Адаптированная программа для детей с ТНР "Талантики".
рабочая программа (подготовительная группа)
Одной из важных задач государственной образовательной политики является обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на участие в программах дополнительного образования. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительное образование способствует социальной защищенности детей на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы. Занятия в объединении дополнительного образования – хорошая возможность для детей с ОВЗ получить контакт с внешним миром, пообщаться с другими детьми, забывая о своих проблемах, погрузиться в мир радости и творчества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 95.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 51_________________
664007 г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий,34, ул. Карла Маркса, 32, тел.34-03-33, 24- 13- 98
Адаптированная
дополнительная общеобразовательная программа для детей с ТНР
«Талантики»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1год
Год составления: 2024-2025 учебный год
Направленность: художественная
Форма обучения: очная
Разработчик программы: Евгения Владимировна Тугина
педагог дополнительного образования
г. Иркутск, 2024
Пояснительная записка
Одной из важных задач государственной образовательной политики является обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на участие в программах дополнительного образования. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительное образование способствует социальной защищенности детей на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы. Занятия в объединении дополнительного образования – хорошая возможность для детей с ОВЗ получить контакт с внешним миром, пообщаться с другими детьми, забывая о своих проблемах, погрузиться в мир радости и творчества.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Талантики» предполагает знакомство учащихся с несколькими видами декоративно-прикладного творчества, начального технического моделирования, изобразительной деятельности и включает в себя:
- работа с бумагой;
- работа с тканью и нитями;
- работа с пластичными материалами;
- работа с бросовым материалом;
- рисование гуашевыми красками.
Учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития видов декоративно-прикладного творчества, технологией изготовления моделей, игрушек и других поделок. Ребята изучают правила безопасного обращения с инструментами ручного труда, применяя их в работе, а результаты своего творчества демонстрируют на выставках в ДОУ, конкурсах. Содержание программы направлено на создание условий для творческой самореализации личности ребенка, на укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия.
Программа разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» (ред. от 30.09.2020 г. № 533);
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи;
Актуальность
Поиск средств, методов, путей помощи детей с ОВЗ является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
В работе с детьми, имеющими нарушения речи, процессы развития творческого потенциала и коррекционной работы тесно переплетены и дополняют друг друга, ввиду того, что дети с ТНР обладают рядом психологических особенностей, это:
- неустойчивость внимания;
- недостаточный объем сведений об окружающем;
- психофизическая расторможенность;
- недостаточная координация пальцев;
- замедленность и неловкость движений;
- быстрая истощаемость воображения.
В дошкольном возрасте важно развивать мелкую моторику рук, так необходимую для овладения письма в дальнейшем, создать условия для накопления ребенком практического опыта, развития навыков ручной работы. Для решения коррекционных задач детей данной категории на помощь нам приходит декоративно-прикладное искусство и занятия по изобразительной деятельности. Это направление позволяет сделать занятия яркими, интересными и запоминающимися, обрести творческий опыт и воплощение собственных замыслов.
Педагогическая целесообразность
В основе содержания программы «Талантики» – ИЗО и декоративно прикладное творчество. Эти виды деятельности благотворно влияют на развитие как личностной, так и творческой и эстетической культуры, повышают эффективность обучения в целом, создавая условия для коррекции психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей учащихся, развивает мелкую моторику рук.
Дети, научившиеся делать своими руками художественные, полезные вещи для других и для себя, став взрослыми, не будут чувствовать себя чужими по отношению к миру и жизни. Они сумеют художественно преобразить своё бытие, свою жизнь в социуме, они смогут обогатить её».
Идея развития ребенка посредством изо-деятельности и декоративно-прикладных практик в программе «Талантики» является ведущей, определяющей содержательные компоненты, педагогические средства, организационные условия.
Огромную роль в решении коррекционных задач в работе с обучающимися с ТНР играет направленность программы на освоение различных техник декоративно-прикладного творчества. На занятиях дети изготавливают поделки из различных материалов.
Эта работа имеет конкретный понятный ребенку результат. Поделку можно подержать в руках, порадовать ею родственников, подарить близким или друзьям, украсить дом.
Такое рукоделие имеет много положительных сторон:
- во время работ с различными материалами и инструментами (тканью, нитками, пластилином или тестом, бумагой и бумажными салфетками и др.) совершенствуется осязание, развивается мелкая моторика, формируются пространственные представления ребенка, что положительно сказывается на его общем развитии;
- ребенок приучается к разумному проведению досуга;
- ребенок овладевает навыками самообслуживания, так как изготавливаемые поделки, не только могут, но и должны иметь полезное назначение, использоваться в быту;
- в ходе совместной работы утверждаются ценности, основанные на общности задач, общении в процессе труда, реальности результата. Такие ценности имеют созидательный характер.
