Вариативное планирование
консультация

Кононова Елена Викторовна

«Вариативное планирование — это способ организации образовательной деятельности включая всех участников образовательного процесса, которая включает в себя приемы и методы позволяющие выстраивать образовательный процесс от интереса и потребностей ребенка, мотивирует его к размышлениям, стимулирует на поиск ответов на свои вопросы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариативное планирование как средство формирования самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста, посредствам применения технологий «Вариативное колесо» и

 «Мозаичная осведомленность»

Кононова Е.В.

1.Пояснительная записка

Дошкольное детство является важнейшим периодом развития человека. А формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности остаётся одним из важнейших и актуальных направлений. Самостоятельность и инициативность выделены как основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста в ФОП ДО.

Так как же спланировать образовательную деятельность таким образом, чтобы включить всех участников образовательного процесса, чтобы было всем интересно, познавательно, и в тоже время формировались самостоятельность и инициативность детей? В поисках ответа на заданные вопросы я обратилась к такой форме планирования – вариативное планирование образовательной деятельности, которое направлено на решение вопросов выстраивания образовательного процесса от интереса ребенка. Вариативное планирование помогает педагогу прислушиваться к интересам детей, направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации, проявить инициативность во всех видах деятельности и способствует развитию активной, самоорганизованной, самостоятельной деятельности детей. Но что же такое вариативное планирование? Существует множество определений вариативному планированию, я выбрала для себя следующее: «Вариативное планирование — это способ организации образовательной деятельности включая всех участников образовательного процесса, которая содержит в себе приемы и методы позволяющие выстраивать образовательный процесс от интереса и потребностей ребенка, мотивирует его к размышлениям, стимулирует на поиск ответов на свои вопросы»

1.1 Тематическое направление. Актуальность

Предлагаемые мною технологии «Вариативное колесо» и «Мозаичная осведомлённость», являются компонентами утренних и вечерних детских советов. Данные технологии помогают педагогу организовать совместную деятельность всех участником образовательного процесса, не лишая возможности детей проявлять самостоятельность и инициативность, развивать индивидуальные способности каждого ребенка, включать родителей в совместное планирование и реализацию плана. Использование этих технологий наполняют деятельность детским смыслом, повышают мотивацию детей к активному участию в образовательной деятельности, позволяет осознанно выбирать не только вид деятельности, но и средства, форму, результат и партнеров.

1.2 Целевая аудитория события

Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

1.3.        Цель, задачи и планируемые результаты события

Цель: Создание условий для формирования у дошкольников самостоятельности и инициативности.

Задачи:

  • Развить индивидуальные способностей каждого ребенка
  • Оказывать помощь в самореализации ребенка.
  • Учить детей общаться, слушать и слышать своих товарищей.
  • Включать родителей в совместное планирование и реализацию плана.

Предполагаемый результат:

- Дети научатся планировать свое время, проявлять интерес к текущим событиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы.

- Воспитатели могут мотивировать детей и создавать условия для проявления инициативности детей.

- Родители являются активными участниками образовательной деятельности.

1.4.        Форма проведения события

Групповая, индивидуальная, беседы.

1.5.        Педагогическая технология/методы/приемы, используемые

для достижения планируемых результатов

Методы и приемы:

- игровые- словесные

- наглядные

- практические

Технологии:

-личностно-ориентировочные;-организационно-педагогические;

-игровые;

-технология создания предметно-развивающей среды.

1.6.        Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятий (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Интернет-ресурсы, использование ИКТ, создание среды, информационные ресурсы.

1.7.        Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогов дошкольных учреждений

  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.
  • Учитывать инициативу детей, их желание, интерес к текущему событию.
  • Определить педагогическую цель и поставить задачи для достижения планируемого результата.
  • Учиться варьировать, менять, интегрировать, творить, идти за интересом ребенка. Не диктовать, а гибко реагировать на ситуацию, настроение и интерес детей. Не навязывать, а мотивировать, создавать условия для возникновения внутренней потребности, что - либо, делать.
  • При использовании данных технологий, учитывать основные компоненты режима дня.

