Программа развития кадрового потенциала ДОУ
материал
В программе представлены анализ кадров ДОУ и основные направления методической работы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 88.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации Анжеро – Судженского городского округа
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Анжеро – Судженского городского округа
«Детский сад №12
Принято на педагогическом совете | Утверждаю заведующий МКДОУ «ДС №12» |
Программа развития кадрового потенциала
муниципального казённого дошкольное образовательное учреждение
Анжеро – Судженского городского округа «Детский сад №12
на 2022-2024 годы.
АС ГО 2022г.
№ | Содержание | Стр. |
1. | Паспорт Программы развития кадрового потенциала | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
2.1. | Актуальность. | 5 |
2.2. | Принципы | 6 |
3. | Анализ кадровых условий педагогического состава | 8 |
4. | Условия реализации Программы | 12 |
5. | План реализации Программы. | 13 |
6. | Мониторинг реализации Программы развития кадрового потенциала. | 16 |
Список литературы | 18 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 19 | |
Приложение 1 Оценочные листы для определения уровня сформированности метапредметных компетенций педагогов | 19 | |
Приложение 2 Оценочная шкала самоанализа педагогического мастерства | 24 | |
Приложение 3 Анкета для выявления способностей педагогов к развитию | 26 | |
Приложение 4 Анкета для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов | 27 |
1.Паспорт Программы развития кадрового потенциала
Наименование программы | Программа развития кадрового потенциала МКДОУ «Детский сад № 12». |
Разработчик программы | Заведующий Шпанич Ольга Юрьевна, Старший воспитатель Голдаева И.Л. |
Цель программы | Стратегическая цель: Повышение качественных результатов дошкольного образования посредством развития кадрового потенциала ДОУ. Конкретная цель: Создание условий непрерывного образования и саморазвития педагогов ДОУ.
|
Задачи программы |
|
Этапы реализации Программы развития кадрового потенциала ДОУ | Организационно -диагностический -Изучение нормативно – правовой базы по данному вопросу; -Разработка локальных нормативных актов обеспечения реализации программы развития кадрового потенциала ДОУ; -Разработка дорожной карты развития кадрового потенциала педагогов ДОУ; -Разработка диагностических карт по выявлению: -профессионального дефицита; - профессионального мастерства; -профессиональных затруднений - профессионального выгорания Практический -разработка методического сопровождения устранения профдефицитов и профессиональных затруднений педагогов ДОУ (методические рекомендации, сборники, методические указания и.т.д.) -методическая поддержка педагогов в раскрытии творческого потенциала через конкурсное движение и распространение педагогического опыта разного уровня - создание комфортных психологических условий в ДОУ с целью профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ. Аналитический Осуществление мониторинга оценки качества образовательной деятельности как инструмента непрерывного образования и саморазвития педагогов ДОУ.
|
Направления программы | Организация профессиональной коммуникации Психолого- педагогическая мотивация Психологическая и методическая поддержка |
Сроки реализации | 2022-2024 годы |
Ожидаемые результаты | -Создание нормативно – правовой базы развития кадрового потенциала ДОУ -Повышение уровня профессионального мастерства педагогов и устранение их профессиональных дефицитов; -Повышение качественного показателя молодых педагогов, имеющих квалификационную категорию; -Повышение доли педагогических работников с высшим педагогическим образованием; -Создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ; -Индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов; -Повышение доли педагогических работников, участвующих в конкурсном движении различного уровня и распространении собственного педагогического опыта. |
Механизм реализации программы | Основными участниками реализации Программы являются администрация и педагогический коллектив образовательного учреждения, способные реализовать поставленные цели и задачи Программы. |
Система организации контроля | Текущий контроль осуществляет заведующий |
2.Пояснительная записка
Программа кадрового потенциала (далее - Программа) муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Анжеро – Судженского городского округа «Детский сад №12» является документом, который направлен на создание условий для личностного развития педагогов, повышения квалификационного уровня, уровня профессиональной компетенции и творческой инициативы.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Устав МКДОУ «ДС №12»;
- Трудовой кодекс;
5.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования).
2.1.Актуальность
В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива ДОУ. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения качества образования.
В период перехода к продуктивному личностно-ориентированному образованию, одной из главных задач является профессиональное развитие педагогического коллектива. Дошкольному учреждению необходим педагог:
- владеющий новыми технологиями организации педагогического процесса,
- умеющий осуществлять психолого-педагогическую поддержку,
- способный реализовать принципы построения образовательного процесса,
- ориентированный на личность ребенка
- мотивированный на профессиональное совершенствование.
Между тем следует признать, что творческий потенциал педагогов реализуется не всегда продуктивно и качественно. Уровень профессионального мастерства педагогов зачастую не отвечает установкам «компетентностного подхода».
Возникает противоречие между ожиданиями общества, перспективой развития образовательного учреждения и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать реализация Программы развития кадрового потенциала педагогов.
