Использование интерактивной доски как инструмента развития детей-дошкольников: опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Любознайка»
электронный образовательный ресурс

Данилова Марина Александровна

Авторская ДООП «Любознайка», представляет собой инновационный подход к развитию дошкольников посредством интеграции современных технологий, таких как интерактивная доска, с традиционными методами обучения. Цель программы заключается в подготовке детей к школе, стимулировании интеллектуальной активности и творческом самовыражении. Особое внимание уделено инклюзивному образованию, обеспечивающему успешную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в учебный процесс. За два года реализации программы достигнуто значительное повышение уровня освоения детьми учебного материала, рост интереса к познанию и положительные отзывы родителей. Программа демонстрирует эффективность сочетания цифровых инструментов и классических педагогических методик, способствуя формированию устойчивых мотиваций к учебе и достижению высоких результатов в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Посмотреть презентацию можно по ссылке - https://vk.com/doc391907305_689361991?hash=A3y3jFH...

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Слайд 1) Уважаемые коллеги, представители нашего педагогического сообщества! Меня зовут Данилова Марина Александровна, работаю я педагогом дополнительного образования в детском саду №2 и сегодня хочу поделиться с вами результатами своего профессионального пути за последние два года в рамках реализации авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Любознайка». В основу программы легли две мои главные профессиональные страсти: глубинное понимание мира дошкольника, полученное за годы многолетней работы воспитателем, и искреннее восхищение тем, как интерактивная доска способна раскрывать потенциал детей, делая обучение настоящим чудом. Моей главной целью было не просто передача знаний, а создание такой образовательной среды, где каждый ребенок, независимо от своих особенностей, мог бы раскрыть свой познавательный потенциал с помощью современных технологий.

(Слайд 2) Вся моя работа строилась вокруг стержневой идеи: создание инклюзивной, высокомотивирующей образовательной системы. Эта система покоится на трех «китах»: интеграции культурологического, гуманистического и деятельностного подходов; активном использовании интерактивного оборудования с соблюдением всех здоровьесберегающих норм; и построении индивидуальных траекторий для каждого ребенка, включая детей с ОВЗ.

Яркий пример интеграции методологических подходов — наш интерактивный квест «Путешествие по русской сказке».

· Культурологический аспект: Дети взаимодействуют с аутентичными элементами фольклора (изба, предметы народного быта, традиционные костюмы)

· Гуманистический аспект: Задания построены на сопереживании героям, нравственном выборе (помочь персонажу, проявить щедрость)

· Деятельностный аспект: Ребенок не пассивный зритель, а активный участник — «перетаскивает» на экране интерактивные предметы, составляет узоры, выбирает варианты ответов по ходу развития сюжета 

(Слайд 3) С самого начала работы над программой, я поставила перед собой четкую цель: не просто познакомить детей с технологиями, а создать такую среду, где дети могли бы получить возможность практически применять полученные знания и умения, используя увлекательный мультимедийный контент.

Сейчас, я с уверенностью могу сказать, что «Любознайка» стала инструментом, который позволил перевести эти идеи в практическую плоскость. Ее ключевая особенность – синтез традиционных педагогических задач и цифровой грамотности. Мы не просто играли с интерактивной доской, а учились с ее помощью работать с информацией, критически мыслить и творчески решать задачи. При этом строгое соблюдение СанПиН и встроенные в занятие элементы нейрогимнастики, зрительной и пальчиковой гимнастики, физминутки, игротанцы, упражнения на релаксацию и динамические паузы позволяли сохранить здоровье детей и их высокую работоспособность.

Структура игрового сеанса строится по принципу «цифрового сэндвича»: например,

· 5-7- минут — работа с доской

· 3 минуты — нейрогимнастика/пальчиковые игры

· 5-7 минут — продолжение интерактива

· 3-4 минуты — двигательная активность

5-7 минут – выполнение творческих заданий в распечатанных индивидуальных рабочих листах

Отлично зарекомендовал себя и с принцип «трех экранов», когда мы чередуем деятельность в различных плоскостях видео-контент, интерактивную доску, и творческую деятельность на плоскости рабочего стола

(Слайд 4) Коллеги, какой бы прекрасной ни была методика, ее ценность доказывают результаты. И я горжусь тем, что могу продемонстрировать вам стабильно высокую динамику.