Направленность программы – художественная.
Особенности реализации программы
Своеобразие и отличительная особенность программы «Талантики» – это широкий спектр предлагаемых видов ИЗО и декоративно-прикладной деятельности.
Программа предполагает постепенное знакомство учащихся с несколькими видами декоративно-прикладного творчества (аппликация, , поделки из бумажных салфеток, пластилинография, поделки из бросового материала) и изо деятельности.
Знакомясь с различными видами рукоделия, ребенок, исходя из своих возможностей и интересов, скорости освоения материала имеет возможность выбора выполнить то практическое задание среди предлагаемых, которое наиболее интересно и доступно для него.
Участие детей в выставках является хорошим мотиватором для освоения обучающимися новых умений, технологий, постановку новых задач в своем развитии.
Целевая аудитория: дети с ограниченными возможностями здоровья с ТНР, возраст 6-7 лет.
Язык обучения: русский.
Общая характеристика
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Творчество и эстетическое воспитание подразумевают и предполагают овладение простейшими умениями и навыками. Нельзя забывать о том, что на занятиях дети получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий вводится внеурочная деятельность, которая направлена на использование приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий работая по эскизам, образцам.
Цель программы: поощрение творческих усилий ребёнка, помощь в преодолении трудностей и неудач на пути к совершенствованию своих навыков.
Задачи программы:
1. Сформировать интерес ребенка к занятиям декоративно-прикладном творчеством и изо.
2. Познакомить детей с историей осваиваемых техник.
3. Дать основы технологий изготовления изделий, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
4. Способствовать формированию умений и навыков безопасной работы с инструментами и приспособлениями для ручного труда.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные умения общаться со сверстниками, уверенность в себе;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельностьи аккуратность.
Развивающие:
- развивать коммуникативные возможности в процессе совместной деятельность с взрослыми и сверстниками;
- развитие критического мышления;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать ориентировку в пространстве;
- стимулировать двигательную активность;
- развивать творческие способности: фантазию, наблюдательность, воображение.
Планируемы результаты:
Предметные:
- имеет мотивацию к получению знаний и умений по различным видам творчества;
- знает правила безопасного обращения с инструментами ручного труда, технологию выполнения изделий.
Личностные:
- демонстрирует общительность в процессе совместной деятельности с взрослыми и сверстниками;
- проявляет уверенность в себе, усидчивость, проявляет самостоятельность и аккуратность.
Коррекционные:
- включенность в социальное взаимодействие с взрослымии сверстниками в процессе освоения программы, способность вступать в коммуникацию и решать коммуникативные задачи;
- наличие положительной динамики в развитии мелкой и общей моторики;
- проявление двигательной активности, выполнение упражнения вовремя физкультминуток с учетом особенностей двигательного развития.
В основу программы положены следующие принципы:
1. Тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков.
4. Принцип наглядности.
5. Принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения.
6. Принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.
Место курса в учебном плане:
В программе предлагается один вид учебного планирования из расчета 1 занятие в неделю, продолжительностью 30 минут.
Программа «Талантики» разработана для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Курс рассчитан на один год
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Материально – техническое обеспечение программы:
- Инструменты и приспособления: карандаш, линейка, ластик, бумага белая и цветная, картон, нож канцелярский, ножницы, клей ПВА.
- Оборудование: столы, стулья, шкафы для инструментов и литературы, доска, проектор.
- Материалы и т.п. обеспечивается за счет средств родителей. Изготовленные изделия остаются у детей.
