Проект Развитие пространственной ориентировки у детей с задержкой психического развития с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольных групп
проект

Проект

Развитие пространственной ориентировки у детей с задержкой психического развития с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольных групп

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx44.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«Детский сад №2”

630075 г. Новосибирск, ул. Танковая 31/1, тел: (383) -209-28-03

Проект

Развитие пространственной ориентировки у детей с задержкой психического развития с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольных групп

Учитель-дефектолог

Сергеева Ольга Михайловна

Новосибирск, 2025


.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. [3]

У детей с задержкой психического развития наблюдается несформированность элементарных уровней овладения пространственных представлений – схемы тела, а также трудности анализа пространственных взаимоотношений внешних по отношению к телу объектов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. [4]

Ученые, занимающиеся проблемами детей с ЗПР, Т.А. Власова, А.О. Дробинская, Т.В. Егорова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Менчинская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер и др., отводят значительное место несформированности пространственных представлений, без которых невозможно овладение счетом, письмом, чтением и более сложными навыками.

У детей возникают трудности ориентировки практически во всех направлениях пространства (особенно правого и левого). Вплоть до конца дошкольного возраста дети с задержкой психического развития не имеют четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, схеме тела, стоящего напротив человека.

В речи присутствуют лишь наиболее простые предлоги, выражены затруднения в понимании даже относительно несложных пространственных, пространственно-временных и, как следствие, причинно-следственных отношений.

Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с задержкой психического развития также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое.

Детям сложно узнавать предметы в контурном, схематическом изображении, с наложенным изображением, расположенные в непривычном ракурсе.

При срисовывании изображений дети с задержкой психического развития пытаются их упростить – уменьшают количество элементов, неверно располагают части рисунка по отношению друг к другу. [4]

В качестве средства формирования пространственных представлений были выбраны занятия с использованием продуктивных видов деятельности. Продуктивная деятельность оказывает на детей непосредственное влияние на развитие умения ориентироваться в мире окружающих предметов, мыслительных операций (анализ, синтез), планирование последовательности действий, что способствует формированию пространственных представлений.

Поэтому проблема развития пространственной ориентировки актуальна у данной категории детей.

Вышеизложенное ориентировало на разработку и апробацию педагогического проекта «Развитие пространственной ориентировки у детей с задержкой психического развития с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольной группы».

Новизна выдвигаемой идеи заключается в том, что на сегодняшний день в образовательные учреждения поступает большое количество детей с задержкой психического развитии, педагогическое сопровождение которых должно быть организовано особым образом.

Нормативно-правовой и организационной основой для разработки проекта являются следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Письмо «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 08-249
  • Закон Новосибирской области от 5 июля 2013 года №361-ЗО "О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области «Статья 10. Гарантии по обеспечению местами в дошкольных образовательных организациях.

Цель проекта: создание системы коррекционных мер по развитию пространственной ориентировкиу детей с ЗПР с использованием продуктивных видов деятельности.

Для достижения цели определены следующие задачи:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы об особенностях развития пространственной ориентировки у детей с ЗПР.
  2. Выявление особенностей формирования пространственной ориентировки у детей с ЗПР.
  3. Формирование у детей дошкольного возраста с ЗПР навыков ориентировки в пространстве через продуктивные виды деятельности.

Для эффективной реализации проекта определены этапы работы:

  1. Этап – подготовительный

Задачи этапа:

  • изучение научной, методической литературы по данной проблеме;
  • составление плана образовательной деятельности;
  • подбор диагностических методик для обследования уровня сформированности пространственных представлений;
  • изучение опыта других образовательных учреждений города.

Этап длился на протяжении трех летних месяцев.

  1. этап – диагностический

Продолжительность 2 – 4 недели. В течение года с каждым ребенком проводится промежуточная диагностика.

Задача этапа:

  • проведение первичной диагностики детей. Приложение 2

Диагностика проводится как индивидуально, так и в подгруппах. Все данные заносятся в диагностические таблицы. В ходе диагностики выделены три уровня сформированности пространственных представлений. Самый высокий уровень – третий. Для детей этого уровня свойственно выполнение всех заданий самостоятельно, при допуске ошибки исправляют ее.

На среднем (втором) уровне – дети выполняют задания с помощью взрослого, допускают большое количество ошибок во время выполнения заданий.

Первый (низкий) уровень – дети затрудняются в выполнении заданий.

Обследование проводится с использованием следующих методов и методик.

Методы обследования:

  • Анализ анамнестических данных;
  • Наблюдение (на момент обследования, в свободной, игровой деятельности);
  • Беседы (с врачом, социальным работником, воспитателями и другими узкими специалистами).

Методики обследования:

  • Методики для определения ориентировки «на себе».
  • Методики для определения ориентировки «от себя».
  • Методики для определения умений определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому (знание предлогов: в, под, за, на).
  • Методики для определения ориентировки в трехмерном пространстве.
  • Методики для определения ориентировки на плоскости (Приложение 2)

По результатам обследования заполняется следующая документация:

  • Диагностическая карта.
  • Карты мониторинга.

