ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
рабочая программа
Программа разработана для реализации в условиях стандартных дошкольных образовательных организаций, поэтому создание развивающей предметно-пространственной среды не требует значительных финансовых вложений.
Предложенный перечень является примерным и может корректироваться (расширяться, заменяться) в зависимости от возможностей образовательной организации, приоритетных направлений деятельности и других факторов. (Деление материалов и оборудования по образовательным областям также является достаточно условным).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Мир открытий»
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Программа разработана для реализации в условиях стандартных дошкольных образовательных организаций, поэтому создание развивающей предметно-пространственной среды не требует значительных финансовых вложений.
Предложенный перечень является примерным и может корректироваться (расширяться, заменяться) в зависимости от возможностей образовательной организации, приоритетных направлений деятельности и других факторов. (Деление материалов и оборудования по образовательным областям также является достаточно условным).
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Социально-коммуникативное развитие | |
Образные игрушки | Среднего размера куклы. Игрушки, изображающие животных (собака, кошка, заяц, петух и т.п.). |
Предметы быта | Соразмерные куклам: набор посуды, мебель, постельные принадлежности; устойчивые и крупные по размеру коляски. |
Техника, транспорт | Крупного размера машины (из пластмассы) на веревке. |
Познавательное развитие | |
Дидактические пособия и игрушки | Пирамидки, погремушки (разного цвета, формы, размера); игрушки для сенсорного развития (разного цвета, формы, фактуры поверхности и пр.), в том числе народные игрушки-вкладыши (бочата, матрешки и пр.). |
Строительные материалы и конструкторы | Кубики (пластмассовые, мягконабивные) с предметными картинками. |
Речевое развитие | |
Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности | Куклы-персонажи театра бибабо (кошка, собака); пальчиковые куклы. |
Художественно-эстетическое развитие | |
Материалы и оборудование для | Пальчиковые краски, восковые мелки. |
изобразительной деятельности | |
Музыкальное оборудование и игрушки | Фортепиано (в музыкальном зале), погремушки, бубенчики, колокольчики, звуковые мобили. |
Физическое развитие | |
Физкультурное оборудование | Мягкие модули, коврики для ползания. |
Оздоровительное оборудование | Оборудование для воздушных и водных процедур. Оборудование для обеспечения экологической безопасности: фильтры-очистители для воды, очистители-ионизаторы воздуха. |
РАННИЙ ВОЗРАСТ | |
Социально-коммуникативное развитие | |
Образные игрушки | Среднего размера куклы. Игрушки, изображающие животных (домашних, диких) и их детенышей, в том числе с дополнительными атрибутами (теленок с колокольчиком, поросенок в фартуке и пр.). Игрушки, изображающие сказочных персонажей, знакомых детям. Наборы игрушек для режиссерской игры (фигурки животных, куклы-голыши и пр.). Крупная лошадка-качалка с сиденьем для ребенка. |
Предметы быта | Соразмерные куклам: наборы посуды, мебель, постельные принадлежности; устойчивые и крупные по размеру коляски, бытовая техника (телевизор, утюг, кухонная плита), доска для глажения, умывальник, часы и пр. |
Техника, транспорт | Крупного и среднего размера машины (грузовые, легковые) на веревке, заводные машины, автобус, трамвай, крупная машина с сиденьем для ребенка и др. |
Бросовые материалы и предметы- заместители | Соразмерные руке ребенка детали строительных наборов (деревянные или пластмассовые круги, кольца, легкие безопасные бруски, дощечки разной формы и размеров и пр.); ткани и пр. |
Ролевые атрибуты | Руль, игрушечный набор «Доктор» и пр. |
Атрибуты для уголка ряженья | Цветные косынки, фартуки, шапочки и пр. |
Игрушки и оборудование для театрализованной | Куклы-персонажи театра бибабо (кошка, собака, петух и пр.), пальчиковые куклы; наборы игрушек среднего размера, изображающих знакомых героев |
