Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй
консультация

Тимофеева Наталья Пардабаевна

ФиСовременные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_timofeeva_n.p.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

Физическое, психическое и социальное благополучие ребёнка, закладывается в семье. От семейного микроклимата во многом зависит и эффективность педагогических воздействий: ребёнок более податлив воспитательным влияниям, если растёт в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. Это даёт возможность воспитывать детей жизнерадостными, общительными, смелыми и здоровыми.  Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

Успех становления ребенка как личности напрямую зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, заведующей, специалистов, родителей – их отношения к самим себе, друг к другу, к ребенку. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились. Существуют типичные проблемы во взаимодействии педагогов ДОУ и родителей. Из опыта работы с родителями можно выделить такие часто встречающиеся типы родительского отношения (в основном мам).

«Пассивный родитель» — он следует внутренней позиции «Вы воспитатель, вот и следите за ребенком, это ваша работа, а мне это ни к чему». Обычно характерна эта позиция для обеспеченных, но занятых родителей. Которые перепоручают своих чад заботам профессионалов. Обычно это дети, лишенные теплого эмоционального контакта со своими родителями.

«Избегающий проблем родитель» — такой родитель, словно поставил перед собой цель убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребенком «все в порядке», даже если специалисты (психологи, медики, воспитатели) советуют обратиться по поводу состояния ребенка в специальные клиники. Для таких родителей характерно утаивание очень важной медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь ребенку. Такой родитель не желает видеть даже очевидных фактов, например, результатов тестирования, обследований, проведенных психологом, мед работником, педагогом ДОУ. В крайнем случае, родитель может ответить: «Это тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, а у меня нормальный ребенок». Родитель также может панически бояться разглашения диагноза, поэтому работнику ДОУ необходимо установить с ним особо доверительный контакт, чтобы он поверил в безопасность обращения к специалистам за помощью. Иначе ребенку невозможно будет вовремя помочь.

«Агрессивно-недовольный» — родитель, постоянно критикующий действия воспитателей по отношению к своему ребенку, иногда требующий разбирательства в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения с работниками ДОУ. Такое поведение родителей может негативно сказаться на отношениях их ребенка с воспитателем, который начинает бояться постоянных конфликтов.

«Надменный интеллектуал» — родитель, считающий свое мнение выше мнения воспитателя, специалиста, если информация о ребенке задевает болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребенка. Он может оборвать воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций относительно ребенка, если ему покажется, что специалист недостаточно авторитетен и вообще «не его поля ягода». В таких случаях «снобизм» родителя может быть нейтрализован созданием более официальной обстановки, где значение и роль специалиста, дающего рекомендации более очевидна. За всеми этими типами поведения родителей на самом деле скрывается уязвимость взрослого, нередко холодность по отношению к ребенку, непонимание детских проблем, растерянность, боязнь раскрыть свои истинные чувства, разрушить свои стереотипы.

К сожалению, в таких случаях также страдают дети, которые не могут получить адекватной помощи до тех пор, пока родители не изменят отношения к проблемам своего ребенка. Подобные тенденции проявляются особенно часто, если ребенок единственный, очень дорог или на него возлагаются особые надежды. Родителям в этом случае бывает трудно признать, что с их чадом что-то не так. Таким образом, несогласованность в действиях педагога и родителей может быть одной из причин дезадаптации ребенка в саду, неэффективности педагогических воздействий воспитателя. Воспитатель и родители могут совершенно по-разному, а иногда ошибочно смотреть на одну и ту же проблему ребенка – детский онанизм, робость, упрямство, агрессивность. От воспитателя требуются навыки конструктивного диалога с родителями по проблемам воспитания и развития ребенка.