2.        Основная часть

Хочу поделится своим опытом по использованию технологий «Мозаичная осведомлённость» и «Вариативное колесо» С помощью этих технологий можно направить детей по определенному направлению, не лишая возможности проявить инициативу и самостоятельность. Выбранная тема детьми, может быть темой проекта, или лексической темой недели.

«Мозаичная осведомленность» (частично взята из авторской технологии Л.Кругловой) - эта технология представляет из себя поле из мозаик в виде сот. Сами «мозаики» могут быть сделаны из обычной бумаги, а можно выполнить в виде коврика на переносном полотне или начерчены на полу.

Я применяю эту технологию в пятницу, во время вечернего совета, совместно с технологией «Вариативное колесо», о котором я расскажу ниже. Главная цель этой технологии, натолкнуть детей на выбор темы, недели, проекта, мероприятия и т.д.

Внутри мозаичных сот нарисованы символы или разложены предметы, объединенные одной темой.  На каждую «ячейку» кладется предмет, или картинка с обозначением того или иного предмета. Все предметы и картинки связаны общей темой. Дети обсуждают и придумывают общее название темы, к которой могут походить все предметы мозаики. Когда тема определена, дети придумывают свою интерпритацию, объяснение каждого символа или предмета в мозаике. Это настолько увлекает детей, что порой появляются очень необычные варианты решения.

Дальше провожу беседу с детьми, на тему «Что мы можем рассказать, нарисовать, сделать?» Дети проводят бурные обсуждения, предлагают свои варианты, а в понедельник утром, на детском совете, совместно с детьми фиксируем все на «Вариативном колесе».

«Вариативное колесо» — эта технология представляет из себя распечатанное на бумаге колесо, или «бабину» от кинопленки.  

По центру расположена - тема проекта, а по кругу колеса – разделы - «РУБРИКИ». Пока мое «Вариативное колесо» состоит из пяти рублик. В дальнейшем я планирую совместно с детьми определять количество рубрик и при необходимости добавлять рублики в «колесо».

Работаю с «колесом» придерживаясь определенного плана.

I. Подготовительный этап.

Выбрав тему используя «Мозаичную технологию» первым делом, проводим беседу «Что знают дети о изучаемой теме. Дети выдвигают гипотезы, пытаются составлять ассоциативную словесную цепочку.

II. Основной этап.

Выбор темы у нас проходит в пятницу, на вечернем совете, это облегчает вовлечение родителей к участию в образовательной деятельности. Дома родители с детьми обсуждают, находят информацию из известных источников, подбирают информационный материал и т.д.

Фиксация вопросов по рубрикам на «Вариативном колесе» происходит на утреннем круге. Дети формулируют вопросы и определяют к какой рубрике будут они относится, и фиксируют, записывая свои имена в подходящих рубриках. Каждая рубрика отмечена картинкой-символом.

В течении недели создаем условия для познавательной деятельности и поддержки детской инициативы. С привлечением родителей насыщаем предметно-пространственную среду по теме, для поддержки детской инициативы. Дети всю неделю делятся своим «багажом знаний», рисуют, творят, экспериментируют и т.д. Активные родители могут предлагать и проводить с детьми игры, мастер классы и т.д.

III. Рефлексия.

Когда все ответы найдены подходит время завершения проекта. Провожу беседу с детьми, отвечая на вопросы: что мы запомнили? смогли ли мы ответить на все вопросы? Можно посмотреть фотографии за время реализации проекта, вспомнить и обсудить с детьми как это было. Рефлексию желательно проводить в пятницу на детском совете.

2.1.        Описание подготовки события

План работы:

1. Определить педагогические задачи, цель, формы взаимодействия с детьми, изменения, которые необходимо внести в предметно-пространственную среду, подобрать необходимые материалы и пособия.

