Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Юные архитекторы»
методическая разработка (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

на тему «Юные архитекторы»

Образовательная область: познавательное развитие

 

Цель: воспитание юного петербуржца

 

Задачи:

- Формировать у детей представление об уникальности нашего города;

- Закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге, его достопримечательностях: дворцах, соборах;

- Продолжать закреплять знания детей об архитекторах, строивших город (Растрелли, Монферран);

- Учить анализировать архитектурные особенности зданий;

- Обогащать и активизировать словарь;

- Продолжать формировать у детей умение работать с логическим экраном;

- Закреплять умение воспроизводить дворцы и соборы опираясь на схему, используя развивающие игры «Палочки Кюизинера», «Сложи узор»;

- Развивать пространственное воображение, творческое мышление, фантазию;

- Воспитывать усидчивость, умение работать в команде, любовь к родному городу.

 

Предварительная работа:

 

Автобусная экскурсия выходного дня «Храмы и соборы Санкт-Петербурга»;

Просмотр презентаций, видео, слайд-шоу;

Чтение художественной литературы о Санкт-Петербурге;

Рассматривание иллюстраций;

Беседы о Санкт-Петербурге;

Использование игр: разрезные картинки «Достопримечательности Санкт-Петербурга», карточки Мемо «Санкт-Петербург»;

Посещение  мини-музея «Петербургская гостиная» (игротека, «Мы-Петербуржцы»);

Проведение экскурсий в мини-музее;

Художественно-творческая деятельность;

Развивающие игры.

 

Материалы и оборудование:

 

Персонаж Фея Летнего сада;

Карточки с загадками, стихами, заданиями;

Карточки с изображением Зимнего дворца, Исаакиевского собора;

Схемы дворцов и соборов;

Развивающие игры: «Палочки Кюизенера», «Сложи узор»;

Игра: «Собери цветок»;

Логический экран;

Мольберт.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №130

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

на тему «Юные архитекторы»

Воспитатель: Хитрухина А. В.

Дата проведения:

Санкт-Петербург

2024

Образовательная область: познавательное развитие

Цель: воспитание юного петербуржца

Задачи:

- Формировать у детей представление об уникальности нашего города;

- Закреплять полученные знания о Санкт-Петербурге, его достопримечательностях: дворцах, соборах;

- Продолжать закреплять знания детей об архитекторах, строивших город (Растрелли, Монферран);

- Учить анализировать архитектурные особенности зданий;

- Обогащать и активизировать словарь;

- Продолжать формировать у детей умение работать с логическим экраном;

- Закреплять умение воспроизводить дворцы и соборы опираясь на схему, используя развивающие игры «Палочки Кюизинера», «Сложи узор»;

- Развивать пространственное воображение, творческое мышление, фантазию;

- Воспитывать усидчивость, умение работать в команде, любовь к родному городу.

Предварительная работа:

Автобусная экскурсия выходного дня «Храмы и соборы Санкт-Петербурга»;

Просмотр презентаций, видео, слайд-шоу;

Чтение художественной литературы о Санкт-Петербурге;

Рассматривание иллюстраций;

Беседы о Санкт-Петербурге;

Использование игр: разрезные картинки «Достопримечательности Санкт-Петербурга», карточки Мемо «Санкт-Петербург»;

Посещение мини-музея «Петербургская гостиная» (игротека, «Мы-Петербуржцы»);

Проведение экскурсий в мини-музее;

Художественно-творческая деятельность;

Развивающие игры.

Материалы и оборудование:

Персонаж Фея Летнего сада;

Карточки с загадками, стихами, заданиями;

Карточки с изображением Зимнего дворца, Исаакиевского собора;

Схемы дворцов и соборов;

Развивающие игры: «Палочки Кюизенера», «Сложи узор»;

Игра: «Собери цветок»;

Логический экран;

Мольберт.

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в замечательном городе.

Стихотворение:

Мы очень любим город свой.

Сияет солнце над Невой,

Или дожди стучат в окно –

Его мы любим все равно.

