Проект "Русская Матрешка"
проект (старшая группа)
Знакомство с истории русской народной Матрешки
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
По познавательному развитию
для детей 5-6 лет
«Русская матрешка»
г. Нижневартовск
Оглавление:
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Обнаруженные противоречия | 3 |
3 | Цель и задачи | 4 |
4. | Содержание проекта | 5 |
5. | Механизм реализации | 9 |
6. | Ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое, финансовое) | 11 |
7. | Представление промежуточных и конечных результатов деятельности участников проекта (обучающихся) | 11 |
8. | Список литературы | 13 |
9. | Приложение |
1. Пояснительная записка
Основными принципами дошкольного образования в условиях ФГОС является сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёт этнокультурной ситуации развития детей, амплификация детского развития и т.д.
Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине: «Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого… Это прошлое – наше наследство, наше достояние…» (Максимилиан Волошин).
Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. В последние годы в нашей стране произошли глобальные изменения. В большей степени это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Возрождение духовно-нравственного воспитания – шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.
2. Обнаруженные противоречия
В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности.
Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Ознакомление детей с русской народной игрушкой «матрешкой» невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки.
Именно скудные знания об этой русской красавице подвигли нас на изучении и близкое знакомство с ней. Знакомя детей с русской матрёшкой, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.
Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования её.
Ключевые категории:
№ | Содержание понятия | Источник |
1 | «Матрешка - история любимой русской куклы» | http://dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor |
2 | «История матрешки. Технология изготовления» | |
3 | Русская матрешка | http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/ |
Цель и задачи, предполагаемые результаты проекта
1. Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно - прикладного искусства - Русской Матрёшкой.
2.Создание педагогических условий для формирования в каждом ребёнке основ духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
Задача 1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;
Задача 2. Познакомить детей с историей народного промысла по изготовлению матрешки;
Задача 3. Формировать и развивать эстетическо-творческие возможности детей в процессе разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной и игровой.
Задача 4. Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки;
Задача 5. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
Предполагаемые результаты проекта:
Результат 1. Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.
Результат 2. Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
Результат 3. Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.
Результат 4. Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.
Результат 5. У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.
Результат 6. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
Результат 7. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Результат 8. Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.
Оценка эффективности реализации проекта:
Предполагаемые результаты | Способ оценки эффективности реализации проекта | Показатели эффективности реализации проекта |
Результат 1 | Диагностика | Количественные и качественные показатели |
Результат 2 | Диагностика | Количественные и качественные показатели |
Результат 3 | Диагностика | Количественные и качественные показатели |
Результат 4 | Диагностика | Количественные и качественные показатели |
Результат 5 | Диагностика | Количественные и качественные показатели |
Результат 6 | Создание мини -музея | Мини-музей Русская матрешка |
Результат 7 | Анкета для родителей | Вопросы для родителей |
Результат 8 | Анкета для родителей | Вопросы для родителей |
3. Содержание проекта
Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности
- Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)
- Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке, о впечатлениях и приобретенных знаниях в ходе проекта.
- Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.
- Совместно с родителями:
- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.
- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Хоровод матрешек», «Русская матрешка», «Матрешка руками семьи».
