Мастер-класс для педагогов ДОУ Тема: «Игровые технологии в развитии речи дошкольников: от крокодила до сторителлинга»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ
Тема: «Игровые технологии в развитии речи дошкольников: от крокодила до сторителлинга»
Цель: практически освоить и проанализировать современные игровые технологии для развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить педагогов с разнообразием игровых речевых технологий.
- Отработать на практике 3-4 приема.
- Создать банк идей для немедленного использования в работе.
Оборудование: проектор и экран, флипчарт или доска, раздаточный материал: карточки с изображениями эмоций, предметов, действий; мячик; незнакомые предметы (например, гаечный ключ, прищепка необычной формы); листы А4, маркеры.
Реквизит для рефлексии: три коробки с надписями "Возьму на вооружение", "Заставило задуматься", "Буду развивать тему".
Ход мастер-класса:
1. Вступление (5 минут) - "Разминка для ума и языка"
Приветствие: "Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами ненадолго вернемся в детство, чтобы обогатить наш профессиональный арсенал. Мы будем играть, а заодно узнаем, как с помощью игры можно развивать речь детей".
Актуальность (тезисно):
Речь — ключ к успешной социализации и обучению.
Современные дети часто приходят с бедным словарным запасом.
Игра — естественная среда для развития ребенка.
Интерактивное начало: Упражнение "Ассоциативный мячик".
Педагоги встают в круг. Ведущий бросает мяч и называет слово (например, "море"). Тот, кто ловит мяч, называет свою ассоциацию ("ракушка") и бросает дальше.
Рефлексия: "Коллеги, как вы думаете, какую речевую функцию мы сейчас тренировали? (Словарь, быстроту реакции, слуховое внимание)".
2. Основная часть - "Игровой практикум" (35 минут)
Станция 1: Словарный запас и связная речь
Технология: "Крокодил" с педагогическим twist
Ход: Участники делятся на 2 команды. Один участник из команды тянет карточку с изображением предмета (например, "пылесос") или действия ("кататься на коньках") и должен показать это своей команде без слов.
Педагогический анализ (после игры):
- "Какие навыки развивает? (Активизация словаря, понимание действий и предметов, невербальная коммуникация, работа в команде)".
- "Как усложнить для подготовительной группы? (Показывать не предметы, а абстрактные понятия: "дружба", "вкусный ужин", "скука")".
Станция 2: Развитие диалогической речи и воображения
Технология: "Сторителлинг по карточкам"
Ход: Участники в мини-группах по 3-4 человека. Каждая группа получает конверт с 3-5 случайными картинками (например: дельфин, зонт, ключ, пончик). Задача — за 3 минуты придумать и рассказать связную историю, где будут задействованы все эти предметы.
Педагогический анализ:
- "Что развивает? (Связную речь, воображение, логику, умение работать в группе)".
- "Как использовать в группе? (Можно дать одну картинку на всю группу и придумывать историю по кругу, каждый добавляет одно предложение)".
Станция 3: Звуковая культура речи и фонематический слух
Технология: "Звуковое домино"
Ход: Педагогам раздаются карточки, разделенные пополам. На одной половине — картинка (например, "слон"), на другой — буква или схематичное изображение звука (например, [Ш]). Задача — найти партнера, у которого начало слова совпадает с конечным звуком предыдущего. [Слон] — [Носорог] — [Гусеница]...
Педагогический анализ:
- "Что тренируем? (Фонематический слух, умение выделять первый и последний звук в слове)".
- "Вариант для малышей? Можно искать не по звукам, а по цвету или форме предмета на картинке".
3. Рефлексия и подведение итогов (10 минут)
Упражнение "Коробка идей".
На столе стоят три коробки с надписями: "Возьму на вооружение" - сюда бросается записка с названием приема, который педагог будет использовать уже на следующей неделе.
"Заставило задуматься" - сюда бросается записка с мыслью или вопросом, который возник в ходе мастер-класса.
"Буду развивать тему" - сюда бросается записка с темой, которую педагог хотел бы изучить глубже (например, "кинетический песок в развитии речи", "логопедическая ритмика").
Каждый участник подходит к коробкам и бросает в них заранее подготовленные небольшие записки.
Заключительное слово ведущего:
"Коллеги, сегодня мы с вами на практике убедились, что развитие речи - это не скучные упражнения за столом, а увлекательное путешествие в мир игры. Самый главный вывод: мы не готовим детей к жизни, мы живем с ними здесь и сейчас. И в этой жизни каждый день можно открывать новое слово, придумывать новую историю и просто весело играть. Творите, экспериментируйте и получайте от процесса удовольствие! Спасибо за активную работу!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников"
Консультация для педагогов...

Мастер-класс "Применение новых игровых технологий в развитии речи дошкольников"
В презентации описана технология использования кинетического песка на логопедических занятиях....

Мастер класс для педагогов по теме «Игровые технологии по развитию речи детей»
Цель мастер- класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи.Задачи: Познакомить педагогов с ...

Мастер класс для воспитателей "Квест - игра современная игровая технология в работе с дошкольниками"
Поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию квест – технологии в работе с детьми...

Мастер-класс для учителей-логопедов, учителей-дефектологов «Игровые технологии для развития межполушарного взаимодействия у детей с ТНР"
В настоящее время быстро развивается нейронаука, и нас, логопедов и дефектологов, интересуют в частности нейропсихология, нейролингвистика и нейропедагогика. Нейропедагогика совершенно молодая наука: ...

консультация для педагогов Игровые технологий для развития речи дошкольников
Игровые технологии в развитии речи:• Дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные).• Театрализованные игры (игры-драматизации, режиссерские игры).• Игровые приём...

Методическая разработка. Мастер-класс для педагогов ДОУ "Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников"
Игра – это естественная среда для ребёнка. Она позволяет ему выражать свои мысли, чувства и желания без страха быть неправильно понятым. Когда ребёнок играет, он активно использует речь для обще...
