Обобщение опыта «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников»
учебно-методический материал

Цыганкова Ольга Владимировна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samobrazproekt.docx130.13 КБ
Файл oboshchenie_2023.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Цыганкова Ольга Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский cад № 1 «Родничок» с. Горнозаводска

«Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников»

Автор опыта:

Цыганкова Ольга Владимировна,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 1 «Родничок»

с. Горнозаводска

2023

Содержание:

Раздел 1. Информация об опыте………………………………………………3

1.1. Условия возникновения, становления опыта……………………………...3

1.2. Актуальность опыта…………………………………………………………4

1.3. Теоретическая база опыта…………………………………………………..6

1.4. Новизна опыта…………………………………………………………...….8

1.5. Характеристика условий применения опыта…………………………..…9

Раздел 2. Технология опыта…………………………………………………..9

2.1. Определение цели результата опыта……………………………………....9

2.2. Задачи поставленной цели…………………………………………………..9

2.3. Содержание обучения………………………………………………………11

Раздел 3. Результативность опыта…………………………………………..12

Библиографический список…………………………………………………13

Приложения к опыту…………………………………………………………15

Раздел 1. Информация об опыте.

1.1. Условия возникновения, становления опыта

            Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

          Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими индивидуальными особенностями. Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей.

          На сегодняшний день в практике недостаточно широко используется метод проектной деятельности как способ развития познавательной активности дошкольников.

Проанализировав состояние воспитательно-образовательного процесса в нашем учреждении, я пришла к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность. Для этого были проведены ряд следующих мероприятий:

1. Изучены работы по данному вопросу ведущих авторов, как, Захарова М. А., Костина Е. В., Ильин Г. Л., Морозова Л. Д.

2. Проведена диагностика детей по критериям познавательной деятельности и ожидаемых результатов.

3. Разработан ряд занятий и мероприятий с детьми и родителями по внедрению непосредственно опытно-экспериментальной деятельности.

 

1.2. Актуальность

          Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста  в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

          Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

          Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических  и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

          В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

          Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек

должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему  норм и правил.

          Работая по традиционной программе Н. Е. Веракса, решила использовать в своей работе с детьми  метод проблемного обучения, реализовать проектную деятельность. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

    - видоизменение и совершенствование развивающей среды;

    -использование инновационных технологий;

    -адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

     -многофункциональное взаимодействие с социумом.

         При организации проектной деятельности в детском саду столкнулась со следующими противоречиями:

         ♦ несоответствие между традиционной формой организации         образовательного процесса и характером проектной деятельности.

           Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно , что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

  • между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.

      При организации проектной деятельности я столкнулась со следующими проблемами:

         ♦   неразличение субъектной и объектной позиции ребенка.

   Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.

  В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребенка может проявляться по-разному.

Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить.Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

         ♦    необходимость формирования субъектной позиции педагога.

          Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога  заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.

          Выдвинутые противоречие и проблемы обусловили выбор темы моей работы:

 «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Длительность работы над опытом.

Опыт формировался   в условиях Муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения «Детский сад №1 «Родничок» с. Горнозаводска Невельского района Сахалинской области» в течение трех лет.  

Начальный этап – сентябрь 2019 - май 2020 г.

Основной этап – сентябрь 2020 - май 2021 г.

Заключительный этап - сентябрь 2021– май 2022г.

     Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня  овладения  детьми знаниями и умениями  экспериментальной деятельности.

      Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной работы для решения обозначенной педагогической проблемы.

     Диапазон опыта включает работу с детьми не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и во   всех режимных моментах.

         

1.3. Теоретическая база опыта

           Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Для того, чтобы проводить занятия по проектированию , вначале изучила научную и методическую литературу следующих дидактов: американского педагога У.Х. Кильпатрика – основоположника  метода проектов. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».

          У.Х. Кильпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой  ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

  -  постановку проблемы;

  -  составление плана ее реализации;

  -  оценку ее выполнения.

          Использование этих условий, по мнению У.Х.Кильпатрика, не только подготавливает ребенка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь  по окончании школы , в настоящем.

          «Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Л.А.Венгера.

        Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

           Е.Г. Кагаров считал, что:

 - исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;

 - проект должен осуществляться поэтапно;

  - проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

        М.В.Крупенина, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

                      Этапы проектного  метода по М.В.Крупениной

Постановка

задачи

Разработка самого

проекта принятого

задания

Непосредственно

трудовая деятельность

Учет проделанной работы

     

         По мнению Н.Е.Веракса, главного редактора журнала «Современное дошкольное образование», одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребенка  обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил эспериментатор. Умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.

            В детской психологии  до сих пор недостаточно исследован вопрос о самостоятельном усовершенствовании дошкольниками средств и способов мыслительной деятельности.

            Какие же условия заставляют детей изменять средства мышления? Если ребенку в решении новой для него задачи старые способы позволяют получить правильный результат, у него не появится потребность преобразовывать способы решения задач. Но, допустим, ребенок не решил задачу. Тогда у него имеется две возможности: 1) попытаться преобразовать те способы, которыми он владеет, и все-таки решить задачу; 2) получить дополнительную информацию о том, как решать задачу.

           Следовательно, когда ребенку нужно решить трудную для него задачу, способ решения которой не очень очевиден, он не всегда стремится преобразовывать средства и способы мышления. В этих условиях необходимость перестройки старых способов нередко подменяется другой возможностью – получить дополнительные знания о решении задачи.

