Конспект занятия "Осень-чудная пора"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Елена Анатольевна Мошкина

Цель: Закреплять представления детей об осени, изменениях, которые происходят в это время года в природе и окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen-konspekt.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

По развитию речи детей подготовительной группы

Тема: «Осень-чудная пора»

Подготовила: воспитатель высшей категории

Мошкина Е.А.

Цель: Закреплять представления детей об осени, изменениях, которые происходят в это время года в природе и окружающем мире.

Задачи:

Образовательные

- закреплять названия осенних месяцев, осенних периодов.

- закрепить употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении, закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице.

 - формировать умение выразительного чтения стихотворения об осени;

- обобщать представления детей об осени как времени года, ее признаках.

Развивающие

- развивать умение классифицировать предметы по существенному   признаку, закреплять обобщающие понятия, обосновывать свой ответ.

- развивать фонематический слух, четкость и правильность речи;

-развивать связную речь;

-развивать словесно-логическое мышление, зрительное восприятие, мышление;

воспитательные

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение слушать друг друга и работать в коллективе;

Коррекционные

-Стимулирование мышечного тонуса глазных мышц;

-Предупреждение переутомления и восстановление умственной работоспособности;

Индивидуальная работа

-обратить внимание    -добиваться четких и полных ответов на вопросы.

Предполагаемый результат:

У детей сформируются знания, умения и навыки об осени -как времени года, ее признаках. Сформируется умение творчески подходить к решению проблемы, умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

1.Рассматривание иллюстраций, картин о природе и ее изменениях в разное время года.

2.Беседы с детьми о природе, об осенних приметах, а также беседы с детьми о растительном и животном мире;

3.Чтение художественной литературы об осени.

4. Подготовка мультимедийной презентации.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте подарим друг другу и нашим гостям свои улыбки и поздороваемся со всеми: «Доброе утро!»

В:В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья (показываю на детей).

Мы сейчас пойдем направо (идут вправо),

А теперь пойдем налево (идут налево),

В центре круга соберемся (идут в круг),

И на место все вернемся (возвращаются назад).

Улыбнемся, подмигнем (улыбаются, подмигивают друг другу),

И сейчас играть начнем (хлопают в ладоши).

В: Ребята, вы любите путешествовать?

Д: Да.

В: Ну тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие, а куда вы узнаете, если отгадаете загадку.

Пришла девица красная

И листья обсыпает.

А как она зовется,

Кто, дети, угадает?

Дети: Осень.

В: Верно, я предлагаю вам отправиться в гости к Осени.

Воспитатель: но прежде вспомним наше правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

В: Путь к Осени будет сложный. Не боитесь? Тогда вперед!

Дружно за руки возьмемся,    Ходьба по толстому канату боком.

В лес осенний мы пойдем.

По полянке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Нагибайся, погляди-ка,

Что краснеет под кустом?

Ты не прячься, земляника,

Все равно тебя найдем!

Слайд №2 (вид реки)

В: Ребята, мы уже почти пришли в гости к Осени. Но впереди я вижу реку. Что будем делать? Как нам попасть на другой берег?

(ответы детей.)

Предлагаю вам игру «Из чего какой?»

Если построить плот из дерева, он будет деревянный.

Мост из железа-железный

Плот из резины-резиновый

Лодка из пластмассы-пластмассовая.

Слайд №3

Отрывается панорама осенней полянки, в центре стоит дерево с осенними листочками.

Звучит голос осени.

Осень: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости! Хочу с вами поиграть! Посылаю вам свои волшебные листочки. Они не простые: на каждом из них есть для вас задания. Если вы справитесь, то получите от меня сюрприз. Я знаю, у вас все получится!

Слайд№4 (1 лист)

Игра «Осенние слова».

Воспитатель: Осень предлагает поиграть с осенними словами.

Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:

месяц - осенний месяц,

погода - осенняя погода,

настроение - осеннее настроение,

ночь – осенняя ночь,

небо - осеннее небо,

листва - осенняя листва,

дождь – осенний дождь,

одежда – осенняя одежда,

дерево - осеннее дерево,

день - осенний день,

небо – осеннее небо,

ветер – осенний ветер.

Дыхательная гимнастика. 

Покажем, как ветерок дул на листочки?

(Дети делают вдох, на выдохе произнося звук –у-у-у-, а листья шуршали вдох, на выдохе произносят звук ш-ш-ш)

Воспитатель: продолжается игра, вы согласны?

Дети: да.

Слайд №5 (2 лист)

Игра "Логические ряды»

Дети берут карточку, определяют, по какому признаку объединены предметы, а затем нужно найти лишний и объяснить, почему он лишний.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием.

Слайд №6 (3 лист).

