Развитие математических способностей у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Лукашевич Татьяна Сергеевна

Данный материал предлагает родителям модель развития математических представлений у детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskih_sposobnostey.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математических способностей у детей раннего возраста

«Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни принять в нём участие», — говорила Мария Монтессори. И она, безусловно, права. Математика окружает нас повсюду. И математика — это не только счёт. Это логика, осознание пространства и времени, умение анализировать. Без математики нет даже поэзии и музыки. Математическое мышление природой заложено в человеке. Задача родителей — помочь ребёнку раскрыть его в полной мере.

Когда начинать развитие математических способностей у детей

На самом деле, мы начинаем его, сами того не замечая. Малыш ещё даже не умеет сидеть, а мама уже играет с ним в прятки: прячется за шторкой, а потом появляется с задорным «Ку-ку». Малыш смеётся и одновременно постигает закон постоянства объектов. Мама прячется, но она никуда не исчезает. И это уже вполне математический закон.

Мама сервирует стол к ужину на 5 человек. К каждой тарелке кладёт вилку. Наблюдающий 2-летний малыш обязательно возмутится, если увидит, что мама кого-то «обделила». Сколько тарелок – столько должно быть и приборов.

А сколько пальчиковых игр начинаются на «раз, два, три, четыре, пять…»!

Предлагая многие игры, мамы даже не задумываются, что занимаются математикой.

Какими должны быть первые математические игры

Не торопитесь учить ребёнка счёту. В 2-3 года ему вовсе не нужны эти знания. Можно ненавязчиво считать что-то в игре: сколько ступенек до дома преодолел малыш, сколько камушков сложил в ведёрко, сколько пальчиков на его ладошке. С цифрами начинайте знакомство позже. Ребёнок ещё не готов к восприятию знаковых систем. Акцентируя внимание на этом, можно упустить что-то более важное в его развитии. До 3-4 лет главное — это эмоциональное и сенсорное развитие.

Познавайте математику, читая, рисуя, играя в ролевые игры.

Книги для развития математических способностей ребёнка

Очень многие книги, начиная с самых первых сказок, помогают развивать математические способности. Перечислим несколько.

«Теремок». Персонажи в сказке появляются от самого маленького (мышки) до самого большого (медведя). Вырежьте фигурки животных и инсценируйте сказку с ребёнком. Пусть он расставит правильную последовательность заселения в теремок. Или спрячьте одну из фигурок, предложив малышу отгадать, кого не хватает. Или добавьте персонажа, которого нет в повествовании. А мылыш пусть определит, кто лишний. Всё это способствует развитию логики и математического мышления.

«Репка». Здесь персонажи появляются, наоборот, от большого (дед) к маленькому (мышка). Поиграйте в те же игры, что и с «Теремком». А можно сделать вверху каждой фигурки дырочки дыроколом и нанизывать героев на шнурок вслед за репкой в нужном порядке. Развиваем и математические способности, и моторику.

«Три медведя». Это, пожалуй, самая математическая сказка. Слушая сказку, ребёнок знакомится с понятиями «большой», «маленький», «средний», учится их соотносить. Ну и счёт до трёх здесь вполне можно освоить в непринуждённой форме.

А.Прёйсен «Козлёнок, который умел считать до десяти». С этой забавной и поучительной историей малыш легко освоит счёт до десяти.

Начните с геометрии

Многие родители часто теряются в раздумьях, с чего начинать занятия математикой с ребёнком. Начните с изучения геометрических фигур.

Поиграйте с геометрическим сортером, побуждая ребёнка найти для определённой геометрической фигурки нужное отверстие. Используйте фигурки от сортера для других игр. Например, лепите из них куличики из кинетического песка. Или используйте в качестве формочки для пластилина. Сделайте из фигурок геометрическое лото. Обведите их на листе бумаги, а малыш пусть подберёт к нарисованным фигурам объёмные пары.

Сформируйте на листе бумаги контур геометрической фигуры пластилином, а ребёнок пусть раскрасит. Вряд ли у него получится выйти фломастером за границы объёмного контура.

Ищите дома и на улице предметы разных геометрических форм.

В раннем возрасте математику нужно «трогать»

Тактильный опыт очень важен для ребёнка. Намного эффективнее донести что-то до малыша не демонстрацией карточек и проговариванием информации, а побуждая притронуться к объекту изучения, повозиться с исследуемым материалом.

Конец формы

Для изучения геометрических фигур используйте рамки-вкладыши, сортеры, объёмные фигурки. Предложите ребёнку порисовать геометрические фигуры на подносе с манкой или на световом песочном столе. С 2 лет можно использовать для игр блоки Дьенеша и палочки Кюизинера.

Для изучения понятий «большой-маленький» и соотношения «больше-меньше» отлично подойдут матрёшки.
А для занятий на определение «часть-целое» предложите ребёнку пазлы. Начинайте с самых простых: из двух частей. Пусть малыш освоит понятие «половинки». Для этого можете использовать и самые обыкновенные фрукты. Разрежьте яблоко, банан и грушу на половинки и предложите ребёнку «склеить» кусочки в целый фрукт.

Методики развития математических способностей у детей

Многие популярные методики раннего развития включают в себя математические занятия.

Демонстрация математических карточек по методу Домана и Шичиды. Смысл в ежедневном быстром показе карточек с изображением от 1 до 100 красных точек. По мнению авторов методик, тем самым мозг учится воспринимать большие количества, развивается фотопамять. Часто заниматься по этой методике начинают уже в возрасте до года.

Математические пособия Монтессори. Их очень много. О шершавых цифрах мы упоминали выше, а ниже расскажем о других популярных материалах.

Красные штанги. Это 10 красных штанг разной длины. Каждая на 10 см меньше предыдущей. С помощью этого материала ребёнок легко усваивает понятие длины.

Розовая башня. Это 10 кубов. Длина самого маленького —1 см, самого большого — 10. Кубики можно раскладывать и вертикально, и горизонтально. Игра закрепляет понятия размера и высоты.

Блоки цилиндров. В каждом блоке по 10 цилиндров разного объёма и высоты  и 10 отверстий разного объёма и глубины. Подбирая пары, ребёнок учится зрительно воспринимать величину.

Многие пособия Монтессори можно сделать своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного возраста» Ходеевой Натальи Павловны

Формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал. Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность...

«Развитие математических способностей у детей раннего возраста через игры и занимательные игровые упражнения»

Для ребенка игра – это самое серьезное дело. В игре раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно,...

«Использование дидактических игр в развитии элементарных математических способностей у детей раннего возраста»

laquo;Использование дидактических игр в развитии элементарных математических способностей  у детей раннего возраста»Задачи;-Вызвать и поддержать познавательную активность ребенка,-заинтере...

Развитие математических способностей у детей раннего возраста.

Формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного развития ребенка. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об...