           Л.А. Венгер, опираясь на предыдущий опыт отечественной психологии, сформулировал основные принципы концепции развития познавательных способностей. Согласно его подходу, под способностями понимаются универсальные способы ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. В этом возрасте развиваются образные формы сознания . Основными средствами , которыми ребенок овладевает, являются образные средства: сенсорные эталоны, разного рода наглядные модели, схемы и планы. С помощью этих средств ребенок «учится смотреть на мир сквозь очки человеческой культуры»; формируя осознанное и произвольное отношение к реальности.

          О.М.Дьяченко подчеркивала, что в ходе познавательной деятельности ребенок сталкивается с двумя типами ситуаций. В ситуациях первого типа ребенку нужно выявить, понять основные свойства и отношения к действительности. Ребенок в ходе своей познавательной активности открывает свойства окружающего мира. Основные формы такой активности – наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями ребенок сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования: например, зимой знакомится со свойствами снега и льда, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель. Задача взрослого – создать условия для экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом, помогает выделить характерные для зимы явления и подводит ребенка к обобщению с помощью адекватных для него средств.

           Второй тип ситуаций связан с «проживанием» ребенком полученных впечатлений. Проживание включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к ней.

           Результаты проведенного анализа изученной литературы позволили прийти к выводу, что познавательное развитие связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. В процесс создания образов начинает включаться слово, вызывая или фиксируя за ним цепочку представлений или обобщений. К 5-7 годам в процесс развития включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым: ребенок планирует один шаг, выполняет его, видит результат и на его основе планирует следующий шаг.

1.4. Новизна

        В старшем дошкольном возрасте доминируют нормативно-стабилизирующие способности. В значительной мере, по - моему мнению, это вызвано фактом «натаскивания» детей при поступлении в школу. При этом практически не поддерживается детская познавательная активность. Ребенок начинает следовать за логикой предметов, предлагаемых взрослыми. Во многом его занятия сводятся к заучиванию различных сведений.

             Дальнейшее изучение проблемы развития способностей связано с пониманием их роли как инструмента ориентировки в жизни. Жизнь человека предстает как переход из одной ситуации в другую. Но не овладев правилами, возникает трудность решения задач: понять, что это за ситуация, какие в ней действуют правила; нравится или нет эта ситуация и что в ней нужно изменить, чтобы ее улучшить. Порой взрослый не учитывает правила и факты, намеренно организовывает ситуацию, сам придумывает действие, что приводит к задержке детской активности в познавательной сфере. На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения  получает свободу , способен отходить от  усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения, не просто передают в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям. Проектно – исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.

1.5. Характеристика условий применения опыта

Данный опыт может использоваться в дошкольных образовательных учреждениях, при условии корректировки содержания заданий  в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями детей.

Раздел 2. Технология опыта

2.1. Определение цели результата опыта

В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами (Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС) образовательные учреждения должно:

1.     обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

2.     обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;

3.     реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;

4.     помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;

5.     привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;

6.     обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

        Определившись с темой, поставила перед собой цель:

Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

        Для достижения цели определила  следующие задачи:

  1. Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развивать познавательные способности, творческое мышление и    воображение;
  3. формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  4. развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  5. развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.

На начальном этапе  своей работы  изучила и проанализировала  психолого-педагогическую литературу,  опыт работы педагогов  дошкольных учреждений (теоретические и практические исследования отечественных педагогов - Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной, М.П. Зуйковой, Т.С. Лагода, О.С. Евдокимовой, В.Н. Журавлевой, Т.Г. Казаковой; литературу — Л.В. Михайлова — Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада»; Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду»; Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».

Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».

Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентировано подхода к образованию. Также разработала этапы работы над проектом :

1. Целеполагание: Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. В результате совместного обсуждения выявляется гипотеза, которую взрослый предлагает подтвердить в процессе познавательной деятельности.

2. Разработка проекта: составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели).

3. Выполнение проекта : практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта.

4. Подведение итогов: Определение задач для новых проектов.

5. Презентация: Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности.

Предварительно мною был проведен мониторинг знаний, умений и навыков детей по темам проектов, где я выясняла уровень знаний дошкольников (Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой).

Выяснилось, что лишь 38% группы детей имели высокий уровень познавательной активности по теме (Приложение 1) Мною было решено, что необходимо в процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы повысить уровень знаний детей. Так возникла идея создания проектов.

2.3. Содержание обучения

               При организации проектной деятельности  вначале  стала использовать  на занятиях  принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая и делясь впечатлениями не только друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и с родителями.

             В дальнейшем разработала план движения к цели: провела родительские собрания «Роль проектного метода на занятиях дошкольников», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности», где познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье».

             Следующим этапом работы стал долгосрочный патриотический проект «Моя малая Родина-Горнозаводск» в подготовительной группе, где дети проявили свою самостоятельную активность, выразили инициативу, высказали оригинальные идеи на занятиях познавательного и художественно-продуктивного цикла. Формами работы были представлены все виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, театрализованная, изобразительная и продуктивная. При совместной деятельности родителей и детей были организованы творческий конкурс и выставка поделок «Творческая семья», где прослеживались благоприятный комфорт и активность со стороны детей и их семей. При проведении презентации проекта с родителями пришли к выводу , что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, поддерживается уникальное видение мира, свойственное ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстников. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других. (Приложение 2)

          Своебразным звеном познавательной активности  детей стал долгосрочный исследовательский проект «Волшебная водичка» в раннем возрасте (Приложение 3), и продолжился в младшей группе. На первом этапе была сформулирована проблемная ситуация, поставлен общий исследовательский вопрос.