2. Продумать индивидуальный подход в работе с детьми, для дозированной подачи информации.

3. Учесть все виды деятельности воспитанников и соответствующие им формы работы на каждый день.

4. Анализ итогов проведенных событий, беседа с детьми что получилось, что нет, можно приготовить видеофильм с фотоотчетом.

2.2.        Описание проведения события (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Сценарный план мероприятия с детьми в старшей группе.

Тема: «Знакомство с Мозаичной осведомленностью и Вариативным колесом»

Программное содержание

Цель: познакомить детей с новым опытом работы «Мозаичная осведомленностью и «Вариативное колесо»

- направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации;

- помогать детям проявить инициативность во всех видах деятельности;

             - способствует развитию активной и самоорганизованной самостоятельной

деятельности детей.

Ход мероприятия.

Мероприятие лучше проводится во время вечернего совета, в конце недели, что бы дети с родителями могли за выходные обсудить, что хотят и могут сделать.

Дети сидят в кругу.

Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови одним словом»

Дидактическая игра «Назови одним словом»

На экране представлены картинки, (картинки могут быть напечатаны) например: ромашка, тюльпан, роза, колокольчик

Задача детей назвать эти картинки одним словом «Цветы»

(темы картинки могут быть разными на усмотрение педагога. Я взяла серию картинок, которые относятся к природе: животные, деревья, насекомые, времена года, осадки.)

Педагог: Молодцы ребята, вы все правильно назвали. А теперь посмотрите на эту мозаику с предметами, и подумайте, что их все связывает.

В центре круга находится мозаика в виде сот, на каждой соты расположены предметы: шишка, стакан с водой, листик, камень, яблоко.

Ответы детей.

Дети высказываются, советуются, спорят.

Педагог: Все верно ребята, все эти предметы связывает слово «Природа»

И мы будем с вами разговаривать о природе, но сначала мы сыграем в одну игру.

Игра малой подвижности «Сядь рядом»

Начинает педагог. Рядом с педагогом есть свободное место

Педагог: Я буду первым ведущим. Видите, рядом со мной есть свободное место и со мною рядом сядет… ребенок, у которого есть синий цвет. Ребенок садиться с педагогом, а ребенок, рядом с которым освобождается место, становится ведущим.

(может быть несколько вариантов игры, например, называть не цвет, а задавать вопросы. «Со мною рядом сядет ребенок, который назовет какой сегодня день недели, или завтра, или месяц и т.д.)

Педагог: здорово ребята, а теперь давайте вернемся к нашей мозаике. Мы с вами решили, что все эти предметы связанны одним словом – природа.

Давайте подумаем, в чем сходство и отличия всех этих предметов в каждой ячейке, что мы знаем об этих предметах, какие еще предметы подходят к нашей теме.

Далее педагог знакомит детей с «Вариативным колесом»

Педагог: правильно ребята, вы очень много знаете и умеете. Посмотрите ребята, что у меня есть. Это специальное колесо, которое будет нам помогать. Смотрите, вот сюда в середину, мы напишем нашу тему: «Природа». А вот в этих местах, мы придумаем рублики, которые мы с вами придумаем на тему природа, и о которых вы хотели бы поговорить и узнать что то новое и интересное.

Педагог с детьми придумывают рублики, о которых дети могут рассказать, нарисовать, смастерить, придумать игру и т.д.

(При первых знакомствах с «колесом», можно предложить детям варианты рублик, распечатать не большие картинки-обозначения, и приклеить из в рублики. Например, по теме природа: природные явления, микробы, животные и растения и т.д. в дальнейшем, дети могут сами придумывать и зарисовывать обозначения рублик).  

В понедельник на утреннем совете, дети фиксируют свои имена в выбранных рубликах, можно выбрать не одну рублику. А несколько по желанию детей.

В течении недели дети совместно с родителями выполняют задуманное, делятся информацией, творят и т.д. А в конце недели, или проекта, проводится «рефлексированое» мероприятие по усмотрению педагога.

