«Семейное наследие»
проект (средняя группа)

Астафьева Анна Николаевна

Муниципальный конкурс по патриотическому воспитанию: «Ты живи, моя Россия» 

Номинация: «Моя семья – мое богатство»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_moya_semya_-_kopiya.docx43.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей второй категории № 62 «Рябинка»

Муниципальный конкурс по патриотическому воспитанию:

«Ты живи, моя Россия»

Номинация: «Моя семья – мое богатство»

Проект: «Семейное наследие»

Воспитатель первой категории - Астафьева Анна Николаевна

2025 год

п. Овощной, Азовский район

Содержание

I.Подготовительный этап……………………………………………………...3

Обоснование необходимости проведения проекта о семье……………………....3

Описание проблемы……………………………………………………………………….3

Последствие проблемы…………………………………………………………………..3

Цели проекта в контексте проблемы…………………………………………………3

Задачи проекта…………………………………………………………………...............4

Участники проект………………………………………………………………………..4

Длительность проекта…………………………………………………………………..4

II.Основной этап проекта………………………………………………………4

Основные положения проекта………………………………………………………….4

Способы ведения наблюдения и обработки данных………………………………..5

Описание проекта…………………………………………………………………………5

Деятельность воспитателя……………………………………………………..5

Работа с детьми…………………………………………………………………..5

Творческие занятия с детьми………………………………………………….6

Игры с детьми……………………………………………………………………..6

Чтение литературных произведений с детьми…………………………….7

Совместная деятельность: педагоги, дети, родители…………………..7

Работа с родителями…………………………………………………………….7

Совместная работа: Воспитатель- родители – дети……………………8

Обсуждение полученных данных и их сравнение……………………………………8

III.Заключительный этап……………………………………………..……….8

Основные достижения проекта……………………………………………………....8

Итог проекта……………………………………………………………………………..9

Рекомендации………………………………………………………………………………9

Список используемой информации……………………………………………………..9

Список используемой литературы………………………………………………….10

  1. Подготовительный этап

15 января в средней группе МБДОУ № 62 «Рябинка» было проведено занятие с детьми на тему «Семья» с использованием наглядных материалов (куклы, картинки, мебель). Был создан дом и семья в нем.

После данного занятия появилось обоснование необходимости проведения проекта о семье, т.к. семья в жизни человека занимает очень большое место, и если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов, он обделен самым главным на земле – теплом и вниманием. Незнание своих корней ведет к незнанию истории своей страны, своего народа.

Описание проблемы.

В современном обществе наблюдается тенденция к уменьшению значимости семейных традиций и ценностей среди детей. Многие из них не осознают, как важны их семейные корни, традиции и связи с родственниками. Это может привести к недостатку уважения к родителям и другим членам семьи, а также к снижению эмоциональной привязанности и понимания семейных ценностей. Этот проект призван устранить указанные недостатки и помочь детям осознать роль семьи в своей жизни.

Причины проблемы:

- Влияние технологий: Современные дети часто проводят много времени за экранами, что может отвлекать их от общения с семьей и участия в семейных традициях.

- Семейные распады: В условиях, когда семьи становятся менее традиционными (разводы, неполные семьи), дети могут терять связь с некоторыми родственниками и традициями.

- Недостаток общения: В семьях, где родители заняты работой или другими делами, может не хватать времени на совместные мероприятия, что снижает уровень взаимодействия и понимания ценностей.

Последствия проблемы:

- У детей может формироваться искаженное представление о семье и ее значении.

- Снижение уровня эмоциональной привязанности к родным и недостаток уважения к семейным традициям.

- Уменьшение интереса к участию в семейных мероприятиях и праздниках.

Цели проекта в контексте проблемы:

  • Углубить знания детей о своей семье и ее традициях.
  • Способствовать формированию уважения к родителям и другим членам семьи.
  • Развивать навыки общения и сотрудничества в рамках семейных мероприятий.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с понятием семьи и её значением в жизни каждого человека.
  • Расширить понятие о роли членов семьи, их занятиях и увлечениях.
  • Сформировать представление о семейных традициях и обычаях.

