ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья по психологии (старшая группа)

Современный детский сад посещает немалое количество детей, которые имеют те или иные нарушения речи. Среди них есть отдельная категория – дети с общим недоразвитием речи.

Л.И. Белякова, О.Н. Усанова,отмечают, что кроме речевых нарушений для этих детей характерны нарушения в работе познавательных процессов (восприятие, память, внимание).

По мнению А.Н.Корнева, у этих детей необходимо поддерживать устойчивость внимания, так как это оказывает влияние на продуктивность выполняемой деятельности. Этим детям трудно дается усвоение таких понятий, как «слева», «справа», есть проблемы с общей и мелкой моторикой. Речевые нарушения сказываются и на личностном развитии детей, характере их взаимоотношений с другими.

В связи с этим  актуальным становится вопрос психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, которая помогла бы справиться им с  внутренними трудностями. Методы психокоррекционного воздействия в коррекции речевых нарушений разнообразны.

Одним из действенных методов психологической коррекции речевых нарушений, а также личностного развития детей с ОНР, является сказкотерапия. Сказкотерапия – это инновационная методика, использующая сказочную форму для  развития речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром,  позволяющая мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка. Исследованию сказок и метода сказкотерапии посвящены работы Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, А.В. Гнездилова, которые определяют сказкотерапию как процесс воспитания «внутреннего ребенка».

Широкое изучение теоретического материала и практического опыта по данной проблеме позволило использовать метод сказкотерапии в психологической коррекции  речевых нарушений детей с ОНР в условиях нашего детского сада.

В процессе работы с детьми мы решали следующие задачи:

1.      Способствовали преодолению имеющихся нарушений речи у детей и развитию всех компонентов речи посредством элементов сказкотерапии.

2.      Развивали основные психические процессы и неречевые психические функции.

3.      Способствовали развитию самоконтроля, снижению  напряженности, тревожности.

4.      Развивали нравственные качества.

При использовании сказкотерапии учитываются особенности речи, специфика возраста. Кроме того, сказки подбираются таким образом, чтобы дети могли соотносить их со своим жизненным опытом. Занятия по сказкотерапии проводятся в игровой форме, что вызывает у детей интерес. Они имеют свою определенную структуру и обязательные элементы:

1.      Подготовительная часть: на данном этапе у детей формируется положительный эмоциональный настрой на выполнение упражнений и заданий.  В начале сообщается тема занятия, происходит знакомство с текстом сказки.

2.      Основная часть: детьми выполняются задания и упражнения, организуются игры. После проведения физкультминутки, проводится обсуждение сказки, составление рассказов.

3.      Заключительная часть: подводятся итоги, воспитанники обмениваются мнениями и впечатлениями.

В своей работе  мы используем сказки авторов О.В. Хухлаевой и О.Е. Хухлаева. Остановимся на них подробнее:

1)      Сказка «Маша и медведь» помогает детям понять, что необходимо проявлять свои чувства, а не скрывать их от окружающих. На наш взгляд, она эффективна в работе с детьми, которые стараются не показывать окружающим такие чувства, как страх, злость, обиду, поскольку стремятся быть хорошими и никого не огорчать;

2)      Сказка «Маленький медвежонок» используется в работе с детьми, имеющими трудности в общении со сверстниками, а также не редко проявляющими повышенную агрессивность по отношению к окружающим;

3)      Использование «Сказки про Енота» помогает детям  разрешать трудности, возникающие у детей в общении со сверстниками, формировать у них умения вступать в контакт, снижать зажатость и скованность;

4)      «Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму» и «Сказка о глупенькой маме» демонстрируют конфликтные отношения с родителями, которые вызывают негативные чувства (обиду, злость и пр.) Работа с использованием этих сказок помогает преодолеть  неадекватные реакции  детей на наказание, неодобрение.

В результате систематических занятий с применением сказкотерапии можно отметить, что дети стали эмоционально раскрепощенными, более общительными, снизились конфликтность в отношениях с окружающими и повышенная тревожность.

Результаты нашего исследования показывают эффективность данного метода в коррекции как речевых нарушений детей, так и в изменении их психологического статуса. Работая со сказкой дети приобретают умения общаться с другими детьми, учатся передавать информацию с помощью мимики и жестов, то есть прорабатывают свои проблемы в безопасной среде, в сказке и под руководством взрослого.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Артемова К. С. Особенности высших психических функций у старших дошкольников с разными формами речевой патологии /Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2013. —  № 5. — С. 90-92.

