Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника.
статья на тему

Короткова Ольга Евгеньевна
Представлен теоритический и практический материал: Проектный метод в деятельности ДОУ и Организация проектной деятельности в условиях нашего детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_deyatelnost_v_dou.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Воспитатель МКДОУ «Варваринский детский сад общеразвивающего вида» Короткова Ольга Евгеньевна.

Оглавление

     Введение                  

     Основная часть          

Проектный метод в деятельности ДОУ    

  1. классификация проектов, используемых в работе ДОУ  
  2. особенности внедрения проектного метода в ДОУ  
  1. Организация проектной деятельности в условиях МКДОУ «Варваринского детского сада  общеразвивающего вида»  
  2. Результативность            
  3. Перспективность
  4. Заключение         

Список литературы  

Введение

Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование,  позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление  инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения. 

 Актуальность

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка - дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

 Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.  Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей,  педагогов и родителей.

 Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста   весьма актуальна по целому ряду причин:

 - во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

- во-вторых, все возрастающая динамичность экономических  и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

 - в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Работая по традиционной программе М.А.Васильевой, решила использовать в своей работе с детьми  метод проблемного обучения, реализовать проектную деятельность. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-использование инновационных технологий;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

-многофункциональное взаимодействие с социумом.

 При организации проектной деятельности в детском саду столкнулась со следующими противоречиями:

-несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.         

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

- между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.

При организации проектной деятельности я столкнулась со следующими проблемами:

-  неразличение субъектной и объектной позиции ребенка.

Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребенка может проявляться по-разному.

Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

 -   необходимость формирования субъектной позиции педагога.

 Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога  заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.

Выдвинутые противоречие и проблемы обусловили выбор темы моей работы:

«Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника».

 Определившись с темой, поставила перед собой цель:

Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.

Для достижения цели определила  следующие задачи:

создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

развивать познавательные способности, творческое мышление и    воображение, речь;

формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.

приобщать родителей к творческой работе по реализации проектов.

Теоретическая база опыта.

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Развитие метод получил в работах У.Х. Кильпатрика и Э. Коллингса. У.Х. Кильпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой  ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

-  постановку проблемы;

-  составление плана ее реализации;

-  оценку ее выполнения.

Использование этих условий, по мнению У.Х.Кильпатрика, не только подготавливает ребенка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь  по окончании школы, в настоящем.

В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении. Однако советская школа познакомилась с ним еще в первые годы советской власти - одновременно с разработками американских педагогов, педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Однако потом этот метод был осужден и забыт. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Н.Е.Веракса.

Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

Е.Г. Кагаров считал, что:

-исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;

- проект должен осуществляться поэтапно;

-проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

М.В.Крупенина, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

По мнению Н.Е.Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование» и программы «От рождения до школы», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка  обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.

Результаты проведенного анализа изученной литературы позволили прийти к выводу, что познавательное развитие связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. В процесс создания образов начинает включаться слово, вызывая или фиксируя за ним цепочку представлений или обобщений.

В дальнейшем, уже в старшем дошкольном возрасте, в процесс развития включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым: ребенок планирует один шаг, выполняет его, видит результат и на его основе планирует следующий шаг.

Основная часть

1. Проектный метод в деятельности ДОУ

1.1. Классификация проектов, используемых в работе ДОУ

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:

- исследовательско-творческие, ролево-игровые,  информационно-практико-ориентированные, творческие.

Значимы и следующие виды проектов, в том числе:

- комплексные, например «Мир театра»,  «Книжкина неделя»;

- межгрупповые, например  «Мир животных и птиц», «Времена года»;

- групповые, например «Познай себя», «Подводный мир»;

- индивидуальные, например «Я и моя семья», «Секреты бабушкиного сундука».

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

По продолжительности они бывают:

- краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);

- средней продолжительности (2-3 месяца);

- долгосрочные.

Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, например «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

1.2. Особенности внедрения проектного метода в ДОУ

Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:

- экспериментировать, синтезировать полученные знания;

- развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются:

- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- приобщать детей к процессу познания;

- формировать различные представления;

- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

- побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте выполняются по направлениям: физическое, познавательное и эстетическое развитие.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста:

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте выполняются по направлениям: социальное, физическое, познавательное, эстетическое  развитие.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы работы над проектом:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

2. Организация проектной деятельности в условиях МКДОУ «Варваринский детский сад общеразвивающего вида».

