Адаптированная программа для детей с ТНР "Талантики".
рабочая программа (подготовительная группа)

Тугина Евгения Владимировна

Одной из важных задач государственной образовательной политики является обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на участие в программах дополнительного образования. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительное образование способствует социальной защищенности детей на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы. Занятия в объединении дополнительного образования – хорошая возможность для детей с ОВЗ получить контакт с внешним миром, пообщаться с другими детьми, забывая о своих проблемах, погрузиться в мир радости и творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                   города Иркутска детский сад № 51_________________

664007 г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий,34, ул. Карла Маркса, 32, тел.34-03-33, 24- 13- 98

Адаптированная

дополнительная общеобразовательная программа для детей с ТНР

«Талантики»

C:\Users\Ирина\Desktop\1653855_7.jpeg

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1год

Год составления: 2024-2025 учебный год

Направленность: художественная

Форма обучения: очная

Разработчик программы: Евгения Владимировна Тугина

педагог дополнительного образования

г. Иркутск, 2024

Пояснительная записка

Одной из важных задач государственной образовательной политики является обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на участие в программах дополнительного образования. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительное образование способствует социальной защищенности детей на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы. Занятия в объединении дополнительного образования – хорошая возможность для детей с ОВЗ получить контакт с внешним миром, пообщаться с другими детьми, забывая о своих проблемах, погрузиться в мир радости и творчества.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Талантики» предполагает знакомство учащихся с несколькими видами декоративно-прикладного творчества, начального технического моделирования, изобразительной деятельности  и включает  в себя:

  • работа с бумагой;
  • работа с тканью и нитями;
  • работа с пластичными материалами;
  • работа с бросовым материалом;
  • рисование  гуашевыми красками.

Учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития видов декоративно-прикладного творчества, технологией изготовления моделей, игрушек и других поделок. Ребята изучают правила безопасного обращения с инструментами ручного труда, применяя их в работе, а результаты своего творчества демонстрируют на выставках в ДОУ, конкурсах. Содержание программы направлено на создание условий для творческой самореализации личности ребенка, на укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия.

Программа разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022 г.) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» (ред. от 30.09.2020 г. № 533);

- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи;

Актуальность

Поиск средств, методов, путей помощи детей с ОВЗ является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

В работе с детьми, имеющими нарушения речи, процессы развития творческого потенциала и коррекционной работы тесно переплетены и дополняют друг друга, ввиду того, что дети с ТНР обладают рядом психологических особенностей, это:

- неустойчивость внимания;

- недостаточный объем сведений об окружающем;

- психофизическая расторможенность;

- недостаточная координация пальцев;

- замедленность и неловкость движений;

- быстрая истощаемость воображения.

В дошкольном возрасте важно развивать мелкую моторику рук, так необходимую для овладения письма в дальнейшем, создать условия для накопления ребенком практического опыта, развития навыков ручной работы. Для решения коррекционных задач детей данной категории на помощь нам приходит декоративно-прикладное искусство и занятия по изобразительной деятельности. Это направление  позволяет сделать занятия яркими, интересными и запоминающимися, обрести творческий опыт и воплощение собственных замыслов.

Педагогическая целесообразность

В основе содержания программы «Талантики» – ИЗО и декоративно прикладное творчество. Эти виды деятельности благотворно влияют на развитие как личностной, так и творческой и эстетической культуры, повышают эффективность обучения в целом, создавая условия для коррекции психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей учащихся, развивает мелкую моторику рук.

Дети, научившиеся делать своими руками художественные, полезные вещи для других и для себя, став взрослыми, не будут чувствовать себя чужими по отношению к миру и жизни. Они сумеют художественно преобразить своё бытие, свою жизнь в социуме, они смогут обогатить её».

Идея развития ребенка посредством  изо-деятельности и  декоративно-прикладных практик в программе «Талантики» является ведущей, определяющей содержательные компоненты, педагогические средства, организационные условия.

Огромную роль в решении коррекционных задач в работе с обучающимися с ТНР играет направленность программы на освоение различных техник декоративно-прикладного творчества. На занятиях дети изготавливают  поделки из различных материалов.

Эта работа имеет конкретный понятный ребенку результат. Поделку можно подержать в руках, порадовать ею родственников, подарить близким или друзьям, украсить дом.

Такое рукоделие имеет много положительных сторон:

- во время работ с различными материалами и инструментами (тканью, нитками, пластилином или тестом, бумагой и бумажными салфетками и др.) совершенствуется осязание, развивается мелкая моторика, формируются пространственные представления ребенка, что положительно сказывается на его общем развитии;

- ребенок приучается к разумному проведению досуга;

- ребенок овладевает навыками самообслуживания, так как изготавливаемые поделки, не только могут, но и должны иметь полезное назначение, использоваться в быту;

- в ходе совместной работы утверждаются ценности, основанные на общности задач, общении в процессе труда, реальности результата. Такие ценности имеют созидательный характер.

