Программа развития кадрового потенциала ДОУ
материал

Голдаева Ирина Леонидовна

В программе представлены анализ кадров ДОУ и основные направления методической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кадры88.28 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации  Анжеро – Судженского городского округа

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Анжеро – Судженского городского округа

«Детский сад №12

Принято

на педагогическом совете

Утверждаю

заведующий МКДОУ «ДС №12»

Программа развития кадрового потенциала

муниципального казённого дошкольное образовательное учреждение

Анжеро – Судженского городского округа «Детский сад №12

на 2022-2024 годы.

АС ГО   2022г.

Содержание

Стр.

1.

Паспорт Программы развития кадрового потенциала

3

2.

Пояснительная записка

5

2.1.

Актуальность.

5

2.2.

Принципы

6

3.

Анализ кадровых условий педагогического состава

8

4.

Условия реализации Программы

12

5.

План реализации Программы.

13

6.

Мониторинг реализации Программы  развития кадрового потенциала.

16

Список литературы

18

ПРИЛОЖЕНИЯ

19

Приложение 1  

Оценочные листы для определения уровня сформированности метапредметных компетенций педагогов

19

Приложение 2

Оценочная шкала самоанализа  педагогического мастерства

24

Приложение 3

Анкета  для выявления способностей педагогов к развитию  

26

Приложение 4

Анкета для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов

27

           

1.Паспорт Программы развития кадрового потенциала

Наименование программы

Программа развития кадрового потенциала

МКДОУ «Детский сад № 12».

Разработчик программы

Заведующий  Шпанич Ольга Юрьевна,

 Старший воспитатель Голдаева И.Л.

Цель

программы

Стратегическая цель:

Повышение качественных результатов дошкольного образования посредством развития кадрового потенциала ДОУ.

 Конкретная цель:

Создание    условий     непрерывного образования и саморазвития педагогов ДОУ.

 

Задачи программы

  1. Проанализировать нормативно – правовую базу определяющую педагогические компетенции педагогов ДОУ.
  2. Разработать методическое сопровождение процесса развития кадрового потенциала ДОУ.  
  3. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогического коллектива ДОУ и устранения их профессионального дефицита.
  4. Разработать диагностический инструментарий по определению качественных показателей профессионального мастерства педагогов ДОУ.
  5. Создать условия, активизирующие творческий потенциал педагогов по обобщению и распространению лучших идей педагогического опыта.

Этапы реализации

Программы развития  кадрового потенциала ДОУ

Организационно -диагностический

-Изучение нормативно – правовой базы по данному вопросу;

-Разработка локальных нормативных актов обеспечения реализации программы развития кадрового потенциала ДОУ;

-Разработка дорожной карты развития кадрового потенциала педагогов ДОУ;

-Разработка диагностических карт по выявлению:

-профессионального дефицита;

- профессионального мастерства;

-профессиональных затруднений

- профессионального выгорания

Практический

-разработка методического сопровождения устранения профдефицитов и профессиональных затруднений педагогов ДОУ (методические рекомендации, сборники, методические указания и.т.д.)

-методическая поддержка педагогов в раскрытии творческого потенциала через конкурсное движение и распространение педагогического опыта разного уровня

- создание комфортных психологических условий в ДОУ с целью профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ.

Аналитический

Осуществление мониторинга

оценки качества образовательной деятельности как инструмента непрерывного образования и саморазвития педагогов ДОУ.

 

Направления программы

Организация профессиональной коммуникации

Психолого- педагогическая мотивация

Психологическая и методическая поддержка

Сроки реализации

2022-2024 годы

Ожидаемые результаты

-Создание нормативно – правовой базы развития кадрового потенциала ДОУ

-Повышение уровня профессионального мастерства педагогов и устранение их профессиональных дефицитов;  

-Повышение         качественного показателя молодых педагогов,        имеющих квалификационную категорию;

-Повышение доли педагогических работников с высшим педагогическим образованием;

-Создание системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОУ;  

-Индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;

-Повышение доли педагогических работников, участвующих в конкурсном движении различного уровня и распространении собственного педагогического опыта.

Механизм

реализации

программы

Основными участниками реализации Программы являются администрация и педагогический коллектив образовательного учреждения, способные реализовать поставленные цели и задачи Программы.

Система

организации

контроля

Текущий контроль осуществляет заведующий

2.Пояснительная записка

Программа кадрового потенциала (далее - Программа) муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Анжеро – Судженского городского округа «Детский сад №12» является документом, который направлен на создание условий для личностного развития педагогов, повышения квалификационного уровня, уровня профессиональной компетенции и творческой инициативы.

Программа разработана  в  соответствии  со  следующими нормативными правовыми документами: 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  3. Устав МКДОУ «ДС №12»;
  4. Трудовой кодекс;

5.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования).
 2.1.Актуальность

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива ДОУ. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения качества образования.