· Сохранить контингент – первая задача педагога. И мне удалось добиться 100% сохранности детей в течение двух лет.

Для этого использовала гибкую адаптацию занятий под индивидуальные потребности детей, постоянно обновляю содержание игровых сеансов, создавая эмоционально привлекательные и развивающие активности. Поддерживаю контакт с воспитателями и родителями, своевременно информирую их о достижениях детей.

· Игровые сеансы построены по принципу «ожидания чуда» — дети всегда ждут следующего занятия, потому что оно с одной стороны непредсказуемо: сегодня квест, завтра — виртуальная экскурсия, послезавтра — олимпиада, а с другой стороны это всегда увлекательная и успешная практическая деятельность. Задания построены таким образом, что игровые персонажи не скупятся на похвалу и всегда поддерживают в случае неудачи.

· Использую гибкую систему заданий — ребенок, который справляется быстрее, получает дополнительные развивающие игры, а тому, кому нужно больше времени, предлагаются адаптированные варианты.

Благоприятный эмоциональный фон, возможность проявить себя, интересная и результативная деятельность в увлекательном для детей формате позволила достичь отличных образовательных результатов.  

· Например таких, как Качество освоения программы, ведь  100% выпускников освоили программу на уровнях выше среднего и высоком, причем 96% от общего колличества показали именно высокий уровень.

Для оценки образовательных результатов применяется трехуровневая система мониторинга:

Диагностические этапы:

· Стартовая диагностика (сентябрь) - определяет базовый уровень и зону ближайшего развития

· Текущий контроль - включает игровые мини-тесты и анализ практической деятельности

· Итоговая аттестация (май) - комплексные квестовые задания на интерактивной доске

Критерии оценки:

· Высокий уровень (96%): самостоятельное применение знаний в новых ситуациях, творческое преобразование информации, развитые регуляторные способности

· Уровень выше среднего: точное воспроизведение материала, осознанное использование репродуктивных знаний, справляется с заданиями повышенной сложности при организующей помощи педагога.

· Средний уровень: воспроизведение изученного по образцу с поддержкой педагога

· Низкий уровень: ошибки в выполнении заданий

Инструменты оценки:

· Автоматизированный анализ на платформах "Образовариум" и "Робоборик"

· Диагностические модули SMART Notebook

· Цифровое портфолио достижений

· Педагогические наблюдения и видеофиксация

Ключевые особенности системы:

· Непрерывность оценки в игровой среде

· Сочетание количественных и качественных показателей

· Акцент на динамике развития

· Интеграция в образовательный процесс

Система оценки позволяет не только фиксировать результаты, но и своевременно корректировать образовательный процесс для достижения планируемых результатов всеми воспитанниками.

И, наконец, олимпиадное движение! Я  постаралась включить в этот процесс всех детей обучающихся по программе, и ежегодно свыше 80% из них становились победителями всероссийских онлайн-олимпиад на образовательных платформах «Образовариум» и «Учи.ру». Это ли не доказательство сформированной познавательной мотивации?

(Слайд 5) Отдельно хочу сказать о работе с детьми с ОВЗ. Для меня было принципиально важным обеспечить не формальную, а реальную инклюзию. Через разработку адаптированных индивидуальных маршрутов и теснейшее взаимодействие с воспитателями, учителями-логопедами, и педагогом-психологом нам удалось добиться того, что эти дети на 100% включены не только в занятия, но и в массовые мероприятия, и так же, как их сверстники, становятся победителями олимпиад.

Наиболее эффективные решения:

· Для детей с ТНР: на первом этапе даются задания с голосовым сопровождением, предлагаются задачи, где не нужно давать развернутые ответы — достаточно выбрать правильный вариант

· Для детей с ЗПР: увеличиваю время на выполнение, добавляю визуальные подсказки-анимации, разбиваю сложные задачи на 2-3 простых этапа

· Для детей с РАС: создаю «предсказуемые» задания с четким алгоритмом, убираю лишние стимулы, использую карточки-схемы.