        На втором этапе  проходила познавательно-исследовательская деятельность. На третьем проходила защита проекта, как итог работы над проектом. В процессе работы  над исследовательскими проектами  обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Стимулируется не только познавательная активность, но и происходит влияние на содержание сюжетно-ролевых игр. Проверка выбранного варианта позволяет ребенку обрести уверенность в собственной позиции.

           Работая по внедрению проектного метода, отобрала методы и приемы, используемые мною при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:

• наглядный;

• словесный;

• практический;

• проблемно-поисковый;

• исследовательский;

• сюрпризный момент;

• элемент загадочности;

• создание воображаемой ситуации;

• использование музыки.

   

   

Результативность.

         Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

       Прежде всего в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

       Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

      При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

      В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

      Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Перспективность

               Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность  в воспитательно-образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как развитие свободной творческой, познавательно- активной, креативной, позитивно - социализированной личности  ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой …

       

             Полагаю, что мой материал из опыта работы может быть использован воспитателями детских садов для организации проектной деятельности:

проектов, занятий с проблемными ситуациями, игр, бесед, опытов, экспериментов, самостоятельной деятельности детей, работы с родителями.

Заключение

        Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

        Дошкольники становятся внимательнее друг к другу  начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Библиографический список

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н.Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
  2. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду:  родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
  3. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
  4. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. Г.Л. Ильин. – Казань, 1995. – 74 с.
  5. Матяш Н.В., Сидоренко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Н.В. Матяш, В.Д. Сидоренко. – М.: изд.центр «Вентана – Граф», 2002.
  6. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова//  Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
  8. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками/ авт. – сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.
  9. Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3 – С.81
  10. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
  11. Шумакова Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды // Вопросы психологии. 2010. №1. 

Приложения к опыту

Приложение 1. Показатели сформированности навыков познавательной активности дошкольников

Приложение 2. Описание используемых методик для диагностического обследования

Приложение 3. Результаты диагностического обследования по определению навыков познавательной активности

Приложение 4 Конспект НОД

Приложение 5 Картотека игр с водой

Приложение 6. Перспективный план работы с детьми и родителями

Приложение 1.

Показатели и критерии

Уровни

Методы отслеживания

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему).

Самостоятельно видит проблему

Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя.

Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске.

Наблюдение в процессе выделения проблемы.

2.Формулирование вопросов.

Формулирует вопросы.

Формулирует вопросы.

Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов.

3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы).

Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

С помощью воспитателя.

Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах.

4.Выдвижение гипотез и решения проблем.

Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов).

Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение.

Наблюдение.

5.Способность описывать явления, процессы.

Полное, логическое описание.

Не совсем полное, логическое описание.

Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования.

6.Формулировка выводов и умозаключений.

Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого.

Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат.

Анализ высказываний, отчетов.

7. Степень самостоятельности при проведении исследования.

Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его.

Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения.

Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого.

Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах.

Приложение 2. Описание используемых методик для диагностического обследования

Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)

Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.

Диагностические показатели : любознательность, интересы, познавательная потребностьпознавательный интерес.

Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Для подготовки исследования и его проведения необходимо две картинки. В одной из них будет изображено то, что детям близко для понимания (например летние игры, играющие ребятишки, в другой же наоборот, то, что ребенку не известно. Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.

Обработка и интерпретация данныхполученные материалы обрабатываются по следующим критериям:

– широта охвата предметов, изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

– тип вопросов.

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?»«На чем стоят книги?»).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?»«А из чего сделаны руковички?»«А вода горячая?»).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?»«Зачем девочке нужна сумка?»«А что ли они замерзли?»).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не выспался?»«Мальчик плачет, потому что он не может найти дом?»).

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

Перевод баллов в уровень:

10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.

Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание.

Приложение3

Результаты диагностического обследования по определению навыков познавательной активности

за  2019 уч.г. (на начало года) (подготовительная группа).

№пп

Мотивационнная

готовность

Целеполагание

Планирование

Реализация

Умение делать выводы, обобщать, анализировать

1

+

-

-

+

-

2

+

+

+

+

+

3

+

-

+

+

-

4

-

-

+

+

-

5

+

+

-

+

-

6

-

-

-

-

-

7

+

+

-

-

+

8

-

-

-

-

-

9

+

+

+

+

+

10

-

-

-

-

+

11

-

-

-

-

-

12

+

+

+

+

+

13

+

+

+

+

+

14

+

+

+

+

+

15

+

+

+

+

+

16

-

+

-

+

+

Владеют шесть детей -  38 %

Результаты диагностического обследования по определению навыков познавательной активности

 за  2020 уч.г. (на конец года) (подготовительная группа).

№пп

Мотивационнная

готовность

Целеполагание

Планирование

Реализация

Умение делать выводы, обобщать, анализировать

1

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

5

+

+

-

+

-

6

+

-

+

-

-

7

+

+

-

-

+

8

+

+

-

-

-

9

+

+

+

+

+

10

+

+

-

-

+

11

-

+

+

-

-

12

+

+

+

+

+

13

+

+

+

+

+

14

+

+

+

+

+

15

+

+

+

+

+

16

+

+

+

+

+

Владеют 10 детей -  63 %            

          

Результаты диагностического обследования по определению навыков

познавательной активности

за  2020 учебный год (на начало года) ( ранний возраст).

