Проект Развитие пространственной ориентировки у детей с задержкой психического развития с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольных групп
проект
Проект
Развитие пространственной ориентировки у детей с задержкой психического развития с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольных групп
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«Детский сад №2”
630075 г. Новосибирск, ул. Танковая 31/1, тел: (383) -209-28-03
Проект
Развитие пространственной ориентировки у детей с задержкой психического развития с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольных групп
Учитель-дефектолог
Сергеева Ольга Михайловна
Новосибирск, 2025
.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. [3]
У детей с задержкой психического развития наблюдается несформированность элементарных уровней овладения пространственных представлений – схемы тела, а также трудности анализа пространственных взаимоотношений внешних по отношению к телу объектов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. [4]
Ученые, занимающиеся проблемами детей с ЗПР, Т.А. Власова, А.О. Дробинская, Т.В. Егорова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Менчинская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер и др., отводят значительное место несформированности пространственных представлений, без которых невозможно овладение счетом, письмом, чтением и более сложными навыками.
У детей возникают трудности ориентировки практически во всех направлениях пространства (особенно правого и левого). Вплоть до конца дошкольного возраста дети с задержкой психического развития не имеют четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, схеме тела, стоящего напротив человека.
В речи присутствуют лишь наиболее простые предлоги, выражены затруднения в понимании даже относительно несложных пространственных, пространственно-временных и, как следствие, причинно-следственных отношений.
Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с задержкой психического развития также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое.
Детям сложно узнавать предметы в контурном, схематическом изображении, с наложенным изображением, расположенные в непривычном ракурсе.
При срисовывании изображений дети с задержкой психического развития пытаются их упростить – уменьшают количество элементов, неверно располагают части рисунка по отношению друг к другу. [4]
В качестве средства формирования пространственных представлений были выбраны занятия с использованием продуктивных видов деятельности. Продуктивная деятельность оказывает на детей непосредственное влияние на развитие умения ориентироваться в мире окружающих предметов, мыслительных операций (анализ, синтез), планирование последовательности действий, что способствует формированию пространственных представлений.
Поэтому проблема развития пространственной ориентировки актуальна у данной категории детей.
Вышеизложенное ориентировало на разработку и апробацию педагогического проекта «Развитие пространственной ориентировки у детей с задержкой психического развития с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольной группы».
Новизна выдвигаемой идеи заключается в том, что на сегодняшний день в образовательные учреждения поступает большое количество детей с задержкой психического развитии, педагогическое сопровождение которых должно быть организовано особым образом.
Нормативно-правовой и организационной основой для разработки проекта являются следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 08-249
- Закон Новосибирской области от 5 июля 2013 года №361-ЗО "О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области «Статья 10. Гарантии по обеспечению местами в дошкольных образовательных организациях.
Цель проекта: создание системы коррекционных мер по развитию пространственной ориентировкиу детей с ЗПР с использованием продуктивных видов деятельности.
Для достижения цели определены следующие задачи:
- Изучение психолого-педагогической литературы об особенностях развития пространственной ориентировки у детей с ЗПР.
- Выявление особенностей формирования пространственной ориентировки у детей с ЗПР.
- Формирование у детей дошкольного возраста с ЗПР навыков ориентировки в пространстве через продуктивные виды деятельности.
Для эффективной реализации проекта определены этапы работы:
- Этап – подготовительный
Задачи этапа:
- изучение научной, методической литературы по данной проблеме;
- составление плана образовательной деятельности;
- подбор диагностических методик для обследования уровня сформированности пространственных представлений;
- изучение опыта других образовательных учреждений города.
Этап длился на протяжении трех летних месяцев.
- этап – диагностический
Продолжительность 2 – 4 недели. В течение года с каждым ребенком проводится промежуточная диагностика.
Задача этапа:
- проведение первичной диагностики детей. Приложение 2
Диагностика проводится как индивидуально, так и в подгруппах. Все данные заносятся в диагностические таблицы. В ходе диагностики выделены три уровня сформированности пространственных представлений. Самый высокий уровень – третий. Для детей этого уровня свойственно выполнение всех заданий самостоятельно, при допуске ошибки исправляют ее.
На среднем (втором) уровне – дети выполняют задания с помощью взрослого, допускают большое количество ошибок во время выполнения заданий.
Первый (низкий) уровень – дети затрудняются в выполнении заданий.
Обследование проводится с использованием следующих методов и методик.
Методы обследования:
- Анализ анамнестических данных;
- Наблюдение (на момент обследования, в свободной, игровой деятельности);
- Беседы (с врачом, социальным работником, воспитателями и другими узкими специалистами).
Методики обследования:
- Методики для определения ориентировки «на себе».
- Методики для определения ориентировки «от себя».
- Методики для определения умений определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому (знание предлогов: в, под, за, на).
- Методики для определения ориентировки в трехмерном пространстве.
- Методики для определения ориентировки на плоскости (Приложение 2)
По результатам обследования заполняется следующая документация:
- Диагностическая карта.