Для детей с трудностями разработала «Лестницу успеха» — система поэтапного продвижения:

· Диагностический модуль в SMART Notebook выявляет проблемные зоны

· Индивидуально подбираю упрощенные задания-тренажеры

· Использую принцип «частичной помощи» — сначала даю возможность выполнить самостоятельно, затем предлагаю подсказки

(Слайд 6) Достичь этих результатов было бы невозможно без поддержки родителей. Выстроенная мной многоуровневая система коммуникации через чаты, портал Учи.ру, личные консультации и мастер-классы, а так же выступление на родительских собраниях позволила добиться 90% вовлеченности семей в жизнь нашего объединения. Регулярно публикую "информационные пилоты" — краткие обзоры наших достижений на официальной странице учреждения в социальной сети «В Контакте». Особое внимание хочу уделить своему успешному опыту укрепления партнёрских связей с семьями, через использование ресурса педагогов ДОУ.  Это стало возможным благодаря созданию уникальной модели взаимодействия с родителями через воспитателей группы, которые выступают ключевыми посредниками и надёжными союзниками, обеспечивая эффективное бесконтактное общение.

Чек-лист для педагога дополнительного образования: «Стратегия вовлечения родителей через воспитателей ДОУ» - можно скачать по QR-коду на экране

(Слайд 7) Профессия педагога не стоит на месте. В рамках индивидуального маршрута своего развития «Развитие профессиональной компетентности в области применения интерактивных образовательных технологий (платформы «Робоборик», «Образовариум», инструменты геймификации) для повышения эффективности реализации ДООП «Любознайка» я прошла курсы по цифровым технологиям и инклюзивному образованию, создала собственную электронную библиотеку с учебными материалами для работы на интерактивной доске в программе SMART Notebook и активно транслировала свой опыт на городском и краевом уровнях. Это позволяет мне постоянно держать руку на пульсе и быть в курсе современных тенденций. Постаралась обзорно представить на экране данные о моих курсах, сертификаты и дипломы за участие в вебинарах и профессиональных конкурсах, подтверждающие документы о публикациях и тиражировании опыта работы.

Подробнее обо мне и моей деятельности можно узнать на моем мини-сайте зарегистрированном в образовательной социальной сети  nsportal.ru  Есть личные кабинеты на представленных на слайде профессиональных сообществах, где я тоже стараюсь делиться своими разработками. Размещенный на странице Qr – код позволяет заглянуть в библиотеку опубликованных мной занятий, разработанных в программе SMART Notebook, и, если кому-то из вас такие занятия будут полезны, буду рада поделиться.

(Слайд 8) Уважаемые коллеги! Подводя итог, хочу сказать, что представленная система работы – это не набор разрозненных фактов, а целостный механизм, в котором методология, инновации и личностно-ориентированный подход, объединенные программой «Любознайка», позволяют стабильно достигать высоких образовательных результатов для всех категорий детей. Я готова ответить на ваши вопросы и благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЛЮБОЗНАЙКИ» Направленность: социально-педагогическая

Материал будет полезен для педагогов дополнительного образования и воспитателей, работающих с детьми 3-4-х лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Любознайка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Любознайка»...

Конспект по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Рукодельнички» Воспитатели Юдина А.Г. Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской области» старшая группа Тема: «Осенний пейзаж»

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке. Учить детей наносить гуашь на пленку. Закрепить знание детей о цветах.Материал: лист ватмана с нарисованными контурами...

Анализ реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Общая физическая подготовка» за 2021-2022 учебный год.

Анализ реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Общая физическая подготовка» за 2021-2022 учебный год....

Анализ реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Общая физическая подготовка» за 2022-2023 учебный год.

Анализ реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Общая физическая подготовка» за 2022-2023 учебный год....

Достижения педагога при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы По ступенькам финансовой грамотности

Достижения педагога при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы По ступенькам финансовой грамотности...