Задания, направленные на развитие ориентировки в пространстве детей сЗПР с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольной группы
материал
Задания, направленные на развитие ориентировки в пространстве детей сЗПР с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольной группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«Детский сад №2”
630075 г. Новосибирск, ул. Танковая 31/1, тел: (383) -209-28-03
Задания, направленные на развитие ориентировки в пространстве детей сЗПР с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольной группы
Учитель-дефектолог
Сергеева Ольга Михайловна
Новосибирск, 2025
Для заданий используются пластилин, краски, цветная бумага, поделки, работы, выполненные как на самом занятии, так и на занятиях раннее.
I этап: Задачей этапа является освоение ребенком ориентировки на собственном теле («на себе»). Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей тела. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.)
На этом этапе используются игры:
- «Солнышко»
Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.
Оборудование: схематическое изображение лица человека.
Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Части лица лепятся из пластилина, вырезаются из цветной бумаги.
- «Скатай шарик (колбаску)»
Цель: упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле.
Оборудование: пластилин.
Содержание: Ребенок должен скатать шарик (колбаску) из пластилина правой (левой) рукой.
- «Ручки»
Цель:упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле.
Оборудование: краска, лист бумаги.
Содержание: сделать отпечаток правой, левой руки на бумаге.
II этап: Задача этапа – учить детей различать основные группы направлений: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево(ориентировка «от себя»). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела.
И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений:
- «Веселый поезд»
Во время аппликации, например поезда, дать инструкцию: «Красный вагон стоит справа от желтого вагона, синий – слева от зеленого вагона» и т.д.
- «Укрась елку».
Используется аппликация или бросовые материалы. Инструкция: «Повесь шарик наверх, шишку – справа от шарика, цветок – ниже шарика» и т.д.
III этап. Задача – формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому (ориентировки «на себе», «от себя», применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов:в, под, за, на).
Задания на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
- «Снеговик»
Во время лепки, например, снеговика, говорить детям (спрашивать), куда поставим маленький комок? (на большой). Где будут ножки у стула? (под сиденьем) и т.д.
- «Новоселье»
- В этой игре можно использовать настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие поделки (например, лексическая тема: животные). Ребенок «заселяет» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: кошка, вверху – козленок и корова и т. д.
- В игре используется строительный материал (кубики, треугольные призмы); необходимо по инструкции «построить» дом. «Поставь красный кубик под желтый. Синяя крыша будет на желтом доме» и т.д.
- «Сделай картинку»
Цель. Закреплять умение различать и называть пространственные отношения: на, над, под; упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под.
Оборудование. Изображение дерева на большом листе бумаги, аппликация солнышко, грибы, облако, белка, птица, цветок, пчела.
Ход игры. Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину. Вывешивается изображение дерева и различных предметов: грибы, ежик, цветок, солнышко, пчела и т. д.
- Мы с вами все предметы разместим на дереве, под деревом, над деревом.
Постепенно дети составляют на доске картинку, комментируя свои действия ("Ежик под деревом", "Облако над деревом").
IV этап. Задача этапа – формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
Для того чтобы сформировать у детей понимание пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений, проводятся игры, в которых детей обучают организовывать эти отношения.
Игры и задания на формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
- «Макет»
Педагог и дети лепят из пластилина мебель, которая находится в кабинете (группе) и в коробке делают макет. В дальнейшем можно обыгрывать поделку: положить мяч на стол. Это делается как в натуральном кабинете, так и на макете.
Вместо мебели из пластилина можно использовать аппликацию из цветной бумаги.
- «Помоги найти мышонка»
Ребенку необходимо найти мышонка, который пропал. После того, как мышонок найден; ребенок, совместно с педагогом лепит, клеит, рисует путь, проделанный от, например, стола до мышонка.
V этап. Задача – формирование умений ориентироваться на плоскости.
Предлагаемые игры направлены на формирование умения определять верхний и нижний край плоскости, его правую и левую стороны, находить середину плоскости.
- «Геометрический диктант».
Перед ребенком лежит лист бумаги и набор геометрических фигур, вырезанных, слепленных ребенком. Взрослый дает инструкции. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, желтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания ребенок может проверить правильность выполнения (у ведущего заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту).
Ребенок может нарисовать самостоятельно геометрические фигуры.
Вместо фигур можно использовать любые предметы.
- «Город»
Перед ребенком лист бумаги, клей, вырезанные заготовки зданий, сооружений. Педагог дает инструкцию, по которой ребенок приклеивает здания: например, в правом нижнем углу листа – детский сад, в центре – магазин, в левом верхнем углу – дом и т.д. Аппликацию можно обыграть: например, из детского сада, который находится в правом нижнем углу, мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу и т. д.
Все постройки можно слепить из пластилина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности
Эта статья о том, как ведется работа по развитию мелкой моторики рук в продуктивных видах деятельности....

Речевое развитие с использованием продуктивного вида деятельности
Пояснительная запискаВ старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением устанавлива...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности через модулирование».
Цель: передача педагогами концептуальной и практической сторон и собственной системы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования продуктивных видов деятельности»
Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Поэтому я провожу работу ...

Буклет "Развитие интереса у детей раннего возраста к продуктивным видам деятельности"
Буклет для родителей...

Использование художественного слова на занятиях по обучению продуктивными видами деятельности с детьми дошкольного возраста
Резкий рост речевых нарушений, отсутствие в жизни детей сюжетно-ролевых игр связан с отчуждением их от взрослых, которые либо слишком заняты, чтобы заниматься детьми, либо предъявляют к ним завышенные...
Проект Развитие пространственной ориентировки у детей с задержкой психического развития с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольных групп
ПроектРазвитие пространственной ориентировки у детей с задержкой психического развития с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольных групп...