Развивающие задачи:

  • Развивать творческие способности через рисование, аппликацию и другие виды художественной деятельности.
  • Формировать навыки коммуникации в процессе обсуждения и совместных игр.
  • Узнать о себе и своих близких, развивая при этом уверенность в себе.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважение и любовь к членам своей семьи.
  • Сформировать осознанное отношение к семейным традициям и ценностям.
  • Воспитывать чувство гордости за свою семью.

Участники проект:

Дети возрастной группы 4-5 лет.

Воспитатели и педагогический состав детского сада.

Родители детей.

Длительность проекта:

Январь – май 2025 учебный год. п.Овощной

  1. Основной этап проекта

Основные положения проекта:

    - Интеграция знаний: Все виды деятельности интегрированы друг с другом, чтобы создать целостное представление о семье.

    - Стимулирование творчества: Важное внимание уделяется развитию творческих способностей. Рисование, конструирование, создание аппликации, что поможет детям выразить свои чувства и эмоции по поводу родных.

    - Родительское вовлечение: Родители активно вовлечены в процесс проекта, что позволяет детям видеть ценность семейного взаимодействия и традиций.

    - Коммуникация и сотрудничество: Дети занимаются в группах, развивая навыки командной работы и коммуникации. Игры и совместные обсуждения улучшают динамику взаимодействия и понимания друг друга.

   

Способы ведения наблюдения и обработки данных:

    - Наблюдение: Воспитатель проводит систематическое наблюдение за тем, как дети взаимодействуют друг с другом, с родителями и с разными видами деятельности.

    - Записи детей: Ведется сбор детских работ (рисунки, поделки, аппликации), что также позволит оценивать прогресс каждого ребенка в понимании темы семьи.

    - Анкеты для родителей: Проводится анкетирование родителей для сбора данных об их восприятии ценности семейных отношений, а также их традиций и увлечений.

    - Фотодокументация: Съемка всех мероприятий, что позволит визуально фиксировать прогресс проекта и получать обратную связь на родительских собраниях.

Описание проекта.

  • Деятельность воспитателя:

- Создание анкеты для родителей об их отношении к семейным традициям и ценностям.

- Подбор наглядно - демонстрационных материалов: картинки, фотографии, куклы, мебель и т.д.

- Создание наглядно - методического материала к данному проекту, куда вошла информация о семье, о семейном дереве, о периодах жизни человека, о домашнем адресе, о доме, о профессиях, о семейных праздниках. А также пословицы и загадки о семье, дидактические игры и т.д. Авторская разработка.

  • Работа с детьми:

Январь: Занятие «Моя семья». Кто входит в состав семьи. Их имена, старшие и младшие братья и сестры, кто кому приходится по родственной линии.

 Февраль: Занятие «Мой адрес», на котором дети узнают для чего нужен домашний адрес и почему важно знать его. Ребята изучают название страны, области, района, поселка, своей улицы, номера дома и квартиры.

Февраль:  Занятие на тему: «Семейные традиции», что это такое, для чего они нужны. «Семейные праздники», какие традиции бывают на праздниках. Рассказы детей по картинкам о семейных традициях и праздниках. Знакомство с праздником «День семьи».

Март: Занятие на тему: «В гостях у бабушки и дедушки», Кто такие бабушки и дедушки, чьи они родственники. Знакомство с родовым деревом. Познавательное занятие от Кузи –игровая  презентация.

Апрель: Занятие на тему: «Все профессии хороши, все профессии нужны». Кем работают мамы, папы, бабушки и дедушки. Уважение к труду взрослых и обязанности детей в семье.

Апрель: Беседы на тему «Мои прадеды». Рассказы о Великой Отечественной войне. Кто сражался за Родину. Посещение «Стены памяти».