В ходе диагностики выявлены следующие показатели уровня развития пространственной ориентировки у детей с ЗПР:

Из результатов диагностики отчетливо видно, что большинство детей находятся на низком уровне развития пространственной ориентировки (83%)– эти дети не могут выполнить задание самостоятельно, они не понимают инструкцию. Большинство детей не ориентируются «на себе», не знают своих правых и левых рук, глаз, ног и т.д.

На среднем уровне развития находятся 15% детей. Эти дети выполняют задания с помощью взрослого, допуская большое количество ошибок. Самостоятельно исправить свои ошибки они затрудняются. На втором уровне некоторые дети не только показывают правые и левые стороны своего тела, но и могут показать, что находится справа или слева от них, используют помощь педагога.

На высоком уровне, на котором дети могут самостоятельно, направляющей помощи ориентироваться в пространстве, не оказалось ни одного ребенка. Приложение 4

Полученные результаты первичной диагностики ориентировали меня на проведение работы по развитию пространственной ориентировки с использованием продуктивных видов деятельности у детей с задержкой психического развития.

  1. этап практический (коррекционно-развивающий)

Задача этапа

  • Формирование и развитие пространственной ориентировки у детей с ЗПР.
  • Формирование и развитие ориентировки на собственном теле («на себе»).
  • Формирование и развитие ориентировки «от себя».
  • Формирование и развитие ориентировки предметов по отношению друг к другу
  • Формирование умения ориентироваться в трехмерномпространстве.
  • Формированиеумений ориентироваться на плоскости.

Коррекционно-развивающая работа проводится на базе МБДОУ д/с № 2 с детьми, посещающими группы 12-ти часового пребывания.

Задания детям даются, исходя из достигнутого ими уровня.

  1. На первом этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы он воспринимает как отдельные, не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними.

Для формирования у детей пространственной ориентировки на собственном теле являются игры: «Солнышко», «Скатай шарик», «Ручки» и др., которые основываются на знании пространственного расположения отдельных частей тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая нога, рука и т.п.). Благодаря этим играм дети овладевают ориентировкой «на себе». Умение ориентироваться «на себе» - предпосылка, необходимая для перехода к следующему этапу развития.

  1. Второй этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. Однако точность оценки этих отношений еще относительна.

На этом этапе у детей формируется и развивается ориентировка «от себя» используются задания: «Веселый поезд», «Укрась елку», «Магазин» и др., которые способствуют различению детей основных групп направлений (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево). Освоение пространственных направлений неразрывно связано со знаниями сторон собственного тела.

  1. Третий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов. На смену определения пространственных отношений приемом контактной близости приходит дистантная, зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке. Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношений между ними.

Формирование умения детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому, применять ориентировку «на себе», «от себя» на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, за, на. Этому способствуют игры: «Снеговик», «Новоселье», «Сделай картинку» и др.

  1. Развитие пространственного восприятия требует работы в трехмерном пространстве. Для этого полезно использовать создание объемных конструкций, в том числе в технике оригами.

Для того чтобы сформировать у детей понимание пространственных отношений между предметами, а также изменчивости и относительности пространственных отношений, проводятся игры, в которых детей обучают организовывать эти отношения: «Макет», «Помоги найти мышонка», «Куда пойдешь и что найдешь» и др.

  1. Формирование умений ориентироваться на плоскости (двухмерное пространство). Прежде всего, необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой - слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., затем предложить ряд практических заданий на закрепление этих знаний.Предполагаемые игры направлены на формирование умения определять верхний и нижний край плоскости, его правую и левую стороны, находить середину плоскости: «Геометрический диктант», «Город», «Назови соседей» и др.

У детей развивают умения проводить линии на листе бумаги сверху вниз и слева направо: «дождик», «дорожки», «ленточки» и т. п.

Индивидуальные занятия с детьми длятся 15 – 25 минут по 2 раза в неделю. Продолжительность занятия зависит от возраста ребенка. К каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход.

Вся работа по развития ориентировки в пространстве с использованием продуктивных видов деятельности разделена на 5 уровней и определены предполагаемые требования к результатам каждого этапа обучения. Приложение 2

За время обучения в группах не все дети проходят 5 уровней развития ориентировки в пространстве, т.к. ребенок может поступить в группу, уже освоив один или несколько уровней по ориентировке в пространстве, тогда его обучение начинается со следующего уровня развития. Приложение 5

  1. этап – заключительный (контрольно-диагностический)

Задача этапа:

  • проведение итоговой диагностики детей.
  • оценка результатов коррекционной работы по развитию пространственной ориентировки у детей с ЗПР.
  • разработка рекомендаций для дальнейшего развития ребенка.

Из результатов заключительной диагностики отчетливо видно, что количество детей, занимающих низкий (1) уровень развития ориентировки в пространстве, уменьшился до 51%. Что свидетельствует об усвоении более 30% детей начальными знаниями в пространственной ориентировки.

