Среднесрочный проект "Ориентируемся в пространстве – мир вокруг нас!"
проект (средняя группа)

Аванесян Лена Юрьевна
Правильное пространственное восприятие – фундамент для успешного освоения окружающего мира, развития интеллекта, мелкой моторики, координации движений и успешной адаптации к школе. Навыки ориентации необходимы для выполнения повседневных действий, игр и обучения.
Развитие оптико-пространственной ориентации является одним из важных компонентов готовности к школьному обучению. Успешное освоение программного материала в школе во многом зависит от сформированных пространственных представлений.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Среднесрочный проект "Ориентируемся в пространстве – мир вокруг нас!"

Вид проекта: Познавательно-исследовательский, игровой, практико-ориентированный.

Срок реализации: 3-4 недели.

Участники проекта: Дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители.

Актуальность: Оптико-пространственная ориентация (ОПО) – это способность человека воспринимать и воспроизводить пространственные отношения, определять положение предметов и своего тела в пространстве. Для детей дошкольного возраста правильное развитие ОПО является фундаментом для успешного освоения многих навыков: от элементарных бытовых до сложных учебных (например, письмо, чтение, ориентирование на местности). В средней группе закладываются основные представления о пространстве, направлениях, положении объектов.

Цель проекта: Развитие у детей средней группы навыков оптико-пространственной ориентации и формирование элементарных представлений о пространственных отношениях.

Задачи проекта:

 Формировать умение ориентироваться в основных пространственных направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо).

 Учить различать и называть понятия, связанные с пространством: "рядом", "далеко", "близко", "перед", "за", "над", "под", "между", "справа", "слева".

Формировать представления о величине предметов ("большой", "маленький", "средний"), форме ("круглый", "квадратный", "треугольный").

Знакомить с понятиями "лево", "право" применительно к собственному телу.

Развивать внимание, память, логическое мышление, умение следовать инструкциям, содержащим пространственные указания.

Развивать связную речь, обогащать словарный запас (пространственными терминами).

Формировать умение работать по образцу и по словесной инструкции.

Стимулировать игровую активность и взаимодействие со сверстниками.

Предполагаемый результат:

 Дети владеют основными пространственными понятиями и умеют ими пользоваться в речи и действиях, ориентируются в направлениях: вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо; умеют определять положение предметов относительно себя и относительно друг друга; могут выполнять простые инструкции, связанные с пространственными отношениями; активно используют в игре и повседневной жизни пространственную лексику.

Этапы:

I. Подготовительный этап (1 неделя)

Беседы: "Что такое пространство?", "Где мы находимся?", "Как мы видим мир?".

 Игры: "Где спряталась игрушка?", "Что изменилось?".

 Чтение художественной литературы, где есть пространственные отношения как пример-"Теремок", "Колобок".

 Игры с предметами: Сравнение по величине, форме.

II. Основной этап (2 недели)

Неделя 1: "Моё тело и пространство вокруг"

Беседа:

"Вправо – влево, вверх – вниз: учимся управлять телом" (Игры на определение сторон тела, движения по инструкции).

"Перед – за, над – под" (Игры с предметами: положить куклу перед стулом, мяч под стол).

"Рядом – далеко, близко" (Игры на определение расстояния до объектов).

 "Большой, маленький, средний: учимся сравнивать" (Игры с наборами предметов, пирамидками).

 "Круглый, квадратный, треугольный: изучаем формы" (Игры с геометрическими вкладышами, конструкторами).

Игры:

Дидактические: "Найди такой же", "Что лежит перед/за?", "Где домик?", "Геометрическое лото".

Подвижные: "Море волнуется раз...", "Пройди по дорожке", "Повтори движение".

Творчество:

Рисование: "Дорожка для игрушки", "Дом с крышей".

 Аппликация: "Фигуры на столе".

Наблюдения: Как расположены предметы в группе, на улице.

 Неделя 2: "Карта и ориентиры"

Беседа:

"Что такое карта?" (Простые схемы: "Как пройти к игрушечному домику").

"Ориентиры в нашей группе" (Создание простой схемы группы с указанием мебели, игрушек).

"Наш путь на прогулку" (Обсуждение маршрута, ориентиров по дороге).

"Разные поезда" (Игры на построение цепочек, рядов).

 "Кто дальше прыгнет?" (Развитие глазомера, сравнение результатов).

 Игры:

 Дидактические: "Построй по схеме", "Разложи по порядку", "Что где стоит?".

 Подвижные: "Найди свой домик", "Замри" (с определением положения).

 Сюжетно-ролевые: "Строители" (с использованием схем), "Путешествие".

 Творчество:

 Конструирование: "Гараж для машинки" (с учетом размеров), "Заборчик".

 Лепка: "Домики разной формы".

Экскурсия по детскому сад: С использованием простых схем и ориентиров.

III. Заключительный этап:

Игра-квест "Найди клад": С использованием простой карты-схемы и ориентиров в группе или на площадке.

Выставка детских работ: Рисунки, схемы, поделки, связанные с пространственной ориентацией.

 "День ориентирования": Игры и задания на ОПО в течение всего дня.

 Работа с родителями:

"Семейное ориентирование": Конкурс на лучшую семейную игру или поделку, развивающую ОПО.

Демонстрация успехов детей: Показ, как дети ориентируются в пространстве.

Используемый материал:

Наборы геометрических фигур разной величины и формы, конструкторы, пазлы, лото, разрезные картинки и иллюстрации, изображающие пространственные отношения. Карты-схемы (простые, с ориентирами), игрушки, предметы быта для игр, бумага, карандаши, краски, пластилин

Взаимодействие с родителями:

• Консультации и памятки по теме.

• Привлечение родителей к созданию игровых материалов.

• Проведение совместных игр и мероприятий.

• Рекомендации по интеграции заданий на ОПО в повседневную жизнь.

Ожидаемые результаты проекта:

 Дети уверенно ориентируются в основных пространственных направлениях и положениях, владеют и активно используют в речи слова, обозначающие пространственные отношения. У детей развиты зрительное и пространственное восприятие, глазомер, способны выполнять инструкции, содержащие пространственные указания.

 Проект способствует улучшению координации движений и точности действий.

 У детей повышается интерес к познанию окружающего мира и решению пространственных задач.

Этот проект позволит детям постепенно и в игровой форме освоить важные навыки пространственной ориентации, которые помогут в подготовке к школе и в дальнейшем обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для размышления "Как организовать пространство вокруг себя"

Когда вы заканчиваете дело – неважно, большое или маленькое, это дает умственный и эмоциональный отдых. Даже простое наведение порядка на столе дает чувство, что вы чего-то достигли. Кстати, для...

Мир вокруг – здоровью друг Эколого-оздоровительный проект с детьми старшего дошкольного возраста среднесрочный

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Очень  важен в экологическом воспитании начальный этап дошк...

Презентация: «Наглядное пособие для проведения образовательной деятельности с детьми 4-5 лет «Пространство вокруг нас».»

Задания, представленные направлены на развитие: познавательной сферы; речи; мелкой моторики и координации движений рук; восприятия и внимания....

"Пространство вокруг нас"

Формирование элементарных математических представлений "Пространство вокруг нас"...

Пространство вокруг нас

Задания для детей средней группы по теме...

Пространство вокруг нас

Задания для детей средней группы...

Конспект занятия на тему _Что такое пространство. Ориентировка вокруг и на плоскости

Мы живем на планете Земля. Земное пространство – это общее пространство всей поверхности Земли....