Неофициальные символы моей Родины
план-конспект занятия (старшая группа)

КУЗЬМИНА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА
Ожидаемый результат: Дети смогут назвать и узнать по внешнему виду основные неофициальные символы России, понимать их значение (например, что матрёшка — это игрушка, которая рассказывает о русской семье), и проявят эмоциональный отклик на образы родной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neofitsialnye_simvoly_moey_rodiny.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Сланцевский детский сад комбинированного вида №10»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Неофициальные символы моей Родины»

Кузьмина О. Г.

Ноябрь 2025 г.

Цель: формирование нравственно - патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление о Матрешке, медведе, балалайке, валенках, самоваре как о символах России. Закреплять у детей понятия Родина, символ.
  • 3. Активизировать в речи детей прилагательные.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, активизировать мыслительные процессы (сравнение, обобщение) у детей, посредством решения игровых проблемных ситуаций.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-положительное отношение к неофициальным символам.
  • #1042;оспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость
  • Пробудить у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

Ход занятия:

ИКТ: Звучит фоновая музыка «Колыбель солнца» на гуслях (исполнитель А. Субботин).

Педагог читает стихотворение И. Мазнина:

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете - есть Родина своя.

Для ивушки плакучей нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки опушки нет родней.

Есть ветка у листочка, овражек у ручья…

У каждого на свете есть Родина своя

Педагог: Скажите, о чем это стихотворение?

Ответы детей: О том, что у всех есть родина.

Педагог: А что для вас значит слово родина?

Ответы детей: Родина – это наши мама и папа, наша семья, это место, где мы родились, это наш родной город, страна, в которой мы живем.

Педагог: А как называется наша с вами Родина?

Ответы детей: Россия.

Педагог: Да, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Россия – это государство. (Показ территории России на глобусе)

Педагог: Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы и мы – граждане своей страны, должны их знать и уважать. Какие государственные символы вы знаете?

Ответы детей: Флаг, герб, гимн.

Педагог: Флаг, герб, гимн объединяют жителей нашей страны. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине. Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Найди флаг, герб России»

Педагог: Но есть еще и неофициальные символы России. По ним узнают нашу страну в любом уголке мира. Некоторые из них мы вспомним сегодня и соберём странички нашей книги. (Демонстрирует обложку рукотворной книги с пустыми страницами).

Педагог: Поможет нам вот такая ромашка (демонстрирует). Ромашку во все века почитали на Руси – собирали в букеты. Девушки плели венки из ромашек и гадали: «любит – не любит», «сбудется – не сбудется». В нашей стране есть такой праздник «День семьи, любви и верности», символом, которого является ромашка. Чем необычна наша ромашка?

Ответы детей: На лепестках ромашки написаны цифры.

Педагог: Нам необходимо отрывать лепестки по порядку, чтобы вспомнить некоторые неофициальные символы России.

Педагог предлагает одному из детей оторвать один лепесток, обращая внимание, с какой цифрой будет этот лепесток (цифра 1).

Педагог: На обратной стороне лепестка загадка (читает загадку).

Алый шелковый платок,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко,

Это русская…. (Матрешка) (Воспитатель показывает матрешку)

Педагог: Вы знаете, ребята, что издревле на Руси славилось имя Матрена, так вот Матрешка – уменьшенное имя от имени Матрена – знатная дама, мать семейства. Популярный русский сувенир, расписные деревянные фигурки, полые внутри. Полые – это значит пустые, повторите. Матрешки помещаются одна в другую. По традиции матрешка – это нарисованная женщина в сарафане. Выглядела первая русская матрешка вот так…

Самая большая - первая - изображала девочку в сарафане и платке с черным петушком в руках. Внутри находилась фигурка мальчика, опять фигурка девочки и так далее. Все они отличались чем-нибудь друг от друга, а последняя - восьмая - была младенцем, завернутым в пеленку.

Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. К нам в Россию, приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш российский сувенир. Вот такая она русская матрешка! Матрешка – как я уже говорила, это тоже символ России. Вот и первая страница нашей книги (Вкладывает заранее изготовленное изображение матрешки в книгу)

Педагог: предлагаю Машу, оторвать следующий лепесток

Загадка

Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша ... . Ответ: Балалайка

Педагог: Сотню и даже две сотни лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России. Вслушаемся в звучание самого слова «балалайка» или, как её ещё называли, «балабайка». Очень похоже на слова балакать, балабонить, балагурить, что означает болтать, разговаривать попусту, пустозвонить. Эти понятия верно передают характер инструмента – звонкого, забавного, бренчливого. Итак, балалайка – это тоже символ России. (Вкладывает заранее изготовленное изображение балалайки в книгу)

Педагог: предлагаю Мише оторвать следующий лепесток

Педагог: А от и задание, посмотрите здесь картинки, нужно сказать с какого звука они начинаются. (Задание выполняют совместно с педагогом. Воспитатель вписывает буквы в пустые клетки)

Педагог: Любой русский человек, знает, как теплы и хороши валенки в холодное зимнее время. Валенки можно с полной уверенностью назвать исконно русской обувью, создание которой произошло в холодной Сибири. Эта обувь является одним из символов России. Валенки доказывают талантливость и изобретательность русского народа. Сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть, валяют валенки без швов, то есть целиком. Такая полезная, удобная и красивая обувь вряд ли когда-то потеряет свою популярность, она уже давно по достоинству оценена русским народом. Итак, валенки – это тоже символ России. (Вкладывает заранее изготовленное изображение валенков в книгу)

Педагог предлагает одному из детей оторвать следующий лепесток ромашки. На обратной стороне лепестка написано задание «Перепутанные изображения животных». Воспитатель предлагает собрать пазлы животных.

Педагог: Посмотрите внимательно, изображения, каких животных вы здесь видите?

Ответы детей: Заяц, лиса, волк, медведь.

Дидактическая игра «Какое животное я загадала?». Воспитатель задает вопросы детям, на которые он отвечает. В ходе игры дети приходят к ответу это животное – медведь.

Педагог: Во многих других странах нашу страну сравнивают с медведем, как вы думаете, почему?

Ответы детей: Медведь – большое, сильное животное. Наша страна тоже большая и сильная.

Педагог: В русских сказках один из главных героев – медведь. Назовите эти сказки, обратив внимание на экран. (Дети с помощью иллюстраций называют сказки)

Ответы детей: «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Колобок».

Педагог: В сказках медведь добродушный, неуклюжий. Медведь – главный зверь в наших лесах. В народе его называют ласково - Мишутка, Мишка косолапый или уважительно - дядя Миша, Хозяин. Но таков он, если его не задирать, не дразнить. А задирать Медведя не стоит. Он способен вмиг стать ловким, быстрым, обладающим неимоверной мощью и силой зверем, умеющим постоять за себя. Так и наша страна. Народ у нас гостеприимный, миролюбивый, но если нападет враг, мигом объединяется и дает отпор любому неприятелю! Это еще один из неофициальных символов России. (Вкладывает заранее изготовленное изображение медведя в книгу)

Педагог: приглашаю Катю оторвать следующий лепесток.

Задание: «Головоломка». Каждый ребенок должен пройти лабиринт и добраться до самовара.

Педагог: Знаете, как говорили на Руси: «Как золотое яблочко всю землю огибает, так и русский самовар за столом близких людей объединяет». Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара. Так кто же он такой – самовар? Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды, он прадед современных чайников. Это символ русского гостеприимства и радушия.

Педагог: Вот и пятая страница нашей книги. (Вкладывает заранее изготовленное изображение самовара в книгу). Обратите внимание в нашей книге остались пустые страницы, а на ромашке остались лепестки без цифр. Значит, наша книга «Неофициальные символы России» будет продолжаться.

Рефлексия в виде свободной беседы.

Педагог: О каких неофициальных российских символах вы бы хотели рассказать своим друзьям? Что вам больше запомнилось? Хотели бы вы узнать еще какие символы существуют?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

символы моей Родины

Конспект занятия...

Символы моей Родины

Конспект по патриотическому воспитанию...

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе:"Символы моей Родины"

Развитие познавательного интереса у детей к истории своей Родины....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Неофициальные символы моей Родины»

Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символами России....

Конспект занятия в старшей группе "Символы моей Родины"

Занятие по патриотическому воспитанию с старшей группе "Символы моей Родины"...

Конспект НОД «Русская береза — символ моей Родины»

Конспект НОД в подготовительной группе«Русская береза — символ моей Родины»...

конспект занятия "Знакомство с неофициальными символами нашей Родины"

На занятии дети познакомятся с такими символами, как самовар, ромашка, каравай, деревянные ложки, матрешка, березовый лес....