Представление опыта работы по теме: «Развитие математических способностей у обучающихся раннего возраста»
статья (младшая группа)
В современном мире развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основ.
Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии обучающихся, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что обучение в процессе образовательной деятельности, в повседневной жизни, дидактических играх и упражнениях при условии и наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у обучающихся раннего возраста основных математических представлений и развитие математического мышления – сравнением, анализа, рассуждением, обобщением, умозаключением.ы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:
Представление опыта работы
по теме:
«Развитие математических способностей у обучающихся раннего возраста»
Подготовила:
Псарикова Марина Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории.
город Рубцовск 2025 год
В современном мире развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период сензитивного развития, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии.
«Математика, правильно постигнутая, обладает не только истиной, но и высшей красотой — красотой скульптурной, холодной и чистой, как всякая великая красота, — красотой, способной к совершенному самообладанию, как скульптура».
Бертран Рассел.
Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии обучающихся, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что обучение в процессе образовательной деятельности, в повседневной жизни, дидактических играх и упражнениях при условии и наполнения их элементарным математическим содержанием должно быть направлено на формирование у обучающихся раннего возраста основных математических представлений и развитие математического мышления – сравнением, анализа, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Исследованием проблемы обучения обучающихся раннего возраста формированию математических представлений занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: Жан Пиаже, Мария Монтессори, Фридрих Фрёбель и другие.
Они заложили основу для понимания того, как дети раннего возраста осваивают математические представления, и разработали методики, которые до сих пор используются в дошкольном образовании.
Также проблемой исследования, формирования математических представлений занимались и другие исследователи такие как: А.М. Летнев, Н.А. Менчинская, Т.А. Репина, Р.И. Жуковская, В.В. Давыдов.
Особое внимание хочется остановить на выдающихся педагогах – исследователях, внесших огромный вклад в развитие математических способностей.
Мария Монтессори педагог и врач, разработавшая одноименную педагогическую систему, уделяла огромное внимание сенсорному развитию обучающихся и считала, что математические представления формируются через практический опыт и работу с дидактическими материалами.
Использование специальных "Монтессори-материалов" (например, золотая бусинная сеточка для счета, башня из кубов для понимания размера и порядка), практическое знакомство с числами, действиями, геометрическими формами.
Лев Семенович Выготский - советский психолог, его теория культурно-исторического развития подчеркивает роль социальной среды и обучения в развитии ребенка. Он считал, что математические представления формируются под влиянием взрослых и в процессе совместной деятельности.
В период раннего детства формируем у обучающихся умение разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. Ведь процесс умственного развития ребенка связан с развитием его ощущений, восприятий, представлений. Поэтому формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка.
Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорного развития составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.
В нашей группе раннего возраста «Малышок» активно проводятся занятия с использованием дидактических игр, игры ситуации.
При организации занятий мы опираемся на индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, на программу и возможности обучающихся.
ИДЕЯ: Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
ЗАДАЧИ:
Изучать педагогическую и методическую литературу по теме; - обогащать и преобразовывать предметно – пространственную среду в соответствии с новыми требованиями;
разработать и реализовать систему мероприятий, направленную на развитие элементарных математических представлений у обучающихся раннего возраста посредством дидактических игр;
развивать у обучающихся познавательный интерес и простейшие познавательные действия.
Для обеспечения результативности и достижения поставленной цели работа строится комплексно.
Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Мы свою работу по развитию математических представлений организуем посредствам дидактических игр.
Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости. С целью развития представлений о величине и форме предметов с детьми провожу разнообразные манипулятивные действия с предметами: собирание шариков и кубиков, разбирание и собирание игрушек-вкладышей – матрешки, грибочки, бочонки, собирание пирамидки, соотнесение предметов с фигурными отверстиями дидактических столиков, составление разрезных картинок из двух частей, собирание геометрической и магнитной мозаики. Такие дидактические игры также способствуют развитию мелкой моторики руки, координации движения глаз и рук, расширению словарного запаса.
