Сказкотерапия в дошкольном учреждении. Волшебство, рождающее личность.
материал (старшая группа)
Представленная работа исследует глубокий потенциал сказкотерапии как мощного развивающего и коррекционного инструмента в контексте дошкольного образования. В условиях современного общества, где дети часто сталкиваются с эмоциональными трудностями и проблемами адаптации, сказка становится тем "волшебным ключом", который открывает путь к их внутреннему миру.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия в дошкольном учреждении.
Волшебство, рождающее личность.
Грек М.С.
Воспитатель в ГБДОУ N60 д/с «Гнёздышко»
Фрунзенского района, г. Санкт-Петербург
Сказкотерапия невероятно актуальна и интересна, ведь сказка – это не просто развлечение, это мощный инструмент формирования личности ребенка, способный мягко и эффективно решать множество воспитательных и развивающих задач. Сказки не просто развлекают, но и играют важнейшую роль в развитии личности ребенка, помогая ему справляться с внутренними конфликтами, страхами и тревогой. Анализируя такие известные сказки, как "Красная Шапочка", "Золушка" и другие, мы демонстрируем, как они символически отражают универсальные детские переживания и предлагаем пути их разрешения. Подчеркиваем важность страшных и пугающих элементов в сказках, так как они позволяют ребенку безопасно столкнуться с негативными эмоциями и научиться их преодолевать.
Почему сказка так важна для дошкольника?
Вспомните себя в детстве. Какие истории захватывали ваше воображение? Какие уроки вы вынесли из любимых сказок? Сказка – это язык, на котором ребенок говорит с миром, это способ осмысления сложных явлений, это источник мудрости и вдохновения.
• Сказка – это метафора жизни. В сказочных сюжетах ребенок видит отражение реальных жизненных ситуаций, узнает о добре и зле, о любви и предательстве, о смелости и трусости. Он учится сопереживать героям, делать выбор, оценивать последствия своих поступков.
• Сказка – это безопасное пространство для исследования эмоций. В сказке ребенок может прожить те чувства, которые ему сложно выразить в реальной жизни: страх, гнев, обиду, печаль. Он может идентифицировать себя с героем, который испытывает подобные эмоции, и найти способ справиться с ними.
• Сказка – это инструмент развития воображения и креативности. Сказка пробуждает фантазию ребенка, стимулирует его творческое мышление, помогает ему создавать собственные истории и находить нестандартные решения.
• Сказка – это средство формирования нравственных ценностей. Сказка учит добру, справедливости, честности, взаимопомощи, уважению к старшим. Она помогает ребенку понять, что такое хорошо и что такое плохо, и сделать правильный выбор.
Что такое сказкотерапия в дошкольном учреждении?
Сказкотерапия – это метод психологической помощи, использующий сказку как основной инструмент для решения различных проблем:
• Коррекция поведения: сказка помогает ребенку изменить свое поведение, избавиться от вредных привычек, научиться контролировать свои эмоции.
• Развитие коммуникативных навыков: сказка помогает ребенку научиться общаться с другими людьми, выражать свои мысли и чувства, понимать других.
• Повышение самооценки: сказка помогает ребенку поверить в себя, свои силы, свои возможности.
• Развитие творческого потенциала: сказка помогает ребенку раскрыть свой творческий потенциал, развить воображение и креативность.
Как использовать сказкотерапию в дошкольном учреждении?
Существует множество способов использования сказкотерапии в дошкольном учреждении:
• Чтение и обсуждение сказок. Выберите сказку, которая соответствует потребностям и интересам детей. После прочтения обсудите с детьми сюжет, героев, их поступки, эмоции.
• Сочинение сказок. Предложите детям сочинить собственные сказки, в которых они смогут выразить свои мысли, чувства, фантазии.
• Игры-драматизации по сказкам. Инсценируйте с детьми сказочные сюжеты, чтобы помочь им лучше понять героев, их мотивы, их чувства.
• Рисование по сказкам. Предложите детям нарисовать иллюстрации к любимым сказкам, чтобы помочь им выразить свои эмоции и впечатления.
• Кукольный театр. Организуйте кукольный театр по сказкам, чтобы помочь детям развить свои коммуникативные навыки и творческий потенциал.
• Создание сказкотерапевтических историй. Сочиняйте специальные сказки, направленные на решение конкретных проблем ребенка (например, страх темноты, агрессивность, неуверенность в себе).
Примеры использования сказкотерапии:
• Ребенок боится темноты, тревожится. Сказки могут безопасно познакомить ребенка со страхами, персонифицировать их в виде сказочных персонажей (например, Баба Яга как воплощение страха одиночества). Ребенок, слушая или придумывая сказку, может идентифицироваться с героем, который успешно справляется со своими страхами, что дает ему уверенность и пример для подражания.
Сочините сказку о маленьком зайчике, который боялся темноты, но потом обнаружил, что ночью можно увидеть звезды и услышать интересные звуки. Зайчик научился наслаждаться ночью, и страх отступил.
• Ребенок агрессивен. Сказки помогают ребенку осознать свои агрессивные чувства и найти социально приемлемые способы их выражения. Герои сказок могут совершать ошибки, но осознают их и исправляют, что помогает ребенку понять, что агрессия – это не единственный способ решения проблем.
