«Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников»
статья
«Обучение в движении» — это методика, которая объединяет интеллектуальное развитие ребёнка и его двигательную активность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников»
Дошкольный возраст часто рассматривают как подготовительный к школьному. Но он ценен сам по себе и игровая деятельность в нем, это основной вид деятельности ребёнка.
Все хотят, чтобы дети росли здоровыми. Но занятия с детьми, порой, отрицательно влияют на их здоровье. Дети много сидят и мало двигаются.
Часто приходится наблюдать такую картину, что детей сажают на стульчик в ряд на занятии. Можно ли в этом случае говорить, что здесь дети проявляют инициативу? Познавательную активность? Взаимодействуют друг с другом? Ставят перед собой познавательную или игровую цель? Ответ очевиден — нет. Все перечисленное - целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
В чем выражается познавательная активность:
- в стремлении ребенка к познанию,
- приобретению нового опыта, знаний,
- в преодолении трудностей,
- в приложении волевых усилий,
- в энергии при умственной работе.
Где же ребенку получить эту энергию? Конечно, в движении! Об этом писали еще в начале 20 века ученый, педагог, врач Ефим Аронович Аркин и основатель научной системы физического воспитания Петр Лесгафт, которые отмечали, что умственный рост требует серьезного развития двигательной активности.
«Обучение в движении» — это методика, которая объединяет интеллектуальное развитие ребёнка и его двигательную активность. Это методика про возможность двигаться и обучаться в естественной среде. Дети свободно передвигаются, выполняя задание. Им не нужно сидеть за столами, они совершают различные двигательные действия, которые нужны в данный момент для решения той или иной познавательной задачи.
В результате применения технологии «Обучение в движении» у детей повышается мотивация к познавательной деятельности, повышается уровень интеллектуального развития, улучшается ориентировка в пространстве, дети учатся работать в команде, а значит говорить, не перебивая других, слышать, понимать, договариваться между собой, убеждать, отстаивать свою точку зрения.
О связи интеллектуального развития и движения говорил автор широко известной книги «После трех уже поздно» Масару Ибука.
В наше время идею обучения в движении как способа развития ребенка продвигает Марк Вайнапель, создатель напольных развивающих игр ВЭЙ ТОЙ и организатор марафона «Математика без тетрадки»
Проводя математические игры в движении, дети закрепляли разные понятия и отношения, группировки устный и порядковый счет, состав числа. Дети учились построению двойками, тройками, четверками по заданному числу или по карточке, по обобщающему понятию и многому другому. Такие игры помогают закрепить изученный материал, развивают коммуникативные навыки ребенка и способствуют поддержке детской инициативности.
Изучив напольные игры, которые разработал Марк Вайнапель, познакомившись с опытом Натальи Модель, которая предлагает в своих методических пособиях игры с фигурами на полу, я пришла к выводу, что такой подход к познавательному развитию дошкольников будет эффективным.
Я считаю, что в любом детском саду с любой материальной базой возможно осуществить обучение в движении. Для этого не требуется существенно менять развивающую среду, специального обучения, ведь можно взять знакомую дидактическую или настольную игру и перенести ее на пол, дополнить ее двигательной активностью, и игра превратится в подвижный квест, где решение образовательных задач будет происходить незаметно для ребенка.
Я предположила, что в результате применения методики «Обучение в движении»:
— у детей появится устойчивый интерес к развивающим напольным играм, повысится познавательная активность. Дети будут способны самостоятельно организовывать напольно-подвижные игры;
— родители станут больше проявлять интерес к познавательной деятельности детей; станут создавать условия для обучения в движении дома, осознают значение движения для умственного развития детей;
— у педагогов повысится уровень профессионального развития. Появится возможность решать образовательные задачи в игровой деятельности, обогащать развивающую предметно пространственную среду.
Подвижные игры можно использовать не только на занятиях по математике, но и по развитию речи, творчеству, в индивидуальных занятиях, коллективных и семейных играх, на праздниках и досугах.
Даже занятия по обучению грамоте можно сделать подвижными и не сидеть на стульчиках. Например, в игре «Слова» мы встаем в круг, передаем друг другу мяч и называем слово на последнюю букву предыдущего слова. Так же на таких занятиях используем напольные поля для раскладывания карточек с заданиями.
Стоит только начать педагогу применять методику обучения ребенка в движении, интуитивно начинаешь понимать, что нужны такие подвижные игры на каждом занятии.
Обучение в движении может с успехом применяться для детей любого возраста. Как показывает практика, лучшим развивающим и обучающим пособием становится то, что выбирают сами дети, которые отдают предпочтение подвижным развивающим играм, так как это естественное состояние здорового ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности дете...

Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника.
Представлен теоритический и практический материал: Проектный метод в деятельности ДОУ и Организация проектной деятельности в условиях нашего детского сада....
Способы формирования познавательной активности у детей
Даны рекомендации родителям о способах формирования познавательной активности у детей....
Деловая игра для педагогов «Технология исследовательского обучения А. И. Савенкова как один из способов формирования познавательной активности дошкольников»
Деловая игра для педагогов«Технология исследовательского обучения А. И. Савенкова как один из способов формирования познавательной активности дошкольников»...
Способы формирования познавательной активности у детей
Способы формирования познавательной активности у детей...
Способы формирования познавательной активности детей
Многие думают, что познавательная активность заложена с рождения. Но они ошибаются. Познавательная активность-это то, что необходимо развивать с рождения, чтобы ребёнок пошёл в школу с высокой мотивац...

Презентация "Экспериментальная деятельность как способ формирования познавательной активности дошкольников"
Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем пол...
