ПРОЕКТ «ТЕПЛО ОРЕНБУРГСКОГО ПЛАТКА»
план-конспект занятия (средняя группа)
Актуальность проекта: уходит в прошлое пуховязальный промысел. С каждым годом становится все меньше молодых вязальщиц среди мастеров старинного ремесла.
В детском возрасте важно напитать восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории и традициям родного края.
Процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходимо строить с учетом принципа сотворчества детей, родителей и педагогов в совместном процессе освоения регионального культурно-исторического наследия, ориентацией на эмоционально чувственную сферу ребенка, то у детей будет развито бережное отношение к родной земле, культурно-историческим и духовным ценностям.Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Возникло желание познакомить детей с историей оренбургского пухового платка; расширить представления детей о народном промысле родного края, а в частности, о пуховых платках и их неповторимых узорах; воспитать гордость за родной край; развить интерес к этому виду рукоделия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 324.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №148»
ПРОЕКТ «ТЕПЛО ОРЕНБУРГСКОГО ПЛАТКА»
в группе общеразвивающей направленности детей в возрасте
4 – 5 лет № 8
Воспитатель:
Каюмова И.И.
Первая квалификационная категория
г. Оренбург- 2025 г.
ПРОЕКТ «ТЕПЛО ОРЕНБУРГСКОГО ПЛАТКА»
Цель проекта: доказать, что оренбургский пуховый платок является «жемчужиной» пуховязального промысла.
Задачи:
Воспитательные:
-Воспитывать чувство патриотизма и гордости за наше культурное наследие , интерес и уважение к труду мастериц, приобщать детей к народному искусству.
Развивающие:
-Развивать воображение, эстетическое восприятие, художественно – графические навыки, интерес к народным традициям и обычаям.
Образовательные:
-Познакомить детей с историей Оренбургского платка, женским народным ремеслом – прядением, орудиями труда (веретено, чески), показать и рассказать , как много труда надо вложить, чтобы связать платок.
Работа над словарем: ремесло, пуховые изделия, пряжа, спицы, веретено, чески
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: 14.10.2025г.
Актуальность проекта: уходит в прошлое пуховязальный промысел. С каждым годом становится все меньше молодых вязальщиц среди мастеров старинного ремесла.
В детском возрасте важно напитать восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории и традициям родного края.
Процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста необходимо строить с учетом принципа сотворчества детей, родителей и педагогов в совместном процессе освоения регионального культурно-исторического наследия, ориентацией на эмоционально чувственную сферу ребенка, то у детей будет развито бережное отношение к родной земле, культурно-историческим и духовным ценностям.Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Возникло желание познакомить детей с историей оренбургского пухового платка; расширить представления детей о народном промысле родного края, а в частности, о пуховых платках и их неповторимых узорах; воспитать гордость за родной край; развить интерес к этому виду рукоделия.
Принципы:
- Принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии и видеозаписи.
- Принцип «позитивного центризма». Предполагает отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста.
- Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к родному краю.
-Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о традициях родного края с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, краеведческим музеем.
Реализация принципа интеграции в работе с дошкольниками является организацией педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-эстетические, естественнонаучные, художественно-эстетические.
Условия реализации проекта
- Ознакомление дошкольников с традициями родного края должно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
- Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку личностно-значимого к менее близким культурно-историческим фактам.
- Развитие музейной педагогике, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.
- Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (пальчиковая гимнастика, составление рассказов, изготовление аппликации, рисование).
- Создание такой развивающей в группе и ДОУ среды, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей Оренбургского пухового платка, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
- Организация работы с родителями, их знания и любовь должны передаться детям.
Ожидаемые результаты проекта.
- Дети.
Сформированность у детей представлений о визитной карточке края – оренбургском пуховом платке.
Перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в
самостоятельную игровую деятельность.
У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям русского народа.
Дети будут чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.
- Родители.
Родители проявят интерес к проекту.
Будут участвовать в совместной творческой и познавательной деятельности.
Критерии эффективности проекта
- Проект соответствует реализуемой основной образовательной программе детского сада.
- Комфортное состояние воспитанников и педагогов.
- Повышение активности родителей.
Учебно – методическое обеспечение проекта.
- Экспресс – музей «Оренбургский пуховый платок».
- Телевизор.
- Презентация.
- Познавательный фильм «Оренбургская козочка».