деятельности | сказок для настольного (объемного или плоскостного) театра; карнавальные шапочки (зайцев, птиц, котят, медведей, цыплят и др.) |
Познавательное развитие | |
Дидактические пособия и игрушки | Дидактический стол. Пирамидки, вкладыши (матрешки, стаканчики и пр.), бирюльки, шнуровки. Наборы, включающие «удочки» с магнитами или крючками. Всевозможные игрушки с крючками, замками, задвижками; разнообразные по размеру и форме волчки и пр. Разноцветные кубы, цилиндры, конусы, предназначенные для сортировки и подбора их по цвету, форме, величине. Настольно-печатные игры: разрезные картинки (из 2-4 частей); игры типа «Кому что нужно», «Каких деток потеряла мама?» (курица, корова, лошадь, коза, собака и др.) Наглядные пособия, иллюстрации художников. |
Игрушки и оборудование для экспериментирования | Игрушки и оборудование для экспериментирования с песком, водой и снегом: плавающие игрушки (рыбки, утята) из пластмассы, резины, дерева; сачки, лопатки, совки, различные формы, щетки, грабли, сита. Разноцветные пластиковые мячики, ракушки и пр. Непромокаемые фартуки. Народные игрушки-забавы (шагающий бычок, клюющие курочки и др.). Динамические игрушки, каталки (в том числе с двигательными и шумовыми эффектами). Песочница в группе из двух емкостей для сухого и сырого песка. Ящик с бумагой, чтобы сминать и разрывать. |
Строительные материалы и конструкторы | Наборы строительных материалов, кубики (пластмассовые, деревянные), конструкторы типа лего с крупными деталями. |
Средства ИКТ | Интерактивные игрушки со звуковыми и цветовыми эффектами. |
Речевое развитие | |
Библиотека, аудиотека | Детские иллюстрированные книги (с плотными страницами). Аудиозаписи с произведениями фольклора (список рекомендуемых произведений представлен в содержательном разделе Программы). |
Художественно-эстетическое развитие | |
Материалы и оборудование для художественно- | Бумага разного формата, величины, цвета, фактуры. Мольберты, кисти № 10,12, штампы, краски (гуашь); цветные карандаши (мягкие), фломастеры с толстым |
продуктивной деятельности | цветным стержнем, черный жировой карандаш, восковые мелки и пр. Глина, пластилин, массы для лепки, клеенки, салфетки матерчатые. |
Музыкальное оборудование и игрушки | Фортепиано (в музыкальном зале), барабаны и бубны, колокольчики, бубенчики, кларнет, металлофон, музыкальные органчики, шкатулки- шарманки. Детская фонотека: записи народной музыки в исполнении оркестра народных инструментов; веселые, подвижные и спокойные; короткие фрагменты записей классической музыки разного характера (спокойного, веселого и др.). |
Физическое развитие | |
Физкультурное оборудование | Игровой модуль (горка; тоннель-«гусеница», качалка, большие игровые арки, гимнастический мат и пр.). Лесенка-стремянка; 2-3 пролета гимнастической стенки; валики для перелезания; прозрачный туннель, обруч для пролезания; дуга-воротца для подлезания (высота40см.); корзина, вожжи с бубенцами, мячи разных размеров, кегли. Трехколесные велосипеды. Гимнастическая скамейка. |
Оздоровительное оборудование | Оздоровительный модуль (массажные коврики и дорожки, сухой бассейн, резиновые кольца, коврики разной фактуры и пр.). Оборудование для воздушных и водных процедур. Оборудование для обеспечения экологической безопасности: фильтры-очистители для воды, очистители-ионизаторы воздуха. |
МЛАДШИЙ И СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ | |
Социально-коммуникативное развитие | |
Образные игрушки | Куклы разных размеров (мальчики, девочки, младенцы), а также представляющие людей разных профессий и национальностей, комплекты сезонной одежды и обуви к ним. Зоологические игрушки (насекомые, птицы, рыбы, домашние животные, звери). Тематические наборы игрушек для режиссерских игр: «Ферма», «В деревне», «В городе», «Гараж», «Магазин», «Пожарная станция». |
Предметы быта | Соразмерные куклам наборы столовой и чайной посуды, мебели, постельных принадлежностей, бытовой техники. Соразмерные куклам раскладные коляски, санки. Наборы игрушечных инструментов: молоток, топор, пила. |
Техника, транспорт | Наборы игрушек (как крупногабаритных, так и |