Для успешной реализации Программы необходимо создать и поддерживать ряд обязательных базовых условий:
- персонифицированный подход к каждому педагогу. Важно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого, с учетом потребностей, возможностей, профессиональных интересов, уровня квалификации;
- формирование внутренней и внешней мотивации. Каждый педагог должен понимать, зачем ему необходимо учиться и что он за это получит. Мотивом может служить признание, уважение среди коллег и родителей. Финансовые поощрения в виде наградного материала, возможность участия в городских конкурсах;
- создание комфортной, творческой, информационной среды. Обеспечение педагогов компьютерными средствами, позволяющими находить информацию в интернет-пространстве, проектировать презентации, изучать современные технологии через веб-образование;
- нахождение педагогов в квалифицированном сообществе опытных педагогов. Создание условий для общения в деловых профессиональных кругах. Изучение нового через практико-ориентированное взаимодействие с более опытными коллегами. Посещение городских методических объединений, педагогических чтений, конференций, профессиональных конкурсов.
2.2.Принципы :
- принцип непрерывности профессионального развития педагогических работников (задан ФГОС ДО п.3.2.6.);
- принцип уважения к личности педагога и учета его индивидуальных особенностей при сохранении общих требований в рамках Стандарта педагога и стандарта;
- принцип партнёрства (предполагает определение круга актуальных и потенциальных партнёров в образовательном пространстве детского сада, города, консолидацию их усилий, обеспечение устойчивости развития за счёт системного эффекта взаимодействия);
- принцип саморазвития (определяет приоритетность актуализации внутренних источников развития, интенсификацию развития,
способность адаптироваться в изменившейся ситуации);
- принцип целостности методического сопровождения (теоретическая подготовка-практика-самообразование-профессиональное общение);
- принцип поддержки инициативы и творчества. Инициативность педагогов - необходимый источник саморазвития всей образовательной системы и профессионального роста самого педагога, особенно если он направлен на развитие педагогического творчества. Очень важна инициатива у педагога в преобразовании педагогической ситуации. Так как «путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования и составляет динамику творчества педагога»* А.К. Маркова, книга «Психологический труд учителя», М.:2006г.;
- принцип системного контроля, самоконтроля и взаимоконтроля образовательной деятельности педагогов. Организованный системный контроль стимулирует профессиональный рост педагога.
Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Поэтому процесс методического сопровождения педагогов строится с учетом следующих требований:
- реализации вариативности образовательных запросов;
- овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;
- ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;
- ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её совершенствования;
- проблемного построения содержания семинаров-практикумов, требующих от педагогов творческого синтеза мышления;
- использование таких форм и методов работы, которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку.
3.Анализ кадровых условий.
Анализ кадровый условий на период 01.08.2021г. продемонстрировал, что
педагогический коллектив ДОУ состоит из 12 педагогов из них:
- Старший воспитатель – 1 ставка,
- Воспитатели – 9 ставок,
- Узкие специалисты:
- Музыкальный руководитель – 1 ставка (вакансия),
- Инструктор по физической культуре – 0,75 ставки (декретный отпуск)
- Учитель- логопед -1,5 ставки; (0,5 ставки (внутренний совместитель)
- Педагог - психолог -0,5 ставки (внутренний совместитель).
| 2019-20 | 2020-21 | 2021-2022 |
Всего руководителей в ДОУ | 1 | 1 | 1 |
Всего педагогов в ДОУ | 14 | 14 | 12 |
Образовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами на 92%.
На вакансии должность музыкального руководителя, основной работник в июле 2021года прекратил трудовые отношения в связи с выходом на пенсию.
Ресурс : принять на вакантную должность музыкального руководителя по внешнему совмещению педагога из ДОУ города.
Образовательный уровень основных педагогических кадров
Уровень образования | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 |
Высшее педагогическое | 11(78%) | 10(71%) | 10(83%) |
Высшее (не педагогическое) | 0 | 0 | 0 |
Среднее специальное (педагогическое) | 3(22%) | 4(29%) | 2(17%) |
Обучается в ВУЗе | 0 | 0 | 0 |
В 2020-21 учебном году количественный состав педагогов изменился на 1, в связи с выходом на пенсию основного работника. Таким образом, педагогов с высшим педагогическим образованием прежнее количество, со средне специальным сократилось вдвое. Среднее специальное образование имеют 1 воспитатель возрастная категория 57 лет и инструктор по физической культуре, находящийся в декретном отпуске.
Ресурс: по выходу из декретного отпуска, инструктора по физической культуре замотивировать на получение высшего педагогического образования.
Стажевые показатели основных педагогических кадров
Стаж педагогических кадров | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 |
от 0 до 3 | 1(7%) | 2(14%) | 0 |
от 3 до 5 | 1(7%) | 0 | 1(8%) |
от 5 до 10 | 0 | 1(7%) | 1(8%) |
от 10 до 25 | 10(71%) | 9(64%) | 9 (76%) |
более 25 лет | 2(14%) | 2(14%) | 1(8%) |
Стажевой показатель основных педагогических работников изменился. 1 педагог (инструктор по физической культуре перешёл в категорию от 3 до 5 лет. Сократилось количество педагогов возрастной категории старше 55 лет.