В период перехода к продуктивному личностно-ориентированному образованию, одной из главных задач является профессиональное развитие педагогического коллектива. Дошкольному учреждению необходим педагог:

  • владеющий новыми технологиями организации педагогического процесса,
  • умеющий осуществлять психолого-педагогическую поддержку,
  • способный реализовать принципы построения образовательного процесса,
  • ориентированный на личность ребенка
  • мотивированный на профессиональное совершенствование.

Между тем следует признать, что творческий потенциал педагогов реализуется не всегда продуктивно и качественно.  Уровень профессионального мастерства педагогов зачастую не отвечает установкам «компетентностного подхода».

Возникает противоречие между ожиданиями общества, перспективой развития образовательного учреждения  и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать реализация Программы развития  кадрового потенциала педагогов.

Для успешной реализации Программы  необходимо создать и поддерживать ряд обязательных базовых условий: 

  • персонифицированный подход к каждому педагогу. Важно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого, с учетом потребностей, возможностей, профессиональных интересов, уровня квалификации;
  • формирование внутренней и внешней мотивации. Каждый педагог должен понимать, зачем ему необходимо учиться и что он за это получит. Мотивом может служить признание, уважение среди коллег и родителей. Финансовые поощрения в виде наградного материала, возможность участия в городских конкурсах;
  • создание комфортной, творческой, информационной среды. Обеспечение педагогов компьютерными средствами, позволяющими находить информацию в интернет-пространстве, проектировать презентации, изучать современные технологии через веб-образование;
  • нахождение педагогов в квалифицированном сообществе опытных педагогов. Создание условий для общения в деловых профессиональных кругах. Изучение нового через практико-ориентированное взаимодействие с более опытными коллегами. Посещение городских методических объединений, педагогических чтений, конференций, профессиональных конкурсов.

2.2.Принципы :

  • принцип непрерывности профессионального развития педагогических работников (задан ФГОС ДО п.3.2.6.);
  • принцип уважения к личности педагога и учета его индивидуальных особенностей при сохранении общих требований в рамках Стандарта педагога и стандарта;
  • принцип партнёрства (предполагает определение круга актуальных и потенциальных партнёров в образовательном пространстве детского сада, города, консолидацию их усилий, обеспечение устойчивости развития за счёт системного эффекта взаимодействия);
  • принцип саморазвития (определяет приоритетность актуализации внутренних источников развития, интенсификацию развития,

способность адаптироваться в изменившейся ситуации);

  • принцип целостности методического сопровождения (теоретическая подготовка-практика-самообразование-профессиональное общение);
  • принцип поддержки инициативы и творчества. Инициативность педагогов - необходимый источник саморазвития всей образовательной системы и профессионального роста самого педагога, особенно если он направлен на развитие педагогического творчества. Очень важна инициатива у педагога в преобразовании педагогической ситуации. Так как «путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования и составляет динамику творчества педагога»* А.К. Маркова, книга «Психологический труд учителя», М.:2006г.;
  • принцип системного контроля, самоконтроля и взаимоконтроля образовательной деятельности педагогов. Организованный системный контроль стимулирует профессиональный рост педагога.

Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Поэтому процесс методического сопровождения педагогов строится с учетом следующих требований:  

  • реализации вариативности образовательных запросов;  
  • овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;
  • ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;  
  • ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её совершенствования;  
  • проблемного         построения         содержания         семинаров-практикумов, требующих от педагогов творческого синтеза мышления;
  • использование таких форм и методов работы, которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку.

3.Анализ кадровых условий.

                  Анализ кадровый условий на период 01.08.2021г. продемонстрировал, что

педагогический коллектив ДОУ состоит из 12 педагогов из них:

  • Старший воспитатель – 1 ставка,
  • Воспитатели – 9 ставок,
  • Узкие специалисты:
  • Музыкальный руководитель – 1 ставка (вакансия),
  • Инструктор по физической культуре – 0,75 ставки (декретный отпуск)
  • Учитель- логопед -1,5 ставки; (0,5 ставки (внутренний совместитель)
  • Педагог - психолог -0,5 ставки (внутренний совместитель).

 

2019-20

2020-21

2021-2022

Всего руководителей в ДОУ

1

1

1

Всего педагогов в ДОУ

14

14

12

Образовательное учреждение  укомплектовано педагогическими кадрами на 92%. 

На вакансии должность музыкального руководителя, основной работник в  июле 2021года прекратил трудовые отношения в связи с выходом на пенсию.

        Ресурс : принять на вакантную должность музыкального руководителя по внешнему совмещению педагога из ДОУ города.

               Образовательный уровень основных педагогических кадров

Уровень образования

2019-2020

2020-2021

2021-2022

Высшее педагогическое

11(78%)

10(71%)

10(83%)

Высшее (не педагогическое)

0

0

0

Среднее специальное (педагогическое)

3(22%)

4(29%)

2(17%)

Обучается в ВУЗе

0

0

0

       В 2020-21 учебном году количественный состав педагогов изменился на 1, в связи с выходом на пенсию основного работника. Таким образом, педагогов   с высшим педагогическим образованием прежнее количество, со средне специальным сократилось вдвое. Среднее специальное образование имеют 1 воспитатель возрастная категория 57 лет и инструктор по физической культуре, находящийся в декретном отпуске.

