Неофициальные символы моей Родины
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Сланцевский детский сад комбинированного вида №10»
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Неофициальные символы моей Родины»
Кузьмина О. Г.
Ноябрь 2025 г.
Цель: формирование нравственно - патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление о Матрешке, медведе, балалайке, валенках, самоваре как о символах России. Закреплять у детей понятия Родина, символ.
- 3. Активизировать в речи детей прилагательные.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, активизировать мыслительные процессы (сравнение, обобщение) у детей, посредством решения игровых проблемных ситуаций.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-положительное отношение к неофициальным символам.
- #1042;оспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость
- Пробудить у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Ход занятия:
ИКТ: Звучит фоновая музыка «Колыбель солнца» на гуслях (исполнитель А. Субботин).
Педагог читает стихотворение И. Мазнина:
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете - есть Родина своя.
Для ивушки плакучей нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть ветка у листочка, овражек у ручья…
У каждого на свете есть Родина своя
Педагог: Скажите, о чем это стихотворение?
Ответы детей: О том, что у всех есть родина.
Педагог: А что для вас значит слово родина?
Ответы детей: Родина – это наши мама и папа, наша семья, это место, где мы родились, это наш родной город, страна, в которой мы живем.
Педагог: А как называется наша с вами Родина?
Ответы детей: Россия.
Педагог: Да, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Россия – это государство. (Показ территории России на глобусе)
Педагог: Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы и мы – граждане своей страны, должны их знать и уважать. Какие государственные символы вы знаете?
Ответы детей: Флаг, герб, гимн.
Педагог: Флаг, герб, гимн объединяют жителей нашей страны. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине. Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Найди флаг, герб России»
Педагог: Но есть еще и неофициальные символы России. По ним узнают нашу страну в любом уголке мира. Некоторые из них мы вспомним сегодня и соберём странички нашей книги. (Демонстрирует обложку рукотворной книги с пустыми страницами).
Педагог: Поможет нам вот такая ромашка (демонстрирует). Ромашку во все века почитали на Руси – собирали в букеты. Девушки плели венки из ромашек и гадали: «любит – не любит», «сбудется – не сбудется». В нашей стране есть такой праздник «День семьи, любви и верности», символом, которого является ромашка. Чем необычна наша ромашка?
Ответы детей: На лепестках ромашки написаны цифры.
Педагог: Нам необходимо отрывать лепестки по порядку, чтобы вспомнить некоторые неофициальные символы России.
Педагог предлагает одному из детей оторвать один лепесток, обращая внимание, с какой цифрой будет этот лепесток (цифра 1).
Педагог: На обратной стороне лепестка загадка (читает загадку).
Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Это русская…. (Матрешка) (Воспитатель показывает матрешку)
Педагог: Вы знаете, ребята, что издревле на Руси славилось имя Матрена, так вот Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена – знатная дама, мать семейства. Популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые, повторите. Матрешки помещаются одна в другую. По традиции матрешка – это нарисованная женщина в сарафане. Выглядела первая русская матрешка вот так…
Самая большая - первая - изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя - восьмая - была младенцем, завернутым в пеленку.
Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир. Вот такая она русская матрешка! Матрешка – как я уже говорила, это тоже символ России. Вот и первая страница нашей книги (Вкладывает заранее изготовленное изображение матрешки в книгу)
Педагог: предлагаю Машу, оторвать следующий лепесток
Загадка
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша ... . Ответ: Балалайка
Педагог: Сотню и даже две сотни лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России. Вслушаемся в звучание самого слова «балалайка» или, как её ещё называли, «балабайка». Очень похоже на слова балакать, балабонить, балагурить, что означает болтать, разговаривать попусту, пустозвонить. Эти понятия верно передают характер инструмента – звонкого, забавного, бренчливого. Итак, балалайка – это тоже символ России. (Вкладывает заранее изготовленное изображение балалайки в книгу)