Таким образом, указанные в таблице стажевые показатели говорят о работоспособности и зрелости педагогов ДОУ.
Квалификационные категории работников.
Квалификационная категория | 2019-2020 уч.г. | 2020-2021 | 2021-2022 |
-высшая | 8(57%) | 10(71%) | 9 (76%) |
-первая | 5(36%) | 2(14%) | 2 (16%) |
-соответствие занимаемой должности | - | - | - |
-нет категории | 1(7%) | 2(14%) | 1(8%) |
2020-2021 учебный год продемонстрировал изменение процентного показателя квалификационного уровня педагогов МКДОУ. Без квалификационной категории сократилось количество педагогов на 7%. Педагог не имеющий квалификационной категории находится в декретном отпуске. С высшей и первой квалификационной категорией количество педагогов прежнее. Повысили свой квалификационный уровень 14% педагогов.
Таким образом, квалификационный уровень педагогов составил 93%.
Возрастная категория педагогических работников
Возраст педагогов | 2019-2020 | 2209-2021 | 2021-2022 |
До 35 лет | 2 | 3 | 1 |
От 36-45 лет | 7 | 8 | 10 |
От 46-55 лет | 1 | 0 | 0 |
Старше 56 лет | 3 | 2 | 1 |
Анализ возрастной категории педагогических работников указывает, что молодые педагоги перешли в другую возрастную категорию, сократился показатель «старше 56 лет». Средний возраст педагогического состава составляет 40,8 лет.
Сертификация педагогических работников.
В план прохождении добровольной сертификации педагогов и ДОУ на 2020-2021 учебный год были внесены 9(75%) педагогов. Прошли процедуру добровольной сертификации 6(67%) педагогов. Необходимое количество балов не было набрано учителями – логопедами Божекновой С.В., Толкачевой Т.В.. Обсуждение вопросов тестирования между коллегами, позволило сделать вывод, что необходимо углубить свои знания в части семейного кодекса и ИКТ компетентности.
Таким образом, в этом учебном году 6(67%) педагогов повысили свой профессиональный уровень посредством прохождения процедуры добровольной сертификации педагогических кадров.
Курсы повышения квалификации (количество)
Уч.год | Заведую- щий | Ст. вос/ль | Муз. рук/ль | Учитель- логопед | Инструктор по физ.кул. | Педагог-психолог | Вос/ль |
2018-2019 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 2 |
2019-2020 | - | - | - | - | - | - | 5 |
2020-2021 | - | 1 | - | - | - | - |
Данные таблицы указывают, что в соответствии с планом повышения квалификации 2 воспитателя прошли курсовую подготовку. Так, 100% педагогов повышают свой профессиональный уровень своевременной курсовой подготовкой.
Участие педагогических работников в конкурсном движении различного уровня.
№ | Уровень мероприятий | Уровень участия | |
Очное | заочное | ||
| |||
муниципальный | - | 3(25%) | |
региональный | - | 9(75%) | |
всероссийский | - | 12(100%) | |
международный | - | 1(8%) | |
| |||
муниципальный | 0% | ||
региональный | 0% | ||
всероссийский | 6(50%) | ||
международный | 0% | ||
| |||
муниципальный | 0% | ||
региональный | 0% | ||
всероссийский | 0% | ||
международный | 0% | ||
Данные представленные в таблице указывают на низкую мотивационную готовность педагогов в творческом самовыражении. Творческая активность педагогов находила своё отражения лишь в заочном участие в конкурсах и методических мероприятиях различного уровня. Анализ причин показал, на недостаток свободного времени у педагогов и большие энергозатраты, отвлекающие от образовательной деятельности с воспитанниками.
Ресурсы: разработать план мероприятий по методическому сопровождению педагогов ДОУ по участию в конкурсах и методических мероприятиях различного уровня в очном формате.
Таким образом, проведенный анализ кадрового потенциала продемонстрировал достаточно стабильный коллектив дошкольного учреждения.
Однако, несмотря на качественные характеристики педагогического состава ДОУ, существует проблемы касаемые творческого самовыражения педагогов, а также и некоторые риски.
-текучесть кадров(в связи со сменой места проживания);
-инертность педагогов, в трансляции собственного педагогического опыта работы;
-дефицит узких специалистов (музыкальный руководитель);
- недостаточная эффективность методической поддержки
- Условия реализации Программы
1. Финансово-экономические:
- денежные средства на курсы повышения квалификации;
- денежные средства на стимулирование педагогических работников;
2. Кадровые:
- заведующий (организатор)
- старший воспитатель (координатор деятельности педагогов, их профессионального развития);
- педагоги с высоким уровнем профмастерства;
- педагоги с высоким уровнем ИКТ – компетенции.
