Педагогический проект с родителями (законными представителями) в старшей группе компенсирующей направленности. «Первые шаги к памяти»
проект (старшая группа)
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1010.17 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №11»Колосок»
Педагогический проект
с родителями (законными представителями)
в старшей группе компенсирующей направленности.
«Взаимодействие с родителями в рамках инновационной площадки»
«Первые шаги к памяти»
Временные рамки проекта: 2 недели (21.04.2025 – 07.05.2025)
Подготовила воспитатель:
воспитатель высшая квал. категория,
стаж 13 лет,
Елшанкина Елена Сергеевна
г.о. Семеновский, 2025 г.
Содержание
Введение ……………………………………………….…………………..3
Актуальность ………………………………………………………………4
Методический паспорт проекта ………………………………………….5
Цели и задачи проекта……………………………………………………..5
Ожидаемый результат……………………………………………………...6
Этапы реализации проекта программы……………………………….......8
Перспективный план реализации проекта……………….……………....11
Содержательный раздел:…………………..……………………………....14
1.Организационный этап...…………………………………….…………..14
2. Основной этап…………………………………………………………....20
3. Заключительный этап …………………………………………………...36
Заключение………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………......42
Приложение……………………………………..………………...………..43
Приложение №1…………………………………………………………….44
Приложение №2…………………………………………………………….45
Приложение №3…………………………………………………………….54
Приложение №4…………………………………………………………….64
Приложение №5…………………………………………………………….67
Введение
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Актуальность проекта
Великая Отечественная война закончилась 80 лет назад. Она изменила ход мировой истории, судьбы людей и всю карту мира. Нашему народу выпала участь противостоять мощному натиску противника — нацистской Германии. За Победу была заплачена самая высокая цена — цена жизни. В судьбе каждой семьи война оставила свой след. Наши деды и прадеды, бабушки и прабабушки каждый день совершали подвиг. Они шли на смерть при наступлениях на врага, уходили партизанить в леса, рыли окопы, организовывали полевые госпитали и работали в тылу. Дело находилось для каждого. И всё это приближало последний день войны.
Наша задача — сохранить память о подвиге народа, который своим единством и сплочённостью, трудолюбием и самоотверженностью, но прежде всего невероятной любовью к Родине обеспечил мир, свободу и независимость новым поколениям.
Президент России Владимир Путин объявил 2025 год Годом защитника Отечества. Это год, который напоминает нам о важности исторической памяти и о непреходящей ценности мира, который защищают наши защитники Отечества своей мужественностью и самоотверженностью.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Патриотическое чувство не возникает само по себе.
Проект «Первые шаги к памяти» направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Прошло 80 лет со дня Победы в ВОВ, а некоторые дошкольники и их родители мало знают об этой войне, об её героях и подвигах, не задумываются, как та, далёкая война прошла по судьбам их родственников.
Проект направлен на развитие у детей чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Методический паспорт проекта:
Название проекта: «Первые шаги к памяти»
Автор проекта: Елшанкина Елена Сергеевна, воспитатель высшей квал. категории.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: дети старшей группы компенсирующей направленности
5-6 лет.
Вид проекта: краткосрочный
Тип проекта: образовательный, информационно-познавательный, творческий.
Срок реализации проекта: 2 недели (21.04.2025 – 07.05.2025.)
Цель проекта:
Воспитание патриотизма у дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, организация методической работы по взаимодействия с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию у ребенка любви к Родине, интереса к ее героической истории, уважения и чувства благодарности к ветеранам войны, воинам – защитникам Отечества;
2. Обогащать представление детей и родителей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в ВОВ;
3. Расширять знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
4. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй близких, показывая их фотографии;
5. Привлечь родителей к проблеме патриотического воспитания детей;
6. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель - родитель; родитель - педагог; родитель – ребенок;
7. Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
- Повышение педагогической культуры родителей;
Ожидаемый результат проекта:
В ходе реализации проекта ожидаются следующие результаты:
- Расширится представление детей и родителей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
- Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
- Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
- Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Главные принципы:
- Наличие обратной связи (предоставление возможности родителям задать вопрос или выступить на собраниях, мастер-классах, на страничке в мессенджерах);
- Объективность информации (не навязывание своего мнения);
- Конкретность (весь материал находиться в доступности и возможности с ним поработать).
Предполагаемый продукт проекта:
Оформление выставки «Книги Памяти» с рассказами о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны, выставка поделок к 80-летию Победы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.