Мы в этом городе живем.

И он растет, и мы растем

Ребята, напомните, мне как наш город называется?

-Раз мы живём в Петербурге, как нас называют?

-Как вы думаете, что это значит быть петербуржцем?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а Петербург – он какой? Подберите одно слово, которым можно охарактеризовать наш город.

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! А скажите мне, кто основал наш город?

Дети: Петр I

Воспитатель: Ребята, а с чего начиналось строительство нашего города? С какой постройки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Все верно! Давайте с вами поиграем в игру «По болоту Пётр шёл..»

(Выбор водящего, под Петербургскую считалку:

Есть, есть, есть, есть

В Петербурге сто чудес.

Как пойдем с тобой гулять,

Будем чудеса считать!

Медный всадник, Эрмитаж,

Золотой кораблик наш,

Мост Дворцовый разводной

Над красавицей Невой!

Кто не верит - выходи,

Эти чудеса найди!)

Игра: «По болоту Пётр шёл…»

По болоту Пётр шёл (идут по кругу),

Остров Заячий нашёл (останавливаются, смотрят из под руки-козырьком),

Он созвал рабочий люд (созывают правой и левой рукой),

И построил крепость тут (руки, согнутые в локтях перед собой, ставят одну поверх другой, как бы «строят»),

Крепость новая стоит (руками показывают «крышу» над головой),

Пушками врагам грозит(грозят кулаками над головой),

Бам, бам, бам, бам (пальцами как бы барабанные палочки),

Не осталось зайцев там (разводят руками),

Зайцы пушек испугались, по кусточкам разбежались (бегут по кругу на носочках)

Ой! (после «ой», присесть на корточки и замереть).

(Предварительно выбранный водящий, изображает Петра во время игры, а потом отбирает пошевелившихся «зайчиков»)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас садитесь на стульчики.

Скажите мне, почему строительство нашего города началось именно с крепости?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, предлагаю отгадать, городом чего называют наш Петербург? Для этого нужно послушать загадку, а отгадку найти на лепестках, которые лежат на столе.

Игра «Собери цветок»

Загадки про достопримечательности:

  1. Здания, в которых собраны и хранятся разные предметы, коллекции и экспонаты. (Музей)
  2. Строения, в котором есть алтарь, иконы. В них проходят богослужения. (Храмы и соборы)
  3. Сооружение, возведенное над водоёмом. (Мост)
  4. Это водоёмы, созданные природой и человеком. Через них перекинуты мосты.

(Реки и каналы)

  1. Это места, где есть зеленые насаждения, фонтаны, скамейки. Там люди гуляют и отдыхают. (Парки и сады)
  2. Это предприятия, где изготавливают товары необходимые человеку в повседневной жизни.

(Заводы и фабрики)

  1. Дом, в котором живут книги? Люди могут прийти туда, взять книгу почитать и вернуть её обратно. (Библиотека)

Воспитатель: Ребята, так городом чего наш называют Петербург?

Дети: музеев, соборов, дворцов, заводов, парков, садов, библиотек.

Звучит музыка, появляется Фея Летнего сада.

Фея: Здравствуйте, ребята! Я прилетела к вам в гости. А кто я такая и откуда я прилетела, вам нужно будет отгадать.

Есть в Петербурге чудо – сад,

Украшен кружевом оград.

Дворец в нём есть царя Петра

И статуи, как божества.

В тени аллей, возле оград,

Скажите, что это за сад? (Летний сад)

Так, кто же я?

Дети: Фея Летнего сада.

Фея: Правильно! Ребята, скоро наступит зима, и в моём саду стало очень холодно и грустно одной. И я прилетела к вам в гости. А вы были в Летнем саду? Что вы там видели?

(Ответы детей)

Фея: Какие вы молодцы! Ребята, а я знаю, что вы любите путешествовать по нашему городу. И видели много памятников, достопримечательностей. А кто же проектирует, придумывает музеи, дворцы, соборы?

Дети: Архитекторы

Фея: Я приготовила для вас задание.