Организационный раздел | 329 |
соразмерных руке ребенка), изображающих различные виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный (автобус, машина-фургон, пожарная машина, машины «скорой помощи» и др.), воздушный (самолет, вертолет), водный (катер, корабль, яхта) и др. Игрушки, обозначающие средства связи (телефон, компьютер). | |
Бросовые материалы и предметы- заместители | Веревки, пластмассовые флаконы, коробки, банки, лоскутки, разные виды кружев, бумаги; природный материал и пр. |
Ролевые атрибуты | Руль, бинокль, фотоаппарат, видеокамера, якорь и др. Элементы костюмов и аксессуаров (юбки, жилеты, пелерины, шарфики, платочки, головные уборы, бусы, браслеты, сумки и др.), комплекты профессиональной одежды. Сумки, корзины и др. |
Атрибуты для уголка ряженья | Цветные косынки, юбки, фартуки, кокошники, шапочки, элементы костюмов сказочных героев и др. |
Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности | Наборы игрушек для кукольного театра (бибабо), теневого театра, пальчикового театра; куклы- марионетки, наборы фигурок и декораций по сюжетам сказок и пр. |
Познавательное развитие | |
Дидактические пособия и игрушки | Игрушки для сенсорного развития (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.), наборы для классификаций. Кубики, шарики, всевозможные вкладыши (в рамку, в основание, один в другой), в том числе доски Сегена. Пазлы, мозаики, лото, домино. Блоки Дьенеша, «Квадраты», «Сложи узор» Никитина, палочки Кьюизенера и пр. Наглядные пособия, иллюстрации художников. Аудиозаписи со звуками природы, голосами птиц и др. |
Игрушки и оборудование для экспериментирования | Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом (комплекты различных формочек, грабли, совки, сита, сосуды для переливания, ведра, лопатки и пр.) Разноцветные пластиковые мячики, ракушки и пр. Непромокаемые фартуки. Вертушки, флюгеры для наблюдений за ветром, крупные лупы и пр. |
Строительные материалы и конструкторы | Строительные наборы (деревянные, пластмассовые) разного размера; конструкторы разного размера, в том числе типа лего. |
Средства ИКТ | Интерактивная доска (или стол), демонстрационные материалы и развивающие программы. |
Речевое развитие | |
Библиотека, аудиотека | Книги со сказками, стихотворениями, рассказами, познавательного характера с качественными иллюстрациями. Аудиозаписи с произведениями фольклора (список рекомендуемых произведений представлен в содержательном разделе Программы). |
Художественно-эстетическое развитие | |
Материалы и оборудование для художественно- продуктивной деятельности | Мольберты, цветные карандаши (12 цветов), кисти беличьи или колонковые (2 размера для каждого ребенка), краски гуашь (не менее 6 цветов), палитры детские, стаканчики-непроливайки, мелки (восковые, пастельные, меловые), бумага (белая, цветная и тонированная), картон, ножницы для ручного труда, клей, клеевые кисти, пластилин (8-12 цветов), глина, стеки, поворотные диски, формочки для песка и выпечки, геометрические тела, предметы для натуры и обследования (игрушки, муляжи овощей и фруктов, бытовые предметы) и др. Нетрадиционные материалы: соленое тесто, природный материал, разноцветные пуговицы и шнурки, ватные палочки и диски, зубные и платяные щетки, губки, песок (цветной декоративный и чистый речной). Для развития эстетического восприятия: произведения народного и декоративно-прикладного искусства, книги по искусству, репродукции, детские художественные альбомы (список рекомендуемых произведений представлен в Программе). Книги серий «Мастерилка» и «С чего начинается Родина (народное искусство)» для самостоятельной деятельности и взаимодействия педагога с семьей. |
Музыкальное оборудование и игрушки | Фортепиано (в музыкальном зале), треугольники, бубенцы и колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и др. Танцевально-игровые атрибуты (различные по цвету и размеру ленты, султанчики, платки и шарфы, искусственные цветы, веночки, листики, веточки, корзиночки и др.). Коллекция образцов музыки: детский фольклор народов мира; классическая музыка (наиболее яркие и доступные по продолжительности звучания части произведений); музыка современных композиторов |
