Проект "Русская Матрешка"
проект (старшая группа)

Старостина Анна Вадимовна

Знакомство с истории русской народной Матрешки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_matryoshka.docx78.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

По познавательному развитию

для детей 5-6 лет

«Русская матрешка»

                                                       

                                                     

г. Нижневартовск

Оглавление:

1.

Пояснительная записка                                                                                        

3  

2.

Обнаруженные противоречия                                                                              

3

3

Цель и задачи

4

4.

Содержание проекта                                                                                              

5

5.

Механизм реализации                                                                                            

9

6.

Ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое, финансовое)                                                                                          

11

7.

Представление промежуточных и конечных

результатов деятельности участников проекта (обучающихся)                

11

8.

Список литературы                                                                                              

13

9.

Приложение

                                                                                                                                               

1. Пояснительная записка

Основными принципами дошкольного образования в условиях ФГОС является сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёт этнокультурной ситуации развития детей, амплификация детского развития и т.д.

Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине: «Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого… Это прошлое – наше наследство, наше достояние…» (Максимилиан Волошин).

 Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

 Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. В последние годы в нашей стране произошли глобальные изменения. В большей степени это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Возрождение духовно-нравственного воспитания – шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.

2. Обнаруженные противоречия

В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.

Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Ознакомление детей с русской народной игрушкой «матрешкой» невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки.

Именно скудные знания об этой русской красавице подвигли нас на изучении и близкое знакомство с ней. Знакомя детей с русской матрёшкой, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.

Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования её.

Ключевые категории:

Содержание понятия

Источник

1

«Матрешка - история любимой русской куклы»

http://dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor

2

«История матрешки. Технология изготовления»

http://www.vipdoll.ru/

3

Русская матрешка

http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/

 Цель и задачи, предполагаемые результаты проекта

1. Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно - прикладного искусства - Русской Матрёшкой.

2.Создание педагогических условий для формирования в каждом ребёнке основ духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

Задача 1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;

Задача 2. Познакомить детей с историей народного промысла по изготовлению матрешки;

Задача 3. Формировать и развивать эстетическо-творческие возможности детей в процессе разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной и игровой.

Задача 4. Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки;

Задача 5. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.

Предполагаемые результаты проекта:

Результат 1. Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.

Результат 2. Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).

Результат 3. Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.

Результат 4. Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.

Результат 5. У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.

Результат 6. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.

Результат 7. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Результат 8. Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.

Оценка эффективности реализации проекта:

Предполагаемые результаты

Способ оценки эффективности реализации проекта

Показатели эффективности реализации проекта

Результат 1

Диагностика

Количественные и качественные показатели

Результат 2

Диагностика

Количественные и качественные показатели

Результат 3

Диагностика

Количественные и качественные показатели

Результат 4

Диагностика

Количественные и качественные показатели

Результат 5

Диагностика

Количественные и качественные показатели

Результат 6

Создание мини -музея

Мини-музей Русская матрешка

Результат 7

Анкета для родителей

Вопросы для  родителей

Результат 8

Анкета для родителей

Вопросы для  родителей

3. Содержание проекта

Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности

  • Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)
  • Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке, о впечатлениях и приобретенных знаниях в ходе проекта.
  • Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.
  • Совместно с родителями:

- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.

- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Хоровод матрешек», «Русская матрешка», «Матрешка руками семьи».

Вид деятельности,

формы работы

Задачи

I. Прогулки

1. Расширять кругозор детей об окружающем мире, дать понятие, что природный материал может служить для изготовления различных игрушек (н-р, дерево для народных игрушек - матрешек и др.)

2. Учить составлять творческие рассказы о том, как мастера готовят материал для изготовления матрешки.

3. Развивать речь, мышление, фантазию, расширять словарный запас.

4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

II. Наблюдение

 (на прогулке)

1.  За деревьями

1. Расширять кругозор о деревьях, их особенностях и внешнем виде, пригодных для изготовления деревянных игрушек (матрешки).

2. Вызвать эмоциональный отклик на чувство сопричастности к окружающему миру.

3. Воспитывать чувства доброты, бережного и заботливого отношения к природе.

2. За играми детей на прогулке

1.Дать понятие о том, что на прогулке играть можно с игрушками из пластмассы, дерева, металла, но игрушки народного промысла в играх во время прогулки использовать нельзя.

2.Расширять кругозор детей о том, что можно использовать природный материал (снег, песок и др.) для постройки (н-р, матрешки из снега, песка и др.).

3. Учить строить матрешку из песка, используя для украшения кусочки ткани, цветные ленты, бросовый материал.

4.Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, коммуникативные способности в ходе совместной деятельности.