Несмотря на то, что в детских садах много прекрасных педагогов, остается довольно много негативных моментов и в работе воспитателей. Это игнорирование мнения родителей, недооценка их опыта и условий семейного воспитания ребенка, превознесение собственных педагогических успехов и заслуг, раздача «ярлыков» и детям, и их родителям («яблоко от яблони», «его уже не исправишь», «ему нужен другой сад», «у таких родителей такой ребенок, ничего удивительного».) и т. д. Среди воспитателей можно наблюдать следующие типы поведения:

«Воспитатель родителей» — для такого воспитателя родители тоже дети, которым требуется все объяснить, которые, по мнению воспитателя, менее компетентны, так как «не занимаются своими детьми целый день». Среди них бывают и «теплые» педагоги, которые сочувствуют родителям в их проблемах с ребенком, но все равно смотрят на них свысока. Для таких воспитателей характерно не учитывать опыт семьи, в которой живет ребенок, считать свой опыт единственно правильным. Как ни странно, но носителями этого стиля отношений часто являются не только пожилые, но и довольно молодые работники.

«Закрытые воспитатели» — не хотят внимания к своей работе, не любят делиться своими профессиональными трудностями, так как опасаются критики со стороны коллег, заведующей, родителей. Не слишком балуют родителей информацией об их детях. Скованны, немногословны со взрослыми, но более комфортно чувствуют себя среди детей, сосредоточены на своей работе, исполнительны.

«Интеллектуалы» - воспитатели, которые больше уделяют внимания развитию у детей мыслительной сферы, но не эмоций и чувств, игнорируют коммуникативную деятельность детей. Им не очень свойственно учитывать и понимать эмоциональную мотивацию поведения ребенка. В своей работе такие воспитатели уделяют больше внимания занятиям, а не игре и общению детей друг с другом. Это связано во многом с их собственными личностными характеристиками и предпочтениями, личным эмоциональным опытом.

«Педанты» — требуют строгого выполнения режима, правил поведения. Порицание детей происходит в основном за нарушение дисциплины и порядка. Спонтанные проявления ребенка не приветствуются, так как любое бурное проявление индивидуальности ребенка рассматривается как нарушение нормативного поведения. Тишина и порядок без ярких проявлений инициативы ребенка – для такого воспитателя превыше всего. Тихие и послушные дети являются любимчиками, зато гиперактивные дети часто наказываются как нарушители спокойствия. Претензии к родителям у такого воспитателя касаются в основном дисциплины и послушания ребенка.

Другой проблемой, которая затрудняет создание эмоционально комфортных условий для развития и пребывания ребенка в детском саду, является непонимание взрослыми (воспитателем, родителем, педагогом) особенностей эмоционально-потребной сферы ребенка. Это приводит к постепенному накоплению у детей неудовлетворенности, общей апатии, исчезновению интереса к занятиям, угасанию познавательной мотивации.

Кроме проблем со взрослыми, у ребенка возникает масса трудностей в общении со сверстниками, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок может остро переживать, если его не принимают в игру, если он изгой в группе. Переживания ребенка редко волнуют взрослых, они не придают им особого значения в понимании поступков и поведения ребенка, а также своей роли в них.

Создание психологически комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, участвующих в этом процессе, без понимания роли эмоций для взаимодействия с ребенком и развития его природного потенциала, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционально комфортного общения как между взрослыми, так и между взрослыми и детьми. Такие задачи под силу сплоченному творческому коллективу, где люди понимают друг друга

В первую очередь педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

  1. Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
  2. Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
  3. Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
  4. Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
  5. Преодолеть свои «принципы» и негативное отношение к требованиям воспитателя
  6. Стать верным союзником педагога. Быть уверенным в том, что детский сад - это второй дом ребёнка, надёжная его крепость.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор: что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Наша основная задача заключается в том, чтобы, преодолевая трудности в работе с родителями, создавать почву для благотворного влияния на развитие ребёнка в целом, используя максимально накопленные знания и умения во благо воспитанника, а следовательно, и его семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.

семинар-практикум поможет молодым педагогам найти пути взаимодействия с родителями...

«Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие...

Актуальные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

•Партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенци...

"Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей"

В настоящее время актуальной проблемой является наладить взаимодействие педагогов дошкольной организации с родителями, повысить педагогическую культуру родителе...

Консультация для воспитателей по теме: Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

Консультация для воспитателей по теме:Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения  с семьями воспитанников....