3.Информационно-методические:
- свободный доступ к информационным Интернет-ресурсам;
- сайт ДОУ;
- плановая и дополнительная курсовая подготовка по актуальным вопросам дошкольного образования;
4. Материально-техническое обеспечение:
- оснащенность техническими средства в ДОУ (фотоаппарат, проектор, компьютер);
- свободный доступ в Интернет в здании ДОУ;
Основными участниками реализации Программы являются администрация и педагогический коллектив МКДОУ «ДС №12».
- Дорожная карта (план мероприятий реализации Программы)
этапы | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
Организационно - диагностический | Формирование нормативно – правовой базы в части профессионального развития педагогов. (разработка локальных нормативных актов регламентирующих деятельность профессиональных сообществ, наставничества и т.д.) | Сентябрь ежегодно | Заведующий |
- Составление перспективного плана повышения квалификации педагогов. - Составление перспективного плана прохождения процедуры добровольной сертификации педагогических кадров. -Составление перспективного плана прохождения процедуры аттестации педагогических кадров | Ежегодно сентябрь | Старший воспитатель | |
Организация мониторинга по выявлению профдефицитов, профзатруднений педагогов. | Сентябрь Май ежегодно | Старший воспитатель | |
Выбор педагогами тем самообразования в соответствии со своими потребностями и с учетом интересов и склонностей воспитанников. | Сентябрь ежегодно | Старший воспитатель | |
Составление индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов | Сентябрь ежегодно | Старший воспитатель | |
Внесение изменений в структуру методической деятельности (по результатам анализа кадровой ситуации в ДОУ). | ежегодно | Старший воспитатель | |
Организация наставничества в ДОУ | ежегодно | заведующий | |
Организация профессиональных сообществ педагогов ДОУ (творческие, проблемные группы) | ежегодно | ||
Разработка, внесение изменений в Положение о стимулирующем фонде оплаты труда работников. Усиление дифференциации оплаты труда. | Сентябрь ежегодно | Заведующий Председатель ПК | |
Сотрудничество с ГОУ «АСПедК» с целью профилактики и устранения кадрового дефицита ДОУ | Ежегодно | Заведующий | |
Практический | -Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий для укрепления здоровья работников ДОУ(медицинские осмотры, вакцинация, диспансеризация). | 1 раз в год | Заведующий Старшая медицинская сестрпа |
-Проведение СОУТ | В соответствии с графиком | Заведующий Председатель ПК | |
Создание комфортных психологических условий в ДОУ с целью профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ Организация психологических тренингов: -на профилактику эмоционального выгорания -на сплочение педагогического коллектива | Октябрь Январь Апрель ежегодно | Педагог-психолог | |
Создание необходимых условий для включения педагогов ДОУ в образовательное пространство: -городское МО, - образовательные интернет сайты - персональные сайты педагогов и т.п. | Весь период | Заведующий, старший воспитатель ДОУ | |
Методическое сопровождение педагогов по индивидуальному маршруту профессионального развития. | постоянно | Старший воспитатель | |
Методическая поддержка педагогов по выявленным профдефицитам. - индивидуальное консультирование - мастер - классы - педагогическая копилка -тематические вебинары - методические подсказки | В соответствии с годовым планом работы | ||
Методическая поддержка педагогов в период аттестации (индивидуальная помощь в составлении заявления и.т.д.) | В соответствии с перспективным планом | Старший воспитатель | |
Организация методического сопровождения педагогов реализации годового плана работы дошкольного учреждения
| С сентября по май ежегодно | Старший воспитатель | |
Обеспечение выполнения плана курсовой подготовки педагогов (очно, дистанционно). Содействие в прохождение дополнительных курсов повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования. | В соответствии с планом ПК | Старший воспитатель | |
Методическая поддержка педагогов в конкурсном движении. (адресная помощь) | Ежемесячно | Заведующий, старший воспитатель ДОУ | |
Разработка методических рекомендаций: - по устранению выявленных профдефицитов (метапредметных компетенций) - по повышению профмастерства педагогов - по актуальным вопросам дошкольного образования - по актуальным вопросам коррекционно – развивающей деятельности с воспитанниками с ОВЗ. | Весь период | Старший воспитатель | |
-методическая поддержка педагогов в раскрытии творческого потенциала через конкурсное движение и распространение педагогического опыта разного уровня | ежегодно | Старший воспитатель ДОУ | |
Мотивация педагогов на участие в общественной жизни города | По мере проведения городских мероприятий | Председа-тель ПК | |
Стимулирование успешной профессиональной деятельности педагогов по итогам года. | Май ежегодно | Заведующий | |
Аналитический | Осуществление мониторинга оценки качества образовательной деятельности как инструмента непрерывного образования и саморазвития педагогов ДОУ | Май ежегодно | Заведующий Старший воспитатель |
Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными результатами развития кадрового потенциала ДОУ. | Май | Заведующий Старший воспитатель | |
Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию профессионального потенциала | Июнь 2024г. | Заведующий Старший воспитатель |
- Мониторинг реализации Программы развития кадрового потенциала.
Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей работников образования и самооценки педагогической деятельности. Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога, конкурсной активности различного уровня, заинтересованности в инновациях, овладения педагогическими технологиями, готовности к саморазвитию, результатов участия в методической работе различного уровня .
Предполагаемые результаты реализации программы | Индикаторы измерения |
Пополнение нормативной базы ДОУ, регламентирующей сопровождение педагогов | Наличие нормативно – правовой базы регламентирующей реализацию программы развития кадрового потенциала. |
Методическое сопровождение процесса развития кадрового потенциала ДОУ . | Повышение доли педагогических работников первой и высшей квалификационной категорией на 16% Повышение доли педагогических работников с высшим педагогическим образованием до 100% Обеспеченность непрерывным образованием педагогов ДОУ до 100% |
Повышению профессиональной компетентности педагогического коллектива ДОУ и устранения их профессионального дефицита | Повышение доли педагогических работников с высоким и достаточным уровнем профессионального мастерства на 33% Повышение доли педагогических работников с повышенным и высоким уровнем метапредметных компетенций на 33% |
Разработать диагностический инструментарий по определению качественных показателей профессионального мастерства педагогов ДОУ | - Банк диагностических материалов измерения качественных показателей профессионального мастерства педагогов. |
Активизация творческого потенциала педагогов по обобщению и распространению лучших идей педагогического опыта. | - Увеличение доли педагогических работников, реализующих инновационные технологии на 33%, Увеличение доли педагогических работников принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня на 33% - Увеличение доли педагогических работников, имеющих публикации в методических сборниках различного уровня на 16% У Увеличение доли педагогических работников, транслирующих собственный опыт работы через профессиональные объединения различного уровня, семинары и конференции различного уровня на 33% |
Список литературы:
- Демин В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.
- Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
- Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие/ ООО
«Издательство» «АЙРИС – пресс», 2008. -192с.
Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ /М.: ТЦ Сфера, 2005.-160с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ
Приложение№1
Оценочные листы для определения уровня сформированности метапредметных компетенций педагогов
Уважаемый педагог!
Оцените степень проявления в Вашей педагогической деятельности представленных знаний и умений в рамках выделенных компетенций по четырехбалльной шкале, поставив галочку в соответствующей баллу графе:
3 балла - знание и умение ярко выражено и проявляется в деятельности практически всегда и стабильно;
2 балла - знание и умение выражено и проявляется в деятельности достаточно часто и полно;
1 балл - знание и умение как таковое не выражено и проявляется в деятельности редко и не полно;
0 баллов - знание и умение не проявляется, отсутствует.
Методическая компетенция
№ | Вопросы | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Осведомлен об основных тенденциях и изменениях в системе современного образования | ||||
2 | Могу сформулировать и обосновать цели и задачи педагогической деятельности в соответствии с нормативными требованиями, уровнем развития обучающихся и спецификой конкретного предметного со держания, спроектировать условиях их реализации | ||||
3 | Могу выделить методическую проблему в собственной профессиональной деятельности и своевременно внести изменения в дидактические и методические материалы для достижения новых образовательных результатов | ||||
4 | Конструктивно реагирую на трудности, возникающие в процессе реализации поставленных целей и задач педагогической деятельности | ||||
5 | Использую знания об индивидуальных возможностях и образовательных потребностях обучающихся в педагогической деятельности | ||||
6 | Могу определить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося в процессе совместной деятельности | ||||
7 | Способен конструировать фрагменты уроков, уроки, в целом связанные с работой над основными компонентами содержания для достижения запланированных результатов деятельности | ||||
8 | Могу провести сравнительный анализ программ, учебно- методических комплектов, методических и дидактических материалов и обосновать их выбор для решения профессиональных задач в зависимости от ситуации | ||||
9 | Знаю процедуру конкретных образовательных технологий, условия их реализации в образовательной деятельности | ||||
10 | Могу выделить в содержании учебного предмета метапредметную составляющую и определить формируемые на ее основе универсальные учебные действия | ||||
11 | Выбираю методы и формы обучения под заданные цели и подобранное содержание образования | ||||
12 | Выбираю средства образования в соответствии с формулировкой целей, подобранными содержанием, формами, методами и приёмами | ||||
13 | Могу сформулировать критерии достижения поставленных целей и обосновать эффективность реализуемой образовательной программы, используемых методических и дидактических материалов | ||||
14 | Могу оценить эффективность собственных педагогических воздействий на развитие детей, соотнести результаты с поставленными целями | ||||
15 | Сочетаю методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся для определения результатов освоения образовательной программы | ||||
16 | Умею выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, работать в составе групп, разрабатывающих и реализующих образовательные программы, проекты, методические и дидактические материалы |