2.        Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. – М.: Генезис, 2011.

3.        Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2017. – 310 с.

 

4.        Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказкой. - Спб.: Речь, 2008.-240 с.Современный детский сад посещает немалое количество детей, которые имеют те или иные нарушения речи. Среди них есть отдельная категория – дети с общим недоразвитием речи.

Л.И. Белякова, О.Н. Усанова,отмечают, что кроме речевых нарушений для этих детей характерны нарушения в работе познавательных процессов (восприятие, память, внимание).

По мнению А.Н.Корнева, у этих детей необходимо поддерживать устойчивость внимания, так как это оказывает влияние на продуктивность выполняемой деятельности. Этим детям трудно дается усвоение таких понятий, как «слева», «справа», есть проблемы с общей и мелкой моторикой. Речевые нарушения сказываются и на личностном развитии детей, характере их взаимоотношений с другими.

В связи с этим  актуальным становится вопрос психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, которая помогла бы справиться им с  внутренними трудностями. Методы психокоррекционного воздействия в коррекции речевых нарушений разнообразны.

Одним из действенных методов психологической коррекции речевых нарушений, а также личностного развития детей с ОНР, является сказкотерапия. Сказкотерапия – это инновационная методика, использующая сказочную форму для  развития речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром,  позволяющая мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка. Исследованию сказок и метода сказкотерапии посвящены работы Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, А.В. Гнездилова, которые определяют сказкотерапию как процесс воспитания «внутреннего ребенка».

Широкое изучение теоретического материала и практического опыта по данной проблеме позволило использовать метод сказкотерапии в психологической коррекции  речевых нарушений детей с ОНР в условиях нашего детского сада.

В процессе работы с детьми мы решали следующие задачи:

1.      Способствовали преодолению имеющихся нарушений речи у детей и развитию всех компонентов речи посредством элементов сказкотерапии.

2.      Развивали основные психические процессы и неречевые психические функции.

3.      Способствовали развитию самоконтроля, снижению  напряженности, тревожности.

4.      Развивали нравственные качества.

При использовании сказкотерапии учитываются особенности речи, специфика возраста. Кроме того, сказки подбираются таким образом, чтобы дети могли соотносить их со своим жизненным опытом. Занятия по сказкотерапии проводятся в игровой форме, что вызывает у детей интерес. Они имеют свою определенную структуру и обязательные элементы:

1.      Подготовительная часть: на данном этапе у детей формируется положительный эмоциональный настрой на выполнение упражнений и заданий.  В начале сообщается тема занятия, происходит знакомство с текстом сказки.

2.      Основная часть: детьми выполняются задания и упражнения, организуются игры. После проведения физкультминутки, проводится обсуждение сказки, составление рассказов.

3.      Заключительная часть: подводятся итоги, воспитанники обмениваются мнениями и впечатлениями.

В своей работе  мы используем сказки авторов О.В. Хухлаевой и О.Е. Хухлаева. Остановимся на них подробнее:

1)      Сказка «Маша и медведь» помогает детям понять, что необходимо проявлять свои чувства, а не скрывать их от окружающих. На наш взгляд, она эффективна в работе с детьми, которые стараются не показывать окружающим такие чувства, как страх, злость, обиду, поскольку стремятся быть хорошими и никого не огорчать;

2)      Сказка «Маленький медвежонок» используется в работе с детьми, имеющими трудности в общении со сверстниками, а также не редко проявляющими повышенную агрессивность по отношению к окружающим;

3)      Использование «Сказки про Енота» помогает детям  разрешать трудности, возникающие у детей в общении со сверстниками, формировать у них умения вступать в контакт, снижать зажатость и скованность;

4)      «Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму» и «Сказка о глупенькой маме» демонстрируют конфликтные отношения с родителями, которые вызывают негативные чувства (обиду, злость и пр.) Работа с использованием этих сказок помогает преодолеть  неадекватные реакции  детей на наказание, неодобрение.

В результате систематических занятий с применением сказкотерапии можно отметить, что дети стали эмоционально раскрепощенными, более общительными, снизились конфликтность в отношениях с окружающими и повышенная тревожность.