№пп

Мотивационнная

готовность

Целеполагание

Планирование

Реализация

Умение делать выводы, обобщать, анализировать

1

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

3

+

-

+

+

+

4

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

6

-

-

+

+

-

7

+

+

+

+

+

8

+

+

-

+

-

9

+

+

+

+

+

10

+

-

-

+

-

11

-

-

+

+

-

12

+

+

+

+

+

13

-

-

+

+

-

14

+

-

+

+

-

      Владеют  7 детей  - 50%              

Результаты диагностического обследования по определению навыков

познавательной активности

за  2021 учебный год (на конец года) (ранний возраст).

№пп

Мотивационнная

готовность

Целеполагание

Планирование

Реализация

Умение делать выводы, обобщать, анализировать

1

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

+

7

+

+

+

+

+

8

+

+

+

+

+

9

+

+

+

+

+

10

+

-

-

+

-

11

+

-

+

+

-

12

+

+

+

+

+

13

+

+

+

+

+

14

+

+

+

+

-

   Владеют  11 - детей 79 %           

                                                                                                         

Результаты диагностического обследования по определению навыков

познавательной активности

за  2021 учебный год (на начало года) (младшая группа)

№пп

Мотивационнная

готовность

Целеполагание

Планирование

Реализация

Умение делать выводы, обобщать, анализировать

1

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

+

7

+

+

+

+

+

8

+

+

+

+

+

9

+

+

+

+

+

10

+

-

-

+

-

11

+

+

+

+

+

12

+

+

+

+

+

13

+

+

+

+

+

14

+

+

+

+

-

Владеют  12 - детей 86 %          

Результаты диагностического обследования по определению навыков

познавательной активности

за  2022 учебный год (на конец года) (младшая группа)

№пп

Мотивационнная

готовность

Целеполагание

Планирование

Реализация

Умение делать выводы, обобщать, анализировать

1

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

+

7

+

+

+

+

+

8

+

+

+

+

+

9

+

+

+

+

+

10

+

-

-

+

-

11

+

+

+

+

+

12

+

+

+

+

+

13

+

+

+

+

+

14

+

+

+

+

+

Владеют  13 - детей 93 %          

Результаты диагностического обследования по определению навыков

познавательной активности

за  2022 учебный год (на начало года) (средняя группа)

№пп

Мотивационнная

готовность

Целеполагание

Планирование

Реализация

Умение делать выводы, обобщать, анализировать

1

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

+

7

+

+

+

+

+

8

+

+

+

+

+

9

+

+

+

+

+

10

+

-

-

+

-

11

+

+

+

+

+

12

+

+

+

+

+

13

+

+

+

+

+

14

+

+

+

+

-

15

+

+

+

+

+

16

+

+

+

+

+

17

+

+

+

+

+

18

+

+

+

+

+

19

+

+

+

+

+

Владеют  17 - детей 89 %          

Результаты диагностического обследования по определению навыков

познавательной активности

за  2023 учебный год (на конец года) (средняя группа)

№пп

Мотивационнная

готовность

Целеполагание

Планирование

Реализация

Умение делать выводы, обобщать, анализировать

1

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

+

7

+

+

+

+

+

8

+

+

+

+

+

9

+

+

+

+

+

10

+

-

-

+

-

11

+

+

+

+

+

12

+

+

+

+

+

13

+

+

+

+

+

14

+

+

+

+

+

15

+

+

+

+

+

16

+

+

+

+

+

17

+

+

+

+

+

18

+

+

+

+

+

19

+

+

+

+

+

Владеют  18 - детей 95 %          

Приложение 4. Конспект НОД

Непосредственно образовательная деятельность

«Отражение Крошки Енота»

Образовательная область: речевое развитие, познание (экспериментирование).

Программное содержание:

Цель: уточнить и расширить знания детей о свойствах воды в ходе экспериментирования на основе художественного произведения.

Образовательная задача: учить выстраивать последовательность событий сюжета посредством наводящих вопросов и мнемокартинок.

Развивающая задача: развивать умственную активность, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы; продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом. Совершенствовать навыки проведения экспериментов.

Воспитательная задача: воспитывать умение работать сообща; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Предварительная работа: беседы о роли воды в жизни человека, рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Отгадывание загадок по теме, чтение сказки «Крошка Енот», заучивание стихотворения.

Методы и приёмы:

  1. Игровой: изображение героя.
  2. Практический: опыты.
  3. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Материал и оборудование: мультимедия (ТВ), герои, магнитная доска, тазы с водой, вырезанные следы, ушки енота, зеркало, ткань для «пруда».

Ход:

I. Эмоциональный настрой (в круге).

Воспитатель с детьми заходит в группу, встают кругом, проговаривают слова, сопровождая движениями:

Наши умные головки будут думать много ловко,

Ушки будут слушать, ротик четко говорить,

Ручки будут трогать, глазки наблюдать,

Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.

II. Вводная часть.

Воспитатель обращает внимание на следы, ведущие к телевизору. Предлагает последовать по ним (на экране высвечивается герой – Крошка Енот).

Воспитатель: - Ребята, чьи были следы на полу? (Крошки Енота). Правильно, сегодня к нам в гости пришел герой сказки «Крошка Енот». Давайте поздороваемся с ним (дети здороваются).

