Педагогический проект с родителями (законными представителями) в старшей группе компенсирующей направленности. «Первые шаги к памяти»
проект (старшая группа)

Елшанкина Елена Сергеевна

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи.

 Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №11»Колосок»

Педагогический проект

с родителями (законными представителями)

 в старшей группе компенсирующей направленности.

«Взаимодействие с родителями в рамках инновационной площадки»

«Первые шаги к памяти»

Временные рамки проекта: 2 недели (21.04.2025 – 07.05.2025)

Picture background

Подготовила воспитатель:

воспитатель высшая квал. категория,

стаж 13 лет,

 Елшанкина Елена Сергеевна

г.о. Семеновский, 2025 г.

Содержание

Введение ……………………………………………….…………………..3

Актуальность ………………………………………………………………4

Методический паспорт проекта ………………………………………….5

Цели и задачи проекта……………………………………………………..5

Ожидаемый результат……………………………………………………...6

Этапы реализации проекта программы……………………………….......8

Перспективный план реализации проекта……………….……………....11

Содержательный раздел:…………………..……………………………....14

1.Организационный этап...…………………………………….…………..14

2. Основной этап…………………………………………………………....20

3. Заключительный этап …………………………………………………...36

     Заключение………………………………………………………………….41

Список используемой литературы……………………………………......42

Приложение……………………………………..………………...………..43

Приложение №1…………………………………………………………….44

Приложение №2…………………………………………………………….45

Приложение №3…………………………………………………………….54

Приложение №4…………………………………………………………….64

Приложение №5…………………………………………………………….67

Введение

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи.

 Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Актуальность проекта

Великая Отечественная война закончилась 80 лет назад. Она изменила ход мировой истории, судьбы людей и всю карту мира. Нашему народу выпала участь противостоять мощному натиску противника — нацистской Германии.  За Победу была заплачена самая высокая цена — цена жизни. В судьбе каждой семьи война оставила свой след. Наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки каждый день совершали подвиг. Они шли на смерть при наступлениях на врага, уходили партизанить в леса, рыли окопы, организовывали полевые госпитали и работали в тылу. Дело находилось для каждого. И всё это приближало последний день войны.

Наша задача — сохранить память о подвиге народа, который своим единством и сплочённостью, трудолюбием и самоотверженностью, но прежде всего невероятной любовью к Родине обеспечил мир, свободу и независимость новым поколениям.

Президент России Владимир Путин объявил 2025 год Годом защитника Отечества.  Это год, который напоминает нам о важности исторической памяти и о непреходящей ценности мира, который защищают наши защитники Отечества своей мужественностью и самоотверженностью.

Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Патриотическое чувство не возникает само по себе.

       Проект «Первые шаги к памяти» направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Прошло 80 лет со дня Победы в ВОВ, а некоторые дошкольники и их родители мало знают об этой войне, об её героях и подвигах, не задумываются, как та, далёкая война прошла по судьбам их родственников.

       Проект направлен на развитие у детей чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Методический паспорт проекта:

    Название проекта: «Первые шаги к памяти»

Автор проекта: Елшанкина Елена Сергеевна, воспитатель высшей квал. категории.

Участники проекта:  дети, педагоги, родители.

Возраст детей:  дети старшей группы компенсирующей направленности  

5-6 лет.

Вид проекта: краткосрочный

Тип проекта: образовательный, информационно-познавательный, творческий.

Срок реализации проекта: 2 недели (21.04.2025 – 07.05.2025.)

Цель проекта:

Воспитание патриотизма у дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, организация методической работы по взаимодействия с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

1. Способствовать воспитанию у ребенка любви к Родине, интереса к ее героической истории, уважения и чувства благодарности к ветеранам войны, воинам – защитникам Отечества;

2. Обогащать представление детей и родителей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в ВОВ;

3. Расширять знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;

4. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй близких, показывая их фотографии;

5. Привлечь родителей к проблеме патриотического воспитания детей;

6. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель - родитель; родитель - педагог; родитель – ребенок;

    7. Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

  1. Повышение педагогической культуры родителей;

Ожидаемый результат  проекта:

В ходе реализации проекта ожидаются следующие результаты:

  1. Расширится представление детей и родителей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
  2. Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
  3. Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
  4. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
  5. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
  6. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Главные принципы:

  • Наличие обратной связи (предоставление возможности родителям задать вопрос или выступить на собраниях, мастер-классах, на страничке  в мессенджерах);
  • Объективность информации (не навязывание своего мнения);
  • Конкретность (весь материал находиться в доступности и возможности с ним поработать).

Предполагаемый продукт проекта:

Оформление выставки  «Книги Памяти» с рассказами о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны, выставка поделок к 80-летию Победы.

C:\Users\User\Desktop\photo_2025-04-27_15-35-23 (2).jpg

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:

  1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
  2. Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьей:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • отсутствие формализма в организации работы с семьей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Формы общения педагога с родителями дошкольников.

Традиционные:

1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.

2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;

3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.

Нетрадиционные:

1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);

2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)

3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;

4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;

5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта

Перспективный план реализации проекта:

Срок

Наименование мероприятий

I Организационный этап

1

21.04.    -  23.04.2025

- Знакомство родителей с методической литературой по данной теме.

- Создание методических рекомендаций и пособий по патриотическому воспитанию для родителей.

- Анализ предметно-пространственной среды группы, пополнение центра нравственно - патриотического развития.

- Создание перспективного плана работы по теме проекта.

Вовлечь родителей в участие в проекте.

2

22.04

- Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание. Ваши предложения по реализации проекта».

- Подготовка консультации для родителей.

3

23.04

Знакомство родителей с проводимыми мероприятиями и конкурсами по патриотическому развитию дошкольников через мессенджеры Телеграмм и Вконтакте.

II Основной этап

С детьми:

4

24.04

-

30.04.

2025

- Беседы: «Дети и война», «История георгиевской ленточки», «Бессмертный полк», «Дети - герои», «Животные в годы ВОВ», «День Победы»

- Просмотр мультфильмов: «Салют», «Солдатская сказка», «Солдатская лампа», «Василек».

- Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри, Эмблемы празднования 80-лети Победы В Великой Отечественной войне, Плакатов «Родина-мать зовет!», Иллюстраций, книг, фотографий о войне.

- Чтение художественной литературы: В. А. Осеева «Андрейка»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; Е. Благинина «Шинель»; С.М. Георгиевска «Галина мама»; С. Михалков «День Победы», разучивание стихотворения «Что такое День победы?» Андрей Усачев, отгадывание загадок на военную тематику.

- Прослушивание, разучивание военных песен, музыки Ф. Шуберт «Военный марш», А. Пахмутова «Богатырская наша сила»

- Просмотр презентаций видеоряда «Города-герои»; «Иду по войне девчата, похожие на парней», «900 дней и ночей Ленинграда», «Детство, опаленное войной»,«Память в камне» (Памятники ВОВ), «Символы Победы».

- Сюжетно-ролевые игры: «Наши защитники», «Разведчики», «Перевяжи раненого».

- Дидактические игры: «Назови пословицу», «Найди тень», вертушки круги Лилуи «Защитники Отечества», мемо «Плакаты ВОВ», «Великие люди России».

- Подвижные игры: «Перетягушки», «Саперы», «Меткие стрелки».

- Рассказы детей о родственниках, принимавших участие в ВОВ

5

24.04

ООД  «Я расскажу вам о войне»

6

25.04

ООД «Символы Победы - ордена, медали и знамена»

7

28.04

ООД «Этот День Победы!»

8

28.04

Рисование «Танк»

9

29.04

ООД «Мы память бережно храним»

10

29.04

Конструирование «Военная машина»

11

29.04

Посещение музея детского сада

12

30.04

Рисование «Салют над городом»

13

30.04

Знакомство детей с «Книгой памяти»

14

30.04

Изготовление поделок «Открытка ветерану»

С родителями:

15

21.04 -23.04

Сбор информации о родственниках, принимавших участие в ВОВ

16

24.04

30.04

- Вовлечение родителей в деятельность ДОО.

- Консультации личные и стендовые:

«Расскажите детям о войне», «Этот День Победы», «Год защитника Отечества», «Как рассказать старшим дошкольникам о войне», «Я помню, я горжусь»

- Памятки «2025 – год защитника отечества», «Что должен знать ребенок о войне»

- Чтение рассказов о войне детям дома.

- Оформление «Книги памяти»

- Маршрут выходного дня. Прогулка в парк Победы.

- Изготовление открыток и поделок для выставки.

- Оформление выставки поделок и открыток  «По дорогам памяти»

- Фотоальбом «Герой в моей семье»

17

23.04

30.04

Родительское собрание «Расскажем детям о войне»

Посещение музея ВОВ детского сада

18

Экскурсия в Парк Победы

Изготовление лэпбука «Великая Отечественная война».

Выставка поделок и открыток  «По дорогам памяти»

Акция «Окна Победы»

Участие в народной акции «Рисуем Победу»

III Заключительный этап

19

05.05

-

07.05

- «Книга Памяти» с рассказами о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны.