- Фотографии с изображением козочки и разных видов платков.
- Оборудование для творческой деятельности.
- Князева О.Л, Махенева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб: Детство – Пресс, 2010. – 304 с.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Скрипторий, 2010.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и с социальной действительностью.- М.:ООО ЭлизеТрейдинг. 2002.-246 с.
- Чибилев А.Н. Природное наследие Оренбургской области. Учебное пособие. – Оренбург.1996. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания. – М.Издательство АСТ.1998
- Энциклопедия «Оренбуржье»/ Ю. Свобов, О. А. Колдина и др.- Оренбург, Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея», 2010
Схема реализации проекта
Образователь-ная область | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
Социально – коммуникативное развитие: | Сюжетно-ролевая игра «Мастерицы». | Подбор атрибутов по теме проекта. Разучивание с детьми стихов. |
Познавательное развитие. | Просмотр слайдов «Козы мира». Работа в экспресс – музее (рассматривание экспонатов музея). Знакомство с разными видами пуатинок, шалей (беседа). Беседа «Оренбургский пуховый платок» Работа с наглядным пособием «Оренбургский пуховый платок». Просмотр познавательного фильма по теме «Сказка об оренбургской козочке». Исследовательская деятельность «Из чего изготовлена паутинка (рассматривание пуха) Упражнение на логику «Кому нужны эти предметы?» Дидактическая игра- алгоритм «Как платок на плечи пришел», | |
Речевое развитие: | Обогащение словарного запаса названиями предметов – помощников в работе (чески, веретено, пяльцы) Чтение стихов по теме. | |
Физическое развитие: | Пальчиковая игра «Ох ты козочка – коза». Ох ,ты, козочка – коза! Все гуляешь, дереза, Все ты травушку жуешь! Молочка нам всем даешь. Носишь пух шелковый. Будем козочку чесать, Паутинки всем вязать. | |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация «Оренбургская козочка» Рисование «Кайма» (создание узора). Слушание песни «Оренбургский пуховый платок» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия «Оренбургский пуховый платок»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Тема: «Оренбургский пуховый платок».
Цель: Познакомить детей с народным промыслом Оренбуржья – Оренбургским пуховым платком
Задачи:
- Показать и рассказать, как много труда надо вложить, чтобы связать Оренбургский пуховый платок.
- Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранять и обогащать его.
- Развивать интерес, наблюдательность.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов, иллюстраций, беседа.
Материалы и оборудование: слайды с изображением последовательной цепочки изготовления платка, Оренбургские пуховые платки, паутинки.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Вижу чудное приволье
Вижу реки и поля
Вижу чудное раздолье
Это – Родина моя!
Беседа:
- О чем это стихотворение?
- Как называется наша Родина?
- Как называется край, в котором мы живем?
- Чем богат наш Оренбургский край?
Восп. : Да, действительно очень богат наш родной край, а гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке. (Воспитатель берёт в руки паутинку). От чего каждый раз светлеет и радуется душа, отчего охватывает трепет нежности и удивления, когда берёшь в руки Оренбургский, ажурный пуховый платок - свой узор.
Восп. : А сейчас давайте присядем и послушаем песню Людмилы Зыкиной.
Слушание отрывка из песни Л. Зыкиной «Оренбургский пуховый платок»
Восп. : Ребята скажите, какая песня сейчас звучала? (Ответы детей.)
Восп. : Паутинка — это очень красивый ажурный платок, который, как и пуховый платок изготавливают из очень тоненькой пуховой нити. Ее вяжут как кружева в которых вплетены просторы нашего Оренбургского края, его красивые цветы, травинки, ручейки и речки, рощицы и долинки. Оренбургские писатели написали красивые стихи о нашей природе: (Дети читают стихи.)
1 ребенок:
Люблю бескрайние просторы,
Край необъятный странный наш,
Платков изящные узоры,
Степей и гор простой пейзаж.
2 ребенок:
Люблю зимы трескучий холод
И лета томную жару,
На окнах - роспись и узоры,
Росу на листьях поутру,
3 ребенок:
Урала жгучую прохладу,
Степей бескрайний наш простор,
В лесу из зелени преграду -
Сосновый стройный частокол.
Восп. : А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Доскажи пословицу».
Я говорю половину пословицы, а вы ее договариваете.
Умелые руки (не знают скуки)
Терпенье и труд (все перетрут)
Взялся за гуж, (не говори, что не дюж.)