Воспитатель предлагает детям дальше последовать по следам зверька (к магнитной доске и стульям) и вспомнить с чего началась история про крошку Енота. Садятся на стульчики и повторяют чистоговорку с воспитателем:

та – та – та – у нас дома чистота (удивленно);

ты – ты – ты – сметану съели все коты (грустно);

ти – ти – ти – съели кашу всю почти (радостно).

III. Основная часть.

Воспитатель задает наводящие вопросы:

- Зачем мама-енотиха попросила Крошку Енота сходить на пруд? (мама-енотиха попросила Крошку Енота нарвать осоки)

- С каким настроением отправился Крошка Енот на пруд? (он отправился с хорошим, веселым настроением).

- Кого он встретил на своем пути? (он встретил обезьяну)

- Что Крошка Енот схватил от испуга? (он схватил палку).

- Что сделал зверек, вернувшись снова на пруд? (он улыбнулся).

На каждый ответ детей воспитатель ставит картинку, наглядно выставляя последовательность событий (рисунки по последовательности сюжета: мама даёт корзинку Еноту - Енот идёт - Енот и обезьяна -   Енот и палка - Енот и улыбка ). Выразительное чтение стихотворения (читает ребенок):

Маленький храбрый Крошка Енот

Осоки на ужин нарвать идёт.

Но не пускает его, на беду,

Тот, кто сидит в пруду.

А вы поняли, кого увидел в пруду Крошка Енот? (Нет). Давайте попробуем сейчас разобраться, кого же он заметил в пруду (Давайте). Для этого мы с вами превратимся в Крошек Енотов и отправимся на пруд (дети надевают ушки енота на голову, лежащие под стульями).

Дети с воспитателем следуют дальше по следам под веселую музыку, изображая героя. На столе стоят темные тазы с чистой водой.

Воспитатель: - Ребята, давайте попробуем повторить эксперимент Крошки Енота. Посмотрите на стол, скажите, что на нем стоит? (тазы с водой. Какая вода?(чистая, холодная). Давайте заглянем каждый в свой таз. Кого вы там увидели? (себя) А где еще можно увидеть свое отражение? (в зеркале) Воспитатель предлагает заглянуть в зеркало.

- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение? (нет, размыто) Какой вывод мы сделаем из данного опыта? Кого увидел в отражении Крошка Енот? (себя)

IV. Заключительная часть. Итог. Рефлексия.

- Вам понравилось занятие? Что мы делали на занятии?

Воспитатель с детьми прощаются с Крошкой Енотом отправляются из группы под художественное слово:

Дальше тихо на носочках

Перешагиваем кочки.

Пробираемся везде,

Отражаемся в воде.

Приложение 5.

Для игр с водой подготавливаются следующие материалы:

- сосуды разных форм и объемов (чашки, ложечки, воронки, баночки с разным диаметром отверстий);

- мелкие игрушки из разных материалов (пластмассовые, резиновые, деревянные);

- природный материал (шишки, камешки, ракушки, палочки);

- бросовый материал (деревянные дощечки, металлические брусочки, губки, кусочки ткани, пластмассовые трубочки, пробки);

- самодельные плавающие игрушки-кораблики (пробка с мелкой игрушкой, скорлупа от грецкого ореха с флажком, кораблик из пенопласта);

- пищевые красители, шампунь;

- три-четыре клеенчатых фартука.

Познакомимся с водой

Побеседуйте с детьми о свойствах воды.

- Вода разливается по поверхности стола.

- Воду можно собрать губкой. Поупражняйте детей в собирании воды с помощью губки: положите губку в лужу, отожмите воду из губки в ванную.

- Вода бывает теплая и холодная. Принесите холодной и горячей воды (проверьте с детьми температуру горячей воды через стенки ведерка, а холодной – в ведерке). Смешайте и сделайте теплую воду.

- Вода наливается в разные сосуды. Разлейте с детьми воду из большого сосуда в несколько маленьких. Дайте детям возможность самостоятельно наливать воду.

Ну-ка, вылови!

Поставьте на крышку стола (если стол для игр имеет две чаши, крышка на закрытой ванне используется как стол) тарелку или ведерко. В ванне с водой плавают мелкие предметы и игрушки. Предложите детям выловить их по одному ложкой и переложить в ведерко. Вначале помогите ребенку, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в тарелку, а пролитую воду собрать губкой. Для повышения детского интереса к упражнению и усложнения действия в следующий раз предложите ему ситечко или сачок вместо ложки.

Кто быстрее нальет и выльет?

Предложите детям разной формы сосуды (бутылочки, кружки, баночки). Пусть дети набирают в них воду, опуская сосуд в воду. Расскажите детям, что вода наливается в разные сосуды. Предложите наливать воду через воронку в сосуды разного размера.

Жур-жур, кап-кап…

Выливая воду из бутылочки, предложите детям послушать, как журчит вода. Послушайте вместе с детьми, как капелька из пипетки ударяет о поверхность стола или железный поднос.

Какие разные бутылочки!

Дайте детям бутылочки с разным диаметром горлышка. Пусть дети наполняют бутылочки одновременно. Так же одновременно пусть дети выливают воду. Подведите детей к пониманию того, что скорость наполнения бутылочки и выливания воды из нее зависит от размера горлышка.