разных жанров и стилей (список рекомендуемых произведений представлен в содержательном разделе Программы). | |
Физическое развитие | |
Физкультурное оборудование | Шведская стенка 4 пролета, 2 гинастические скамейки; лестницы веревочные, 2 наклонные; доски с ребристой поверхностью, 2 гимнастических мата, мячи разных размеров, дуги-«ворота» для подлезания 60см, кегли, кольцебросы, скакалки, обручи, гимнастические палки, флажки, мешочки с песком вес 100гр, платки, ленты, санки, лыжи с мягким креплением, трехколесные велосипеды, самокаты и др. |
Оздоровительное оборудование | Массажные коврики и дорожки, массажные мячи и диски (большие и маленькие). Оборудование для воздушных и водных процедур (пластмассовые тазы, полотенца, бассейн, «морская тропа» и пр.); валики для сна; сухой бассейн и пр. Оборудование для обеспечения экологической безопасности: фильтры-очистители для воды, очистители-ионизаторы воздуха и др. |
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ | |
Социально-коммуникативное развитие | |
Образные игрушки | Куклы разных размеров (мальчики, девочки, младенцы), в том числе, представляющие людей разных профессий и национальностей; комплекты сезонной, профессиональной и национальной одежды и обуви к ним. Игрушки, обозначающие животных разных континентов (насекомых, птиц, рыб, зверей). Комплекты игрушек исторической тематики: изображающие воинов разных эпох, набор динозавров и других животных древних времен. Народные игрушки (из глины, дерева, ткани, соломы и пр.) Тематические наборы игрушек для режиссерских игр: «Магазин», «Пожарная станция», «Вокзал», «Аэропорт», «Гараж», «Бензоколонка» «В деревне», «Птичий двор», «Ферма» и др. |
Предметы быта | Соразмерные куклам наборы посуды (чайной, столовой), мебели, постельных принадлежностей, бытовой техники, раскладные коляски, санки. Наборы игрушечных инструментов: молоток, пила, топор, отвертка, гаечный ключ и др. |
Техника, транспорт | Наборы игрушек разного размера, изображающих различные виды транспорта: пассажирский, грузовой, специальный (автобус, машина-фургон, пожарная машина, машины «скорой помощи» и др.), воздушный (самолет, вертолет), водный (катер, корабль, яхта) с разными способами приведения в движение (инерционные, с дистанционным управлением). Игрушки, обозначающие средства связи (телефон, компьютер). |
Бросовые материалы и предметы- заместители | Природный материал, веревки, пробки, чурки, пластмассовые флаконы, емкости из-под йогурта коробки, банки, пластиковые бутылки, лоскутки, мешочки, разные виды кружев, бумаги, поделочные материалы и пр. |
Ролевые атрибуты | Руль, бинокль, фотоаппарат, видеокамера, якорь и др. Элементы костюмов и аксессуаров (ткани, ленты, юбки, жилеты, пелерины, шарфики, платочки, головные уборы, бусы, браслеты, сумки, корзины и др.), комплекты профессиональной одежды. |
Атрибуты для костюмерной | Цветные косынки, юбки, фартуки, кокошники, шапочки, элементы костюмов сказочных героев, набор масок на штоках и др. |
Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности | Все виды театрализованных игрушек, в том числе на штоках, элементы костюмов сказочных героев, набор масок на штоках и др. |
Познавательное развитие | |
Дидактические пособия и игрушки | Наборы для классификаций и совершенствования сенсорики (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.), всевозможные вкладыши (в рамку, в основание, один в другой), в том числе доски Сегена. Пазлы, мозаики, лото, домино. Блоки Дьенеша, «Квадраты», «Сложи узор» Никитина, палочки Кьюизенера и пр. Настольно-печатные игры, в том числе краеведческого содержания, экологической направленности. Игры типа «Танграм» («Пифагор», «Колумбово яйцо» и др.). Головоломки, интеллектуальные игры (шашки, шахматы и др.). Наглядные пособия, в том числе детские атласы, географическая карта, глобус, календари (настенные, настольные, отрывные), иллюстрации художников. Аудиозаписи со звуками природы, голосами птиц и др. |