Педагог: предлагаю Мише оторвать следующий лепесток
Педагог: А от и задание, посмотрите здесь картинки, нужно сказать с какого звука они начинаются. (Задание выполняют совместно с педагогом. Воспитатель вписывает буквы в пустые клетки)
Педагог: Любой русский человек, знает, как теплы и хороши валенки в холодное зимнее время. Валенки можно с полной уверенностью назвать исконно русской обувью, создание которой произошло в холодной Сибири. Эта обувь является одним из символов России. Валенки доказывают талантливость и изобретательность русского народа. Сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть, валяют валенки без швов, то есть целиком. Такая полезная, удобная и красивая обувь вряд ли когда-то потеряет свою популярность, она уже давно по достоинству оценена русским народом. Итак, валенки – это тоже символ России. (Вкладывает заранее изготовленное изображение валенков в книгу)
Педагог предлагает одному из детей оторвать следующий лепесток ромашки. На обратной стороне лепестка написано задание «Перепутанные изображения животных». Воспитатель предлагает собрать пазлы животных.
Педагог: Посмотрите внимательно, изображения, каких животных вы здесь видите?
Ответы детей: Заяц, лиса, волк, медведь.
Дидактическая игра «Какое животное я загадала?». Воспитатель задает вопросы детям, на которые он отвечает. В ходе игры дети приходят к ответу это животное – медведь.
Педагог: Во многих других странах нашу страну сравнивают с медведем, как вы думаете, почему?
Ответы детей: Медведь – большое, сильное животное. Наша страна тоже большая и сильная.
Педагог: В русских сказках один из главных героев – медведь. Назовите эти сказки, обратив внимание на экран. (Дети с помощью иллюстраций называют сказки)
Ответы детей: «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Колобок».
Педагог: В сказках медведь добродушный, неуклюжий. Медведь – главный зверь в наших лесах. В народе его называют ласково - Мишутка, Мишка косолапый или уважительно - дядя Миша, Хозяин. Но таков он, если его не задирать, не дразнить. А задирать Медведя не стоит. Он способен вмиг стать ловким, быстрым, обладающим неимоверной мощью и силой зверем, умеющим постоять за себя. Так и наша страна. Народ у нас гостеприимный, миролюбивый, но если нападет враг, мигом объединяется и дает отпор любому неприятелю! Это еще один из неофициальных символов России. (Вкладывает заранее изготовленное изображение медведя в книгу)
Педагог: приглашаю Катю оторвать следующий лепесток.
Задание: «Головоломка». Каждый ребенок должен пройти лабиринт и добраться до самовара.
Педагог: Знаете, как говорили на Руси: «Как золотое яблочко всю землю огибает, так и русский самовар за столом близких людей объединяет». Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара. Так кто же он такой – самовар? Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды, он прадед современных чайников. Это символ русского гостеприимства и радушия.
Педагог: Вот и пятая страница нашей книги. (Вкладывает заранее изготовленное изображение самовара в книгу). Обратите внимание в нашей книге остались пустые страницы, а на ромашке остались лепестки без цифр. Значит, наша книга «Неофициальные символы России» будет продолжаться.
Рефлексия в виде свободной беседы.
Педагог: О каких неофициальных российских символах вы бы хотели рассказать своим друзьям? Что вам больше запомнилось? Хотели бы вы узнать еще какие символы существуют?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе:"Символы моей Родины"
Развитие познавательного интереса у детей к истории своей Родины....
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Неофициальные символы моей Родины»
Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России....

Конспект занятия в старшей группе "Символы моей Родины"
Занятие по патриотическому воспитанию с старшей группе "Символы моей Родины"...

Конспект НОД «Русская береза — символ моей Родины»
Конспект НОД в подготовительной группе«Русская береза — символ моей Родины»...

конспект занятия "Знакомство с неофициальными символами нашей Родины"
На занятии дети познакомятся с такими символами, как самовар, ромашка, каравай, деревянные ложки, матрешка, березовый лес....

