Консультация для родителей на тему "Самые частые вопросы к логопеду"
консультация

Пастухова Марина Леонидовна

Даны краткие ответы на самые частые вопросы родителей и развитии речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_logopedu.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

С какого   возраста нужно обращаться  к логопеду?

   Существуют нормативные показатели развития речи детей. Если у ребенка отсутствует или отмечается задержка в появлении гуления, лепета, слов, фраз, ребенок не понимает обращенную речь – это повод обратиться к логопеду и пройти обследование речевого развития ребенка. Зачастую нарушения речевого развития проявляются в неправильном произношении звуков, невнятности, нечеткости, проглатывании и пропусках отдельных звуков, слогов в словах. Так же могут отмечаться запинки в речи, нарушения темпа и ритма речи. Если вы заметили у ребенка отставание от нормативных показателей, необходимо обратиться к логопеду. Обратите внимание на следующие признаки:

  • Недостаток слов в словаре. Речь ребенка бедна лексикой, он ограничивается небольшим набором слов и не стремится расширять свой словарный запас.
  • Неправильное произношение звуков. Ребенок заменяет звуки другими, пропускает или искажает их, что затрудняет понимание его речи окружающими.
  • Проблемы с построением предложений. Ребенок испытывает сложности с составлением простых фраз, нарушает последовательность слов или избегает говорить полноценными предложениями.

Раннее обращение к логопеду способствует предотвращению усугубления речевых нарушений и способствует успешной социализации ребенка. Специалист сможет разработать индивидуальную программу коррекционных занятий, включающую разнообразные упражнения и методики для развития речевых навыков.

Могут ли родители сами исправить речь своего ребенка?

   С самых первых дней жизни ребенка регулярные домашние занятия, чтение книг и постоянные разговоры закладывают прочные основы для успешного развития речи. Речевое развитие – это сложный и многогранный процесс, требующий систематичности и внимательности. Однако важно помнить, что самостоятельное исправление речевых дефектов может быть не только неэффективным, но и в некоторых случаях даже вредным, если не учитывать все особенности и индивидуальные потребности ребенка. Поэтому обращение за помощью к профессионалам, таким как логопеды, является крайне важным шагом. Логопед проведет глубокую диагностику, выявит конкретные трудности и разработает персонализированную программу занятий, соответствующую потребностям ребенка. Ваше активное участие в поддержке этого процесса и следование рекомендациям логопеда дома играет определяющую роль. Для достижения наилучших результатов в речевом развитии вашего ребенка важно:

  • Выполнять все рекомендации логопеда без пропусков, так как каждая деталь может быть критически важной.
  • Регулярно и систематично заниматься с ребенком по специальным методикам.
  • Осуществлять контроль за правильностью выполнения упражнений для эффективности занятий и предотвращения возможных ошибок.

Профессиональная помощь в сочетании с вашей любовью и заботой создаст оптимальные условия для речевого развития вашего ребенка. Родительский вклад в этот процесс так же важен, как и профессиональная помощь. Только в тесном сотрудничестве с логопедом можно достичь наилучших результатов и помочь вашему ребенку преодолеть все трудности на пути к грамотной и полноценной речи.

Чем занимается логопед?

   Основная работа логопеда направлена на исправление звукопроизношения, что является ключевой составляющей правильной речи. В процессе занятий особое внимание уделяется развитию фонематического слуха и лексико-грамматической структуры речи, что способствует всестороннему развитию речи у ребенка.

   Для достижения эффективных результатов логопед использует разнообразные методики и упражнения, делая процесс обучения увлекательным и интересным для детей. Игровые формы занятий помогают активизировать учебный процесс, а артикуляционные упражнения способствуют улучшению подвижности органов речи, что положительно сказывается на качестве звукопроизношения. Важную роль играет и развитие мелкой моторики, которое тесно связано с общим речевым развитием и способствует улучшению координации движений у ребенка.

Влияет ли укороченная уздечка языка на развитие речи?

   Укороченная уздечка языка не влияет на собственно развитие речи: появление слов, первых фраз, развитие самостоятельной речи. Но укороченная уздечка языка будет влиять на звукопроизношение. При укороченной уздечки языка, нарушается произношение некоторых звуков раннего онтогенеза (Т, Д, Н), шипящих звуков, звуков Р, Рь, Л, Ль, может наблюдаться смягчение звуков, упрощение их артикуляции, звуки становятся нечеткими, смазанными.

Если у ребенка есть нарушения речи, можно ли его обучать иностранному языку?

   В зависимости от того какое нарушение речи у ребенка, можно говорить об обучении иностранному языку. Например, если ребенок не выговаривает звук Р и у него нет других нарушений речи. Позволительно начинать изучение иностранного языка, но при этом занимаясь с логопедом над исправлением произношения звука Р. Если у ребенка нарушено большое количество звуков и/или есть другие нарушения речи (ограниченный словарный запас, трудности в грамматическом оформлении своих высказываний и т.д.), то изучение иностранного языка не рекомендуется начинать, пока нарушения речи не будут преодолены. Иначе сработает эффект «снежного кома»: когда на несформированную родную языковую систему, будет накладываться вторая иностранная языковая система. И обе они будут формироваться неправильно с ошибками, что будет проявляться в речи (как устной, так и письменной). Поэтому сначала мы работаем над исправлением речи, а затем приступаем к изучению иностранного языка.

Среди родителей бытует мнение, что самое страшное в постановке речи — это звук «р». Так ли это?

