Консультация "Современные технологии развития детской инициативы и самостоятельности в рамках ФОП ДО"
консультация
Сформировать представления о способах и направлениях поддержки детской инициативы в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии развития детской инициативы
и самостоятельности в рамках ФОП ДО
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования, которая построена на принципах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности.
В целевых ориентирах (в ФОП ДО - они обозначены как планируемые результаты возможных достижений), говорится о важности сформированной инициативы и самостоятельности детей к концу дошкольного детства.
Инициативность – это стремление проявлять инициативу, способность к самостоятельным решениям и действиям, умение самостоятельно ставить цели и проявлять активность в направлении их достижения.
Детская инициативность проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником благополучия ребенка.
Чем же по требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО раздел «поддержка детской инициативы» отличается от привычной педагогам «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, взрослым важно не запрещать этот процесс.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений
Инициативные дети:
• задают тон в игре;
• неистощимы в придумывании сюжета;
• инициативны в выборе видов и содержания труда;
• демонстрируют высокое качество работы, часто задают вопросы;
• способны предложить свои варианты выполнения задания;
• берут на себя лидерские функции.
Воспитатель в ходе наблюдения за детьми выделяет таких, которые не проявляют инициативу в различных видах детской деятельности:
• затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности,
• преобладает исполнительность,
• не способны предложить новые способы выполнения поручений,
• не задают вопросов.
Кроме наблюдения, для более глубокого исследования, поможет методика Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова «Оценка развития детей на основе наблюдений в свободной самостоятельной деятельности по сферам инициатив».
Выделяют пять сфер детской инициативы:
- коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
- творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
- инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
- познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Способы развития и поддержания инициативности ребенка
в разных видах деятельности:
Трудовая деятельность:
• выбирать оптимальный уровень нагрузки на ребенка (перегрузка вызывает отрицательное отношение к труду, а недостаточная нагрузка вызывает привычку трудиться без должного напряжения);
• нацеливать ребенка на положительный результат в труде;
• педагог должен выражать уверенность в будущем успехе ребенка;
• поощрять проявление инициативы;
• вовремя оказать косвенную помощь, подсказать желаемое действие, но не брать инициативу на себя.
Коммуникативная деятельность:
• педагогическая технология О.М.Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду», в которой широко используются нетрадиционные формы речевой работы с детьми по развитию коммуникативной инициативы (такие, как ситуации общения, игровые обучающие ситуации, творческие мастерские, интегрированные занятия с элементами кооперации);
• развивать у детей умения сотрудничать, слушать, высказываться при помощи игровых заданий и упражнений, которые можно использовать на занятиях и в ходе режимных моментов;
• создание ситуаций в повседневной жизни, заставляющих детей вступать в контакт со взрослыми и сверстниками;
• большую роль играет пример воспитателя: воспитатель использует в речи этикетные формулы- приветствие, прощание, благодарность и т.д.; воспитатель устанавливает контакт с детьми при помощи слов и жестов; выражает свое настроение в общении с детьми и окружающими; воспитатель внимательно относится к собеседнику, как ко взрослому, так и к ребенку. Постепенно дети перенимают манеру общения воспитателя, используют те же вербальные и невербальные средства общения;
• принимать и поддерживать ребенка в его стремлении общаться.
Игровая деятельность:
• создание в группе условий для свободного выбора игры;
• не препятствовать выбору партнеров для игры по своему усмотрению;
• предоставлять детям самим распределять роли в игре;
• при необходимости изменять сложившиеся между детьми неблагополучные отношения, действовать как равный партнер (например, предложить распределение ролей жребием, считалкой);
• игре с правилами необходимо научить детей (несколько раз проигрывается при участии взрослого, а потом дети по своей инициативе выбирают данную игру);
• давать детям пример «расшатывания» игровых стереотипов (показывать новые правила игры, а позже дети сами научатся придумывать свои правила в уже знакомой игре);
• технологии Н.Михайленко и Н.Коротковой: «Организация сюжетной игры в детском саду», «Как играть с ребенком», «Взаимодействие взрослого с детьми в игре»;