 Наблюдая за детьми в различных видах деятельности,  пришла к выводу, что развитие познавательной активности в дошкольном детстве – один из важнейших объектов исследования, это самостоятельная инициативная деятельность ребенка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставятся перед ним  в конкретных жизненных ситуациях.

Проведя диагностику, пришла к выводу, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы), анализировать, сравнивать, группировать.  У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо.  По результатам диагностики я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей.

Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, использую различные методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой  ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.

В нашем дошкольном учреждении  на протяжении последних двух  лет ведется активная образовательная деятельность посредством метода проекта,

благодаря которому дошкольники становятся уверенными в своих силах, снижается тревожность при столкновении с новыми проблемами, создается привычка самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Метод проектов  использую в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет  мне определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной  активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование метода проекта в  развитии познавательной инициативы детей  играет важную роль  в социализации личности дошкольников.

В начале своей работы, я  провела анкетирование родителей.  Результаты опроса показали, что родители готовы к  сотрудничеству  и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей.

В дальнейшем разработала план движения к цели, провела родительские собрания: «Роль проектного метода в развитии познавательной активности  дошкольников», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»,  где познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что  замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье».

Затем при организации проектной деятельности  стала использовать  в образовательной деятельности  принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, проект Зимующие птицы», который реализуется в нашем детском саду уже второй год. Знакомство детей с зимующими птицами проходило на занятиях познавательного цикла. На разных этапах проекта решались определенные задачи, интеграция образовательных областей. Познавательный интерес детей повышался постепенно.  На занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с образами птиц в произведениях.  Читали рассказы Н. Сладкова,  В. Бианки. Рассмотрели картину «Покормите птиц зимой» С. К. Артюшенко. Затем дети собирали пазлы, играли в пальчиковые игры, рисовали рисунки, лепили поделки из пластилина, научились  делать кормушку для птиц из бросового материала.

 Формами работы были представлены такие виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, изобразительная и продуктивная. При совместной деятельности детей и родителей была организована выставка кормушек, составление рассказов о зимующих птицах, подбор стихов, загадок. На участке детского сада был установлен птичий столб. Дети в непогоду наблюдали за птицами из окна, прилетающими на кормушки, вели дневник наблюдений: сколько и какие птицы прилетают  к кормушкам. Дети узнали, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму; как различить птиц по окраске; какие корма предпочитают птицы. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая,  и делясь впечатлениями, не только друг с другом, но и со всеми окружающими. В продолжение проектной деятельности наш детский сад участвовал в природоохранной акции «Покормите птиц» (конкурс «Птицы рядом с нами», организатором которого являлся Хоперский Природный заповедник). Также, совместно с Хоперским заповедником, наш детский сад принял участие в экологическом празднике «День птиц».

 Совместная работа над проектом  помогла стимулировать познавательную активность детей, объединить родителей группы, активизировать их творческие способности, развить интерес к новой форме работы – проектированию.

Своеобразным звеном познавательной активности  детей стал исследовательский проект «Огород круглый год». Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека. Цель: создание условий  в группе для развития познавательного интереса  к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений. Задачи:  Учить  детей  ухаживать за огородными растениями; дать наглядное представление детям о потребностях растений в  свете, тепле, влаге, почве для роста растений; развивать познавательные и творческие способности детей;  создать условия для участия родителей в образовательном процессе; формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

На первом этапе с помощью родителей собрали коллекцию семян, подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда. Сделали подборку дидактических игр, стихов, загадок об овощах. Рассматривали иллюстрации овощных культур. На втором этапе были проведены следующие опыты:

- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;
- проращивание семян гороха, в вате между призрачными плоскостями.
Дети наблюдали за ростом растений, вели дневник, где делали зарисовки.

Социализация: д/и: «Ботаническое лото», «Найди овощ по описанию»,  

« Что растет на огороде», «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты), «Отгадай по вкусу». Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Коммуникация, развитие речи: проводила беседы по теме «Какой вырос урожай», « Что растет у вас на огороде». Составили описательный рассказ на тему: « Как мы выращивали овощи», «Мои любимые овощи».

Конечно же, читали художественную литературу: Я. Тайц «Послушный дождик», Ю. Тувим «Овощи» и др. Рисовали, лепили, делали аппликации.