Календарно - тематическое планирование
Месяц | Тема занятия | Количество часов |
сентябрь | Рисование «Осенний пейзаж». Гуашь | 1 |
Аппликация. «Современные игрушки с элементами старины» глазами детей. | 1 | |
Рисование «Водопад». Гуашь. | 1 | |
Изготовление топпинария из бросового материала. | 1 | |
октябрь | Поделка из бросового материала «Сова». | 1 |
Нетрадиционное рисование. «Лиса» рисование ватными палочками. | 1 | |
Коллективная работа с солёным тестом «Аквариум». | 2 | |
ноябрь | Рисование методом штриховки (животные). | 1 |
Изготовление дидактической игры «Профессии» (с использованием спичечных коробков). | 2 | |
Изготовление нерпы из солёного теста. Камни с Байкала. | 1 | |
декабрь | Декоративная подвеска Гном с бородой с использованием бросового материала (палочки для мороженого, пряжи). | 1 |
Рисование «Новогодние шары». Гуашь. | 1 | |
Нетрадиционное рисование «Ёлка» рисование вилками. Гуашь. | 1 | |
Изготовление поделки из бросового материала. Аппликация «Зимующие птицы» на прищепке. | 1 | |
январь | Рисование «Снегири на ветке рябины». Гуашь. | 1 |
Поделки из бросового материала. Зимняя аппликация из газеты. | 1 | |
Дидактический макет из бросового материала «Алфавит». | 1 | |
Поделка из бросового материала «Снеговики» (с использованием ячеек для яиц). | 1 | |
Февраль | Аппликация из газет «Зима, холода, одинокие дома». | 1 |
Кубок на 23 февраля из бросового материала (бумажные стаканчики, втулки) для папы. | 1 | |
Рисование «Северное сияние». Гуашь. | 1 | |
Изготовление мандалы с использованием бросового материала. | 1 | |
март | Бусы из бумаги для мамы. | 1 |
Рисование цветов с использованием штампов – отпечатков сделанных из бросового материала. | 1 | |
Рисование «Ветка сакуры». | 1 | |
Изготовление народной тряпичной куклы. | 1 | |
апрель | Рисование с использованием строительного скотча и пластиковой карточки - «Во поле берёзка стояла». | 1 |
Оформление кошки Мурки карандашной стружкой. | 1 | |
Пластилинография. «Бескрайний космос» диск. | 1 | |
Змейка – пружинка из бумаги. | 1 | |
май | Аппликация «Аисты на крыше» (ватные диски, нитки). | 1 |
Изготовление мандалы из пластиковой тарелки с использование точечкой техники раскрашивания. | 1 | |
Пластилинография. Майская сирень (макароны.) | 1 | |
Рисование «Маки». Гуашь. | 1 |
Список литературы
- Болдова М.Д., Копцева С.В. Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам. М, 2019. – 256 с.
- Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. М., 2001. – 191 с.
- Бурлака. Пэчворк без игры. М., 2015. – 80 с.
- Бурундукова Л. И. Волшебная изонить. М., 2013. – 80 с.
- Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. М., 2007. – 144 с.
- Данкевич Е.В., Жакова О.В. Большая книга поделок для девочеки мальчиков. М., 2000. – 270 с.
- Дополнительное образование неограниченные возможности: Сборник адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. Сост. Т.А. Сибирякова, Н.В. Рочева, С. Сулейманова / Под общ. ред. Л.А. Косолаповой. Пермь. 2017. – 258 с.
- Дубинский И.В. Методические рекомендации к альбому «Мы строим модели». Киев, 1995. – 54 с.
- Евтушенко А.И., Евтушенко И.В. Роль дополнительного образования в социальной адаптации детей с ограниченнымивозможностями здоровья на различных возрастных этапах//Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL:
- Евтушенко И.В., Симонов А.П., Хузина Л.Р., Армянинова К.А., Закиров Р.З., Евтушенко А.И., Ерошина Г.Ю., Любимова Т.Л., Соловьева И.Л., Осокина С.А. Создание специальных условийдополнительного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями//Современные наукоемкие технологии. 2019. №7. – С. 157-163.
- Евтушенко И.В., Тер-Григорьянц Р.Г., Котова Г.Л., Немцова Е.С. Педагогический инструментарий обеспечения доступности дополнительного образования детей//Бизнес. Образование. Право. 2019.№4 (49). – С. 378-385.
- Игрушки из бумаги. 1,2,3 выпуск. Новосибирск, 1995. – 320 с.
- Кабаченко С. Как слепить любое животное. М., 2022. – 64 с.
- Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.,2007. – 16 с.
- Леонова О. Рисуем нитью. СПб, 2005. – 124 с.
- Миронова О. Народная кукла. М., 2017. – 68 с.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 188 с.
- Новогодние поделки. Праздник своими руками. М., 2017. – 80 с.
- Престоун М. Квиллинг и аппликация. М., 2014. – 48 с.
- Развивающие пальчиковые игры. М., 2010. – 144 с.
- Толстова И. Большая книга творчества с детьми. М., 2022. – 112 с.
- Школа рукоделия. Волшебная изонить. М., 2022. – 20 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа для детей с ТНР 4-5 лет.
Адаптированная программа для детей с ТНР 4-5 лет....

Адаптированная программа для детей с ТНР 5-6 лет.
Адаптированная программа для детей с ТНР 5-6 лет....
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития.
Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с детьми с 5 до 7 лет дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана с ...
Адаптированная программа для детей с ОВЗ
Адаптированная программа для работы с детьми с ЗПР в группах компенсирующей направленности...

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)...

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (второй год обучения) на 2015-2016 учебный год
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (второй год обучения) на 2015-2016 учебный год...

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)...