Вид деятельности, формы работы | Задачи |
I. Прогулки | |
1. Расширять кругозор детей об окружающем мире, дать понятие, что природный материал может служить для изготовления различных игрушек (н-р, дерево для народных игрушек - матрешек и др.) 2. Учить составлять творческие рассказы о том, как мастера готовят материал для изготовления матрешки. 3. Развивать речь, мышление, фантазию, расширять словарный запас. 4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. | |
II. Наблюдение | |
(на прогулке) 1. За деревьями | 1. Расширять кругозор о деревьях, их особенностях и внешнем виде, пригодных для изготовления деревянных игрушек (матрешки). 2. Вызвать эмоциональный отклик на чувство сопричастности к окружающему миру. 3. Воспитывать чувства доброты, бережного и заботливого отношения к природе. |
2. За играми детей на прогулке | 1.Дать понятие о том, что на прогулке играть можно с игрушками из пластмассы, дерева, металла, но игрушки народного промысла в играх во время прогулки использовать нельзя. 2.Расширять кругозор детей о том, что можно использовать природный материал (снег, песок и др.) для постройки (н-р, матрешки из снега, песка и др.). 3. Учить строить матрешку из песка, используя для украшения кусочки ткани, цветные ленты, бросовый материал. 4.Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, коммуникативные способности в ходе совместной деятельности. |
III. Игровая деятельность (совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая деятельность) | |
1. Нарисуй на песке (матрешку) 2. Постройка из песка «Матрешка - красавица», «Дружная семейка матрешек». | 1. Закреплять знания об использовании природного материала для постройки. 2. Развивать речь, мышление, память, фантазию, воображение, творческие способности, художественно – эстетический вкус. 3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости. 4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам. |
1. Мы – матрешки. 2. Мы – веселые матрешки 3. Раз – матрешка, два – матрешка… | 1.Способствоать сохранению и укреплению здоровья детей, снятию нервного и мышечного напряжения. 2. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь. 3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть коллективно. |
1. «Бегите к матрешке» 2. «Раз, два, три матрешечку найди» 3. «Шли матрешки по дорожке» 4. Добрось мяч до матрешки 5. «Матрешки и карусели» | 1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. 2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание). 3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей. |
1. «Матрешечка - матрешка» 2. «Мы – веселые матрешки» 3. «Самовар» 4. «Аленький платочек» 5. «Русская красавица» | 1.Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласковые слова. 2. Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь. 3. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия. |
1. «Назови ласково» 2. «Закончи предложение» 3. «Кто больше слов скажет?» 4. «Только слова о матрешке» 5. «Опиши матрешку» | 1.Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласковые слова. 2.Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь. 3. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия. |
1. «Магазин «Сувениры» 2. «Музей народной игрушки» 3. «Завод изготовления матрешек» 4. «Ярмарка | 1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг другу, принимать на себя второстепенные роли. 2. Учить отображать в игре трудовую и общественную деятельность взрослых (мастеров, народных умельцев, художников, продавцов, покупателей и др.) 3. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение общаться вежливо, тактично, дружелюбно. 4. Воспитывать культуру поведения и речи, доброжелательное отношение к сверстникам. |
IV. Организованная образовательная деятельность | |
| 1. Познакомить с историей возникновения матрешки на Руси, видами, изготовления и росписи матрешки, музея матрешки в Москве. 2. Развивать познавательный интерес к культуре России, ее традициям, символам. 3. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса. 4. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие Отечества. |
| 1. Познакомить с видами, росписью матрешек на Руси. 2.Развивать познавательный интерес, восприятие художественных образов народного искусства. 3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям русского народа. 4.Прививать чувство сопричастности к Родине, ее историческим и культурным ценностям, символам. |
| 1.Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке. 2.Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие. 3.Воспитывать доброжелательное уважительное отношение к рассказам сверстников. |
| 1.Расширять кругозор о видах матрешки, использовании различных материалов при изготовлении, использовании матрешки в жизни человека. 2.Развивать мышление, познавательный интерес, диалогическую речь, коммуникативные способности, воображение. 3. Воспитывать доброжелательность, целеустремленность, ответственность, уважение к сверстникам и взрослым. |
• «Хоровод матрешек» (музыкальная деятельность) | 1. Вызвать у детей позитивный, эмоциональный настрой на разучивание нового танца - «Хоровод матрешек». 2. Развивать чувство ритма, такта, музыкальное восприятие, используя народные инструменты (деревянные ложки). 3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. |
V. Ознакомление с художественной литературой | |
Разучивание стихотворений, частушек, загадок о матрешках. | 1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения. 2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке. 3. Развивать память, мышление, речь. 4. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия. |
VI. Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей) | |
(изодеятельность)
| 1. Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки. 2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи (тонирование, мазки, нанесение тонких линий, округлых форм, инкрустирование пайетками и др.) 3. Учить выкладывать узор. 3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками, красками. 5.Развивать творчество, воображение, фантазию. 6. Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки. |