III. Игровая деятельность

(совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая деятельность)

  • Игры с природным материалом (на прогулке):

1. Нарисуй на песке (матрешку)

2. Постройка из песка «Матрешка - красавица», «Дружная семейка матрешек».

1. Закреплять знания об использовании природного материала для постройки.

2. Развивать речь, мышление, память, фантазию, воображение, творческие способности, художественно – эстетический вкус.

3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.

4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам.

  • Игры пальчиковые:

1. Мы – матрешки.

2. Мы – веселые матрешки

3. Раз – матрешка, два – матрешка…

1.Способствоать сохранению и укреплению здоровья детей, снятию нервного и мышечного напряжения.

2. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.

3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть коллективно.

  • Игры подвижные:

1. «Бегите к матрешке»

2. «Раз, два, три матрешечку найди»

3. «Шли матрешки по дорожке»

4. Добрось мяч до матрешки

5. «Матрешки и карусели»

1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание).

3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей.

  • Игры хороводные:

1. «Матрешечка - матрешка»

2. «Мы – веселые матрешки»

3. «Самовар»

4. «Аленький платочек»

5. «Русская красавица»

1.Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласковые слова.

2. Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.

  • Игры речевые:

1. «Назови ласково»

2. «Закончи предложение»

3. «Кто больше слов скажет?»

4. «Только слова о матрешке»

5. «Опиши матрешку»

1.Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласковые слова.

2.Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.

  • Сюжетно – ролевые игры:

1.  «Магазин «Сувениры»

2. «Музей народной игрушки»

3. «Завод изготовления матрешек»

4. «Ярмарка

1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг другу, принимать на себя второстепенные роли.

2. Учить отображать в игре трудовую и общественную деятельность взрослых (мастеров, народных умельцев, художников, продавцов, покупателей и др.)

3. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение общаться вежливо, тактично, дружелюбно.

4. Воспитывать культуру поведения и речи, доброжелательное отношение к сверстникам.

IV. Организованная образовательная деятельность

  • Мультимедийная презентация «Русская матрешка»

1. Познакомить с историей возникновения матрешки на Руси, видами, изготовления и росписи матрешки, музея матрешки в Москве.

2. Развивать познавательный интерес к культуре России, ее традициям, символам.

3. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса.

4. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие Отечества.

  • ООД: «Русская матрёшка
  • ООД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).

1. Познакомить с видами, росписью матрешек на Руси.

2.Развивать познавательный интерес, восприятие художественных образов народного искусства.

3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям русского народа.

4.Прививать чувство сопричастности к Родине, ее историческим и культурным ценностям, символам.

  • «Расскажем о матрешке»

1.Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке.

2.Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие.

3.Воспитывать доброжелательное  уважительное отношение к рассказам сверстников.

  • Игра-квест «Путешествие матрешки по пяти континентам»

1.Расширять кругозор о видах матрешки, использовании различных материалов при изготовлении, использовании матрешки в жизни человека.

2.Развивать мышление, познавательный интерес, диалогическую речь, коммуникативные способности, воображение.

3. Воспитывать доброжелательность, целеустремленность, ответственность, уважение к сверстникам и взрослым.

•        «Хоровод матрешек» (музыкальная деятельность)

1. Вызвать у детей позитивный, эмоциональный настрой на разучивание нового танца -  «Хоровод матрешек».

2. Развивать чувство ритма, такта, музыкальное восприятие, используя народные инструменты (деревянные ложки).

3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

V. Ознакомление с художественной литературой

Разучивание стихотворений, частушек, загадок о матрешках.

1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения.

2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке.

3. Развивать память, мышление, речь.

4. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия.

VI. Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей)

  •  «Самая красивая матрешка» (лепка)
  • ««Красавицы- подружки»»

(изодеятельность)

  • Аппликация – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами»
  • Раскрашивание раскрасок по теме проекта.

1. Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки.

2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи (тонирование, мазки, нанесение тонких линий, округлых форм, инкрустирование пайетками и др.)

3. Учить выкладывать узор.

3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками, красками.

5.Развивать творчество, воображение, фантазию.

6. Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки.

VII. Трудовая деятельность

- трудовые поручения

- самообслуживание

- коллективный труд

    - дежурство

1. Закреплять умения по подготовке к занятию: раздача материала (пластилин, доски, стеки, салфетки, акварель, кисти, стаканчики с водой, клеенка и др.)

2.Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать художественные принадлежности после занятий.

3.Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по группе, столовой.

4.Воспитывать чувство ответственности, уважения  к труду взрослых и сверстников

VIII. Взаимодействие с родителями

  • родительские встречи;
  • подборка художественной литературы (стихотворения, рассказы), иллюстраций, картинок о матрешках.
  • изготовление поделок «Матрешка вместе с семьёй»
  • организация выставки «Семейная матрешка»
  • папки – передвижки:

«Что мы знаем о русской матрешке?», «Русская матрешка – потенциал развития ребенка».