- Карты мониторинга.
В ходе диагностики выявлены следующие показатели уровня развития пространственной ориентировки у детей с ЗПР:
Из результатов диагностики отчетливо видно, что большинство детей находятся на низком уровне развития пространственной ориентировки (83%)– эти дети не могут выполнить задание самостоятельно, они не понимают инструкцию. Большинство детей не ориентируются «на себе», не знают своих правых и левых рук, глаз, ног и т.д.
На среднем уровне развития находятся 15% детей. Эти дети выполняют задания с помощью взрослого, допуская большое количество ошибок. Самостоятельно исправить свои ошибки они затрудняются. На втором уровне некоторые дети не только показывают правые и левые стороны своего тела, но и могут показать, что находится справа или слева от них, используют помощь педагога.
На высоком уровне, на котором дети могут самостоятельно, направляющей помощи ориентироваться в пространстве, не оказалось ни одного ребенка. Приложение 4
Полученные результаты первичной диагностики ориентировали меня на проведение работы по развитию пространственной ориентировки с использованием продуктивных видов деятельности у детей с задержкой психического развития.
- этап практический (коррекционно-развивающий)
Задача этапа
- Формирование и развитие пространственной ориентировки у детей с ЗПР.
- Формирование и развитие ориентировки на собственном теле («на себе»).
- Формирование и развитие ориентировки «от себя».
- Формирование и развитие ориентировки предметов по отношению друг к другу
- Формирование умения ориентироваться в трехмерномпространстве.
- Формированиеумений ориентироваться на плоскости.
Коррекционно-развивающая работа проводится на базе МБДОУ д/с № 2 с детьми, посещающими группы 12-ти часового пребывания.
Задания детям даются, исходя из достигнутого ими уровня.
- На первом этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы он воспринимает как отдельные, не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними.
Для формирования у детей пространственной ориентировки на собственном теле являются игры: «Солнышко», «Скатай шарик», «Ручки» и др., которые основываются на знании пространственного расположения отдельных частей тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая нога, рука и т.п.). Благодаря этим играм дети овладевают ориентировкой «на себе». Умение ориентироваться «на себе» - предпосылка, необходимая для перехода к следующему этапу развития.
- Второй этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. Однако точность оценки этих отношений еще относительна.
На этом этапе у детей формируется и развивается ориентировка «от себя» используются задания: «Веселый поезд», «Укрась елку», «Магазин» и др., которые способствуют различению детей основных групп направлений (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево). Освоение пространственных направлений неразрывно связано со знаниями сторон собственного тела.
- Третий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов. На смену определения пространственных отношений приемом контактной близости приходит дистантная, зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке. Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношений между ними.
Формирование умения детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому, применять ориентировку «на себе», «от себя» на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, за, на. Этому способствуют игры: «Снеговик», «Новоселье», «Сделай картинку» и др.
- Развитие пространственного восприятия требует работы в трехмерном пространстве. Для этого полезно использовать создание объемных конструкций, в том числе в технике оригами.
Для того чтобы сформировать у детей понимание пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений, проводятся игры, в которых детей обучают организовывать эти отношения: «Макет», «Помоги найти мышонка», «Куда пойдешь и что найдешь» и др.
- Формирование умений ориентироваться на плоскости (двухмерное пространство). Прежде всего, необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой - слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., затем предложить ряд практических заданий на закрепление этих знаний.Предполагаемые игры направлены на формирование умения определять верхний и нижний край плоскости, его правую и левую стороны, находить середину плоскости: «Геометрический диктант», «Город», «Назови соседей» и др.
У детей развивают умения проводить линии на листе бумаги сверху вниз и слева направо: «дождик», «дорожки», «ленточки» и т. п.
Индивидуальные занятия с детьми длятся 15 – 25 минут по 2 раза в неделю. Продолжительность занятия зависит от возраста ребенка. К каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход.
Вся работа по развития ориентировки в пространстве с использованием продуктивных видов деятельности разделена на 5 уровней и определены предполагаемые требования к результатам каждого этапа обучения. Приложение 2
За время обучения в группах не все дети проходят 5 уровней развития ориентировки в пространстве, т.к. ребенок может поступить в группу, уже освоив один или несколько уровней по ориентировке в пространстве, тогда его обучение начинается со следующего уровня развития. Приложение 5
- этап – заключительный (контрольно-диагностический)
Задача этапа:
- проведение итоговой диагностики детей.
- оценка результатов коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у детей с ЗПР.
- разработка рекомендаций для дальнейшего развития ребенка.
Из результатов заключительной диагностики отчетливо видно, что количество детей, занимающих низкий (1) уровень развития ориентировки в пространстве, уменьшился до 51%. Что свидетельствует об усвоении более 30% детей начальными знаниями в пространственной ориентировки.