Ресурс: по выходу из декретного отпуска, инструктора по физической культуре замотивировать на получение   высшего педагогического образования.

 

                            Стажевые показатели основных педагогических кадров

Стаж

педагогических кадров

2019-2020

2020-2021

2021-2022

от 0 до 3

1(7%)

2(14%)

0

от 3 до 5

1(7%)

0

1(8%)

от 5 до 10

0

1(7%)

1(8%)

от 10 до 25

10(71%)

9(64%)

    9 (76%)

более 25 лет

2(14%)

2(14%)

  1(8%)

            Стажевой показатель основных  педагогических работников  изменился. 1 педагог (инструктор по физической культуре перешёл в категорию от 3 до 5 лет.         Сократилось количество педагогов  возрастной категории  старше 55 лет.

          Таким образом, указанные в  таблице   стажевые  показатели говорят о работоспособности и зрелости  педагогов ДОУ.

                                            Квалификационные категории работников.

Квалификационная категория

2019-2020

уч.г.

2020-2021

2021-2022

-высшая

8(57%)

10(71%)

9 (76%)

-первая

5(36%)

2(14%)

2 (16%)

-соответствие занимаемой должности

-

-

-

-нет категории

1(7%)

2(14%)

1(8%)

             2020-2021   учебный год продемонстрировал изменение процентного показателя квалификационного уровня педагогов МКДОУ. Без квалификационной категории сократилось количество педагогов на 7%. Педагог не имеющий квалификационной категории находится в декретном отпуске.  С высшей и первой квалификационной категорией количество педагогов прежнее. Повысили свой квалификационный уровень 14% педагогов.                                                                                    

             Таким образом, квалификационный уровень педагогов составил 93%.

Возрастная категория педагогических работников

Возраст педагогов

2019-2020

2209-2021

2021-2022

До 35 лет

2

3

1

От 36-45 лет

7

8

10

От 46-55 лет

1

0

0

Старше 56 лет

3

2

1

           Анализ   возрастной категории педагогических работников указывает, что молодые педагоги перешли в другую возрастную категорию, сократился показатель «старше 56 лет». Средний возраст педагогического состава составляет 40,8 лет.

Сертификация педагогических работников.

В план прохождении добровольной сертификации педагогов и ДОУ на 2020-2021 учебный год  были внесены 9(75%) педагогов. Прошли процедуру добровольной сертификации 6(67%) педагогов. Необходимое количество балов не было набрано учителями – логопедами Божекновой С.В., Толкачевой Т.В..  Обсуждение вопросов тестирования между коллегами, позволило сделать вывод, что необходимо углубить свои знания в части семейного кодекса и ИКТ компетентности.

Таким образом, в этом учебном году 6(67%) педагогов повысили свой профессиональный уровень посредством прохождения процедуры добровольной сертификации педагогических кадров.

                                     Курсы повышения квалификации (количество)

Уч.год

Заведую-

щий

Ст. вос/ль

Муз. рук/ль

Учитель- логопед

Инструктор по физ.кул.

Педагог-психолог

Вос/ль

2018-2019

1

1

1

1

1

-

2

2019-2020

-

-

-

-

-

-

5

2020-2021

-

1

-

-

-

-

     

            Данные таблицы указывают, что в соответствии с планом повышения квалификации 2 воспитателя прошли курсовую подготовку.  Так, 100% педагогов повышают свой профессиональный уровень своевременной курсовой подготовкой.

Участие педагогических работников в конкурсном движении различного уровня.

Уровень мероприятий

Уровень участия

Очное

заочное

  1. Конкурсное движение различного уровня

муниципальный

-

3(25%)

региональный

-

9(75%)

всероссийский

-

12(100%)

международный

-

1(8%)

  1. Участие в конференциях и семинарах различного уровня

муниципальный

0%

региональный

0%

всероссийский

6(50%)

международный

0%

  1.  Наличие публикаций в научных изданиях

муниципальный

0%

региональный

0%

всероссийский

0%

международный

0%

           

           Данные представленные в таблице указывают на низкую мотивационную готовность педагогов в творческом самовыражении. Творческая активность педагогов находила своё отражения лишь в заочном участие в конкурсах и методических мероприятиях различного уровня. Анализ причин показал, на недостаток свободного времени у педагогов и большие энергозатраты, отвлекающие от образовательной деятельности с воспитанниками.

           Ресурсы: разработать план мероприятий по методическому сопровождению педагогов ДОУ по участию в конкурсах и методических мероприятиях различного уровня в очном формате.

       Таким образом, проведенный анализ кадрового потенциала продемонстрировал достаточно стабильный коллектив дошкольного учреждения.

       Однако, несмотря на качественные характеристики педагогического состава ДОУ, существует проблемы касаемые творческого самовыражения педагогов, а также и некоторые риски.