Результаты нашего исследования показывают эффективность данного метода в коррекции как речевых нарушений детей, так и в изменении их психологического статуса. Работая со сказкой дети приобретают умения общаться с другими детьми, учатся передавать информацию с помощью мимики и жестов, то есть прорабатывают свои проблемы в безопасной среде, в сказке и под руководством взрослого.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артемова К. С. Особенности высших психических функций у старших дошкольников с разными формами речевой патологии /Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2013. —  № 5. — С. 90-92.
  2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. – М.: Генезис, 2011.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2017. – 310 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказкой. - Спб.: Речь, 2008.-240 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tarankova_h.a._2.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Х.А. Таранкова

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52», г.о.г. Арзамас, Нижегородская область

Россия, Нижегородская обл., г. Арзамас; e-mail: hristina.tarankova@yandex.

Статья предназначена для практикующих педагогов-психологов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи ( далее-ОНР). Рассматривая особенности психического развития детей с ОНР и анализируя их, в статье предлагаются методы психокоррекции воздействия и подробнее рассматривается такой метод как сказкотерапия. Примеры сказок дают возможность глубже рассмотреть поставленные цели и задачи. В статье отмечается эффективность данного способа решения как психологических  так и  речевых проблем у детей дошкольного возраста с ОНР.

Ключевые слова: сказкотерапия, психокоррекция, сказки,ОНР, восприятие, формирование, эффективность.

«THE USE OF FAIRY TALE THERAPY IN THE PSYCHOCORRECTION OF SPEECH DISORDERS IN CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT IN PRESCHOOL SETTINGS»

Tarankova Christina Andreevna

The article is intended for practicing teachers-psychologists at educators of compensatory orientation groups for children with ONR. Considering the features of the mental development of children with ONR and analyzing them, the article suggests methods of psychocorrection of exposure and discusses in more detail such a method as fairy tale therapy. Examples of fairy tales provide an opportunity to consider the goals and objectives set more deeply. The article notes the effectiveness of this method of solving both psychological and speech problems in preschool children with ONR.

Ключевые слова: fairy tale therapy, psychocorrection, fairy tales, ONR, perception, formation, effectiveness.

За последнее время значительно возросло количество детей, имеющих различные нарушения в речевом развитии. По данным Министерства просвещения Российской Федерации, 87% детей дошкольного возраста имеют нарушения речи, из них дети с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют самую многочисленную группу — около 40%. 

ОНР часто сочетается с выраженной неравномерностью психического развития (Л.И. Белякова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного, а также  недостаточность таких психических функций, как внимание и память (Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков, А.Н.Корнев, В.В. Ковалев). Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы. Заметно снижены слуховая память и продуктивность запоминания. Дети с недоразвитием речи испытывают затруднения в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта. У них также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, проблемы с общей и мелкой моторикой.

Речевые нарушения сказываются и на личностном развитии детей, характере их взаимоотношений с окружающими,  формировании  самосознания и самооценки, эмоционально-волевой сфере. (Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский).

В связи с этим  актуальным становится вопрос психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, которая помогла бы справиться им с  внутренними трудностями. Методы психокоррекционного воздействия в коррекции речевых нарушений разнообразны: игротерапия, психогимнастика, арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия.

Одним из действенных методов психологической коррекции речевых нарушений, а также личностного развития детей с ОНР, является сказкотерапия. Сказкотерапия – это инновационная методика, использующая сказочную форму для интеграции личности,  развития речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром,  позволяющая мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка. Исследованию сказок и метода сказкотерапии посвящены работы Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, А.В. Гнездилова, которые определяют сказкотерапию как процесс воспитания «внутреннего ребенка».

Широкое изучение теоретического материала и практического опыта по данной проблеме позволило использовать метод сказкотерапии в психологической коррекции  речевых нарушений детей с ОНР в условиях нашего детского сада.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Способствовать преодолению имеющихся нарушений речи у детей и развитию всех компонентов речи посредством элементов сказкотерапии.
  2. Развивать основные психические процессы и неречевые психические функции: слуховое и зрительное  восприятие, внимание, память,  оптико-пространственные отношения и представления (ориентация ребенка относительно себя в пространстве, в схеме своего тела), невербальный (неречевой) интеллект.
  3. Способствовать развитию самоконтроля, снижению  напряженности, тревожности, выработке конструктивных способов поведения.
  4. Развивать нравственные качества.