Направленность программы – художественная.

Особенности реализации программы

Своеобразие и отличительная особенность программы «Талантики» – это широкий спектр предлагаемых видов ИЗО и декоративно-прикладной деятельности.

Программа предполагает постепенное знакомство учащихся с несколькими видами декоративно-прикладного творчества (аппликация, , поделки из бумажных салфеток, пластилинография, поделки из бросового материала) и изо деятельности.

Знакомясь с различными видами рукоделия, ребенок, исходя из своих возможностей и интересов, скорости освоения материала имеет возможность выбора выполнить то практическое задание среди предлагаемых, которое наиболее интересно и доступно для него.

Участие детей в выставках является хорошим мотиватором для освоения обучающимися новых умений, технологий, постановку новых задач в своем развитии.

Целевая аудитория: дети с ограниченными возможностями здоровья с ТНР, возраст 6-7 лет.

Язык обучения: русский.

Общая характеристика

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Творчество и эстетическое воспитание подразумевают и предполагают овладение простейшими умениями и навыками.  Нельзя забывать о том, что на занятиях дети получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий вводится внеурочная деятельность, которая направлена на использование  приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий работая по эскизам, образцам.

Цель программы: поощрение творческих усилий ребёнка, помощь в преодолении трудностей и неудач на пути к совершенствованию своих навыков.

Задачи программы:

1. Сформировать интерес ребенка к занятиям декоративно-прикладном творчеством и изо.

2. Познакомить детей с историей осваиваемых  техник.

3. Дать  основы технологий изготовления изделий, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.

4. Способствовать формированию умений и навыков безопасной работы с инструментами и приспособлениями для ручного труда.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные умения общаться со сверстниками, уверенность в себе;

- воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельностьи аккуратность.

Развивающие:

- развивать коммуникативные возможности в процессе совместной деятельность с взрослыми и сверстниками;

- развитие критического мышления;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать ориентировку в пространстве;

- стимулировать двигательную активность;

- развивать творческие способности: фантазию, наблюдательность, воображение.

Планируемы результаты:

Предметные:

- имеет мотивацию к получению знаний и умений по различным видам  творчества;

- знает правила безопасного обращения с инструментами ручного труда, технологию выполнения изделий.

Личностные:

- демонстрирует общительность в процессе совместной деятельности с взрослыми и сверстниками;

- проявляет уверенность в себе, усидчивость, проявляет самостоятельность и аккуратность.

Коррекционные:

- включенность в социальное взаимодействие с взрослымии сверстниками в процессе освоения программы, способность вступать в коммуникацию и решать коммуникативные задачи;

- наличие положительной динамики в развитии мелкой и общей моторики;

- проявление двигательной активности, выполнение упражнения вовремя физкультминуток с учетом особенностей двигательного развития.

В основу программы положены следующие принципы:

1. Тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности.

2. Принцип доступности.

3. Принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения.

6. Принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.

Место курса в учебном плане:

В программе предлагается один вид учебного планирования из расчета 1 занятие в неделю, продолжительностью  30 минут.

Программа «Талантики» разработана для детей старшего дошкольного возраста  в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

Курс рассчитан на один год

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Материально – техническое обеспечение программы:

- Инструменты и приспособления: карандаш, линейка, ластик, бумага белая и цветная, картон, нож канцелярский, ножницы, клей ПВА.

- Оборудование: столы, стулья, шкафы для инструментов  и литературы, доска, проектор.

- Материалы и т.п. обеспечивается за счет средств родителей. Изготовленные изделия остаются у детей. 

Календарно - тематическое планирование

Месяц

Тема занятия

Количество часов

сентябрь

Рисование «Осенний пейзаж». Гуашь

1

Аппликация. «Современные игрушки с элементами старины»  глазами детей.

1

Рисование «Водопад». Гуашь.

1

Изготовление топпинария из бросового материала.

1

октябрь

Поделка из бросового материала «Сова».

1

Нетрадиционное рисование.

«Лиса» рисование ватными палочками.

1

Коллективная  работа с солёным тестом  «Аквариум».

2

ноябрь

Рисование методом штриховки (животные).

1

Изготовление дидактической игры «Профессии» (с использованием спичечных коробков).

2

Изготовление нерпы из солёного теста. Камни с Байкала.

1

декабрь

Декоративная подвеска Гном с бородой с использованием бросового материала (палочки  для мороженого, пряжи).

1

Рисование «Новогодние шары». Гуашь.