-текучесть кадров(в связи со сменой места проживания);

-инертность   педагогов, в трансляции собственного педагогического опыта работы;

-дефицит узких специалистов (музыкальный руководитель);

      - недостаточная эффективность методической поддержки

  1. Условия реализации Программы

1. Финансово-экономические:

  • денежные средства на курсы повышения квалификации;
  • денежные средства на стимулирование педагогических работников;

2. Кадровые:

  • заведующий (организатор)
  • старший воспитатель (координатор деятельности педагогов, их профессионального развития);
  • педагоги с высоким уровнем профмастерства;
  • педагоги с высоким уровнем ИКТ – компетенции.

3.Информационно-методические:

  • свободный доступ к информационным Интернет-ресурсам;
  • сайт ДОУ;
  • плановая и дополнительная курсовая подготовка по актуальным вопросам дошкольного образования;

4. Материально-техническое обеспечение:

  • оснащенность техническими средства в ДОУ (фотоаппарат, проектор, компьютер);
  • свободный доступ в Интернет в здании ДОУ;

Основными участниками реализации Программы являются администрация и педагогический коллектив МКДОУ «ДС №12».

  1. Дорожная карта (план мероприятий реализации Программы)

этапы

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Организационно - диагностический

Формирование нормативно – правовой базы в части профессионального развития педагогов.

(разработка локальных нормативных актов регламентирующих деятельность профессиональных сообществ, наставничества и т.д.)

Сентябрь

ежегодно

Заведующий

- Составление перспективного плана повышения квалификации педагогов.

- Составление перспективного плана прохождения процедуры добровольной сертификации педагогических кадров.

-Составление перспективного плана прохождения процедуры аттестации педагогических кадров

Ежегодно сентябрь

Старший воспитатель

Организация мониторинга по выявлению профдефицитов, профзатруднений педагогов.

Сентябрь

Май ежегодно

Старший воспитатель

Выбор педагогами тем самообразования в соответствии со своими потребностями и с учетом интересов и склонностей воспитанников.

Сентябрь ежегодно

Старший воспитатель

Составление  индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов

Сентябрь ежегодно

Старший воспитатель

Внесение изменений в структуру методической деятельности (по результатам  анализа кадровой ситуации в ДОУ).

ежегодно

Старший воспитатель

Организация наставничества в ДОУ

ежегодно

заведующий

Организация профессиональных сообществ педагогов ДОУ (творческие, проблемные группы)

ежегодно

Разработка, внесение изменений в Положение о стимулирующем фонде оплаты труда работников.

Усиление дифференциации оплаты труда.

Сентябрь

ежегодно

Заведующий

Председатель ПК

Сотрудничество с ГОУ «АСПедК» с целью профилактики и устранения кадрового дефицита ДОУ

Ежегодно

Заведующий

Практический

-Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий для укрепления здоровья работников ДОУ(медицинские осмотры, вакцинация, диспансеризация).

1 раз в год

Заведующий

Старшая медицинская сестрпа

-Проведение СОУТ

В соответствии с графиком

Заведующий

Председатель ПК

Создание комфортных психологических условий в ДОУ с целью профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ

Организация психологических тренингов:

-на профилактику эмоционального выгорания

-на сплочение педагогического коллектива

Октябрь

Январь

Апрель

ежегодно

Педагог-психолог

Создание необходимых условий для включения педагогов ДОУ в образовательное пространство:

-городское МО,

- образовательные интернет сайты

- персональные сайты педагогов и т.п.

Весь период

Заведующий, старший воспитатель ДОУ

Методическое сопровождение педагогов по индивидуальному маршруту профессионального развития.

постоянно

Старший воспитатель

Методическая поддержка педагогов по выявленным профдефицитам.

- индивидуальное консультирование

- мастер - классы

- педагогическая копилка

-тематические вебинары

- методические подсказки

В соответствии с годовым планом работы

Методическая поддержка педагогов в период аттестации

(индивидуальная помощь в составлении заявления и.т.д.)

В соответствии с перспективным планом

Старший воспитатель

Организация методического сопровождения педагогов реализации годового плана работы дошкольного учреждения

  • заседания педсоветов
  • профильные и индивидуальные консультации
  • профессиональные творческие сообщества педагогов по направлениям работы и.д.
  • наставничество по повышению профмастерства

С сентября по май

ежегодно

Старший воспитатель

Обеспечение выполнения плана курсовой подготовки педагогов

(очно, дистанционно).

Содействие в прохождение дополнительных курсов повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования.

В соответствии с планом ПК

Старший воспитатель

Методическая поддержка педагогов в конкурсном движении.

(адресная помощь)

Ежемесячно

Заведующий, старший воспитатель ДОУ

Разработка методических рекомендаций:

- по устранению выявленных профдефицитов (метапредметных компетенций)

- по повышению профмастерства педагогов

- по актуальным вопросам дошкольного образования

- по актуальным вопросам коррекционно – развивающей  деятельности с воспитанниками с ОВЗ.