Основные принципы организации работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные:
1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.
2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;
3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.
Нетрадиционные:
1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);
2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)
3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;
4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;
5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
Перспективный план реализации проекта:
№ | Срок | Наименование мероприятий |
I Организационный этап | ||
1 | 21.04. - 23.04.2025 | - Знакомство родителей с методической литературой по данной теме. - Создание методических рекомендаций и пособий по патриотическому воспитанию для родителей. - Анализ предметно-пространственной среды группы, пополнение центра нравственно - патриотического развития. - Создание перспективного плана работы по теме проекта. Вовлечь родителей в участие в проекте. |
2 | 22.04 | - Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание. Ваши предложения по реализации проекта». - Подготовка консультации для родителей. |
3 | 23.04 | Знакомство родителей с проводимыми мероприятиями и конкурсами по патриотическому развитию дошкольников через мессенджеры Телеграмм и Вконтакте. |
II Основной этап | ||
С детьми: | ||
4 | 24.04 - 30.04. 2025 | - Беседы: «Дети и война», «История георгиевской ленточки», «Бессмертный полк», «Дети - герои», «Животные в годы ВОВ», «День Победы» - Просмотр мультфильмов: «Салют», «Солдатская сказка», «Солдатская лампа», «Василек». - Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри, Эмблемы празднования 80-лети Победы В Великой Отечественной войне, Плакатов «Родина-мать зовет!», Иллюстраций, книг, фотографий о войне. - Чтение художественной литературы: В. А. Осеева «Андрейка»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; Е. Благинина «Шинель»; С.М. Георгиевска «Галина мама»; С. Михалков «День Победы», разучивание стихотворения «Что такое День победы?» Андрей Усачев, отгадывание загадок на военную тематику. - Прослушивание, разучивание военных песен, музыки Ф. Шуберт «Военный марш», А. Пахмутова «Богатырская наша сила» - Просмотр презентаций видеоряда «Города-герои»; «Иду по войне девчата, похожие на парней», «900 дней и ночей Ленинграда», «Детство, опаленное войной»,«Память в камне» (Памятники ВОВ), «Символы Победы». - Сюжетно-ролевые игры: «Наши защитники», «Разведчики», «Перевяжи раненого». - Дидактические игры: «Назови пословицу», «Найди тень», вертушки круги Лилуи «Защитники Отечества», мемо «Плакаты ВОВ», «Великие люди России». - Подвижные игры: «Перетягушки», «Саперы», «Меткие стрелки». - Рассказы детей о родственниках, принимавших участие в ВОВ |
5 | 24.04 | ООД «Я расскажу вам о войне» |
6 | 25.04 | ООД «Символы Победы - ордена, медали и знамена» |
7 | 28.04 | ООД «Этот День Победы!» |
8 | 28.04 | Рисование «Танк» |
9 | 29.04 | ООД «Мы память бережно храним» |
10 | 29.04 | Конструирование «Военная машина» |
11 | 29.04 | Посещение музея детского сада |
12 | 30.04 | Рисование «Салют над городом» |
13 | 30.04 | Знакомство детей с «Книгой памяти» |
14 | 30.04 | Изготовление поделок «Открытка ветерану» |
С родителями: | ||
15 | 21.04 -23.04 | Сбор информации о родственниках, принимавших участие в ВОВ |
16 | 24.04 – 30.04 | - Вовлечение родителей в деятельность ДОО. - Консультации личные и стендовые: «Расскажите детям о войне», «Этот День Победы», «Год защитника Отечества», «Как рассказать старшим дошкольникам о войне», «Я помню, я горжусь» - Памятки «2025 – год защитника отечества», «Что должен знать ребенок о войне» - Чтение рассказов о войне детям дома. - Оформление «Книги памяти» - Маршрут выходного дня. Прогулка в парк Победы. - Изготовление открыток и поделок для выставки. - Оформление выставки поделок и открыток «По дорогам памяти» - Фотоальбом «Герой в моей семье» |
17 | 23.04 30.04 | Родительское собрание «Расскажем детям о войне» Посещение музея ВОВ детского сада |
18 | Экскурсия в Парк Победы Изготовление лэпбука «Великая Отечественная война». Выставка поделок и открыток «По дорогам памяти» Акция «Окна Победы» Участие в народной акции «Рисуем Победу» | |
III Заключительный этап | ||
19 | 05.05 - 07.05 | - «Книга Памяти» с рассказами о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны. - Стена памяти «Герой моей семьи» - Праздник «9 мая» - Парад Победы в детском саду |
Проект завладел вниманием всех участников и поддерживался устойчивый интерес в ходе всей работы, способствовал созданию дружелюбного партнерства, повышению психолого-педагогической культуры, заинтересованностью в получении новых знаний, ведущих к осознанному родительству. Наметились изменения во взаимоотношениях в семьях воспитанников, родители с большим пониманием стали относиться к интересам и потребностям своих детей, признали необходимость уважения их мнения. Родители охотнее откликаются на просьбы воспитателей, активно принимают участие в жизни группы, повысилась посещаемость всех мероприятий, проводимых в группе. Часто родители выступают инициаторами и организаторами всех дел детского сада.
Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
В ходе реализации проекта:
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные формы работы как: образовательная и игровая деятельность, беседы и тематические презентации, работа в центре патриотического воспитания (рассматривание иллюстраций и плакатов), продуктивная деятельность (создание лэпбука и праздничных открыток), слушание музыки и чтение художественной литературы объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою Родину, ее историческое прошлое и не менее героическое настоящее.
В ходе проведенных всех мероприятий, посвященных празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, дети-герои, города-герои и города воинской славы оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Результаты проекта:
- Обогащение предметно-пространственной среды в группе в центре нравственно – патриотического развития.
- Обмен опытом среди родителей по нравственно – патриотическому развитию детей.
- Изготовление лэпбука «Великая Отечественная война».
- Выставка поделок и открыток «По дорогам памяти»
- «Книга Памяти» с рассказами о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны.
- Консультации для родителей по данной теме.
- Подведение итогов по реализации проекта.
Перспективы дальнейшего развития
В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками.
- Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
- Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.
- Продолжать создавать условия и использование различных форм и методов работы с родителями, заинтересовывать их в проектную деятельность. Это даст возможность заложить основу для воспитания маленького патриота: формирования у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность
Заключение
Приобщая детей к историческим событиям военных лет и знакомя с памятными датами, героями, традициями родной страны, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет знать историю своей страны, чтить память погибших в Великой Отечественной войне, уважительно относиться к ветеранам и старшему поколению. Народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Реализация проектов патриотической направленности позволяет планомерно вести работу по формированию гражданско-патриотических позиции личности юных граждан Российской Федерации, способствуют поддержанию семейных традиций и пронести её через многие поколения.
Список литературы
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 112 с.
- Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 192 с
- Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
- А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина» Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы»Москва 2010 г.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 года № 1028.
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ – Волгоград, 2007г.
- Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» выпуски разных лет сценарии праздников, конспекты занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Анкетирование родителей старшей группы «Почемучка»
«Патриотическое воспитание.
Ваши предложения по реализации проекта».
- Кто в семье занимается воспитанием и развитием ребенка?
- Знает ли ваш ребёнок праздник «День Победы»?
- Есть ли в семье ветераны войны?
- Читаете ли вы с ребенком художественную литературу о войне? Если да то какую?
- Как вы празднуете 9 мая дома?
- Ваши предложения к проекту «День Победы»
- Поучаствовать в акции «Бессмертный полк»;
- Рассказать о подвигах русского народа;
- Разучить стихи и песни;
- Подарки для ветеранов
- Продолжить также чтить память о погибших и дарить праздник выжившим в ВОВ;
- Сходить на экскурсию в парк Победы
Ваши предложения____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями (законными представителями) в старшей группе №3 на 2019-2020 учебный год
Представляю вниманию воспитателей детских садов перспективное планирование по работе с родителями детей старшего дошкольного возраста. При составлении плана работы были учтены потребности родителей (з...

Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 6 «Белочки» за 2017-2018 учебный год
Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 6 «Белочки» за 2017-2018 учебный год...

Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 8 «Сказка» за 2018-2019 учебный год
Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 8 «Сказка» за 2018-2019 учебный год...

План работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 8 «Сказка» на 2018 – 2019 учебный год
План работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 8 «Сказка» на 2018 – 2019 учебный год...

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) I старшая группа « Румяные щечки»
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей(законных представителей)I старшая группа « Румяные щечки»...
План мероприятия по педагогической поддержке и просвещению родителей (законных представителей) детей старшей группы (5-6 лет)
План мероприятия по педагогической поддержке и просвещению родителей (законных представителей) детей старшей группы (5-6 лет)...