  • Творческие занятия с детьми: 
  • Январь: Создание коллажа «Моя семья», и его раскрашивание. Дети создают коллаж своей семьи, обсуждают, кто на рисунке и какую роль играет каждый член семьи. Отличие старших и  младших братьев и сестер. Определение имен всех членов семьи.
  • Февраль: Конструирование из бумаги и создание аппликации «Мой дом». Дети при помощи цветной бумаги составляют дом, в котором они живут из геометрических фигур разных размеров и цветов. Продолжаем изучение домашнего адреса, начиная от страны и заканчивая номером квартиры.
  • Февраль: Создание подарков для пап и дедушек, поделка «Кораблик». В преддверии семейного праздника 23 февраля.
  • Март: Создание подарков для мам и бабушек, поделка «Корзинка с цветами» накануне семейного праздника 8 марта.
  • Март: Нетрадиционная аппликация  - портрета «Бабушка и дедушка». При помощи ваты и клея дети делают прически бабушке и дедушке, обсуждая о сединах старшего поколения.
  • Апрель: Работа с ножницами «Прическа для сестрички». Дети при помощи ножниц вырезают волосы и при помощи карандаша делают кудряшки для сестрички.
  • Апрель: Оригами «Самолетик для братика». Дети при помощи только бумаги складывают самолетик для брата.
  • Игры с детьми:

Дидактические авторские игры о семье:

  • «Помоги брату собрать портфель»,
  • «Помоги сестре расставить игрушки по размеру»,
  • «Помоги дедушке разложить инструменты»,
  • Помоги бабушке распутать клубки»,
  • «Собери правильно пазлы по профессиям»,
  • «Помоги папе собрать машину»,
  • «Помоги маме развесить белье»,
  • «Собери свою семью»,
  • «Построй дом»,
  • «Разложи правильно признаки по временам года»,
  • «Наряди елку»,
  • «Определи правильно виды транспорта»,
  • «Соедини правильно цвета тюльпанов».

Подвижные игры: «Семья», «Моя семья», «Я хочу построить дом», «Я пеку для мамочки», «Едем на машине», «Мы варили суп», Большая стирка» и тд.

Сюжетно- ролевые игры: «Семья», «Домашние хлопоты», «Папа - строитель», «Мама – доктор», «День рождение», «Я в парикмахерской» и тд.

  • Чтение литературных произведений с детьми:

«Красная шапочка», «Горшочек каши», «Гуси – лебеди», «Снежная королева», «Мешок яблок», Волк и семеро козлят» и тд.

Чтение и разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о семье. Загадки о семье. Просмотр мультфильмов о семье «Про Миру и Гошу».

  • Совместная деятельность: педагоги, дети, родители:

Семейные традиции и праздники. 

  • Дни рождения детей проводится для каждого ребенка, хоровод и поздравления. Дети учатся правильно и красиво поздравлять. Изучение этикета и вежливости.
  • Проведение праздника - 23 февраля, где были представлены выступления детей, посвященные папам и дедушкам, а также игры и конкурсы для всех участников. По окончанию праздника были вручены подарки, сделанные своими руками.
  • Создание и проведение праздника - 8 марта, где дети подарили поделки своим мамам и бабушкам, а также выступили с песнями и стихотворениями. Мамы и бабушки поучаствовали в конкурсе красоты.
  • Работа с родителями:

Январь - Оповещение родителей при помощи мессенджеров о начале проекта. Для чего нужен этот проект, его цели и задачи.

Январь - Анкетирование. Была собрана информация от родителей при помощи анкет о семье и их традициях.

Февраль – март - Сбор фотографий и их описание. Родителям было предложено прислать воспитателю в мессенджерах семейные фотографии по темам с их описанием.

Апрель - Выставка рисунков. Была проведена выставка детских работ «Моя семья», где родители должны были найти свою семью.

Апрель - Создание родового дерева. Дети вместе с родителями создают "семейное родовое дерево", на котором отображаются все члены семьи и их родственные связи.  

Апрель - Собрание с родителями. Подведение итогов: Была проведена оценка успешности проекта на родительском собрании, обсуждены результаты, сделаны выводы.