Весь период

Старший воспитатель

-методическая поддержка педагогов в раскрытии творческого потенциала через конкурсное движение и распространение педагогического опыта разного уровня

ежегодно

Старший воспитатель ДОУ

Мотивация педагогов на участие в общественной жизни города

По мере проведения  городских мероприятий

Председа-тель ПК

Стимулирование успешной профессиональной деятельности педагогов по итогам года.

Май

ежегодно

Заведующий

Аналитический

Осуществление мониторинга

оценки качества образовательной деятельности как инструмента непрерывного образования и саморазвития педагогов ДОУ

Май

ежегодно

Заведующий

Старший воспитатель

Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными результатами развития кадрового потенциала ДОУ.  

Май

Заведующий

Старший воспитатель

Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию профессионального  потенциала

Июнь

2024г.

Заведующий

Старший воспитатель

  1. Мониторинг реализации Программы развития кадрового потенциала.

Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей работников образования и самооценки педагогической деятельности. Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога, конкурсной активности различного уровня, заинтересованности в инновациях, овладения педагогическими технологиями, готовности к саморазвитию, результатов участия в методической работе различного уровня .

Предполагаемые результаты реализации программы

Индикаторы измерения

Пополнение нормативной базы ДОУ,         регламентирующей сопровождение педагогов

Наличие нормативно – правовой базы регламентирующей реализацию программы развития кадрового потенциала.

Методическое сопровождение

процесса развития кадрового потенциала ДОУ .

Повышение доли педагогических работников первой и высшей квалификационной категорией на 16%

Повышение доли педагогических работников с высшим педагогическим образованием до 100%  

Обеспеченность непрерывным образованием   педагогов ДОУ до 100%

Повышению профессиональной компетентности педагогического коллектива ДОУ и устранения их профессионального дефицита

 Повышение доли педагогических работников с высоким и достаточным уровнем профессионального мастерства на 33%

Повышение доли педагогических работников с повышенным и высоким уровнем метапредметных компетенций на 33%

Разработать диагностический инструментарий по определению качественных показателей профессионального мастерства педагогов ДОУ

-        Банк диагностических материалов измерения качественных показателей профессионального мастерства педагогов.

Активизация творческого потенциала педагогов по обобщению и распространению лучших идей педагогического опыта.

-        Увеличение   доли   педагогических работников,            реализующих инновационные            технологии на 33%, Увеличение доли педагогических работников принимающих участие в  конкурсах профессионального мастерства различного уровня на 33%

-        Увеличение доли педагогических работников, имеющих публикации в методических сборниках различного уровня на 16%

У Увеличение доли педагогических работников, транслирующих собственный опыт работы через профессиональные объединения различного уровня, семинары и конференции различного уровня на 33%

Список литературы:

  1. Демин В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.
  2. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
  3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие/ ООО

«Издательство» «АЙРИС – пресс», 2008. -192с.

Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ /М.: ТЦ Сфера, 2005.-160с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ

Приложение№1

Оценочные листы для определения уровня сформированности метапредметных  компетенций педагогов

Уважаемый педагог!

Оцените степень проявления в Вашей педагогической деятельности представленных знаний и умений в рамках выделенных компетенций по четырехбалльной шкале, поставив галочку в соответствующей баллу графе:

3 балла - знание и умение ярко выражено и проявляется в деятельности практически всегда и стабильно;

2 балла - знание и умение выражено и проявляется в деятельности достаточно часто и полно;

1 балл - знание и умение как таковое не выражено и проявляется в деятельности редко и не полно;

0 баллов - знание и умение не проявляется, отсутствует.

Методическая компетенция

Вопросы

0

1

2

3

1

Осведомлен об основных тенденциях и изменениях в системе современного образования

2

Могу сформулировать и обосновать цели и задачи педагогической деятельности в соответствии с нормативными требованиями, уровнем развития обучающихся и спецификой конкретного предметного со держания, спроектировать условиях их реализации

3

Могу выделить методическую проблему в собственной профессиональной деятельности и своевременно внести изменения в дидактические и методические материалы для достижения новых образовательных результатов

4

Конструктивно реагирую на трудности, возникающие в процессе реализации поставленных целей и задач педагогической деятельности

5

Использую знания об индивидуальных возможностях и образовательных потребностях обучающихся в педагогической деятельности

6

Могу определить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося в процессе совместной деятельности

7

Способен конструировать фрагменты уроков, уроки, в целом связанные с работой над основными компонентами содержания для достижения запланированных результатов деятельности

8

Могу провести сравнительный анализ программ, учебно- методических комплектов, методических и дидактических материалов и обосновать их выбор для решения профессиональных задач в зависимости от ситуации

9

Знаю процедуру конкретных образовательных технологий, условия их реализации в образовательной деятельности

10

Могу выделить в содержании учебного предмета метапредметную составляющую и определить формируемые на ее основе универсальные учебные действия