Технологическая компетенция
№ | Вопросы | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Осведомлен о сущности технологического подхода в образовании | ||||
2 | Знаю структурные компоненты образовательной технологии, могу обосновать их логическую взаимосвязь | ||||
3 | Могу проанализировать возможности конкретных образовательных технологий для достижения различных образовательных результатов | ||||
4 | Выбираю образовательные технологии с учетом возрастных, индивидуально-личностных возможностей обучающихся, спецификой предмета, принципами и закономерностями образовательного процесса (в том числе с учетом метапредметного содержания образования) | ||||
5 | Применяю технологии деятельностного типа, ориентированные на развитие системы УУД (технологии проблемного обучения, проектной, учебно-исследовательской деятельности и т.п.) | ||||
6 | Могу осуществить перенос конкретной технологии на содержание преподаваемого предмета | ||||
7 | Реализую технологический процесс (задачи, этапы, способы организации обучения работы учителя и учащихся) в строгом соподчинении каждого элемента и всей системы с целевой ориентацией технологии | ||||
8 | Вношу коррективы в технологическую процедуру в случае, если не удается достичь поставленных целей | ||||
9 | Разрабатываю технологические карты отдельных занятий или системы занятий, синхронизируя структуру управленческой деятельности учителя с учебно-познавательной деятельностью обучающихся в соответствии с задачами | ||||
10 | Самостоятельно разрабатываю дидактические и методические материалы для обучающихся в процессе использования конкретных образовательных технологий | ||||
11 | Подбираю показатели результативности и методы отслеживания промежуточных и итоговых результатов в соответствии с целевой направленностью и задачами технологии | ||||
12 | Могу проанализировать результативность использования конкретной образовательной технологии в достижении новых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) | ||||
13 | Могу творчески преобразовать структурные компоненты технологии, предложить свое авторское видение конкретного технологического процесса | ||||
14 | Могу проанализировать личный педагогический опыт с позиции его технологичности |
Исследовательская компетенция
№ | Вопросы | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Осведомлен о методологическом аппарате исследования, понимаю логическую связь и взаимообусловленность его компонентов (проблема, цель и задачи исследования, объект, предмет и т.д.) | ||||
2 | Владею знаниями о научных методах познания, эвристических методах решения исследовательских задач, технологиях проектирования и реализации исследовательской деятельности | ||||
3 | Ориентирован на поиск и внедрение в личную практику новых педагогических идей, новых способов решения задач, стремлюсь реализовать их на практике по собственной инициативе | ||||
4 | Могу проанализировать педагогическую ситуацию, предметное содержание, увидеть и сформулировать проблему исследования | ||||
5 | Могу перевести проблему в исследовательскую задачу | ||||
6 | Могу выдвигать гипотезу и определить способ решения исследовательской задачи | ||||
7 | Могу составить план исследования в рамках выбранного способа решения исследовательской задачи | ||||
8 | Умею выполнять экспериментальные исследования по заданной методике и обрабатывать их результаты | ||||
9 | Владею навыками поиска дополнительной информации необходимой для решения исследовательской задачи в различных информационных источниках и ресурсах, в том числе в сети Интернет | ||||
10 | Владею приемами самоорганизации исследовательской деятельности, могу контролировать и регулировать свои действия в процессе исследовательской работы | ||||
11 | Могу рационально распределять время и объемы работы в процессе исследовательской работы | ||||
12 | Могу сформулировать критерии достижения поставленных целей и обосновать результаты проведенного исследования | ||||
13 | Использую результаты исследовательской деятельности в личной педагогической практике | ||||
14 | Могу организовать коллег, проявлять себя как член команды для проведения совместной исследовательской работы по внедрению инноваций в образовательный процесс | ||||
15 | Могу обобщать и творчески использовать результаты исследовательской работы в своей профессиональной деятельности; представлять результаты исследовательской работы в различных формах (проект, презентация, творческий отчет, мастер-класс и т.п.) |
Проектная компетенция
№ | Вопросы | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Умею выявлять и анализировать проблемы, связанные с педагогической практикой, находить людей, заинтересованных в их решении | ||||
2 | Умею формировать систему целей, соответствующих проблемному полю | ||||
3 | Владею способами постановки задач, необходимых и достаточных для достижения целей проекта | ||||
4 | Владею способами постановки задач, необходимых и достаточных для достижения целей проекта | ||||
5 | Обладаю достаточными знаниями для определения сроков реализации педагогических проектов | ||||
6 | Умею осуществлять поиск и систематизацию информации, необходимой для реализации педагогического проекта, пользоваться различными источниками | ||||
7 | Обладаю достаточными знаниями для планирования проектной деятельности, интеграции отдельных подпроектов в основной проект | ||||
8 | Владею методами прогнозирования (моделирование, регрессионный анализ, метод составления сценариев, метод экспертных оценок и др.), умею прогнозировать ожидаемые результаты всех участников проекта | ||||
9 | Владею методами управления качеством (анализ чувствительности, сравнительный анализ проектов и др.) | ||||