  • Совместная работа: Воспитатель- родители – дети.

Создание альбома «Семейное наследие», как итог проведенной работы на протяжении всего проекта. Куда вошли работы детей, фотографии с описанием семейных традиций, семейных праздников, семейного отдыха, семейных обязанностей, ну и конечно описание всей семьи, в том числе бабушек и дедушек. А также в альбом размещено семейное дерево и анкета семьи.

Этот альбом создан для детей, как «Семейное наследие» для дальнейшего его пополнения новыми фотографиями (работами) семейных традиций, праздников, событий, а также фотографиями новых членов семьи, новых родственников и в будущем для передачи этого альбома своим будущим деткам, продолжателям рода.

Обсуждение полученных данных и их сравнение:

    - Оценка результатов: После завершения проекта представлены работы детей и результаты наблюдений. Воспитатель сравнил данные о вовлеченности и активности детей в различных видах деятельности, проанализировал, какие аспекты вызвали наибольший интерес и эмоциональный отклик.

    - Обратная связь от родителей: На родительском собрании обсуждались результаты анкетирования, где родители смогли поделиться своими впечатлениями о том, как проект помог укрепить связи в их семьях и какие новые традиции были внедрены или укреплены.

    - Сравнение начальных и конечных данных: Воспитателем проведено сопоставление уровня знаний детей о своей семье до и после реализации проекта, выявлены положительные изменения в отношениях детей к родным и традициям.

III. Заключительный этап

Основные достижения проекта:

- Углубление знаний о семье: Совместно с родителями и детьми созданы семейные альбомы, что позволило детям визуализировать свои корни и лучше понять структуру своей семьи. Это способствовало развитию интереса к семейной истории и традициям.

- Развитие творческих способностей: Дети смогли выразить свои чувства к семье через искусство, что способствовало развитию их креативности и самовыражения.

- Укрепление эмоциональной привязанности: Проведение занятий, на которых дети рассказывали истории о своих семьях, способствовало укреплению эмоциональной связи между детьми и родителями, а также развитию навыков публичного выступления.

- Создание атмосферы единства: На семейных праздниках дети и родители смогли порадоваться совместным достижениям, укрепить связи и создать незабываемые воспоминания.

Итог проекта.

Данный проект не только способствовал осознанию детьми ценности своей семьи, но и укрепил связи между родителями и детьми. Участники проекта научились уважать и ценить семейные традиции, что, безусловно, положительно скажется на их эмоциональном развитии и формировании здоровых отношений в будущем. Проект стал основой для дальнейших инициатив, направленных на укрепление семейных ценностей и традиций в образовательном процессе.

Рекомендация для успешного внедрения данного проекта -  увеличить его длительность, начиная с сентября и заканчивая июлем, что бы захватить все семейные праздники и совместные мероприятия.

Список используемой информации:

  1. Онлайн - школа Форум «Педагоги России» https://kpk-fpr.zenclass.ru/student/courses/476290f1-c074-425a-acc4-f5184deffda1/lessons/0b697f89-9237-4849-9c5e-deeb1b3eb41b
  2. Нейросеть педагога Форум «Педагоги России» https://t.me/pedagogi_rus_bot?start=1656406140
  3. Нейросети TryChatGpt.ru GPT/Chat GPT/IT/ https://t.me/chatgpt_try
  4. Нейросеть Kandinsky @kandinsky21_bot
  5. Приложение «Создатель изображений» https://www.bing.com/images/create/d091d0bbd0b8d0bdd18b-d0bdd0b0-d0bcd0b0d181d0bbd0b5d0bdd0b8d186d183-d0b8-d0bdd0b0d0b4d0bfd0b8d181d18c-d0be-d0bfd180d0bed189d0b5d0bdd0bed0bc-d0b2d0bed181d0bad180d0b5d181d0b5d0bdd18c/1-67c403fed51547a7a175fb4922c27e74?FORM=GENCRE
  6. Познавательное занятие «Я и моя семья» https://rutube.ru/video/25f698b75d5b3be3b00495dab24d6930/?r=plemwd
  7. Мультфильмы про Миру и Гошу. Вежливость. https://rutube.ru/video/9066ac201087a684d056a5da986e4a97/?r=a
  8. И другие источники интернета.