11

Выбираю методы и формы обучения под заданные цели и подобранное содержание образования

12

Выбираю средства образования в соответствии с формулировкой целей, подобранными содержанием, формами, методами и приёмами

13

Могу сформулировать критерии достижения поставленных целей и обосновать эффективность реализуемой образовательной программы, используемых методических и дидактических материалов

14

Могу оценить эффективность собственных педагогических воздействий на развитие детей, соотнести результаты с поставленными целями

15

Сочетаю методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся для определения результатов освоения образовательной программы

16

Умею выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, работать в составе групп, разрабатывающих и реализующих образовательные программы, проекты, методические и дидактические материалы

Технологическая компетенция

Вопросы

0

1

2

3

1

Осведомлен о сущности технологического подхода в образовании

2

Знаю структурные компоненты образовательной технологии, могу обосновать их логическую взаимосвязь

3

Могу проанализировать возможности конкретных образовательных технологий для достижения различных образовательных результатов

4

Выбираю образовательные технологии с учетом возрастных, индивидуально-личностных возможностей обучающихся, спецификой предмета, принципами и закономерностями образовательного процесса (в том числе с учетом метапредметного содержания образования)

5

Применяю технологии деятельностного типа, ориентированные на развитие системы УУД (технологии проблемного обучения, проектной, учебно-исследовательской деятельности и т.п.)

6

Могу осуществить перенос конкретной технологии на содержание преподаваемого предмета

7

Реализую технологический процесс (задачи, этапы, способы организации обучения работы учителя и учащихся) в строгом соподчинении каждого элемента и всей системы с целевой ориентацией технологии

8

Вношу коррективы в технологическую процедуру в случае, если не удается достичь поставленных целей

9

Разрабатываю технологические карты отдельных занятий или системы занятий, синхронизируя структуру управленческой деятельности учителя с учебно-познавательной деятельностью обучающихся в соответствии с задачами

10

Самостоятельно разрабатываю дидактические и методические материалы для обучающихся в процессе использования конкретных образовательных технологий

11

Подбираю показатели результативности и методы отслеживания промежуточных и итоговых результатов в соответствии с целевой направленностью и задачами технологии

12

Могу проанализировать результативность использования конкретной образовательной технологии в достижении новых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных)

13

Могу творчески преобразовать структурные компоненты технологии, предложить свое авторское видение конкретного технологического процесса

14

Могу проанализировать личный педагогический опыт с позиции его технологичности

Исследовательская компетенция

Вопросы

0

1

2

3

1

Осведомлен о методологическом аппарате исследования, понимаю логическую связь и взаимообусловленность его компонентов (проблема, цель и задачи исследования, объект, предмет и т.д.)

2

Владею знаниями о научных методах познания, эвристических методах решения исследовательских задач, технологиях проектирования и реализации исследовательской деятельности

3

Ориентирован на поиск и внедрение в личную практику новых педагогических идей, новых способов решения задач, стремлюсь реализовать их на практике по собственной инициативе

4

Могу проанализировать педагогическую ситуацию, предметное содержание, увидеть и сформулировать проблему исследования

5

Могу перевести проблему в исследовательскую задачу

6

Могу выдвигать гипотезу и определить способ решения исследовательской задачи

7

Могу составить план исследования в рамках выбранного способа решения исследовательской задачи

8

Умею выполнять экспериментальные исследования по заданной методике и обрабатывать их результаты

9

Владею навыками поиска дополнительной информации необходимой для решения исследовательской задачи в различных информационных источниках и ресурсах, в том числе в сети Интернет

10

Владею приемами самоорганизации исследовательской деятельности, могу контролировать и регулировать свои действия в процессе исследовательской работы

11

Могу рационально распределять время и объемы работы в процессе исследовательской работы

12

Могу сформулировать критерии достижения поставленных целей и обосновать результаты проведенного исследования

13

Использую результаты исследовательской деятельности в личной педагогической практике

14

Могу организовать коллег, проявлять себя как член команды для проведения совместной исследовательской работы по внедрению инноваций в образовательный процесс

15

Могу обобщать и творчески использовать результаты исследовательской работы в своей профессиональной деятельности; представлять результаты исследовательской работы в различных формах (проект, презентация, творческий отчет, мастер-класс и т.п.)

Проектная компетенция

Вопросы

0

1

2

3

1

Умею выявлять и анализировать проблемы, связанные с педагогической практикой, находить людей, заинтересованных в их решении

2

Умею формировать систему целей, соответствующих проблемному полю

3

Владею способами постановки задач, необходимых и достаточных для достижения целей проекта

4

Владею способами постановки задач, необходимых и достаточных для достижения целей проекта

5

Обладаю достаточными знаниями для определения сроков реализации педагогических проектов

6

Умею осуществлять поиск и систематизацию информации, необходимой для реализации педагогического проекта, пользоваться различными источниками

7

Обладаю достаточными знаниями для планирования проектной деятельности, интеграции отдельных подпроектов в основной проект

8

Владею методами прогнозирования (моделирование, регрессионный анализ, метод составления сценариев, метод экспертных оценок и др.), умею прогнозировать ожидаемые результаты всех участников проекта

9

Владею методами управления качеством (анализ чувствительности, сравнительный анализ проектов и др.)