Звук «р» действительно считается одним из самых сложных для произношения. Он требует развитого артикуляционного аппарата и координации движений языка. Однако при систематической работе с логопедом этот звук успешно осваивается большинством детей. Важно:

Регулярно выполнять упражнения на развитие артикуляции. Логопед предложит специальные упражнения, направленные на укрепление артикуляционных навыков и развитие необходимых движений языка.

Следовать рекомендациям логопеда. Важно применять методики и рекомендации специалиста для достижения наилучших результатов в процессе обучения произношению звука «р».

Терпеливо и настойчиво работать над произношением. Освоение звука «р» может потребовать времени и упорства как со стороны ребенка, так и со стороны родителей и логопеда.

Профессиональная помощь и поддержка родителей обеспечат успешное освоение этого звука. Важна регулярная практика и поддержка дома, что способствует устойчивому и правильному произношению звука «р».

Совместные усилия родителей и логопеда играют ключевую роль в успешном освоении сложных звуков и обеспечивают эффективное развитие речевых навыков у детей.

Нам рекомендуют удалить аденоиды. Так ли это необходимо?

Решение об удалении аденоидов должно приниматься совместно с отоларингологом и логопедом. Аденоиды могут негативно влиять на речевое развитие, вызывая затруднения в дыхании и произношении. Если специалисты считают это необходимым, стоит прислушаться к их рекомендациям. Необходимо: Проконсультироваться с несколькими специалистами. Отоларинголог и логопед проведут необходимые исследования и оценят состояние аденоидов, а также их влияние на здоровье и речевое развитие ребенка. Это поможет получить комплексную оценку и рекомендации от разных точек зрения. Оценить состояние аденоидов и их влияние на здоровье ребенка. Врачи проведут необходимые обследования и диагностику для определения степени влияния аденоидов на здоровье и речевое развитие ребенка. Это позволит принять обоснованное решение о необходимости оперативного вмешательства. Следовать рекомендациям врачей. В случае, если специалисты рекомендуют удаление аденоидов, важно следовать их рекомендациям. Это может значительно улучшить качество жизни ребенка, улучшить его дыхание и способствовать нормализации речевого развития.

Удаление аденоидов — это серьезное медицинское вмешательство, которое может оказать положительное влияние на общее здоровье и качество жизни ребенка, особенно в контексте его речевого развития.

Сколько времени может понадобиться, чтобы поставить звук?

Коррекция звукопроизношения представляет собой индивидуальный процесс, который требует времени и терпения. В зависимости от сложности дефекта регулярные занятия могут занять от нескольких месяцев до года. Важно осознавать, что успех в этом деле зависит от систематичности и упорства в выполнении занятий. Ниже даны несколько рекомендаций для достижения наилучших результатов:

Стоит регулярно посещать логопеда, следуя его наставлениям и руководству.

Важно выполнять все задания и упражнения, предложенные специалистом, без упущений и с добросовестностью.

Родители играют ключевую роль, поддерживая и поощряя своего ребенка в его успехах на каждом этапе коррекции. Профессиональная помощь и активная поддержка со стороны родителей являются гарантом достижения наилучших результатов в коррекции звукопроизношения ребенка.

Как попасть на занятия к логопеду?

Логопедическая помощь оказывается логопедом поликлиники, детского сада или школы. Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо побывать в поликлинике. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада.
В детском саду занятия с детьми могут проводиться либо на логопункте, либо в специализированных речевых группах. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 2 или 3 года.

Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает исправление нарушений письма и чтения. 

В чем плюсы посещения логопедической группы?

С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности. К плюсам можно отнести малую наполняемость группы. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку.

Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?

Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.

Что должен уметь делать ребенок к первому классу?

Качественное развитие речевых навыков к моменту начала учебы в первом классе играет критическую роль в успешной адаптации ребенка в школьной среде. Он должен четко и правильно произносить все звуки, уметь строить как простые, так и более сложные предложения, обладать базовым словарным запасом и уметь поддерживать диалог. Эти навыки обеспечивают не только способность понимать инструкции, но и выражать свои мысли и желания.

Важно, чтобы родители активно поддерживали процесс развития речевых навыков дома. Они могут выполнять задания, предложенные логопедом, и создавать комфортные условия для занятий. Это помогает ребенку уверенно встретить новые учебные вызовы и успешно взаимодействовать с окружающими. Раннее внимание к развитию речевых способностей обеспечивает детям необходимую уверенность и готовность к школьной жизни, способствуя полноценному включению в учебный процесс и социальные взаимодействия.

В школе у детей выявляют  дислексию и дисграфию. Что это?

Дислексия – нарушение чтения, дисграфия – нарушение письма. До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Детские вопросы. Как на них отвечать".

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток  знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрест...

Консультация для родителей на тему «Детские вопросы и как на них отвечать»

О чем  спрашивают дошкольники и как отвечать на детские вопросы....

Консультация для родителей на тему: «Детские вопросы и как правильно на них ответить»

Уважаемые родители!Возраст «почемучек» - самый важный  в жизни ребенка. Иногда детям отвечают, иногда отмахиваются от ответов. Оставлять "почемучек" без ответов нельзя, но и отвечать нужно умеючи...

консультация для родителей:"Как отвечать на вопросы детей"

Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.Не раздражайтесь из-за них на ребенка.Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.Научите ребенка играть в шахматы или шашки...

Консультация для родителей «Если ребенок часто болеет» Почему дети в детском саду так часто болеют?

Дети подрастают, идут в детский сад, и мамы хватаются за голову: малыш просто не вылезает из простуд и постоянно «цепляет» вирусы. В этих напастях родители, конечн...

Консультация для родителей:"Утренник: отвечаем на вопросы родителей"

Консультация для родителей"Утренник: отвечаем на вопросы родителей"...