 

Разноцветная вода

В присутствии детей окрасьте воду в ванне пищевым красителем. Пусть дети наливают «волшебную» воду в прозрачные емкости, вместе с ними выразите восхищение от увиденного. Доставьте детям радость, позволив им пускать в необычной воде рыбок, кораблики, лодочки из пенопласта и скорлупы грецких орехов. Покажите, как палочкой можно направить кораблик в нужную сторону.

Волшебный камешек

Рассмотрите с детьми сухие камешки. Опустите их в ванну с водой. Поговорите с детьми о том, что камешки тяжелые, и они упали на дно. Достаньте камешки и сравните их с сухими. Вместе с детьми сделайте вывод о том, что мокрые камешки изменили свой цвет.

Надо, надо помогать!

Время от времени давайте детям поручения: умыть кукол, помочь вымыть кукольную посуду, игрушки, «постирать» кукольную одежду, помочь полить цветы.

Детям четвертого года жизни доступны простейшие опыты с водой. 

Что такое снег?

Принесите в группу снег и опустите в ванну. Понаблюдайте с детьми за таянием снега. Сделайте вывод: снег – это замерзшая вода.

Почему нельзя есть снег?

Рассмотрите воду, появившуюся в ванне. Обратите внимание детей на грязь на дне ванны. Помогите детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.

Что такое лед?

Принесите и положите в сухую ванну кусочки льда. Закройте ванну. Через некоторое время поищите лед в ванне. Побеседуйте с детьми о том, почему в ванне появилась вода, а кусочки льда стали такими маленькими. Сделайте вывод: лед растаял и превратился в воду. Продолжите опыт, вынеся воду в формочках на улицу в морозную погоду. Закрепите с детьми понятие, что лед – это замерзшая вода.

Почему плачет сосулька?

Прикрепите над ванной ситечко и положите в него сосульку. Понаблюдайте вместе с детьми, как через некоторое время из ситечка в ванну станет капать вода. Подведите детей к мысли, что в тепле сосулька растаёт. А на улице сосульку согреет солнышко, и она начнет капать, «плакать».

Тонет – не тонет

Дайте детям разные предметы (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, камешки). Предложите бросить их в воду ванны. Посмотрите, какие из них утонули, а какие плавают.

 

Приложение 6.

Перспективный план работы с детьми и родителями

Реализация долгосрочного проекта исторического и нравственно-патриотического воспитания «Моя малая Родина-Горнозаводск» на 2019 — 2020 учебный год в подготовительной к школе группе

Месяц

Тема

Цель

Содержание

Ответственные

сентябрь

Наша родина в России

Познакомить детей с историей возникновения села, его названием, вызвать интерес к своему селу.

- беседа «Имя села»

- рассматривание карты Невельского района

- чтение стихов о селе

- ОД «Заочное путешествие по селу»

Воспитатели

октябрь

Моя улица

Закрепить знания об улице, на которой расположен д/с, познакомить с близлежащими улицами, объяснить, закреплять знания домашнего адреса, дать понятие о происхождении названий некоторых улиц.

-беседа о названиях улиц (лирические, в честь героев ВОВ, знаменитых людей страны и т.д.)

- рисование «Моя улица»

-д/и «Радио»

Воспитатели

ноябрь

Моя семья

Формировать представления о мире семьи, родственных отношениях, способствовать развитию доброжелательности, взаимопониманию в семье. Воспитывать у детей эмоциональное отношение к создаваемому образу членов семьи, любовь к матери.

-беседа «Что такое семья»

-ОД «Как радостно в семье моей родной»

-рисование «Я и моя семья», «Дом, в котором я живу»

- развлечение «Загляните в мамины глаза»

-что такое генеалогическое древо

Воспитатели

декабрь

Малая родина. За что мы ее любим

Формировать выражение «малая родина», уточнить знания о родном селе. Воспитывать патриотические чувства.

- фотоэкскурсия по родному селу

-д/и «Что в родном селе есть»

-чтение пр-я А.Е. Екимцева «Десять добрых тропок»

-казачья п/и «Чижик»

Воспитатели

январь

Наш Сахалин как часть России

Познакомить детей с географическим положением нашего острова на карте России, природными богатствами

-д/и «Покажи на карте село Горнозаводск»

-чтение пр-й В. Санги

-беседы о характерных для этого месяца обычаях и народных праздниках

Воспитатели

февраль

Природные богатства Сахалина

Познакомить детей с природными богатствами края – уголь, руда, минеральные воды

- места отдыха нашего края

-п/и «Коршун и наседка»

Воспитатели

март

Литературный Сахалин

Познакомить детей с поэтами и писателями родного края

-сказки и легенды о Сахалинской области

Воспитатели

апрель

Флора и фауна Сахалинской области

Уточнить представления о животном и растительном мире родного края, учить детей беречь и охранять природу.

-ОД «Красная книга»

-ТРИЗ «Волшебник уменьшил солнце в пустыне», «Увеличил солнце на Севере»

Воспитатели

Население Сахалина

Познакомить детей с традициями и обычаями некоторых народов, населяющих наш край

-рассматривание иллюстраций костюмов

- слушание музыки разных народов

Воспитатели

май

Боевая слава края

Познакомить с памятными местами родного края, обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы ВОВ.

-слушание и исполнение песен военной тематики

-с/р «Охрана границы», «Моряки»

-д/и «Найди нарушителя» (по схеме)

Воспитатели

Приложение 3.

Проектная деятельность группы раннего возраста «Волшебная водичка» на 2020-21уч.г.

№ п/п

Мероприятия

Работа с родителями

Сроки

I. Подготовительный этап

Подбор материала, изготовление атрибутов к играм-занятиям, практическим играм, опытам.