Некоторые виды игр по математике в раннем возрасте:
- Игры с кубиками
- Сюжетные игры
- Дидактические игры
Работу с использованием наглядно-игровых полей с математическим содержанием проводят индивидуально и с небольшими подгруппами обучающихся. При организации игр учитываем доступность и привлекательность, строгую дозировку содержания, их игровой характер, использовала различные сюрпризные моменты.
- Игры с кубиками
Сортировка и построение башен развивают пространственное мышление.
- Дидактические игры
Настольные игры с простыми правилами, лото, пазлы, мозаики помогают закреплять знания о числах, формах и цветах, развивая при этом мелкую моторику и внимание.
- Сюжетные игры
"Магазин" или "кафе" учат счёту и обмену.
При планировании работы с обучающимися мы включаем в нее разные виды дидактических игр.
Дидактическая игра «Подбери заплатку»
Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, пространственного воображения и мелкой моторики рук обучающихся раннего возраста. Игра направлена на формирование знаний о формах и цветах геометрических фигур. Закрепление представлений о форме — дети узнают и запоминают названия основных геометрических форм (круг, квадрат).
Дидактическая игра «Соберем яблоки в корзину»
Цель: формирование представлений о количественных понятиях один-много, формирование знаний об основных цветах.
Чему учит игра:
Обучающиеся смогут различать количество предметов ("одно яблоко", "два яблока", "много яблок"). Научатся называть основные цвета яблок.
Усовершенствуют умение координировать движения руки и глаза, собирая яблоки в корзинку.
Будет у обучающихся развиваться внимание и наблюдательность, определяя цвет каждого фрукта перед сбором, освоят понятие классификации предметов по цвету и количеству.
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движений, внимания, усидчивости. Развитие сенсорного восприятия цвета, формы и размера предметов.
Формирование представлений о понятиях больше—меньше, верх—низ, последовательность действий.
Обучение детей простейшим приемам анализа, синтеза и классификации объектов.
Чему научатся дети в процессе игры:
Правильно располагать кольца пирамидки в порядке убывания размеров сверху вниз.
Распознавать цвет и форму деталей игрушки.
Выполнять задания педагога и самостоятельно справляться с поставленными задачами.
Уметь контролировать свои движения и аккуратно обращаться с предметами.
Дидактическая игра «Птички в гнездышке»
Цель: формирование знаний у обучающихся основных цветов и оттенков.
Дидактическая игра «Ёжик»
Цель: формирование умения у обучающихся различать предметы один и много.
Дидактическая игра «Рыбки в аквариуме»
Цель: формирование знаний у обучающихся геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник).
Также в своей работе мы применяем сенсорные игры для развития математических представлений у обучающихся раннего возраста.
Сортеры и рамки – вкладыши: коробки с отверстиями разных форм (круг, квадрат, треугольник, звезда) и соответствующие фигуры которые необходимо вставить.
Пирамидки: кольца разного размера и цвета, которые нужно надеть на стержень в определенной последовательности (по убыванию или по возрастанию)
Матрешки: наборы кукол, которые вкладываются друг в друга, демонстрируя уменьшение и увеличение размера.
Наборы геометрических фигур: разноцветные и разного размера фигуры (кубы, шары, цилиндры), которые обучающиеся могут брать в руки, для сравнения.
Игры с крупными пуговицами или шариками разного цвета и размера: обучающиеся их могут сортировать, сравнивать, собирать в группы и др.
Эти игры помогают развивать в обучающихся цветовое восприятие, обучающиеся различают и называют цвета, различают и называют геометрические фигуры, понимают понятия большой – маленький, высокий – низкий, один- много.
Появляются в активном словаре названия цветов, форм, величин, умение брать мелкие детали, вставлять их в нужные места.
Таким образом, опыт показывает, что целенаправленная и грамотно организованная работа по развитию математических способностей у обучающихся раннего возраста, основанная на сенсорных и дидактических играх и ведущей роли игровой деятельности, способствует не только формированию прочных формирование элементарных математических представлений но и всестороннему развитию личности ребенка, подготавливая его к успешному обучению в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Презентация опыта работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»...

Развитие математических способностей у детей раннего возраста
Данный материал предлагает родителям модель развития математических представлений у детей раннего возраста....
проект «Развитие математических, способностей у детей раннего возраста, через игровую деятельность»
....

Родительское собрание в форме семинара - практикума в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Родительское собрание в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"...

Конспект мастер-класса для родителей в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....
Доклад из личного опыта на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр»
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Ее изу...