Весь собранный материал соответствует требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО

Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). — М.: Министерство просвещения РФ, 2013.

2. Федеральный образовательный стандарт по основной образовательной программе дошкольного образования (ФОП). — М.: Министерство просвещения РФ, 2020.

3. Баранова И. В., Иванова Т. А. «Дидактические материалы по развитию семейных ценностей в ДОУ». — М.: Просвещение, 2018.

4. Логинова Н. В., Смирнова Е. А. «Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста». — М.: Академия, 2019.

5. Петрова Е. В., Кузнецова А. Ю. «Проектная деятельность в ДОУ: методические рекомендации». — СПб.: Детство-XXI, 2017.

6. Концепция семейного воспитания в системе дошкольного образования / под ред. В. Петрова // Журнал «Дошкольное образование», 2021, № 4.

7. Методические рекомендации по реализации проекта «Моя семья» в условиях ФГОС / авторы: Татьяна Ивановна Сидорова, Мария Александровна Кузнецова. — М.: Центр развития педагогики, 2022.

8. Федорова Н. А., Григорьева Л. В. «Воспитание семейных ценностей у детей дошкольного возраста». — М.: Просвещение, 2016.

9. Иванова Елена Викторовна «Работа с родителями в рамках реализации проектов в ДОУ». // Журнал «Дошкольное образование и воспитание», 2020, № 3.

10. Смирнова Татьяна Петровна «Партнерство с родителями: организация взаимодействия при реализации проекта «Моя семья»». — М.: Академия педагогических наук, 2021.

11. Методические рекомендации по взаимодействию с родителями в рамках проектов по ФГОС / под ред. Алексеевой Ирины Владимировны // Москва: Центр педагогического мастерства, 2019.

12. Программа «Детство»: работа с родителями по развитию семейных ценностей и формированию позитивных семейных отношений / авторы: Елена Викторовна Иванова, Наталья Александровна Смирнова // Москва: Издательство «Детство», 2018.

13. Методические материалы по работе с родителями в рамках программы «Детство»/ редакция: Татьяна Петровна Смирнова // М.: Центр развития педагогики, 2019.

14. Руководство по взаимодействию с родителями при реализации проекта «Моя семья»/ авторский коллектив под руководством Ирины Владимировны Алексеевой // Москва: Центр педагогического мастерства, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Наследие и традиции семейного воспитания"

Цель: привлечь внимание родителей к вопросу семейных традиций и их значения в воспитании и развитии ребенка. Задачи:  •      вспомнить и осмыслить основные семейные ...

Семейный клуб «Наследие»

Планирование мероприятий в рамках семейного нравственно-патриотического клуба...

Презентация на тему: "Семейные образовательные путешествия -инновационная технология освоения культурного наследия города"

Данная презентация познакомит педагогов с советами "бывалых путешественников",  поможет осознать отличие образовательного путешествия от семейных прогулок, познакомит с маршрутами некот...

РОдительское собрание "Наследие и традиции семейного воспитания"

Цель: привлечь внимание родителей к вопросу семейных традиций и их значения в воспитании и развитии ребёнка. Форма проведения собрания: "Круглый стол"...

«История маленького чемоданчика: секреты семейного наследия» «Музей часов»

Музей в чемодане,  является формой патриотического воспитания детей дошкольного возраста,  напоминанием  подрастающему поколению отечественной культуры. Целостный опыт прошлого- одна из...

«История маленького чемоданчика: секреты семейного наследия» «Музей часов»

Музей в чемодане,  является формой патриотического воспитания детей дошкольного возраста,  напоминанием  подрастающему поколению отечественной культуры. Целостный опыт прошлого- одна из...