1

Нетрадиционное рисование «Ёлка» рисование вилками. Гуашь.

1

Изготовление поделки из бросового материала. Аппликация «Зимующие птицы»  на прищепке.

1

январь

Рисование «Снегири на ветке рябины». Гуашь.

1

Поделки из бросового материала. Зимняя аппликация из газеты.

1

Дидактический макет из бросового материала «Алфавит».

1

Поделка из бросового материала «Снеговики» (с использованием ячеек для яиц).

1

Февраль

Аппликация из газет «Зима, холода, одинокие дома».

1

Кубок на 23 февраля из бросового  материала (бумажные стаканчики, втулки)  для папы.

1

Рисование «Северное сияние». Гуашь.

1

Изготовление мандалы с использованием бросового материала.

1

март

Бусы из бумаги для  мамы.

1

Рисование цветов с использованием штампов – отпечатков сделанных из бросового материала.

1

Рисование «Ветка сакуры».

1

Изготовление народной  тряпичной куклы.

1

апрель

Рисование с использованием строительного скотча и пластиковой карточки -  «Во поле берёзка стояла».

1

Оформление кошки Мурки  карандашной стружкой.

1

Пластилинография. «Бескрайний космос» диск.

1

Змейка – пружинка из бумаги.

1

май

Аппликация «Аисты на крыше» (ватные диски, нитки).

1

Изготовление мандалы из пластиковой тарелки с использование точечкой техники раскрашивания.

1

Пластилинография. Майская сирень (макароны.)

1

Рисование «Маки». Гуашь.

1


Список литературы

  1. Болдова М.Д., Копцева С.В. Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам. М, 2019. – 256 с.
  2. Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. М., 2001. – 191 с.
  3. Бурлака. Пэчворк без игры. М., 2015. – 80 с.
  4. Бурундукова Л. И. Волшебная изонить. М., 2013. – 80 с.
  5. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. М., 2007. – 144 с.
  6. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Большая книга поделок для девочеки мальчиков. М., 2000. – 270 с.
  7. Дополнительное образование неограниченные возможности: Сборник адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. Сост. Т.А. Сибирякова, Н.В. Рочева, С. Сулейманова / Под общ. ред. Л.А. Косолаповой. Пермь. 2017. – 258 с.
  8. Дубинский И.В. Методические рекомендации к альбому «Мы строим модели». Киев, 1995. – 54 с.
  9. Евтушенко А.И., Евтушенко И.В. Роль дополнительного образования в социальной адаптации детей с ограниченнымивозможностями здоровья на различных возрастных этапах//Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL:
  10. Евтушенко И.В., Симонов А.П., Хузина Л.Р., Армянинова К.А., Закиров Р.З., Евтушенко А.И., Ерошина Г.Ю., Любимова Т.Л., Соловьева И.Л., Осокина С.А. Создание специальных условийдополнительного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями//Современные наукоемкие технологии. 2019. №7. – С. 157-163.
  11. Евтушенко И.В., Тер-Григорьянц Р.Г., Котова Г.Л., Немцова Е.С. Педагогический инструментарий обеспечения доступности дополнительного образования детей//Бизнес. Образование. Право. 2019.№4 (49). – С. 378-385.
  12. Игрушки из бумаги. 1,2,3 выпуск. Новосибирск, 1995. – 320 с.
  13. Кабаченко С. Как слепить любое животное. М., 2022. – 64 с.
  14. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.,2007. – 16 с.
  15. Леонова О. Рисуем нитью. СПб, 2005. – 124 с.
  16. Миронова О. Народная кукла. М., 2017. – 68 с.
  17. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 188 с.
  18. Новогодние поделки. Праздник своими руками. М., 2017. – 80 с.
  19. Престоун М. Квиллинг и аппликация. М., 2014. – 48 с.
  20. Развивающие пальчиковые игры. М., 2010. – 144 с.
  21. Толстова И. Большая книга творчества с детьми. М., 2022. – 112 с.
  22. Школа рукоделия. Волшебная изонить. М., 2022. – 20 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа для детей с ТНР 4-5 лет.

Адаптированная программа для детей с ТНР 4-5 лет....

Адаптированная программа для детей с ТНР 5-6 лет.

Адаптированная программа для детей с ТНР 5-6 лет....

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития.

  Адаптированная образовательная  программа предназначена для работы с детьми с 5 до 7 лет дошкольного возраста с задержкой психического развития.   Программа разработана с ...

Адаптированная программа для детей с ОВЗ

Адаптированная программа для работы с детьми с ЗПР в группах компенсирующей направленности...

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)...

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (второй год обучения) на 2015-2016 учебный год

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (второй год обучения) на 2015-2016 учебный год...

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)

Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)...