10

Осведомлен(а) о процессе управления рисками проекта (планирование управления рисками, идентификация рисков, качественная оценка рисков, количественная оценка, планирование реагирования на риски, мониторинг и контроль рисков)

11

Умею проводить рефлексию и корректировать деятельность (свою и участников) в рамках педагогического проекта

12

Умею вводить педагогический проект в деятельностное поле группы детей

13

Умею выстраивать субъект-субъектные взаимоотношения с участниками педагогического проекта (детьми, родителями, педагогами и др.), владею навыком делегирования прав, полномочий и ответственности в процессе проектной деятельности

14

Умею организовать презентацию полученных продуктов и результатов педагогического проекта

15

Имею опыт распространения результатов и продуктов проектной деятельности

ИКТ-компетенция

Вопросы

0

1

2

3

1

Могу использовать средства ИКТ для диагностики, оценки образовательных достижений обучающихся

2

Могу помочь обучающимся применять знания по предмету в реальных условиях

3

Могу помочь обучающимся приобретать навыки поиска идей и информации, решения проблем в сфере деятельности, относящейся к преподаваемому предмету

4

Могу применять ИКТ для представления учебного материала с использованием различных видов и форм организации информации

5

Могу применять различные способы представления информации и методы работы с ней для формирования у обучающихся универсальных учебных действий

6

Могу применять современные информационные технологии для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся

7

Могу применять базовые инструменты ИКТ (для поиска информации, подготовки печатных материалов, представления презентаций, передачи информации, ведения электронных дневников и т.д.)

8

Могу применять инструменты для организации различных видов деятельности обучающихся (программы-конструкторы, инструменты сетевых технологий и т.д.)

9

Могу проектировать учебную среду с использованием как локальных, так и сетевых ресурсов

10

Могу использовать ИКТ для поддержки традиционного процесса обучения

11

Могу организовать проектную деятельность обучающихся с использованием ИКТ

12

Могу организовать образовательную среду как сообщество обучающихся

13

Могу использовать цифровые ресурсы с целью узнать новое о преподаваемом предмете

14

Могу самостоятельно осваивать современные технические средства и технологии работы с различными видами информации

15

Могу консультировать коллег по вопросам опыта внедрения ИКТ в учебный процесс

Приложение №2

Оценочная шкала самоанализа  педагогического мастерства

 

Ф.И.О. воспитатетеля

 

 

п/п

 

Перечень профессиональных и личностных  качеств и умений

Степень выраженности

 (отметить знаком «+»)

Высо кая

Доста точная

Сред няя

Сла бая

Отсут ствует

1. Проявление профессиональных качеств воспитателя

1.

Владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам (программе обучения, положению о дошкольном учреждении, концепции дошкольного воспитания).

 

 

 

 

 

2.

Владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей  

 

 

 

 

 

3.

Владеет педагогической техникой:

  • речью;
  • распределением и переключением внимания, находит выход из любой ситуации;
  • владеет показом способов деятельности;
  • умеет сконцентрировать внимание на решении педагогических задач, при этом не прибегая к дисциплинарным мерам воздействия.  

 

 

 

 

 

4.

Владеет специальными умениями:  

  • умеет выразительно читать художественные произведения, рассказывать сказки;
  • рисовать, лепить, конструировать;
  • петь и танцевать;
  • хорошо владеет основными видами движений.  

 

 

 

 

 

5.

Использует в работе ТСО и ИКТ

 

 

 

 

 

6.

Умеет организовать детей на занятиях и в свободной деятельности  

 

 

 

 

 

7.

Любит и уважает детей, проявляет к ним большой интерес, умеет сотрудничать  

 

 

 

 

 

8.

Владеет умением видеть и понимать внутренний мир ребенка  

 

 

 

 

 

9.

Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе

 

 

 

 

 

2. Проявление организационно-методических умений

10.

Использование в работе новейших, передовых, новаторских методик  

 

 

 

 

 

11.

Умение приобщать детей к творческой деятельности

 

 

 

 

 

12.

Умение снять напряжение и утомление детей, создать спокойную атмосферу в группе

 

 

 

 

 

13.

Желание помочь каждому ребенку проявить себя  

 

 

 

 

 

14.

Заинтересованность в успехах детей, результатах педагогической деятельности в целом

 

 

 

 

 

15.

Видение важности совместной работы с родителями

 

 

 

 

 

16.

Желание поделиться опытом с коллегами, своевременно прийти на помощь к ним

 

 

 

 

 

17.

Самообразование и самовоспитание

 

 

 

 

 

3. Проявление личностных особенностей

18.

Добросовестность

 

 

 

 

 

19.

Такт

 

 

 

 

 

20.

Требовательность к себе

 

 

 

 

 

21.