VII. Трудовая деятельность | |
- трудовые поручения - самообслуживание - коллективный труд - дежурство | 1. Закреплять умения по подготовке к занятию: раздача материала (пластилин, доски, стеки, салфетки, акварель, кисти, стаканчики с водой, клеенка и др.) 2.Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать художественные принадлежности после занятий. 3.Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по группе, столовой. 4.Воспитывать чувство ответственности, уважения к труду взрослых и сверстников |
VIII. Взаимодействие с родителями | |
«Что мы знаем о русской матрешке?», «Русская матрешка – потенциал развития ребенка». | 1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта. 2.Приобщать родителей к воспитательному процессу. 3.Оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми. 4. Создать эмоциональный настрой. |
4. Механизм реализации
Этапы реализации проекта:
Сроки | Содержание деятельности | Ответственные лица, привлекаемые специалисты | Карта достижений педагога (профессиональное саморазвитие) |
Подготовительный | |||
5 дней | Внести в группу Семёновскую Матрёшку. Выяснить, знают ли дети, как называется эта игрушка? Откуда она взялась? Предложить детям узнать больше об этой игрушке. | воспитатели | Предложены матрешки разных мастеров для изучения детьми |
1.Определение темы проекта | воспитатели | Определена тема | |
2.Формулировка цели и определение задач | воспитатели | Сформулирована и поставлена цель и задачи | |
3.Подбор материалов по теме проекта | воспитатели | Подобран материал по теме | |
4.Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству. | воспитатели | Проведено анкетирование родителей изучен опрос | |
5.Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов | воспитатели | Созданы условия для реализации проекта | |
6.Изучение методической литературы, сбор информации. | воспитатели | Изучена методическая литература | |
Основной | |||
30 дней | 1.Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы. | воспитатели | Активизирована деятельность обучающихся и родителей |
2.Познакомить детей с историей матрёшки. | воспитатели | Ознакомлены дети с историей матрешки, проведено ООД | |
3.Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов. | воспитатели | Изучены элементы, роспись составление орнамента | |
4.Игровая деятельность. | воспитатели | Активизирована игровая деятельность через дидактические, подвижные игры, наблюдения, чтение художественной литературы | |
Итоговый | |||
5 дней | 1.Домашние задания для совместной деятельности с родителями. | родители | Проведена работа с родителями по выполнению домашнего задания |
2.Оформление экспозиции мини-музея «Русская матрёшка». | воспитатели родители | Оформлен мини-музей в группе | |
3.Презентация проекта | воспитатели | Проведенная презентация проекта | |
4.Выставка: «Семейная матрёшка». | воспитатели родители | Организована выставка «Семейная матрешка» | |
5.Итоговое мероприятия: праздник «День рождение матрёшки» | воспитатели музыкальный руководитель | Проведен праздник «День матрешки» | |
5. Ресурсное обеспечение
(кадровое, материально-техническое, финансовое)
Кадровое – воспитатели, родители, музыкальный руководитель
Материально-техническое - Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:
1.Сюжетно – ролевые игры: «Музей народной игрушки», «Магазин «Сувениры», «Завод изготовления матрешек», «Ярмарка».
2.Центры: ряженья (платочки, фартуки, ленты и др.), кукольный (куклы, одежда и наряды для кукол);
3.Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек».
4.Наглядные пособия: альбом «Матрешки», «Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки» и др.
5.Материал для продуктивной и изо деятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;
6.Материал для музыкальной деятельности: компакт – диски с песнями и музыкальными композициями по теме проекта.
7.Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке:
В. Берестов «Матрешкины потешки», В. Приходько «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», С. Иванов «Барышня - матрешка», Н. Салов «Матрешка»
8.Выносной материал и игрушки для прогулки: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.
9.Прочие материалы и оборудование: фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.
6. Представление промежуточных и конечных результатов деятельности участников проекта (обучающихся)
Результат 1.
На начало: 11 человек – Средний уровень,
14 человек – Низкий уровень
На конец: 8 человек – Высокий уровень,
17 чел. – Средний уровень
Результат 2.
На начало:12 человек – Средний уровень
13 человек – Низкий уровень,
На конец: 13 человек – Высокий уровень,
12 человек – Средний уровень
Результат 3.
На начало: 18 человек – Высокий уровень,
7 человек – Низкий уровень,
На середину: 8 человек – Высокий уровень,
15 человек – Средний уровень
Результат 4.
На начало: 14 человек – Средний уровень,
11 человек – Низкий уровень,
На конец: 11 человек – Высокий уровень,
14 человек – Средний уровень
Результат 5.
На начало: 17 человек – Средний уровень,
8 человек - Низкий уровень,
На конец: 14 человек – Высокий уровень,
11 человек – Средний уровень
Список литературы
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Москва,2008.
- Затулякина В.Д. Детям о русских праздниках и обрядах. Горно-Алтайск,1995.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург,1998.
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Москва,2010.
- Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань. Русское народное творчество. М.,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»
Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа
ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...

конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»
Открытая форма ООД для воспитателей....

Игра с матрешками. Матрешки танцуют
Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...