Игрушки и оборудование для экспериментирования | Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом. Непромокаемые фартуки. Вертушки, флюгеры для наблюдений за ветром, крупные лупы и пр. Предметы-измерители: весы, мерные сосуды, часы (механические, электронные, песочные, солнечные) и др. Специальное оборудование для детского экспериментирования. |
Строительные материалы и конструкторы | Разнообразные строительные наборы, конструкторы магнитные, электромеханические, с болтовым соединением, типа лего и др. |
Средства ИКТ | Интерактивная доска (или стол), демонстрационные материалы и развивающие программы. |
Речевое развитие | |
Библиотека, аудиотека | Книги со сказками, рассказами, стихами с иллюстрациями разных художников; детские журналы и энциклопедии. Аудиозаписи с произведениями художественной литературы и фольклора (список рекомендуемых произведений представлен в содержательном разделе Программы). |
Художественно-эстетическое развитие | |
Материалы и оборудование для художественно- продуктивной деятельности | Мольберты, карандаши цветные (18-24 цвета), простые и многоцветные, кисти беличьи или колонковые (3 размера для каждого ребенка), краски гуашь (8-12 цветов) и акварель, сангина, гелевые ручки, палитры детские, стаканчики для воды, подставки под кисти, мелки (пастельные, меловые, восковые), бумага (белая, цветная, тонированная, копировальная, калька), картон, гофрокартон, ткань, ножницы для ручного труда, клей, клеевые кисти, пластилин (не менее 12 цветов), глина, стеки, поворотные диски, степлер, дырокол, скотч, геометрические тела, предметы для натуры (игрушки, комнатные растения, муляжи овощей и фруктов, предметы быта, дизайн-изделия). Нетрадиционные материалы: природный материал, соленое тесто, разноцветные шнурки, шерстяные нитки, пуговицы, бусины, бисер, ватные палочки, щетки, губки, песок (цветной декоративный и чистый речной), соль. Для развития эстетического восприятия: произведения народного и декоративно-прикладного искусства, мелкая пластика, книги по искусству, репродукции, детские художественные альбомы (список |
рекомендуемых произведений представлен в Программе). Книги серий «Мастерилка» и «С чего начинается Родина (народное искусство)» для самостоятельного творчества детей и взаимодействия педагога с семьей. Оборудования для выставок. | |
Музыкальное оборудование и игрушки | Фортепиано (в музыкальном зале), треугольники, бубенцы и колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и др. Танцевально-игровые атрибуты. Коллекция образцов музыки (список рекомендуемых произведений представлен в содержательном разделе Программы). |
Физическое развитие | |
Физкультурное оборудование | Шведская стенка, скамейки; лестницы веревочные, наклонные; стойки для прыжков, доски с ребристой поверхностью, наклонные, гимнастические маты, батуты; мячи разных размеров, мячи утяжеленные вес 500-1000 гр, дуги-«ворота» для подлезания 60см, кегли, кольцебросы, скакалки, обручи, гимнастические палки, флажки, кубики пластмассовые 5х5см, платочки, ленточки, мешочки с песком 200-250гр, канат, ворота для мини футбола, баскетбольные кольца, сетка волейбольная, кубы 40х40см, санки, лыжи с мягким креплением, двухколесные велосипеды, самокаты, бадминтон, секундомер, рулетка и др. |
Оздоровительное оборудование | Массажные коврики и дорожки, массажные мячи и диски (большие и маленькие). Оборудование для воздушных и водных процедур (пластмассовые тазы, полотенца, бассейн, «морская тропа» и пр.); валики для сна; сухой бассейн и пр. Оборудование для обеспечения экологической безопасности: фильтры-очистители для воды, очистители-ионизаторы воздуха и др. |
Организационный раздел
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Материалы по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе
1.Электронная презентация по теме: “Создание РППС в конкретной возрастной группе ДОО ”;2.Электронная презентация по теме: “Создание РППС в группе ДОО в соответствии с Сан...

Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...

Примерный перечень материалов и оборудования развивающей предметно-пространственной среды
Дан примерный перечеть наполняемости РППС...
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...