В ходе проекта, дети узнали, как выращивают овощи, какие они на вкус, какую пищу можно приготовить из овощей, какие витамины содержат овощи и как влияют на здоровье людей. Вместе с родителями принимали активное участие в творчестве, была организована выставка работ.

 Работа над данным проектом еще раз доказала эффективность данного метода  в активизации познавательного интереса детей и  сотрудничестве с семьей, сплочении взрослого и ребенка.

Сейчас в продолжение этого проекта мы реализуем экологический проект « Маленькие огородники». Совместно с родителями мы подготовили небольшой участок (экспериментальный огород) на территории детского сада. С детьми на огороде посадили петрушку, лук, укроп, помидоры, огурцы и различные виды цветов.

Задачи: познакомить детей с особенностями жизни и развития растений,  растущих в  огороде, обобщить и систематизировать знания детей по данной теме, актуализировать словарь по теме «Овощи», «Фрукты». Способствовать развитию у детей познавательной активности: учить устанавливать связи  взаимодействия человека с природой, развивать умения детей в продуктивной и других видах детской деятельности, развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада. 

Предполагаемые результаты. В ходе проекта у детей возрастет интерес к жизни и росту растений, дети узнают, как выращивают овощи, какие они на вкус, какую пищу можно приготовить из овощей, какие витамины содержат овощи и как влияют на здоровье людей. С помощью различных игр дети закрепят цвет, вкус, форму овощей, проявят внимание, усидчивость и настойчивость в достижении цели. Вместе с родителями примут активное участие в творчестве, проведении выставки. Дети узнают много сказок, станут участниками инсценировок, пополнят свою память стихотворениями об овощах и фруктах, загадках.

Наш детский сад находится на территории Хоперского заповедника. Одним из приоритетных направлений Варваринского детского сада является экологическое. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, а в нашем детском саду все условия для этого есть, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача. В настоящее время наш детский сад готовит к реализации долгосрочный педагогический проект на тему « Формирование у детей дошкольного возраста экологически правильного поведения в природе в рамках работы на экологической тропинке». В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны; изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Внедряя проектную технологию в образовательный процесс, поняла, что развитие у детей таких качеств, как активность и социализированность не может проявиться без нормативных ситуаций, сопровождающих жизнь ребенка. Общая стратегия работы  заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую познавательную инициативу.

 Работа по созданию нормотворчества основывалась на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Конфликты детей характеризовались столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.

 Реализуя проектный метод, я  отобрала методы и приемы, используемые мною  при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей  дошкольного возраста: игровой, наглядный, словесный,  практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элемент загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.

3. Результативность

Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире.

Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников. У детей речь стала богаче, пополнился словарный запас.

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Я  смогла вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий и надеюсь,  дальнейших проектов.  Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на  самого воспитателя. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило  мое  мировоззрение и теперь не допускает  применения стандартных, шаблонных действий, требует  ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых деятельностных  форм работы с детьми.

4. Перспективность

Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность  в воспитательно-образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как развитие свободной творческой, познавательно - активной, креативной, позитивно - социализированной личности  ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой.

Заключение

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

Считаю, что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Как один из методов обучения дошкольников, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков.

Проектная деятельность  делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Боровлева А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. – 2006. - №7.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
  3. Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ» М.2012 г.-120 с.
  4. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду:  родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
  5. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. Г.Л. Ильин. – Казань, 1995. – 74 с.
  6. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2008. – 128 с.
  7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  8. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова//  Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
  9. Об образовании (ред. от 12.11.2012): ФЗ РФ от 10.07.1992 № 3266-1 // Российская газета, № 13, 23.01.1996. Закон утрачивает силу с 1.09.2013 года в связи с принятием ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ от 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
  10.  Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками/ авт. – сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.
  11.  Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н. Масич. – Красноярск: КИМЦ, 2010. – 78 с.
  12.  Патронова И. Проектный метод/И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81
  13.  Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
  14. Федеральные Государственные  Общеобразовательные Стандарты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности дете...

Реферат "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников"

Реферат "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников"...

Семинар - практикум "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника"

Семинар - практикум "Проектная  деятельность  как  способ   развития   познавательной  активности  дошкольника"...

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника"

Одним из перспективных методов, является метод проектов. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное ме...