Задание «Логический экран» (найти дворцы и соборы)

Фея: Молодцы! Ребята, я вижу, что вы уже познакомились с музеями, храмами, соборами. Давайте немного вспомним о них?

(На экране слайд Эрмитаж. Зимний дворец. -1)

Фея: Ребята, что изображено на экране?

Где в нашем городе расположен Зимний дворец?

А сколько зданий насчитывает Эрмитаж?

(На экране слайд Малый Эрмитаж – 2)

(На экране слайд Большой Эрмитаж – 3)

(На экране слайд Новый Эрмитаж – 4)

(На экране слайд Эрмитажный театр - 5)

Кто был архитектором Зимнего дворца?

(На экране слайд портрет Растрелли -6)

Где жил Растрелли, до того, как Пётр I пригласил его в Россию?

(На экране слайд Зимний дворец - 7)

Давайте рассмотрим дворец. Какое это здание, сколько в нём этажей? В какой цвет окрашены стены? А колонны? А что вы можете сказать про окна, какие они? Давайте обратим внимание на крышу. Чем она украшена?

(Ответы детей)

Фея: Как вы думаете, для чего архитектор решил украсить крышу скульптурами?

Дети: Статуи Зимнего дворца не только служат украшением, но и закрывают печные трубы.

(На экране слайд ворота Зимнего дворца – 8)

Фея: Давайте обратим внимание на ворота Зимнего дворца. Из какого материала они сделаны, может, кто то знает? Чем украшены ворота Зимнего дворца?

Фея: Молодцы! А сейчас я вам загадаю загадку:

Собору огромному равного нет.

Его возводили почти сорок лет!

Какой многотрудной должна быть работа,

Чтоб стали вокруг сто двенадцать колонн

И купол в лучах засверкал золотой!

Но кто ж архитектор? Известен вам он.

Построил в столице собор-великан?

(Монферран.)

(На экране слайд портрет Монферрана – 9)

Что это за собор?

(Ответы детей)

(На экране слайд Исаакиевский собор – 10)

Фея: Правильно! Ребята, а кто внимательно слушал загадку? Сколько лет строили этот собор? А фамилию архитектора, кто мне скажет, в загадке она прозвучала? Давайте рассмотрим с вами собор. По форме собор, что из себя представляет? Что мы можем

увидеть посередине? А слева и справа от башни? Кто ребята помнит, скажите мне, сколько колонн украшает Исаакиевский собор? А чем некоторые колонны отличаются от других? А что есть в соборе, откуда мы можем увидеть панораму нашего города, в любое время года?

(На экране слайд Зимний дворец и Исаакиевский собор – 11)

А скажите, чем отличается Зимний дворец от Исаакиевского собора?

(Ответы детей)

Фея: Молодцы! Я предлагаю вам побыть архитекторами. Давайте поделимся на две команды. И построим свой дворец и храм.

(Фея делит детей на 2 команды – предлагает вытянуть карточку с изображением Зимнего дворца и Исаакиевского собора)

Ребята, на столах и на ковре лежат схемы с изображением дворцов и храмов, и наборы «Палочки Кюизинера» и «Сложи узор». Вы выбираете понравившуюся вам схему собора или дворца, и начинаете строить.

(Дети строят, опираясь на схему)

Фея: Ребята, как здорово! Какие замечательные постройки у вас получились!

Вы большие молодцы! Я приготовила для вас коробочку с подарками. Ну, а мне пора прощаться с вами! Я жду вас к себе в гости в Летний сад. До скорой встречи!

(Фея Летнего сада под музыку улетает.)

Рефлексия.

Воспитатель раздаёт подарки от Феи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».Цель: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.Образовательные:Формировать представления о роли леса в ж...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с русским костюмом»

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»

Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко  всему живому.Воспитывать заботливое...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему : «Зимующие птицы»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему : «Зимующие птицы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Как выращивают хлеб"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по теме:"Как выращивают хлеб"Цели:Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;Дать представление о том, как...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие по космосу»

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновре...