Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

Трушина Екатерина Валентиновна

Народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и т. д.). Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека русских народных игры для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: Трушина Е.В.

Методист

  МКДОУ Сортавальского МР РКДС №23

корпус 4

№ п.п

Название игры

Цель

Ход игры

1.

Игра: «Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло, Раз, два, три!»

 На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком.

После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг.

Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

2.

Игра: «Сова»

 Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно.

Воспитывать выдержку, внимание.

Проявлять творчество.

Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер!» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах, ты, совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

 Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.

3.

Игра: «Чурилки»

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

 Диги-диги-диги-дон,

 Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

4.

Игра «Огуречик»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.

Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку: 

Огуречик, огуречик,

 Не ходи на тот конечик.

Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:

Там мышка живет,

 Тебе хвостик отгрызет.

Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.

5.

Игра «Васька - кот»

Цель: развивать внимание и ловкость.

Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом.

Ходит Васька серенький,

 Хвост пушистый беленький,

Ходит Васька кот

Дети идут по кругу вправо. Васька – влево

Сядет, умывается,

 Лапкой умывается,

 Песенки поет.

Дети сужают круг, смотрят, как Васька умывается. С окончанием куплета расширяют круг.

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька кот,

 Серых мышек ждет.

Дети идут вправо, кот – влево. Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.

6.

Игра: «Скок - поскок»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.

Дети стоят напротив друг друга двумя шеренгами на расстоянии 3-4м. Воспитатель:

Скок – скок, поскок,

Молодой дроздок.

Продвигаются вперед прыжками.

По водичку пошел,

 Молодичку нашел.

Одна шеренга прыгает навстречу к другой. Встав парами, дети прыгают ноги вместе - ноги врозь или одна нога вперед, другая - назад.

Молодиченька-невеличенька, (Остан-ся).

Сама с вершок, (Приседают.)

Голова с горшок. (Подн. руки в стор).

Те, кто прыгал, отходят назад, начинают прыгать дети другой шеренги.

Правила: прыгать легко, в соответствии с ритмом стиха; суметь допрыгать до своей пары.

7.

Игра: «Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

 Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

 Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

8.

Игра: «Лошадки»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т.д.

На слова ведущего: "Лошадки, в разные стороны!" - кучер отпускает вожжи, и  лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: "Найдите своего кучера!" - они как можно быстрее  находят своего кучера.  При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

Правила.

1. Лошадки должны точно выполнять все команды.   

2. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получают штраф - к его вожжам привязывают синюю ленточку.

Указания к проведению.

Самой трудной в этой игре является роль водящего, который придумывает для лошадок различные движения.  Поэтому, когда игра проводится впервые,   роль водящего выполняет взрослый. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: "Кучер, найди своих лошадок!"

Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполняют роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.

9.

Игра: «Скакалка»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство.

Перед началом игры говорят следующие слова:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Правила игры: Кто задел за скакалку, выбывает из игры.

10.

Игра: «Мороз красный нос»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий – Мороз красный нос.

Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

 Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места.

11.

Игра: «Бабка Ёжка»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ёжка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ёжка - Костяная Ножка

 С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит:

 — У меня нога болит.

 Пошла она на улицу

Раздавила курицу.

Пошла на базар,

 Раздавила самовар.

Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.

 Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста. Использую на занятиях, в свободное время и на разных развлечениях и праздниках....

Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста

Очень интересные русские народные игры предлагаю Вашему вниманию. Всегда необходимо помнить о том, где мы родились! Играйте с детьми!...

Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста

Народные игры многому учат детей, способствуют развитию ловкости, быстроты движений, меткости. Приучают к сообразительности. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошколь...

КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста

Представленные русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста способствуют к приобщению к традициям и культуре русского народа...

Картотека «Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста»

Картотека подвижных русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Продолжать знакомить  детей  с русскими  народными  играми, содействовать развитию внимания, координации движений, укреплению здоровья, разносторонней физической подгото...