Гуманность  

 

 

 

 

 

22.

Эмпатия

 

 

 

 

 

23.

Рефлексия

 

 

 

 

 

24.

Оптимизм

 

 

 

 

 

25.

Организованность

 

 

 

 

 

26.

Инициативность

 

 

 

 

 

27.

Терпение, выдержка

 

 

 

 

 

28.

Владеет силой убеждения, авторитетом

 

 

 

 

 

4. Внешние проявления

29.

Культура речи, выразительность дикции, жестов

 

 

 

 

 

30.

Профессиональная и общая эрудиция

 

 

 

 

 

31.

Манера поведения

 

 

 

 

 

32.

Опрятный внешний вид

 

 

 

 

 

5. Проявление творческих способностей и                                    

педагогической инициативы 

33

Активная общественная деятельность (ДОУ, район, республика)

 

 

 

 

 

34

Педагогическая нагрузка (творческая группа, педагогические клубы, руководство МО и т.д.)

 

 

 

 

 

35

Обобщение опыта через СМИ

 

 

 

 

 

36

Активное участие в конкурсах разного уровня (ДОУ, район, республика, РФ, международные)

 

 

 

 

 

37

Активное взаимодействие с социальными институтами разного уровня  

 

 

 

 

 

39

Проблемы:

 

 

Приложение 3

Анкета  для выявления способностей педагогов к развитию  (Белая К.Ю.)

  

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие вашему мнению:

Оцените по 5-балльной шкале приведенные ниже утверждения:

  1. – не соответствует действительности;
  2. – скорее не соответствует;
  3. – и да, и нет;
  4. – скорее соответствует, чем нет;
  5. – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.

 

Утверждения

Оценка

Я стремлюсь изучить себя

 

Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами

 

Возникающие препятствия стимулируют мою активность

 

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя

 

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время

 

Я анализирую свои чувства и опыт

 

Я много читаю

 

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам на разного рода методических мероприятий внутри образовательного учреждения и за его пределами

 

Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы

 

Я стремлюсь быть более открытым человеком

 

Я верю в свои возможности

 

Стремлюсь быть более открытым человеком

 

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди

 

Я управляю своим профессиональным развитием и  получаю положительные результаты

 

Я получаю удовольствие от освоения нового

 

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня

 

Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться

 

 

Интерпретация результатов Подсчитайте общее количество баллов:  

От 15 до 35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития;

От 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;

55 и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

 

 

 

 

 

 

  Приложение №4

Анкета для выявления факторов,

стимулирующих и препятствующих развитию педагогов

Оцените, пожалуйста, применительно к себе перечисленные ниже факторы по 5 – балльной шкале: 5 – да (препятствует или стимулирует)

4 – скорее да, чем нет

3 – и да и нет

2 – скорее нет

1 – нет

 Препятствующие факторы:

  1. Собственная инерция
  2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач
  3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей
  4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т. д.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему 5.    Состояние здоровья
  1. Недостаток времени
  2. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства Стимулирующие факторы:
  1. Методическая работа в д/у
  2. Обучение на курсах
  3. Пример и влияние коллег
  4. Пример и влияние руководителей
  5. Организация труда в д/у
  6. Внимание к этой проблеме руководителей
  7. Доверие
  8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования
  9. Занятия самообразованием
  10. Интерес к работе
  11. Возрастающая ответственность
  12. Возможность получения признания в коллективе.

В результате обработки анкет выявляются три категории педагогов, данные о которых  заносятся в соответствующую графу таблицы. Оцененные факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла и также заносятся в таблицу. Коэффициент развития (Кр) вычисляется по формуле: Кр= Кфакт.: Кмах, где Кфакт. – суммарное число баллов, проставленных в анкете, а Кмах -  максимально возможное количество баллов в анкетах.

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

                                                        (итоговая таблица)

№ п/п

Способность педагога к саморазвитию

Ф.И.О.

педагога

Стимулирующие факторы

Препятствующие факторы

Система мер

1

Активное развитие

 

 

 

 

2

Несложившееся развитие

 

 

 

 

3

Остановившееся развитие

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческий проект "Поддержка и развитие кадрового потенциала в ДОУ"

Проект направлен на обеспечение профессионального роста педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование....

Управление развитием кадрового потенциала педагогов МДОУ в условиях модернизации образования

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.   ...

Развитие кадрового потенциала 2014 - 2015 уч.г.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ 2014-2015 УЧ.Г....

Проект по теме: «Методическое сопровождение развития кадрового потенциала МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: создание системы организационно - управленческого и методического обеспечения по организации и введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Программа поддержки и развития кадрового потенциала педагогов ДОУ

В программе представлен план работы с педагогами ДОУ по повышению кадрового потенциала....

2. Программа "Развитие кадрового потенциала при введении ФГОС ДО"

Программа управления.Цель программы: создание условий для повышения профессионального уровня педагогических кадров ДОО, способных осуществлять качественное дошкольное образование....