1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта.

2.Приобщать родителей к воспитательному процессу.

3.Оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми.

4. Создать эмоциональный настрой.

4. Механизм реализации

Этапы реализации проекта:

Сроки

Содержание деятельности

Ответственные лица, привлекаемые специалисты

Карта достижений педагога (профессиональное саморазвитие)

Подготовительный

5 дней

Внести в группу Семёновскую Матрёшку. Выяснить, знают ли дети, как называется эта игрушка? Откуда она взялась? Предложить детям узнать больше об этой игрушке.

воспитатели

Предложены матрешки разных мастеров для изучения детьми

1.Определение темы проекта

воспитатели

Определена тема

2.Формулировка цели и определение задач

воспитатели

Сформулирована и поставлена цель и задачи

3.Подбор материалов по теме проекта

воспитатели

Подобран  материал по теме

4.Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству.

воспитатели

Проведено анкетирование родителей изучен опрос

5.Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов

воспитатели

Созданы условия для реализации проекта

6.Изучение методической литературы, сбор информации.

воспитатели

Изучена методическая литература

Основной

30 дней

1.Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

воспитатели

Активизирована деятельность обучающихся и родителей

2.Познакомить детей с историей матрёшки.

воспитатели

Ознакомлены дети с историей матрешки, проведено ООД

3.Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

воспитатели

Изучены элементы, роспись составление орнамента

4.Игровая деятельность.

воспитатели

Активизирована игровая деятельность через дидактические, подвижные игры, наблюдения, чтение художественной литературы

Итоговый

5 дней

1.Домашние задания для совместной деятельности с родителями.

родители

Проведена работа с родителями по выполнению домашнего задания

2.Оформление экспозиции мини-музея «Русская матрёшка».

воспитатели

родители

Оформлен мини-музей в группе

3.Презентация проекта

воспитатели

Проведенная презентация проекта

4.Выставка: «Семейная матрёшка».

воспитатели

родители

Организована выставка «Семейная матрешка»

5.Итоговое мероприятия: праздник «День рождение матрёшки»

воспитатели

музыкальный руководитель

Проведен праздник «День матрешки»

5. Ресурсное обеспечение

 (кадровое, материально-техническое, финансовое)

Кадровое – воспитатели, родители, музыкальный руководитель

Материально-техническое - Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:

1.Сюжетно – ролевые игры: «Музей народной игрушки», «Магазин «Сувениры», «Завод изготовления матрешек», «Ярмарка».

2.Центры: ряженья (платочки, фартуки, ленты и др.), кукольный  (куклы, одежда и наряды для кукол);

3.Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек».

4.Наглядные пособия: альбом «Матрешки», «Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки» и др.

5.Материал для продуктивной и изо деятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;

6.Материал для музыкальной деятельности: компакт – диски с песнями и музыкальными композициями по теме проекта.

7.Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке:

В. Берестов «Матрешкины потешки», В. Приходько «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», С. Иванов «Барышня - матрешка», Н. Салов «Матрешка»

8.Выносной материал и игрушки для прогулки: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.

9.Прочие материалы и оборудование: фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.

6. Представление промежуточных и конечных результатов деятельности участников проекта (обучающихся)

Результат 1.

 На начало: 11 человек – Средний уровень,

                    14 человек –  Низкий уровень

 На конец: 8 человек – Высокий уровень,

                  17 чел. – Средний уровень

Результат 2.

На начало:12 человек – Средний уровень

                  13 человек – Низкий уровень,

На конец: 13 человек – Высокий уровень,

                  12 человек – Средний уровень

Результат 3.  

На начало: 18 человек – Высокий уровень,

                     7 человек – Низкий уровень,

 На середину: 8 человек – Высокий уровень,

                        15 человек – Средний уровень

Результат 4. 

На начало: 14 человек – Средний уровень,

                    11 человек – Низкий уровень,

На конец:  11 человек – Высокий уровень,

                    14 человек – Средний уровень

Результат 5. 

На начало: 17 человек – Средний уровень,

                      8 человек -  Низкий уровень,

На конец:     14 человек – Высокий уровень,  

                      11 человек – Средний уровень

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Москва,2008.
  2. Затулякина В.Д. Детям о русских праздниках и обрядах. Горно-Алтайск,1995.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург,1998.
  4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Москва,2010.
  5. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань. Русское народное творчество. М.,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»

Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...

конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»

Открытая форма ООД для воспитателей....

Игра с матрешками. Матрешки танцуют

Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и пра­вильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать вни­мание....

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...