10 | Осведомлен(а) о процессе управления рисками проекта (планирование управления рисками, идентификация рисков, качественная оценка рисков, количественная оценка, планирование реагирования на риски, мониторинг и контроль рисков) | ||||
11 | Умею проводить рефлексию и корректировать деятельность (свою и участников) в рамках педагогического проекта | ||||
12 | Умею вводить педагогический проект в деятельностное поле группы детей | ||||
13 | Умею выстраивать субъект-субъектные взаимоотношения с участниками педагогического проекта (детьми, родителями, педагогами и др.), владею навыком делегирования прав, полномочий и ответственности в процессе проектной деятельности | ||||
14 | Умею организовать презентацию полученных продуктов и результатов педагогического проекта | ||||
15 | Имею опыт распространения результатов и продуктов проектной деятельности |
ИКТ-компетенция
№ | Вопросы | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Могу использовать средства ИКТ для диагностики, оценки образовательных достижений обучающихся | ||||
2 | Могу помочь обучающимся применять знания по предмету в реальных условиях | ||||
3 | Могу помочь обучающимся приобретать навыки поиска идей и информации, решения проблем в сфере деятельности, относящейся к преподаваемому предмету | ||||
4 | Могу применять ИКТ для представления учебного материала с использованием различных видов и форм организации информации | ||||
5 | Могу применять различные способы представления информации и методы работы с ней для формирования у обучающихся универсальных учебных действий | ||||
6 | Могу применять современные информационные технологии для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся | ||||
7 | Могу применять базовые инструменты ИКТ (для поиска информации, подготовки печатных материалов, представления презентаций, передачи информации, ведения электронных дневников и т.д.) | ||||
8 | Могу применять инструменты для организации различных видов деятельности обучающихся (программы-конструкторы, инструменты сетевых технологий и т.д.) | ||||
9 | Могу проектировать учебную среду с использованием как локальных, так и сетевых ресурсов | ||||
10 | Могу использовать ИКТ для поддержки традиционного процесса обучения | ||||
11 | Могу организовать проектную деятельность обучающихся с использованием ИКТ | ||||
12 | Могу организовать образовательную среду как сообщество обучающихся | ||||
13 | Могу использовать цифровые ресурсы с целью узнать новое о преподаваемом предмете | ||||
14 | Могу самостоятельно осваивать современные технические средства и технологии работы с различными видами информации | ||||
15 | Могу консультировать коллег по вопросам опыта внедрения ИКТ в учебный процесс |
Приложение №2
Оценочная шкала самоанализа педагогического мастерства
Ф.И.О. воспитатетеля
№ п/п |
Перечень профессиональных и личностных качеств и умений | Степень выраженности (отметить знаком «+») | |||||
Высо кая | Доста точная | Сред няя | Сла бая | Отсут ствует | |||
1. Проявление профессиональных качеств воспитателя | |||||||
1. | Владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам (программе обучения, положению о дошкольном учреждении, концепции дошкольного воспитания). |
|
|
|
|
| |
2. | Владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей |
|
|
|
|
| |
3. | Владеет педагогической техникой:
|
|
|
|
|
| |
4. | Владеет специальными умениями:
|
|
|
|
|
| |
5. | Использует в работе ТСО и ИКТ |
|
|
|
|
| |
6. | Умеет организовать детей на занятиях и в свободной деятельности |
|
|
|
|
| |
7. | Любит и уважает детей, проявляет к ним большой интерес, умеет сотрудничать |
|
|
|
|
| |
8. | Владеет умением видеть и понимать внутренний мир ребенка |
|
|
|
|
| |
9. | Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе |
|
|
|
|
| |
2. Проявление организационно-методических умений | |||||||
10. | Использование в работе новейших, передовых, новаторских методик |
|
|
|
|
| |
11. | Умение приобщать детей к творческой деятельности |
|
|
|
|
| |
12. | Умение снять напряжение и утомление детей, создать спокойную атмосферу в группе |
|
|
|
|
| |
13. | Желание помочь каждому ребенку проявить себя |
|
|
|
|
| |
14. | Заинтересованность в успехах детей, результатах педагогической деятельности в целом |
|
|
|
|
| |
15. | Видение важности совместной работы с родителями |
|
|
|
|
| |
16. | Желание поделиться опытом с коллегами, своевременно прийти на помощь к ним |
|
|
|
|
| |
17. | Самообразование и самовоспитание |
|
|
|
|
| |
3. Проявление личностных особенностей | |||||||
18. | Добросовестность |
|
|
|
|
| |
19. | Такт |
|
|
|
|
| |
20. | Требовательность к себе |
|
|
|
|
| |
21. | Гуманность |
|
|
|
|
| |
22. | Эмпатия |
|
|
|
|
| |
23. | Рефлексия |
|
|
|
|
| |
24. | Оптимизм |
|
|
|
|
| |
25. | Организованность |
|
|
|
|
| |
26. | Инициативность |
|
|
|
|
| |
27. | Терпение, выдержка |
|
|
|
|
| |
28. | Владеет силой убеждения, авторитетом |
|
|
|
|
| |
4. Внешние проявления | |||||||
29. | Культура речи, выразительность дикции, жестов |
|
|
|
|
| |
30. | Профессиональная и общая эрудиция |
|
|
|
|
| |
31. | Манера поведения |
|
|
|
|
| |
32. | Опрятный внешний вид |
|
|
|
|
| |
5. Проявление творческих способностей и педагогической инициативы | |||||||
33 | Активная общественная деятельность (ДОУ, район, республика) |
|
|
|
|
| |
34 | Педагогическая нагрузка (творческая группа, педагогические клубы, руководство МО и т.д.) |
|
|
|
|
| |
35 | Обобщение опыта через СМИ |
|
|
|
|
| |
36 | Активное участие в конкурсах разного уровня (ДОУ, район, республика, РФ, международные) |
|
|
|
|
| |
37 | Активное взаимодействие с социальными институтами разного уровня |
|
|
|
|
| |
39 | Проблемы:
| ||||||
Приложение 3
Анкета для выявления способностей педагогов к развитию (Белая К.Ю.)