Подбор литературы (стихи, потешки, песенки и сказки о воде).

Подбор игр с водой.

Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой

сентябрь

II. Основной этап

  1. Рисование «Раскрась водой».

Опыты: «Пар – это вода»,

«Вода умеет впитываться»

октябрь

  1. Опыт «Волшебная водичка», вместе с детьми окрашиваем воду разноцветной гуашью, сравниваем с прозрачной водой.

  1. Пальчиковое рисование «Море».

Фотоколлаж «Вода нужна всем»

ноябрь

  1. Подвижная игра «Солнышко и дождик»

1.Игры с водой «Кораблики», «Ловим рыбку», «Тонет - не тонет», «Веселые пузыри», «Лей-лей, не жалей!».

Заучивание потешек о воде «Ах, вода, вода, вода будем чистыми всегда», «Водичка-водичка».

декабрь

2.К. Чуковский «Мойдодыр»

1.Игра-занятие «Купаем куклу»

Аппликация «Аквариум»

Январь

2.Проблемная ситуация «Что случилось с речкой? Что нужно делать, чтобы речка оставалась чистой?»

1.Игра с льдинками «Волшебные льдинки».

Наблюдение за явлениями, связанными с водой: облака, снегопад, гололед сосульки.

Февраль

1.Игра-занятие.  «Тонет-тонет»

     1. Рассматривание и обсуждение  иллюстраций: «Где живет вода?»(реки, моря, пруды).

Заучивание стихотворений о воде

Март

    2. Опыт  «Растает снежок-побежит ручеек».

  1. Просмотр обучающего мультфильма «Безопасность на воде летом».

Рисование «Волны», «Дождик»

Апрель

  1. Опыт-«Цветочки тоже  хотят пить».

1.НОД «Путешествие капельки»

Изготовление книжек – малышек о воде.

МАЙ

2. Игра-занятие- «Песенка воды» (опыт вода холодная, горячая,…)

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Презентация проекта

Май

Перспективный план мероприятий по проекту «Волшебная водичка» в младшей группе на 2021-22 уч.г.

Работа с детьми

Работа с родителями

Месяц

1. Сбор информации. Разработка плана.

1. Консультирование, обсуждение темы проекта

Сентябрь

1. Проблемно-этическая беседа: «Для чего нужна вода» (дать представления о значении воды в природе, жизни людей)

2. Рисование карандашами «Дождик»

1. Пальчиковая игра: «Дождик песенку поет» П. И.: «Ручеек» Д. И.: «Третий лишний» Рассматривание фотографий и иллюстраций с использованием воды

2. Просьба принести картинки с использованием воды в разных сферах.

октябрь

1. С/р игра: «Мы стираем платочки»

2. Обсуждение проблемной ситуации: «Забыли полить цветок»

1. Предложить посадить дома луковицу в баночку с водой и понаблюдать за ней.

ноябрь

1. Опыт: «Холодная, теплая, горячая вода»

2. Д. И.: «Третий лишний» Принадлежности для умывания

1. Чтение художественной литературы: Чтение К. Чуковский «Мойдодыр»

декабрь

1. Д. И.: «Купаем куклу»

2. Опыты: «У воды нет вкуса и запаха», «Что растворяется в воде», «Снег – это вода»

1. Рекомендации провести дома опыты с водой (замерзание, таяние)

2. Чтение художественной литературы: Л. Муур «Крошка енот и тот кто сидит в пруду»

январь

1. Опыт: «Плавание бумажных корабликов»

2. С/р игра «Построим корабль»

1. Игровая ситуация «Как правильно вымыть руки?»

2. Просмотр м/ф «О воде»

февраль

1. Чтение потешек о воде: «Ай, лады, лады, лады. Не боимся мы воды», «Водичка-водичка»

2. Экспериментирование с водой «Тонет – не тонет»

1. Опыт «Вода жидкая»

2. Заучивание стихотворений о воде

март

1. П\игра «Через ручеёк»

2. Развитие речи «Для чего нужна вода»

1. Выучить потешку -«Дождик, дождик, пуще! Будет травка гуще!»

2. Акция «Берегите воду»

апрель

Презентация проекта

Предоставление фото, видео

май

Перспективный план мероприятий по проекту «Волшебная водичка» в средней группе на 2022-23 уч.г.

Работа с детьми

Работа с родителями

Месяц

1. Сбор информации. Разработка плана.

2. Беседа «Что мы знаем о воде», «Какая бывает вода»

3. НОД «Откуда вода попадает в дом»

4. П/игры «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется раз».

  1. Консультирование, обсуждение темы проекта

  2. Чтение рассказа Л. Люшина «Капелька», К. Чуковского «Мойдодыр»

  3. Художественное творчество «Дождик лей, лей»

Сентябрь

1. Беседа «Кому нужна вода» Слушанье музыки «Журчание ручья», «Шум дождя».

2. Д/И по теме проекта: «Кто живет в воде» и др.

3. Художественное творчество «Аквариум» (коллективное панно)

  1. Чтение сказки Н. А. Рыжовой «Жила-была река»
  2. Слушанье музыки «Шум прибоя»

октябрь

1. НОД «Свойства воды» (Три состояния воды)

2. Беседа «Почему идет дождь». Наблюдение за осадками, за лужами.

3. Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если закончилась вода?»