При использовании сказкотерапии учитываются следующие особенности: речевой статус детей, уровень развития неречевых психических функций, специфика возраста. Выбор сказок для занятий осуществляется, исходя из этих особенностей:

- они должны быть простые, хорошо знакомые детям;

- сюжет сказки должен быть интересным, вызывать эмоциональный отклик;

- возможное использование элементов сюжета, а не сказки целиком.

Кроме того, сказки подбираются таким образом, чтобы дети могли соотносить их со своим жизненным опытом.

Занятия по сказкотерапии проходят в игровой форме, что пробуждает у детей живой интерес. Они имеют свою структуру и обязательные элементы:

  1. Подготовительная часть: на данном этапе  формируем у детей положительный эмоциональный настрой на выполнение упражнений и заданий. Сообщается тема занятия, происходит прослушивание сказки.
  2. Основная часть: происходит непосредственное выполнение заданий и упражнений детьми, их участие в играх, физкультминутка, обсуждение сказки, составление рассказов.
  3. Заключительная часть: подведение итогов, обмен мнениями, рефлексия.

В своей работе  мы используем сказки авторов О.В. Хухлаевой и О.Е. Хухлаева «Портал в мир ребёнка. Психологические сказки для детей и родителей». Остановимся на них подробнее:

  1. сказка «Маша и медведь» помогает детям понять, что необходимо проявлять свои чувства, а не скрывать их от окружающих. На наш взгляд, она эффективна в работе с детьми, которые стараются не показывать окружающим такие чувства, как страх, злость, обиду, поскольку стремятся быть хорошими и никого не огорчать;

  2. сказка «Маленький медвежонок» используется нами  в работе с детьми, имеющими  трудности в общении со сверстниками, а также не редко проявляющими повышенную агрессивность по отношению к окружающим;
  3. использование «Сказки про Енота» в работе с интересующими нас детьми помогает разрешать трудности, возникающие у детей в общении со сверстниками, формировать у них умения вступать в контакт, снижать зажатость и скованность;
  4. «Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму» и «Сказка о глупенькой маме» демонстрируют конфликтные отношения с родителями, которые вызывают негативные чувства (обиду, злость и пр.) по отношению к родителям. Работа с использованием этих сказок помогает преодолеть  неадекватные реакции  детей на наказание, неодобрение.

В результате систематических занятий с использованием сказкотерапии можно отметить, что дети стали эмоционально раскрепощенными, более общительными, снизились конфликтность в отношениях с окружающими и уровень тревожных переживаний.

Данная методика доказала свою эффективность: дети действительно меняют свое поведение под влиянием сказочных сюжетов, стараясь подражать любимым героям, снижается  напряженность, связанная с тревогой, робостью и аффективностью, происходит выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, овладение вербальными и невербальными средствами установления и поддержания контакта, формирование нового опыта взаимоотношений, самоконтроля,  развитие самопринятия и принятия других.

Таким образом, работая со сказками, мы решаем с их помощью большой пласт не только психологических, но и речевых проблем.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артемова К. С. Особенности высших психических функций у старших дошкольников с разными формами речевой патологии /Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2013. —  № 5. — С. 90-92.
  2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. – М.: Генезис, 2011.
  3. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной ред. И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014 – 96 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - М.: Речь, 2017. – 310 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказкой. - Спб.: Речь, 2008.-240 с.
  6. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007.-240с.
  7. Титаренко В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников / В.А. Титаренко. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 840 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей  с общим недоразвитием речи....

Особенности сотрудничества учителя-логопеда и родителей, имеющих детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

В статье рассказывается о трех этапах процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образов...

Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного дошкольного учреждения

В статье раскрывается апробированная  система  работы с родителями  медико-психолого-педагогического и логопедического сопровождения детей  с Общим недоразвитием речи, осуществляем...

Использование игр для активизации речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

В образовательной деятельности по развитию речи дошкольников использую лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребе...

Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС.

В выступлении представлена система планирования образовательной деятельности для детей с тяжелым нарушением речи в условиях ФГОС...

Развитие лексики детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения

Словарный запас представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевой коммуникации. Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние...

Статья:" Социализация детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения"

В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи. Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у таких де...