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению:
Оцените по 5-балльной шкале приведенные ниже утверждения:
- – не соответствует действительности;
- – скорее не соответствует;
- – и да, и нет;
- – скорее соответствует, чем нет;
- – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.
Утверждения | Оценка |
Я стремлюсь изучить себя |
|
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами |
|
Возникающие препятствия стимулируют мою активность |
|
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя |
|
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время |
|
Я анализирую свои чувства и опыт |
|
Я много читаю |
|
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам на разного рода методических мероприятий внутри образовательного учреждения и за его пределами |
|
Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы |
|
Я стремлюсь быть более открытым человеком |
|
Я верю в свои возможности |
|
Стремлюсь быть более открытым человеком |
|
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди |
|
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты |
|
Я получаю удовольствие от освоения нового |
|
Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня |
|
Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться |
|
Интерпретация результатов Подсчитайте общее количество баллов:
От 15 до 35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития;
От 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;
55 и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Приложение №4
Анкета для выявления факторов,
стимулирующих и препятствующих развитию педагогов
Оцените, пожалуйста, применительно к себе перечисленные ниже факторы по 5 – балльной шкале: 5 – да (препятствует или стимулирует)
4 – скорее да, чем нет
3 – и да и нет
2 – скорее нет
1 – нет
Препятствующие факторы:
- Собственная инерция
- Разочарование из-за имевшихся ранее неудач
- Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей
- Враждебность окружающих (зависть, ревность и т. д.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему 5. Состояние здоровья
- Недостаток времени
- Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства Стимулирующие факторы:
- Методическая работа в д/у
- Обучение на курсах
- Пример и влияние коллег
- Пример и влияние руководителей
- Организация труда в д/у
- Внимание к этой проблеме руководителей
- Доверие
- Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования
- Занятия самообразованием
- Интерес к работе
- Возрастающая ответственность
- Возможность получения признания в коллективе.
В результате обработки анкет выявляются три категории педагогов, данные о которых заносятся в соответствующую графу таблицы. Оцененные факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла и также заносятся в таблицу. Коэффициент развития (Кр) вычисляется по формуле: Кр= Кфакт.: Кмах, где Кфакт. – суммарное число баллов, проставленных в анкете, а Кмах - максимально возможное количество баллов в анкетах.
Обучение, развитие и саморазвитие педагога
(итоговая таблица)
№ п/п | Способность педагога к саморазвитию | Ф.И.О. педагога | Стимулирующие факторы | Препятствующие факторы | Система мер |
1 | Активное развитие |
|
|
|
|
2 | Несложившееся развитие |
|
|
|
|
3 | Остановившееся развитие |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческий проект "Поддержка и развитие кадрового потенциала в ДОУ"
Проект направлен на обеспечение профессионального роста педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование....

Управление развитием кадрового потенциала педагогов МДОУ в условиях модернизации образования
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. ...
Развитие кадрового потенциала 2014 - 2015 уч.г.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ 2014-2015 УЧ.Г....
Проект по теме: «Методическое сопровождение развития кадрового потенциала МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: создание системы организационно - управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Программа поддержки и развития кадрового потенциала педагогов ДОУ
В программе представлен план работы с педагогами ДОУ по повышению кадрового потенциала....

2. Программа "Развитие кадрового потенциала при введении ФГОС ДО"
Программа управления.Цель программы: создание условий для повышения профессионального уровня педагогических кадров ДОО, способных осуществлять качественное дошкольное образование....