- Стена памяти «Герой моей семьи»

- Праздник «9 мая»

- Парад Победы в детском саду

C:\Users\User\Desktop\для проекта\IMG_20250414_110756_683@1711465360.jpg

Проект завладел вниманием всех участников и поддерживался устойчивый интерес в ходе всей работы, способствовал созданию дружелюбного партнерства, повышению психолого-педагогической культуры, заинтересованностью в получении новых знаний, ведущих к осознанному родительству. Наметились изменения во взаимоотношениях в семьях воспитанников, родители с большим пониманием стали относиться к интересам и потребностям своих детей, признали необходимость уважения их мнения. Родители охотнее откликаются на просьбы воспитателей, активно принимают участие в жизни группы, повысилась  посещаемость всех мероприятий, проводимых в группе. Часто родители выступают инициаторами и организаторами всех дел детского сада.

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

В ходе реализации проекта:

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные формы работы как: образовательная и игровая  деятельность, беседы и тематические презентации, работа в центре патриотического воспитания (рассматривание иллюстраций и плакатов),  продуктивная деятельность (создание лэпбука и праздничных открыток), слушание музыки и чтение художественной литературы объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою Родину, ее историческое прошлое и  не менее героическое настоящее. 

В ходе проведенных всех мероприятий, посвященных празднованию 80-летия   Победы в Великой Отечественной войне, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, дети-герои, города-герои и города воинской славы оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.

Результаты проекта:

  1. Обогащение предметно-пространственной среды в группе в центре нравственно – патриотического развития.
  2. Обмен опытом среди родителей по нравственно – патриотическому развитию детей.
  3. Изготовление лэпбука «Великая Отечественная война».
  4. Выставка поделок и открыток  «По дорогам памяти»
  5. «Книга Памяти» с рассказами о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны.
  6. Консультации для родителей по данной теме.
  7. Подведение итогов по реализации проекта.

Перспективы дальнейшего развития

В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками.

  1. Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом. 
  2. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.
  3. Продолжать создавать условия и использование различных форм и методов работы с родителями, заинтересовывать их в проектную деятельность. Это даст возможность заложить основу для воспитания маленького патриота: формирования у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность

Заключение

Приобщая детей к историческим событиям военных лет и знакомя с памятными датами, героями, традициями родной страны, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет знать историю своей страны, чтить память погибших в Великой Отечественной войне, уважительно относиться к ветеранам и старшему поколению. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Реализация проектов патриотической направленности позволяет планомерно вести работу по формированию гражданско-патриотических позиции личности юных граждан Российской Федерации, способствуют поддержанию семейных традиций и пронести её через многие поколения.

 

Список литературы

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  2. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 112 с.
  3. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 192 с
  4. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
  5. А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина» Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы»Москва 2010 г.
  6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028.
  7. Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ – Волгоград, 2007г.
  8. Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» выпуски разных лет сценарии праздников, конспекты занятий.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

Анкетирование родителей старшей группы «Почемучка»

«Патриотическое воспитание.

Ваши предложения по реализации проекта».

  1. Кто в семье занимается воспитанием и развитием ребенка?

  1. Знает ли ваш ребёнок праздник «День Победы»? 

  1. Есть ли в семье ветераны войны? 

 

  1. Читаете ли вы с ребенком художественную литературу о войне? Если да то какую?

  1. Как вы празднуете 9 мая дома? 

 

  1. Ваши предложения к проекту «День Победы» 
  1. Поучаствовать в акции «Бессмертный полк»;
  2. Рассказать о подвигах русского народа;
  3. Разучить стихи и песни;
  4. Подарки для ветеранов
  5. Продолжить также чтить память о погибших и дарить праздник выжившим в ВОВ;
  6. Сходить на экскурсию в парк Победы

Ваши предложения____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями (законными представителями) в старшей группе №3 на 2019-2020 учебный год

Представляю вниманию воспитателей детских садов перспективное планирование по работе с родителями детей старшего дошкольного возраста. При составлении плана работы были учтены потребности родителей (з...

Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 6 «Белочки» за 2017-2018 учебный год

Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 6 «Белочки» за 2017-2018 учебный год...

Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 8 «Сказка» за 2018-2019 учебный год

Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 8 «Сказка» за 2018-2019 учебный год...

План работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 8 «Сказка» на 2018 – 2019 учебный год

План работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 8 «Сказка» на 2018 – 2019 учебный год...

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) I старшая группа « Румяные щечки»

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей(законных представителей)I старшая группа « Румяные щечки»...

План мероприятия по педагогической поддержке и просвещению родителей (законных представителей) детей старшей группы (5-6 лет)

План мероприятия по педагогической поддержке и просвещению родителей (законных представителей) детей старшей группы (5-6 лет)...