2.3     Фото-видеоархив мероприятий

(представлен в презентации)

3. Вывод

Выстраивая образовательную деятельность с применением вариативного планирования, и использованьем различных технологий, в том числе технологию «Вариативное колесо» и «Мозаичная осведомленность», можно наблюдать, как меняются воспитанники. Дети становятся более уверенные в своих силах, проявляю инициативность, активно включаются в процесс планирования, даже застенчивые и робкие стали задавать свои вопросы и проявлять свою самостоятельность, им легче даётся выступление на публике.

Я считаю, используя технологию вариативного планирования, нужно периодически менять методы и приемы, придумывать что-то новое, чтобы поддерживать детский интерес, но добиваться что бы:

  • Дети учились планировать свое время, проявлять инициативу, интерес к текущим событиям, ставить цель и достигать её.
  • Педагоги могли не диктовать, а гибко реагировать на ситуацию, настроение и интерес детей. Не навязывать, а мотивировать, создавать условия для возникновения внутренней потребности что – либо делать.
  • Родители могут более тесно участвовать в деятельности детского сада, быть активным участником образовательных событий.

                                       

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вариативное планирование как средство формирования самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста, п о средствам применения приемов «Вариативное колесо» и «Мозаичная осведомленность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - Детский сад №54 "Золушка" города Лесосибирска Выполнила: воспитатель Кононова Елена Викторовна гЛесосибирск 2024

Слайд 2

«Вариативное планирование — это способ организации образовательной деятельности включая всех участников образовательного процесса, которая включает в себя приемы и методы позволяющие выстраивать образовательный процесс от интереса и потребностей ребенка, мотивирует его к размышлениям, стимулирует на поиск ответов на свои вопросы».

Слайд 3

Цель: Создание условий для формирования у дошкольников самостоятельности и инициативности. Задачи: ✍️Развить индивидуальные способностей каждого ребенка ✍️Оказывать помощь в самореализации ребенка. Фотоотчет по применению технологий «Вариативное колесо» и «Мозаичная осведомлённость»

Слайд 4

«Мозаичная осведомленность»

Слайд 5

«Вариативное колесо»

Слайд 6

Фиксация результатов на «вариативном колесе»

Слайд 7

Использование технологии « Мозаичнаяосведомленность »

Слайд 8

Выступление детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативные формы перспективного планирования в ДОУ

Структура работы и планирование профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ...

Планирование воспитательно - образовательного процесса - вариативная часть, работа с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей

Планирование содержит: вариативную часть, работу с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей на период с 01.09 по 31.10...

Планирование воспитательно - образовательного процесса - вариативная часть, работа с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей

Планирование содержит: вариативную часть, работу с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей на период с 01.11.2016 по 30.11.2016 и с 01.12.2016 по 31.01.2017...

Планирование воспитательно - образовательного процесса - вариативная часть, работа с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей

Планирование содержит: вариативную часть, работу с родителями, создание условий для самостоятельной деятельности детей на период с 01.03.2017 по 28.04.2017...

Вариативный формат планирования образовательной работы в ДОУ

Данный материал можно использовать на педагогическом совете при ознакомлении педагогов  с одним из вариантов  планирования образовательной работы в ДОУ....

Районное методическое объединение «Реализация задач вариативной части образовательной программы» Планирование и оценка эффективности физкультурно – образовательной деятельности в условиях ФГОС.

С внедрением ФГОС дошкольного образования в детском саду создана система образования, при которой преемственность образовательной Программы позволяет создать условия для воспитания гармонично развитой...

Календарно-тематическое планирование стар.дош. воз (от 6 до 7 лет) в рамках реализации проекта_Вариативные модели интеграции естественно-научного и художественно-эстетического содержания образования (ЕНОТИК)

Перспективный план составлен и реализуется в 2022-2023 у.г  в группе сташего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) рамках реализации проекта "Вариативные модели интеграции естественно-научног...