Прочитайте ребенку сказку о злобном волке, который кусался и обижал всех в лесу. Но однажды волчонок понял, что от его поведения страдают другие, и он решил измениться. Он начал помогать другим зверям, и они стали его друзьями. Он понял, что доброта – это лучше, чем злоба.
• Ребенок не уверен в себе. Сказки помогают ребенку увидеть свои сильные стороны, поверить в себя и свои возможности. Герои сказок, преодолевая трудности, раскрывают свои таланты и достигают успеха, что вдохновляет ребенка и вселяет в него уверенность.
Ребенок считает себя неуклюжим и неспособным к чему-либо. Можно рассказать сказку про маленького гадкого утенка, который вырос в прекрасного лебедя. Сказка показывает, что у каждого есть свой потенциал, и нужно время и усилия, чтобы его раскрыть.
• Разрешение конфликтных ситуаций. Сказки помогают ребенку увидеть ситуацию с разных точек зрения, понять мотивы других людей и найти компромиссные решения.
Ребенок ссорится с братом или сестрой из-за игрушек. Можно рассказать сказку про двух медвежат, которые не могли поделить одну ягодку. Они долго ругались, но потом поняли, что если поделятся, то оба будут счастливы.
• Развитие эмпатии и сочувствия. Сказки учат ребенка понимать чувства других людей, сопереживать им и оказывать помощь. Герои сказок часто оказываются в сложных ситуациях, и ребенок, слушая сказку, учится сочувствовать им и думать о том, как можно помочь.
Ребенок не проявляет сочувствия к другим детям. Можно рассказать сказку про добрую фею, которая помогала всем нуждающимся. Фея учила других быть внимательными к чужим проблемам и оказывать поддержку.
• Работа с травматическим опытом. Сказкотерапия может помочь ребенку пережить травматический опыт в безопасной форме, проработать свои чувства и найти ресурсы для восстановления.
Ребенок пережил развод родителей. Можно сочинить сказку про двух птичек, которые жили в одном гнезде, но потом решили жить отдельно. Сказка поможет ребенку осознать, что развод – это не конец света, и что родители по-прежнему любят его.
Как работает сказкотерапия?
• Идентификация
Ребенок идентифицируется с героем сказки, что позволяет ему безопасно пережить сложные эмоции и ситуации.
• Проекция
Ребенок проецирует свои чувства и проблемы на сказочных персонажей, что позволяет ему взглянуть на них со стороны.
• Катарсис
Ребенок переживает эмоциональное облегчение, выражая свои чувства и эмоции через сказку.
• Инсайт
Ребенок осознает свои проблемы и находит новые способы их решения.
Виды сказкотерапии:
• Слушание сказок.
Чтение или рассказывание сказок с последующим обсуждением.
• Сочинение сказок.
Ребенок сам сочиняет сказку, что позволяет ему выразить свои чувства и переживания.
• Рисование сказок.
Ребенок рисует иллюстрации к сказке, что помогает ему визуализировать свои эмоции.
• Разыгрывание сказок.
Ребенок играет роль сказочных персонажей, что позволяет ему прочувствовать ситуацию и найти новые способы поведения.
Важно помнить:
• Сказкотерапия – это не волшебная таблетка. Это процесс, требующий времени, терпения и профессионализма.
• Не все сказки подходят для сказкотерапии. Выбирайте сказки, которые соответствуют потребностям и интересам детей, которые не содержат насилия, жестокости и негативных образов.
• Сказкотерапия должна проводиться в безопасной и доверительной обстановке. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои мысли и чувства.
• Сказкотерапия должна проводиться квалифицированным специалистом. Педагог должен обладать знаниями в области психологии и сказкотерапии, чтобы правильно подобрать сказки, организовать обсуждение и интерпретировать результаты.
В заключение: сказкотерапия – это ценный инструмент в руках педагога, который позволяет мягко и эффективно решать множество воспитательных и развивающих задач. Используйте сказку как волшебный ключик, открывающий дверь в мир детства, мир фантазий, мир любви и добра.
Список литературы: 1. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2001. - 144 с. 2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2000. - 310 с. 3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2008. - 320 с. 4. О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015. – 60 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание и развитие личности ребенка посредством совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения
Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Исходя...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В данной публикации рассматривается вопрос о становлении личности ребенка, его детской компетентности. Старший дошкольный возраст благоприятен для появлений основных психологических новообразований (п...
опыт работы на тему "Взаимодействие семей и детских дошкольных учреждений в развитии личности ребенка"
Важность семейного воспитания в процессе развития личности детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного детского учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде вс...
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в формировании личности
Взаимодействие детского сада с родителями- достаточно сложный процесс, требующий специальной подготовки воспитателей. ДОУ должно помочь родителям в осознании их педагогической роли, создание необходим...

Сказкотерапия в дошкольном учреждение.
Смысл сказкотерапии, конкретные задачи и приёмыСказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.Евгений ШварцСказкотерапия...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Современный детский сад посещает немалое количество детей, которые имеют те или иные нарушения речи. Среди них есть отдельная категория – дети с общим недоразвитием речи.Л.И. Белякова, О.Н. Усан...

Мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений «Сказкотерапия и исследовательская деятельность для активизации мышления и речи детей, имеющих речевые нарушения».
Данный мастер-класс направлен на активизацию мыслительной и речевой деятельности детей старшегот дошкольного возраста...