Использование дидактических игр в ранней профориентации дошкольников
статья
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – необходимое условие их всестороннего, полноценного развития. Ознакомление детей с трудом взрослых – это важное социально - эмоциональное средство погружения в мир взрослых, получения детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях, обогащения словарного запаса.
Перед педагогами стоит задача — знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется — введение дошкольников в профориентацию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр в ранней профориентации дошкольников
Образование в настоящее время является целостным процессом социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. Профессиональная ориентация- это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. И начинать эту работу нужно с детского сада.
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – необходимое условие их всестороннего, полноценного развития. Ознакомление детей с трудом взрослых – это важное социально - эмоциональное средство погружения в мир взрослых, получения детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях, обогащения словарного запаса.
Перед педагогами стоит задача — знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется — введение дошкольников в профориентацию.
Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Значимость работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
В России первыми авторами, которые придавали значимость проблемам профессиональной
ориентации, можно назвать Н. К. Крупскую, А. В. Луначарского, Н. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко. По их мнению, непременным условием всестороннего развития человека является наличие глубоких и обширных знаний, поэтому первейшей обязанностью системы общего образования в период допрофессиональной подготовки они считали «вооружение каждого ребенка такими знаниями и тем широким образованием, которое откроет перед ним все дороги».
В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, А. Ш. Шахманова, М. В. Крулехт.
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Педагоги, Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять следующие методы обучения и воспитания:
• словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
• наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
• практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
• игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Работа по ранней профориентации осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и через самостоятельную деятельность детей, что способствует активации интереса детей к миру профессий и систематизации представлений каждого ребенка в ходе познавательной, продуктивной и игровой деятельности.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путѐм спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются все психические процессы. Игра является сценой для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается основа для новой ведущей деятельности – учебной.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ усвоения полученных из окружающего мира впечатлений, знаний и умений. Уже в раннем детстве в игре ребенок имеет наибольшую возможность быть самостоятельным, по своему выбору общаться со сверстниками, выбирать и использовать разные предметы, преодолевать трудности.
В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует его ум и волю, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют игры профориентационной направленности. В играх дети учатся совмещать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из книг, рассказов Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.
Дидактические игры в значительной мере способны реализовать эту задачу. Они направленные на уточнение и систематизацию знаний детей о профессиях, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах.
У детей существуют трудности в восприятии трудового процесса, выделении взаимосвязей между компонентами труда. Причина в том, что трудовой процесс быстротечен.
Используемые в работе методы показа и наблюдения за трудом взрослых эффективны, но большое количество профессий и их трудовые процессы невозможно по объективным причинам представить для наблюдения. Поэтому система дидактических игр формируют первичные представления о труде взрослых.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через дидактическую и игровую задачи, игровые действия, правила игры.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Однако ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Игры с предметами и игрушками наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами, знакомиться с ними. Это такие игры как «Предмет – материал, из которого он сделан", "Профессия - результат", «Узнай профессию».
Наиболее трудны для восприятия детей словесные игры. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Это такие игры как, "Кто больше назовет действий", "Обозначь профессии", «Угадайте, кто работает с этими инструментами», «Определи профессию по результату труда». В игре «Назови профессии людей, у которых одинаковый предмет труда» детям предлагается назвать профессии людей, которые работают - с техникой: водитель, машинист, крановщик, экскаваторщик, водитель такси, с людьми: учитель, врач, экскурсовод, воспитатель, юрист, полицейский, артист и т.д. - с бумагами: чертежами, документами, книгами (экономист, инженер, бухгалтер, секретарь и др.) - животными: ветеринар, дрессировщик, кинолог) - с растениями: флорист, ландшафтный дизайнер, биолог.
Словесные игры помогают пополнить словарный запас ребенка понятиями из профессиональной сферы.
В игре "Кто больше назовет предметов", детей учат систематизировать предметы как результаты труда по месту их производства
Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:
1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;
2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности;
3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.
Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности. Но в этих играх дается не сам предмет, а его маркер. Это такие игры как "Атрибут - профессия", ""Чья идея?", "Женские - мужские профессии", "Как это получилось?" (в этой игре раскрываются компоненты деятельности), "Чей результат?" (в этой игре даются представления о материальных и нематериальных результатах труда, о его общественной значимости). Дидактические игры органично находят свое место в образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
Формы организации детей во время дидактических игр разные. Особое внимание в образовательном процессе уделяется дидактической игре как самостоятельной игровой деятельности. Она проводится лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.
Поэтому важно своевременно заботиться об усложнении игр, и вариативности. Если у ребят снижается интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого, но участие воспитателя носит косвенный характер.
Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр. Такие игры, как "Интеллектуальные машины", "Кому, что нужно для работы", вызывают не поддельный интерес, у ребят появляется желание играть в строителей, водителей, работников супермаркета и т.д. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь.
Результатом педагогического воздействия в дошкольном учреждении является понимание детьми, что труд, работа занимают важное место в жизни людей, являются основой жизни; уважение к людям труда, бережное отношение к продуктам труда. Знания детей о людях разных профессий, использовании машин и оборудования в трудовой деятельности. Стремления детей проявлять интерес к труду, овладеть необходимыми навыками, развивать свои трудовые способности, чтобы приносить пользу людям. Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Используемая литература
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко – М: Просвещение, 1991.
2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников М.: Просвещение 1989.
3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. М.: Инфа-М, 2016.– 146 с.
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004.
5. Красновский, Л.И. Опыт ранней профориентации [Текст] / Л.И. Красновский // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 39-44.
6. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство- Пресс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логопедических игр для ранней профориентации дошкольников с ОНР.
Сегодня неотъемлемой частью полноценного формирования личности дошкольников считается их профессиональная ориентация.Причем профессиональной ориентацией можно начинать заниматься в дошкольном образова...

Роль дидактических игр в ранней профориентации дошкольников
Презентация на тему: "Роль дидактических игр в ранней прфориентации дошкольников."...
Презентация "Использование логопедических игр для ранней профориентации дошкольников"
Данная презентация поможет разобраться в в том, как логопедические игры помогают дошкольникам ориентироваться в мире профессий....
Текст к презентации "Использование логопедических игр для ранней профориентации дошкольников"
Данная презентация поможет разобраться педагогам в том, как логопедические игры можно использовать в ранней профориентации дошкольников...
Использование проектной технологии в ранней профориентации дошкольников
Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности.… Образно говоря, детская игра – это профориентатор...
Использование логопедических игр для ранней профориентации дошкольников
Данный материал предназначен для проведения семинара-практикума для специалистов ДОУ....
Презентация "Использование логопедических игр для ранней профориентации дошкольников"
Данный текст презентации заинтересует специалистов работающих в ДОУ....