1. ОЭД «Тонет- не тонет»

2. Создание мини-музея воды в группе «Царица-водица»

ноябрь

1. Беседа «Почему зимой не идет дождь»

2. ОЭД «Свойства воды» Опыты со снегом.

1. Чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»

2. Художественное творчество «Снежинка» (рисование пластилином, «Снеговик» (рисование ватными палочками)

декабрь

1. НОД «Река и ее обитатели»

2. Чтение рассказа Н. Рыжовой «Как люди речку обидели»

1. ОЭД «Цветные льдинки»

2. Художественное творчество «Рыбки»

январь

1. НОД «Море и его обитатели».

2. Познавательная беседа «Вода нужна растениям» Опыт «Растение пьет воду»

1. Просмотр презентации «Морские обитатели».

2. Художественное творчество «Осьминожки»

февраль

1. Изготовление макета «Водоем»

2. Просмотр презентации «Вода – богатство Земли»

1. Беседа «Кто загрязняет воду»

2. Загадки о воде, водоемах, водных обитателях

март

1. НОД «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе)

2. Художественное творчество «Зеленая лягушка», «На пруду» (Стрекоза

1. Беседа «Берегите воду» Изготовление пособия «Значение и польза воды»

2. Беседа о правилах поведения на водоемах.

апрель

1. Викторина «Волшебница – вода».

2. Развлечение «Приключения Капельки»

3. Презентация проекта

Предоставление фото, видео

май


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение педагогического опыта « Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников» Подготовила: Цыганкова Ольга Владимировна воспитатель первой категории МБДОУ «Детский сад № 1 «Родничок» с. Горнозаводска

Слайд 2

Актуальность Работая по традиционной программе Н. Е. Веракса, решила использовать в своей работе с детьми метод проблемного обучения, реализовать проектную деятельность. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились: - видоизменение и совершенствование развивающей среды; -использование инновационных технологий; -адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс; -многофункциональное взаимодействие с социумом. При организации проектной деятельности в детском саду столкнулась со следующими противоречиями : ♦ несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. ♦ между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей. ♦ неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. ♦ необходимость формирования субъектной позиции педагога. Выдвинутые противоречие и проблемы обусловили выбор темы моей работы: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста». Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Длительность работы над опытом – 4 года (2019-2023). Диапазон опыта включает работу с детьми не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах.

Слайд 3

Определившись с темой, поставила перед собой цель: - Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей. Для достижения цели определила следующие задачи : 1. Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей; 2. развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение; 3. формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; 4. развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; 5. развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.

Слайд 4

Практическая значимость Организация исследовательской деятельности дошкольников, объектами которой является природа, сформирует эмоционально-ценностные отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования, патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Ведущая педагогическая идея - повысить значимость исследовательской деятельности в развитии познавательной активности детей.

Слайд 5

Сущность опыта Дошкольный возраст – это нежный возраст, когда формируется представление об окружающей действительности, накапливаются знания, но самые прочные знания – это те, которые они добыли сами в процессе наблюдения за окружающей действительностью. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Исследовательская деятельность понимается, как специально организованная познавательная творческая деятельность воспитанников, в процессе которой ими осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие знаний с использованием доступных методов исследования.

Слайд 6

Технология опыта Задачей воспитателя является не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания. Проводя свои занятия в детском саду, мы с детьми формулируем тему в виде проблемных вопросов, ответы на которые в ходе исследования, дети сами находят, помогая сказочным героям, посетившим наше занятие. И опять это плюс, так как проходит интеграция с художественно – эстетическим развитием. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции. Важным считаю, чтобы дошкольник по окончанию исследования выработал собственное, личностное отношение к продукту своей деятельности.

Слайд 7

Методы и приёмы исследовательской деятельности Опыты и эксперименты Наблюдения за природой Исследовательская деятельность в НОД Беседы, акции Дидактические игры, игровые ситуации, проблемные ситуации Рисование Ф иксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

Слайд 8

Этапы над проектной деятельностью 1. Целеполагание: в результате совместного обсуждения выявляется гипотеза, которую взрослый предлагает подтвердить в процессе познавательной деятельности. 2. Разработка проекта: составление плана деятельности по достижению цели 3. Выполнение проекта : практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта. 4. Подведение итогов: определение задач для новых проектов. 5. Презентация: демонстрация продуктов детской деятельности.

Слайд 9

Результативность педагогического опыта Критерии сформированности исследовательских умений Практическая готовность дошкольника осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы; Мотивированность исследовательской деятельности дошкольников рассматривается нами, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в у исследовании. Ребёнок проявляет познавательную активность в процессе решения проблемных ситуаций, интерес к новым темам и способам работы; Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования; Степень проявления самостоятельности. Особенностью старшего дошкольного возраста является то, что в познавательной – исследовательской деятельности руководящая роль принадлежит воспитателю или другим взрослым.

Слайд 10

Результаты познавательной активности 2020-2023 уч.г.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности дете...

Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника.

Представлен теоритический и практический материал: Проектный метод в деятельности ДОУ и Организация проектной деятельности в условиях нашего детского сада....

Реферат "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников"

Реферат "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольников"...

Обобщение опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»

Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность. Органическое соединение движения, ...

Семинар - практикум "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника"

Семинар - практикум "Проектная  деятельность  как  способ   развития   познавательной  активности  дошкольника"...

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника"

Одним из перспективных методов, является метод проектов. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное ме...