи, где эта скамейка?

7. Скажи, сколько ёлок растёт справа от дороги, по которой ты возвращаешься?

8. Покажи третью ёлку слева от тебя.

9. Скажи, с какой стороны от дороги ты видишь бабочку?

10. Покажи след от правой ноги.

11. Покажи отпечаток левой руки.

12. Покажи указательный палец правой руки.

Анализ полученных материалов предполагает учет следующих критериев оценки:

1 балл – понимание различных пространственных характеристик без самостоятельного называния (выполнение действий показ картинок);

5 из 10

2 балла – самостоятельное употребление слов, отражающих пространственные характеристики;

3 балла – точность, самостоятельность выполнения действий;

4 балла – использование помощи взрослого»

[Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. – М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. – 296 с.].

2. Следующая диагностическая методика «Разборка и складывание матрешек» по Е.А. Стребелевой.

Диагностическая методика «Разборка и складывание матрешек» по Е. А. Стребелевой

«Цель: диагностика уровня развития ориентировки на величину.

Диапазон применения: от 3 до 4 лет.

Материал: четырехсоставная матрешка.

Ход обследования: логопед показывает ребенку матрешку и просит его посмотреть, что там есть, то есть разобрать её. После рассмотрения всех матрешек ребенка просят собрать их все в одну: «Собери все матрешки, чтобы получилась одна». В случаях затруднения проводится обучение:

Логопед показывает ребенку, как складывается сначала двухсоставная, а затем трехсоставная и четырехсоставная матрешка, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка в баллах:

1 балл – не понял задание, не стремится его выполнить, после обучения не переходит на адекватные способы действия;

2 балла – принял задание, стремится действовать с матрешками, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрешки, то есть отмечаются хаотические действия. В процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия, безразличен к результату своей деятельности;

6 из 10

3 балла – принял и понял задание, при выполнении использует метод перебора вариантов, после обучения переходит на самостоятельный способ выполнения задания, заинтересован в конечном результате;

4 балла – понимает и принимает задание, складывает матрешки методом «проб» или практическим «примериванием», заинтересован в конечном результате»»

[Гейци, Э.Д. Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста/ Э.Д. Гейци. – Новосибирск, 2006. – 568с.].

3. Диагностика пространственных представлений по методике «Почтовый ящик», описанной А. А. Венгер, Т. Л. Выготской, Э. Л. Леонгард.

Диагностика пространственных представлений по методике «Почтовый ящик», описанной А. А. Венгер, Т. Л. Выготской, Э. Л. Леонгард.

«Цель: оценка восприятия формы и пространственных отношений, исследование возможности осуществления операций сравнения тождества на материальном уровне.

Диапазон применения: задание дается детям с 3-х лет.

Материал: пластмассовая коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).

Инструкция: жестовая или вербальная: «У нас с тобой есть необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма – свое окошечко. Постарайся опустить письма в этот необычный почтовый ящик ».

Ход выполнения задания: ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху, и пластмассовая коробка. Исследователь берет одну из фигур, бросает ее в коробку и жестом предлагает ребенку продолжить работу.

Виды помощи:

- демонстрация способа применения;

Методика № 4. «Определение пространственной ориентации» Л.И. Солнцевой.

Методика направлена на определение пространственных представлений.

Методики исследования уровня развития ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста.

1. Цель задания: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке. Усвоение ориентировок слева - справа.

А) Усвоение левых и правых частей тела, левой и правой стороны:

- Движение по заданной инструкции:

Мы в строю шагаем браво.

Мы науки познаем.

Знаем лево, знаем право.

И, конечно же, кругом.

Это правая рука.

Ох, наука нелегка!

Это правая нога, это левая нога.

Ох, наука нелегка.

- «Стойкий оловянный солдатик»

:На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую – к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

В) Уточнение пространственных взаимоотношений:

- Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева. По инструкции расположить предметы слева и справа от данного; определить место соседа по отношению к себе; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я стою справа от Жени, а Женя – слева от меня»); стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левую руку, правую руку и т. д.

- Игра «Части тела»:

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

- «Определи по следу»:

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

- Определить по сюжетной картине, в какой руке у персонажей картины называемый предмет.

С) Усвоение понятий «левая-правая сторона листа:

- Рисование или раскрашивание по инструкции:

«Найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных в правой боковой части листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».

Д) Усвоение направлений «вверх-вниз»:

- Ориентировка в пространстве: «Что наверху, что внизу?» (анализ башен, построенных из геометрических тел).

- Ориентировка на листе бумаги: "Нарисуй в верхней части листа кружок, в нижней квадрат. Положи оранжевый треугольник, положи сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого – красный».

- Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.», «слева», «справа».

2. Цель задания: словесно обозначить местоположение предметов на картинках.

- Игра «Магазин»: (ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставлял игрушки и говорил, где и что находится).

- Игра «Птичка и кошка»:

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, игрушки: дерево, птичка, кошка.«Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве».

А) Расположение геометрических фигур по данной инструкции:

- «Положите красный кружок на синий большой квадрат. Над красным кружком положите зеленый кружок. Перед зеленым кружком оранжевый треугольник и т.д.»

- Детям предлагается сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и формы, но разного размера. Сравнить группы геометрических фигур одинакового цвета и размера, но разной формы.

- «Найти две одинаковые фигуры»:

Детям предлагается 4-6 предметов, которые различаются по одному - двум признакам. Дети должны найти два одинаковых предмета.

3. Цель задания: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием и конструированием:

1. Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые;

2. Нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец рисунка, выполненный по точкам;

3. Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь образцом. В случае затруднения – дополнительные упражнения, в которых необходимо:

- различить стороны листа;

- провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;

- обвести контур рисунка;

- воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном задании.

4. Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям.

Ко всему вышеизложенному можно добавить методику "Домик" Н.И. Гуткиной.

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным. Постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что – то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

При оценке результатов подсчитывается количество баллов, набранных ребенком. По их количеству можно судить об уровне развития пространственного восприятия.

При исследовании разными методами уровня развития пространственной ориентировки детей дошкольного возраста, необходимо помнить о том, что все компоненты психофизической готовности ребенка к обучению в школе, не могут, да и не должны быть максимально развиты!

Гораздо важнее, чтобы все эти компоненты присутствовали, даже если уровень сформированности некоторых из них не высок.

В процессе развивающих занятий возможна компенсация менее сформированных качеств более развитыми.

 Усвоение левых и правых частей тела, левой и правой стороны:

Инструкция:

Мы в строю шагаем браво,

Все науки познаем.

Налево, и направо,

И, конечно же, кругом.

Это правая рука, это левая рука.

Ох, наука нелегка.

Это правая нога, это левая нога.

Ох, наука нелегка.

 Усвоение знаний частей лица и тела.

Инструкция:

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки - все хватать-хватать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека диагностических методик на изучение произвольности, саморегуляции, способности действовать по образцу, способности к обучению.

Диагностические методики, представленные в данном материале, широко используются при изучении уровня развития произвольной саморегуляции, готовности к учебной деятельности детей 5-7 лет....

«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Картотека диагностических методик.

Рекомендуемый диагностический инструментарии для исследования особенностей эмоционально-личностной сферы,  межличностных отношений ребенка....

Картотека диагностических методик для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Картотека диагностических методикдля познавательного развития детей младшего дошкольного возраста...

Картотека диагностических методик для выявления трудностей в общении детей дошкольного возраста.

Социометрическими методами, называют методы, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбо...