Круглый стол для педагогов ДОУ Тема: «Современный детский сад: между игрой и обучением. Как сохранить баланс?»
методическая разработка

Караянова Аминат Сайлавбиевна

круглый стол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для педагогов ДОУ

Тема: «Современный детский сад: между игрой и обучением. Как сохранить баланс?»

Цель: обсудить challenges современного дошкольного образования, связанные с балансом между игровой деятельностью и целенаправленным обучением, и выработать практические стратегии для сохранения ценности детской игры.

Формат: дискуссия с модератором.

Участники: воспитатели, педагоги-специалисты (логопед, психолог), старший воспитатель, методист.

Оборудование: стол для участников, проектор для вывода ключевых тезисов, флипчарт или интерактивная доска, бланки для анкет, маркеры.

Ход круглого стола

1. Вступительное слово модератора (5-7 минут)

Приветствие. Создание доверительной атмосферы.

Актуализация темы: «Коллеги, сегодня мы с вами поговорим о, пожалуй, самом главном в нашей профессии — о детской игре. С одной стороны, ФГОС ДО провозглашает игру ведущим видом деятельности. С другой — от нас ждут "результатов", подготовки к школе, академических навыков. Родители спрашивают, почему мы "только играем", а не учим буквы и цифры. Внутренне мы и сами часто испытываем это напряжение. Давайте сегодня честно обсудим: удается ли нам сохранять этот хрупкий баланс? И как это сделать?»

Постановка ключевых вопросов для дискуссии:

- Игра и обучение: конкуренты или союзники?

- Почему сегодня игра "уходит" из детского сада?

- Что мы можем сделать, чтобы вернуть игре ее законное место, не в ущерб образовательным задачам?

2. Этап 1: "Диагностика". Мозговой штурм (10 минут)

Задание для всех участников: поделитесь, с какими внешними и внутренними вызовами мы сталкиваемся, пытаясь сохранить игру?

Модератор фиксирует ответы на флипчарте в две колонки:

Внешние вызовы (давление извне)        Внутренние вызовы (наши сложности)

• Запрос родителей на "раннее развитие" и академические навыки.

• Большая наполняемость групп.

• Ориентация на формальные показатели.

• Обилие документации, нехватка времени.        • Недостаток знаний о том, как интегрировать обучение в игру.

• Убеждение, что "настоящее" обучение — это только занятие за столом.

• Сложность организации качественной среды для сюжетно-ролевой игры.

3. Этап 2: "Практикум". Анализ кейсов (15 минут)

Модератор предлагает две типичные ситуации для обсуждения в мини-группах (по 2-3 человека).

Кейс 1:

Родитель воспитанника подготовительной группы говорит: "Вот соседский мальчик в другом саду уже читает, а мы целый день в "магазин" и "дочки-матери" играем. Когда уже вы учить начнете?"

Вопрос группе: Как бы вы ответили этому родителю, чтобы не отмахиваться, а объяснить ценность игры?

Кейс 2:

Воспитатель проводит занятие по ФЭМП. Дети считают палочки. Они скучают. Один из детей говорит: "А давайте, эти палочки будут сокровищами для пиратов!"

Вопрос группе: Как поступить? Пресечь "отклонение от плана" или поддержать игру? И если поддержать, то КАК?

После обсуждения: представители от групп делятся своими решениями.

4. Этап 3: "Арсенал". Обмен эффективными практиками (15 минут)

Модератор предлагает поделиться друг с другом приемами, которые уже работают.

Наводящие вопросы:

- "Коллеги, расскажите, как вам удается "встраивать" обучение в свободную игру?"

- "Приведите пример, как из скучного занятия вы сделали увлекательную игровую ситуацию?"

- "Какие современные игровые технологии (квесты, LEGO-конструирование, др.) вы используете?"

Примеры от участников (модератор обобщает):

"Мы не "учим буквы", а "ищем клад по карте", где ориентиры — это буквы."

"В сюжетно-ролевой игре "Больница" дети непроизвольно пишут "истории болезней", рисуя схемы, и считают "таблетки" (пуговицы)."

"Используем утренний круг для планирования игры: "Во что вы хотите играть сегодня? Что для этого вам нужно?""

5. Этап 4: "Резолюция". Принятие решений (10 минут)

Модератор резюмирует все сказанное и предлагает коллективно сформулировать "Памятку педагога, сохраняющего баланс между игрой и обучением".

Проект памятки (заполняется совместно):

Мой девиз: "Любое обучение должно быть облечено в игровую форму".

Мой аргумент для родителей: "В игре ребенок развивается комплексно: учится договариваться, решать проблемы, проявляет фантазию. Это основа для всех академических знаний".

Мой профессиональный прием: Я задаю себе вопрос: "Как я могу превратить это занятие в игру?".

Моя зона роста: Изучить и внедрить в свою практику технику [участники предлагают, например: "создание лэпбуков", "технологию "сторителлинг"].

Наше общее решение: Организовать для родителей открытое мероприятие в формате "Игротека", где они увидят, ЧЕМУ и КАК их дети учатся в игре.

6. Рефлексия и завершение (3-5 минут)

Модератор благодарит всех за активную и честную работу.

Участники по кругу делятся одним словом или фразой, которая отражает их итоговое впечатление от круглого стола (например: "вдохновение", "ясность", "уверенность в своей правоте", "идея для завтрашнего дня").

Анонсируется, что разработанная "Памятка" будет распечатана и размещена в методическом уголке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с родителями на тему "Современный ребенок-какой он?"

Целью проведения Круглого стола для родителей было повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения современных детей дошкольного возраста. В ходе проведени...

Круглый стол для педагогов на тему: «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия, для вхождения маленько...

Круглый стол для педагогов ДОУ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

Форма проведения: деловая игра.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. 1 часть. Разминка. 2 часть. Коллоквиум.3 ч...

Круглый стол для педагогов на тему: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»

Круглый стол: «Взаимодействие педагогов и специалистов в ходе коррекционной работы»...

Конспект круглого стола с педагогами на тему: "Детский сад модель социума"

Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от нас взрослых – родителей и педагогов. И естественно первую скрипку в оркестре, главную роль в жизни ребенка играет сем...

Круглый стол для педагогов ДОУ "Трудности воспитателя детского сада с современными родителями"

Методический материал для проведения круглого стола для педагогов ДОУ "Трудности воспитателя детского сада с современными родителями"...

Круглый стол для педагогов на тему «Современный воспитатель. Каков он?»

В настоящее время в период ломки многих наших жизненных устоев, понятий, жизнь ставит перед воспитателями новые проблемы. И даже опытные воспитатели испытывают большие затруднения в своей работе....