Воспитатель: сейчас мы послушаем стихотворение «Птицы к югу потянулись» и расскажет его…  А поможет вспомнить вам стихотворение таблица. (Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу).

-Звучит (приглушенно) классическая музыка. П.И. Чайковский «Осень».                                                

Птицы к югу потянулись,

Значит, осень на дворе.

Рано утром мы увидим

Белый иней на траве.

Сбросили деревья листья.

Ярко-синяя река,

Словно в зеркале холодном,

Отражает облака.

Беседа по вопросам.

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети: об осени.

Воспитатель: -  Сколько месяцев длится осень?

Дети: Три.

В: Назовите осенние месяцы.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Кто назовет периоды осени?      

- Сентябрь, ранняя осень.

- Октябрь, золотая осень.

- Ноябрь, поздняя осень.  

- Какие времена года вы еще знаете?

Воспитатель: об отличительных чертах времен года поможет нам узнать      

Игра «Целый год»

Играть будем парами. У вас у каждого на груди есть квадрат определенного цвета. Посмотрите на свой квадрат, найдите себе друга с таким же цветом квадрата.

Физкультминутка «Листики осенние».  

Мы, листики осенние,    (руки на поясе)

На веточках сидели.         (присели)

Ветер дунул, полетели.    (встают, бегут)

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.      (присели)

Ветер снова набежал.        (Встают и кружатся на месте)

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.  

Слайд №7 (лист 4)     

Игра «Угадай-ка»   

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка». Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки.

  • Сидит бабушка на грядках, вся она в заплатках, а заплатку оторвешь- заплачешь и уйдешь. (лук).
  • Уродилась на славу: кругла, бела, кудрява. Кто любит щи- меня в них ищи. (Капуста)
  • Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)
  • Я, друзья, бываю разный: желтый, розовый и красный. Я красивый и опрятный. Любят все мой сок томатный. (помидор)
  • Под листком лежит на грядке. Он пупырчатый, не гладкий. И зеленый, наконец, а зовется…. (огурец)
  • Огурцу сей овощ брат. Так в народе говорят. Вот улегся на бочок полосатый…(кабачок)
  • Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла, крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я-… (свекла)
  • И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покапай немножко: под кустом …. (картошка).

В: Молодцы! Все загадки отгадали!

Слайд №8 (Зрительная гимнастика «Осенний лист»)

Слайд №9 (лист №5)

В: Я думаю, что с этим заданием вы тоже справитесь легко.

Игра «ДА или Нет».

В: Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши. А если ответ «нет», топнуть ногой.

  • Осенью цветут цветы?
  • Осенью растут грибы?
  • Тучи солнце закрывают?
  • Колючий ветер прилетает?
  • Ну а птицы гнезда вьют?
  • Морозы осенью бываю?
  • А букашки прилетаю?
  • Звери норки закрывают?
  • Урожай все собирают?
  • Птичьи стаи улетают?
  • Часто-часто льют дожди?
  • Солнце светит очень жарко?
  • Можно детям загорать?
  • Ну а что же надо делать- куртки, шапки одевать?

В: Молодцы, ребята! Вы очень внимательные!

Что-то наши пальчики заскучали! Поиграем с ними?

Пальчиковая игра «Осень»

Ветер по лесу летал,

(плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый, резной,

Вот с березки- золотой,

Вот последний лист с осинки

(спокойно опускают руки)

Ветер бросил на тропинку.

Слайд 10 (голос Осени)

Осень: Молодцы, вы очень старались, справились со всеми заданиями. А это осенний подарочек для вас! По работе и награда. До свидания, друзья, до встречи в следующем году!

(угощения для детей)

Воспитатель: Спасибо, Осень, за твои дары! Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие, нам пришла пора возвращаться в детский сад!

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось осеннее путешествие?

А что вам больше всего понравилось и запомнилось?  

(Ответы детей.)

 Вы все молодцы!  

Используемая литература:

Глебова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада.

Жукова Н.С. уроки правильной речи

Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Осенняя пора кленового листочка".

Программное содержание:1. Закреплять приемы надавливания и размаывания2. Учить смешивать различные цвета3. Поддерживать желание доводить начатое дело до конца4. Развивать цветовосприятие5. Воспитывать...

Конспект НОД "Осенняя пора"

Знакомство детей с осенними изиенениям в природе. Учить детей целое делить на части, умение видить равное число разных предметов и делать обобщения....

Конспект НОД "Осенняя пора"

Знакомство детей с осенними изиенениям в природе. Учить детей целое делить на части, умение видить равное число разных предметов и делать обобщения....

Конспект НОД:"Осенняя пора"вторая младшая группа

Цель данного занятия:обобщить и уточнить знания детей об осени....

Конспект деятельности "Осенняя пора"

Конспект деятельности "Осенняя пора"...