Скучен день до вечера, (коли делать нечего.)
Восп. : Молодцы! Я вижу, народные пословицы вы знаете.
Физминутка.
Восп. : Как вы думаете, кто придумал технику вязания, мужчины или женщины? Вязание являлось мужским ремеслом, так как женщины пряли шерсть. Найденные в Египте и сохранившиеся благодаря сухому климату вязаные носки являются самыми ранними экземплярами вязаных предметов дошедшими до наших дней. Первоначально вязали только руками. В Англии в 15 веке оно достигло наибольшего расцвета, особенно в области вязания чулок. Затем вязание «покорило» Францию. Лишь в 17 веке оно пришло в Россию. Вот такой долгий путь был проделан, прежде чем этот вид прикладного искусства привлек внимание наших рукодельниц.
Восп. : Сегодня мы узнаем о народном промысле Оренбуржья – вязании платков, паутинок, палантинов. Гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Восп. : Из чего же вяжут такие платки (ответы детей)
1 слайд.
Восп. : Кто дает нам такой пух?
2 слайд.
Рассказ ребенка: Это домашнее животное, очень ласковое. Она дает молоко, мясо, пух.
3 слайд.
Восп. : Пуховницей зовут людей, которые вяжут платки и паутинки.
4 слайд.
Восп. : Пух от козы чешут в феврале месяце. Затем его стирают.
5 слайд: Посмотрите, этой чесалкой пушат пух.
6 слайд: Теперь берут веретено и прядут нитку.
7 слайд: Затем из пряжи спицами вяжут палантины, шали. Чтобы они получились красивые, делают различные узоры. Посмотрите, какие разнообразные узоры на паутинке.
Рассматривание узоров на пуховых изделиях.
Восп. : Работа пуховницы очень сложная, но важная и нужная людям. Только умелая мастерица может создать такие красивые платки, паутинки, палантины.
Восп. : Свойства здешнего пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок, на полупрозрачном воздушном полотне хорошо смотрелись ажурные узоры делали его похожим на паутину прилетевшую из бабьего лета. С годами сложилась своя технология, приемы вязания, которые составили основу Оренбургского пуховязания. Мода рождает спрос, узоры совершенствовались, у платка появились дополнения, новые украшения в виде каймы, зубчиков. Так Оренбургский платок стал явлением художественного ремесла со своими традициями.
8 слайд.
Восп. : Сегодня мы с вами познакомились с историей появления Оренбургского пухового платка. Века идут, а он нужен и сегодня, потому что он несет людям тепло, здоровье бережет, красотой веселит, он как хлеб – никогда не надоест. И кем бы вы ни были в жизни: учителями, крановщиками, лаборантами, врачами, почтальонами – вам будет всегда доставлять большую радость – умение творить красоту и дарить её своим близким и самым родным людям. Девочки, хотели бы вы носить такие платки (ответы детей)
Восп: - Ребята, что мы сегодня узнали о пуховом платке и его свойствах? (ответы детей).
- Что вам особенно сегодня понравилось (ответы детей)
Беседа «Из чего делают оренбургский пуховый платок»
Настоящие пуховые изделия знамениты на весь мир. Своей популярностью они обязаны сырью, из которого изготавливается пряжа - пуху уральских коз. В чем же его особенность?
Пух оренбургских коз самый тонкий в мире. Толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, это в пять раз тоньше человеческого волоса.По структуре он тоньше и длиннее шерсти мериносов. Поэтому изделия из оренбургского пуха — особенно нежные и мягкие.
Козий пух - это натуральное волокно, которое отталкивает воду, но при этом поглощает влажность, даря сухое тепло.
При взаимодействии с кожей стимулирует кровообращение, а благодаря своему химическому составу обладает лечебными свойствами. Более подробно о пуховых платках для здоровья читайте тут.
Немного истории
Ранее, коза была необходима в небольшом хозяйстве. Ласковое, домашнее животное давало молоко, шерсть, пух, кожу, мясо. В мире много пород коз, живущих в разных широтах. Но у них нет такого пуха, как у козы оренбургской. Когда же она появилась в южно- уральских степных краях?
Здесь, русский географ П. Рычков изучил домашних и диких коз и в своем докладе Академии наук он высказался об извлечении «еще одной выгоды из коз» - вычесывании пуха и вязании из него одежды.