Значительно повысилось количество детей, достигших среднего (2) уровня развития – 32 % . Эти дети совместно с направляющей помощью взрослого стали более точно ориентироваться в схеме собственного тела «на себе» и «от себя», начали выполнять простые инструкции, требующие определения пространственного расположения (верх или низ в пространстве, на листе бумаги). Совместно с педагогом ребята проводят линии сверху – вниз, справа – налево. С помощью браслета, который надевается на правую руку, дети начинают ориентироваться на листе бумаги (правая, левая сторона).

Появились дети, которые поднялись до высокого (3) уровня развития (17%). Такие дети научились самостоятельно ориентироваться «на себе», «от себя», научились определять правую и левую сторону коридора, кабинета. Понимают значение простых предлогов, обозначающих пространственное расположение предметов (на, в, за). Приложение 4

Для достижения положительных результатов, считаю, что работа учителя – дефектолога должна строиться на организации (использовании) дополнительных заданий с использованием продуктивных видов деятельности, направленных для более успешного освоения пространственной ориентировки детьми данной категории реализуются по следующим направлениям:

Диагностическое:

  1. педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.
  2. Участие в работе медико-психолого-педагогических совещаний с целью всестороннего изучения ребенка и организации комплексной педагогической коррекции.

Коррекционно-развивающее:

  1. Формирование способов усвоения детьми социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;
  2. Предупреждение и преодоление у воспитанников вторичных, третичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом.

Консультативно-методическое:

  1. Сотрудничество с другими педагогами в решении задач педагогического сопровождения детей в образовательном процессе и досуговых мероприятиях;
  2. Участие во внутренних медико-психолого-педагогических совещаниях, педагогических советах, семинарах, с целью оптимизации методического обеспечения педагогического сопровождения;
  3. Просветительная работа с родителями (родственниками).

В своей работе руководствуюсь не только общепедагогическими принципами (принцип целенаправленности педагогического процесса, принцип целостности и системности и т.д.), но и коррекционно-педагогическими принципами:

  • Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
  • Принцип диагностики и коррекции;
  • Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
  • Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности и т.д.

Успешной реализации проекта способствует ресурсное обеспечение:

  • Комфортный кабинет для занятий;
  • Рабочая программа для развития пространственных представлений с использованием продуктивных видов деятельности;
  • Компьютер и наличие электронных пособий используемых для развития пространственной ориентировки, мультимедийный проектор;
  • Дидактические пособия, развивающие игры, пластилин, краски и т.д.;
  • Наличие библиотеки (специальной литературы).

О положительных результатах проекта свидетельствуют следующие моменты:

  • Развитие у детей пространственной ориентированности: от освоения ребенком ориентировки на собственном теле, на знании пространственного расположения отдельных частей тела до формирования умений ориентироваться на плоскости.
  • Формирование ориентировочной деятельности, которая реализуется в виде перцептивных действий – действий рассматривания, вслушивания, ощупывания, а также способствует обеспечению освоения пространственной ориентировки.
  • Повышение интереса к образовательной деятельности у детей с ЗПР.

Несмотря на достигнутые результаты, определены следующие направления в работе:

  • Расширение материально-технической базы.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива по данной проблеме.
  • Включение в образовательную деятельность новых методов обучения детей с ЗПР.
  • Формирование компетентности родителей по данной проблеме.

Данный проект будет интересен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам образовательных учреждений для повышения уровня квалификации, для саморазвития, для получения нового опыта для развития пространственных ориентировок с использованием продуктивных видов деятельности, как для детей с ЗПР, так и для детей с другими ОВЗ или детей с нормой интеллектуального развития.

Такая работа дает возможность установить более тесный контакт «ребенок-педагог», более точно увидеть сильные и слабые стороны ребенка, что позволяет определить (подобрать) индивидуальную программу для каждого ребенка по развитию пространственных представлений.

Так же заинтересованность в работе вызовет у родителей, которые стремятся к развитию своего ребенка. Формирование и развитие пространственной ориентировки с использованием продуктивных видов деятельности – это новый шаг в обучении своего ребенка, который будет способствовать стимуляции для его дальнейшего интеллектуального развития.

Литература:

  1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет /под ред.Л.А. Венгера, 1988.
  2. картотека игр
  3. этапы, игры
  4. МЕТОДИКИ
  5. МЕТОДИКИ
  6. дцп и уо
  7. игры
  8. игры
  9. чему должны научиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных технологий методов и приемов

Р   В статье представлены материалы по системе работы с детьми дошкольного возраста с песком и водой, тканевыми модулями направленные на обучение и закрепление детьми математических представ...

Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.

Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития....

Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка.

Как формировать пространственно-временные представления и учить реализовывать полученные навыки в лексико-грамматических средствах языка....

проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства»

Разработанный проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства» сочетает в себе образовательные возмо...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Одной из характерныхособенностей детей с ЗПР является нарушение ориентировки в пространстве....

Педагогический проект Развитие зрительно-пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития с использованием ИКТ

Настоящий педагогический проект имеет практико-ориентированную направленность, в котором раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы по развитию зрительно-пространственного в...

Задания, направленные на развитие ориентировки в пространстве детей сЗПР с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольной группы

Задания, направленные на развитие ориентировки  в пространстве детей сЗПР с использованием продуктивных видов деятельности в условиях дошкольной группы...