• основной метод руководства детской игрой - метод проблемных ситуаций (по ходу игры ребенок решает ряд игровых задач, в которых он учится ставить цель, готовить условия для ее достижения, усваивает новые способы действий. Игровые проблемные ситуации постепенно усложняются, дети с удовольствием их решают, проявляя максимум инициативности и самостоятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность:
• создание развивающей предметно - пространственной среды в группе, направленной на развитие познавательной деятельности (организация мини - лабораторий, внесение материалов для свободного экспериментирования детей. Дети должны находиться в постоянном поиске ответов на свои вопросы;
• учить ребенка сомневаться в истинности знаний, в средствах их добывания ;
• использовать метод проблемного обучения (знания даются не в готовом виде, а в виде проблемы. Тогда обучение становится творческим поиском, оно становится интересным, пробуждает инициативу и жажду познания);
• поощрять активность ребенка в процессе деятельности.
Конструктивно–модельная деятельность:
• учить детей использовать различные виды материалов для конструирования;
• материалы должны быть доступны для ребенка и находится в поле его зрения;
• чтобы ребенок научился конструировать сам, по собственной инициативе, важно показать ему основные принципы работы с материалами .
Изобразительная деятельность:
• использовать наглядность в работе с детьми;
• поощрять проявление творчества в работах детей;
• создание условий в группе для самостоятельного выбора материалов для художественной деятельности.
Музыкальная деятельность:
• создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям;
• создать в ДОУ обстановку, максимально наполненную музыкальными интонациями (прослушивание музыки во время занятий и в режимные моменты - физкультурные занятия, зарядка, утренний прием детей,организация музыкальных праздников, инсценировок с музыкальным сопровождением);
• побуждать детей оказывать помощь друг другу в освоении новых музыкальных инструментов.
Восприятие художественной литературы:
• обустройство в группе уголка для чтения (удобство, изолированность от других зон, предполагающих физическую активность детей, разнообразие книг, журналов, варианты разных изданий одного и того же произведения);
• использовать понравившиеся детям литературные образы в других видах детской деятельности: художественной, музыкальной, игровой.
Двигательная деятельность:
• оборудование спортивного уголка дети свободно используют в сюжетно - ролевых играх; • предоставлять детям на занятиях больше свободы, создавая тем самым предпосылки проявления самостоятельности, инициативности, творчества;
• давать детям возможность самим придумывать двигательные задания;
• придумывание детьми новых подвижных игр по картинам, по иллюстрациям знакомых детям литературных произведений.
В результате правильно построенной работе, дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.
Исходя из вышесказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребенка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Развитие детской инициативы, самостоятельности и воображения посредством конструктивной деятельности» На период 2015-2018 гг.
Цель: повышение уровня педагогической компетенции в вопросе развития детской инициативы, самостоятельности и воображения посредством конструктивной деятельности».Задачи:-изучить учебную, сп...

Выступление "Квест- технология развития детской самостоятельности" (из опыта работы)
В представленном материале отражается опыт работы того, как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность. Выполнить задачу ФГОС ДО – научить детей проявлять инициативу и самостоятел...

Методическое объединение. Тема: "Развитие детской инициативы, самостоятельности детей дошкольного возраста"
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Содержит теоретическую информацию о понятии инициативы, характеристиках иници...
«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности посредством внедрения технологий эффективной социализации «Социальные акции», «Дети-волонтёры"
Современные технологии эффективной социализации направлены, прежде всего, на формирование гражданской позиции у дошкольников, а также являются тем средством и способом, который позволяет реально...

«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности детей старшего дошкольного возраста в ходе внедрения технологии «Дети - волонтёры»
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...

«Технологии формирования детской инициативы, самостоятельности, ответственности»
laquo;Технологии формирования детской инициативы, самостоятельности, ответственности»...

Организация в ДОО образовательной среды, способствующей развитию детской инициативности , самостоятельности и самореализации.
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребёнка к деятельности, к познанию окружающего мира. Поддержка детской инициативы – это незначительное...