Великий географ провел исследование и предложил организовать в крае пуховязальный промысел, который улучшит положение местных жителей. Но к его мнению не прислушались.
Но к оренбургской козе проявили интерес зарубежные деловые люди. Пух из Оренбургского края отправлялся во Францию, где вязались красивые шали под названием «каша». Фирма процветала и получала огромную прибыль. По их примеру стала работать и английская фирма. Перевозка сырья в Европу обходилась предпринимателям дорого, поэтому было решено завести коз поближе к производству. Их стали увозить в Англию, Францию, страны Южной Америки…
Показательным стал пример профессора Жубера, которому пух оренбургской козы показался лучше, чем у тибетской, вследствие чего он закупил аж 1300 голов. Французы бережно отнеслись к этим животным и наладили тщательный уход за ними. Но, как бы они не старались, все животные потеряли все свои выдающиеся пуховые качества. У одних коз пух стал грубеть, у других выпадать. И за несколько лет они превратились в обычных коз. Тоже произошло на пастбищах Англии, Южной Америки.
Стало понятно: для созревания пуха нужны особые климатические условия, а именно Оренбургские степи.
Беседа «Как делают пух?»
Период линьки у коз приходится на начало весны. Именно в этот период ее начинают вычесывать. Следующий раз вычесывают через пару недель.
Для вычесывая используют деревянную гребенку. Это деревянные лопатки с длинными, загнутыми в виде полуколец зубьями.Сначала пух чешут редкой гребенкой, затем частой.Все действия выполняются медленно и плавно, чтобы не повредить кожу животного. С одного животного получается около 250-300 грамм пуха. В сравнение, придонские козы дают около 500 грамм сырья.
Затем пух сортируют, очищают , расчесывают и отделяют растительный сор и волосинки. Задание, требующее усидчивости и концентрации - нужно вручную перебрать весь материал и только потом его мыть и обезжиривать.
Для достижения лучшего результата пух промывают два раза. После этого его нужно тщательно прополоскать в мягкой воде ( добавив уксус, к примеру) для того, чтобы нейтрализовать мыло.
После, пух сушат и вновь прочесывают гребнем.
Благодаря всем этапам процесса пух становится мягким, шелковистым. Их него уже можно изготавливать пряжу.
Немало добрых и нежных слов можно сказать о нашем достоянии – об Оренбургском пуховом платке. Третье столетие женщины Оренбуржья вяжут теплые платки, легкие паутинки, палантины и другие замечательные пуховые изделия.
«Оренбургский пуховый платок»
Мне платок подарили пуховый,
Оренбургский пуховый платок.
Он согреет, как теплое слово,
Даст мне силы, как влаги глоток.
Этот пух, оренбургские козы
Нарастили в степях среди гор,
Где гуляют ветра и морозы,
Чтоб сплела мастерица узор.
Чтоб тончайшую нить отбелила,
Расчесала искуссной рукой,
Людям сердце свое подарила,
И тепло, и уют, и покой……. (Выскубова Л.В.)
***
Люблю бескрайние просторы,
Край необъятный странный наш,
Платков изящные узоры,
Степей и гор простой пейзаж.
Люблю зимы трескучий холод
И лета томную жару,
На окнах - роспись и узоры,
Росу на листьях поутру.
Урала жгучую прохладу,
Степей бескрайний наш простор,
В лесу из зелени преграду –
Сосновый стройный частокол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Тепло домашнего очага"
Нормативный практико-ориентированный проект для семейного детского сада...
Сценарий реализации проекта «Тепло традиций»
Работа с родителями по проблеме "Чем занять ребенка дома", где описываются методики работы с детьми в детском саду...

Опыты и эксперименты к проекту "Тепло Расширение Сжатие"
Опыты и эксперименты к проекту "Тепло Расширение Сжатие"...

Отчет о проделанной работе по проекту "Тепло сердец для милых мам!»
«День Матери», праздник самого близкого и родного нам человека, которая нам подарила жизнь. К сожалению, отношение детей в последнее время к своим близким и родным меняется, может и меняется отношение...

Проект «Тепло сердец любимых мам» ( ко Дню матери)
Цель: Создать условие для формирования у детей целостного представления об образе матери – хранительнице домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека....

Краткосрочный проект "Тепло Оренбургского пухового платка"
Краткосрочный проект "Тепло Оренбургского пухового платка"....