Значительно повысилось количество детей, достигших среднего (2) уровня развития – 32 % . Эти дети совместно с направляющей помощью взрослого стали более точно ориентироваться в схеме собственного тела «на себе» и «от себя», начали выполнять простые инструкции, требующие определения пространственного расположения (верх или низ в пространстве, на листе бумаги). Совместно с педагогом ребята проводят линии сверху – вниз, справа – налево. С помощью браслета, который надевается на правую руку, дети начинают ориентироваться на листе бумаги (правая, левая сторона).
Появились дети, которые поднялись до высокого (3) уровня развития (17%). Такие дети научились самостоятельно ориентироваться «на себе», «от себя», научились определять правую и левую сторону коридора, кабинета. Понимают значение простых предлогов, обозначающих пространственное расположение предметов (на, в, за). Приложение 4
Для достижения положительных результатов, считаю, что работа учителя – дефектолога должна строиться на организации (использовании) дополнительных заданий с использованием продуктивных видов деятельности, направленных для более успешного освоения пространственной ориентировки детьми данной категории реализуются по следующим направлениям:
Диагностическое:
- педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.
- Участие в работе медико-психолого-педагогических совещаний с целью всестороннего изучения ребенка и организации комплексной педагогической коррекции.
Коррекционно-развивающее:
- Формирование способов усвоения детьми социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
- Предупреждение и преодоление у воспитанников вторичных, третичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом.
Консультативно-методическое:
- Сотрудничество с другими педагогами в решении задач педагогического сопровождения детей в образовательном процессе и досуговых мероприятиях;
- Участие во внутренних медико-психолого-педагогических совещаниях, педагогических советах, семинарах, с целью оптимизации методического обеспечения педагогического сопровождения;
- Просветительная работа с родителями (родственниками).
В своей работе руководствуюсь не только общепедагогическими принципами (принцип целенаправленности педагогического процесса, принцип целостности и системности и т.д.), но и коррекционно-педагогическими принципами:
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- Принцип диагностики и коррекции;
- Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
- Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности и т.д.
Успешной реализации проекта способствует ресурсное обеспечение:
- Комфортный кабинет для занятий;
- Рабочая программа для развития пространственных представлений с использованием продуктивных видов деятельности;
- Компьютер и наличие электронных пособий используемых для развития пространственной ориентировки, мультимедийный проектор;
- Дидактические пособия, развивающие игры, пластилин, краски и т.д.;
- Наличие библиотеки (специальной литературы).
О положительных результатах проекта свидетельствуют следующие моменты:
- Развитие у детей пространственной ориентированности: от освоения ребенком ориентировки на собственном теле, на знании пространственного расположения отдельных частей тела до формирования умений ориентироваться на плоскости.
- Формирование ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действий рассматривания, вслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения пространственной ориентировки.
- Повышение интереса к образовательной деятельности у детей с ЗПР.
Несмотря на достигнутые результаты, определены следующие направления в работе:
- Расширение материально-технической базы.
- Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива по данной проблеме.
- Включение в образовательную деятельность новых методов обучения детей с ЗПР.
- Формирование компетентности родителей по данной проблеме.
Данный проект будет интересен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам образовательных учреждений для повышения уровня квалификации, для саморазвития, для получения нового опыта для развития пространственных ориентировок с использованием продуктивных видов деятельности, как для детей с ЗПР, так и для детей с другими ОВЗ или детей с нормой интеллектуального развития.
Такая работа дает возможность установить более тесный контакт «ребенок-педагог», более точно увидеть сильные и слабые стороны ребенка, что позволяет определить (подобрать) индивидуальную программу для каждого ребенка по развитию пространственных представлений.
Так же заинтересованность в работе вызовет у родителей, которые стремятся к развитию своего ребенка. Формирование и развитие пространственной ориентировки с использованием продуктивных видов деятельности – это новый шаг в обучении своего ребенка, который будет способствовать стимуляции для его дальнейшего интеллектуального развития.
Литература:
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет /под ред.Л.А. Венгера, 1988.
- картотека игр
- этапы, игры
- МЕТОДИКИ
- МЕТОДИКИ
- дцп и уо
- игры
- игры
- чему должны научиться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных технологий методов и приемов
Р В статье представлены материалы по системе работы с детьми дошкольного возраста с песком и водой, тканевыми модулями направленные на обучение и закрепление детьми математических представ...

Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.
Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития....

Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка.
Как формировать пространственно-временные представления и учить реализовывать полученные навыки в лексико-грамматических средствах языка....

проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства»
Разработанный проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства» сочетает в себе образовательные возмо...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Одной из характерныхособенностей детей с ЗПР является нарушение ориентировки в пространстве....

Педагогический проект Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития с использованием ИКТ
Настоящий педагогический проект имеет практико-ориентированную направленность, в котором раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы по развитию зрительно-пространственного в...
Задания, направленные на развитие ориентировки в пространстве детей сЗПР с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольной группы
Задания, направленные на развитие ориентировки в пространстве детей сЗПР с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольной группы...