Опыт работы по теме "«СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.»
материал (подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования Плавский район
«Центр развития ребёнка – детский сад «Берёзка»
ОПЫТ РАБОТЫ
воспитателя МБДОУ МО Плавский район
«Центр развития ребёнка – детский сад «Берёзка»
РАРАЙКИНОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ
ТЕМА: «СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.»
ИДЕЯ ОПЫТА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ.
ЦЕЛЬ: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СИСТЕМНОЕ ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ.
Плавск
2021 - 2025
СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ОПЫТА
ИПМ 1. Условия формирования опыта
ИПМ 2. Теоретическая база опыта
ИПМ 3. Новизна опыта
ИПМ 4. Технология опыта
ИПМ 5. Результативность опыта
Список используемой литературы
ИПМ 2. Условия формирования опыта
Работа по проблеме «Современные игровые технологии – как эффективное средство повышения качества обучения и воспитания старших дошкольников»
Этапы:
Диагностический: постановка проблемы.
На данном этапе была осуществлена первичная диагностика и анализ исходной ситуации:
1 Теоретический анализ: Проведено детальное изучение научно-методической литературы, современных педагогических исследований и обобщён существующий передовой опыт по выбранной проблематике.
2 Анализ практических затруднений: Выявлены и систематизированы актуальные проблемы и затруднения в образовательной практике, требующие решения через внедрение современных игровых технологий.
Прогностический: определение целей и задач работы над темой.
На данном этапе была осуществлена разработка стратегии и планирование деятельности:
1 Разработка методической системы: создан и систематизирован комплекс педагогических мер, методов и приёмов, направленных на эффективное решение выявленных проблем.
2 Определение целевых ориентиров: сформулированы прогнозируемые результаты и критерии эффективности будущей работы, позволяющие оценить достижение поставленных целей.
Практический: выступления из опыта работы на педагогических советах, родительских собраниях, заседаниях творческой группы, методических объединениях и педагогических мастерских.
- Посещение семинаров, методических объединений для педагогов МДОУ и района.
- Выступления на заседаниях при заведующем МБДОУ, проведение открытых занятий, семинаров-практикумов для педагогов.
Обобщающий: анализ работы.
- Оформление и описание хода, результатов работы по проблеме (самоанализ)
Внедренческий: использование опыта работы педагогами МБДОУ в процессе работы с детьми.
Диагностический этап исследования был направлен на выявление исходного уровня сформированности ключевых компетенций у детей старшего дошкольного возраста и анализ готовности педагогического сообщества и родителей к внедрению современных игровых технологий.
Диагностика детей старшего дошкольного возраста проводилась по следующим направлениям:
1 Познавательное развитие.
Методика: "Диагностика познавательной активности" (В.С. Юркевич)
Параметры оценки:
- Уровень любознательности и интереса к новому
- Проявление инициативы в познавательной деятельности
- Умение решать интеллектуальные задачи
- Развитие творческого воображения
Результаты показали, что у детей преобладают средний (45%) и низкий (40%) уровень познавательной активности.
2 Коммуникативное развитие.
Методика: "Наблюдение за игровым взаимодействием" (Е.О. Смирнова)
Параметры оценки:
- Умение договариваться со сверстниками
- Способность к распределению ролей в совместной деятельности
- Навыки конструктивного разрешения конфликтов
- Уровень развития речи как средства общения
Результаты показали, что умение договариваться развито только у 25% дошкольников, навыки совместной деятельности сформированы у 30% и конструктивное общение со сверстниками наблюдается у 35%.
3 Эмоционально-личностное развитие
Методика: "Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей"
Параметры оценки:
- Эмоциональная отзывчивость
- Умение управлять своими эмоциями
- Уровень самоконтроля и саморегуляции
- Способность к сотрудничеству
Было выявлено следующее: стабильно высокие показатели саморегуляции - 20%, ситуативные проявления самоконтроля - 50%, низкий уровень управления эмоциями - 30%.
Так же на этом этапе было проведено анкетирование родителей на тему "Современные игровые технологии в развитии и воспитании ребенка".
В ходе анкетирования оценивалась игровая среда в семье: временные показатели совместной игровой деятельности, предпочтения в выборе игр и игрушек, наличие современных развивающих игр, а также понимание развивающего потенциала игры родителями. Осознают ли они роль игры в подготовке к школе, знакомы ли с современными игровыми технологиями.
Была выяснена готовность родителей к сотрудничеству: интерес к участию в совместных мероприятиях, потребность в консультационной поддержке, а также их ожидания от образовательного процесса в ДОУ.
В итоге: 65% родителей ограничивают игровую деятельность традиционными формами, только 25% знакомы с современными игровыми технологиями, 80% выражают заинтересованность в обучении эффективным игровым методикам
Изучение профессиональной компетентности педагогов проводилось по следующим направлениям: анализ календарно-тематического планирования, наблюдение за организацией игровой деятельности, анкетирование "Игровые технологии в моей профессиональной практике".
В результате была выявлена необходимость целенаправленной работы по развитию коммуникативных компетенций и познавательной активности у старших дошкольников.
Определен дефицит использования современных игровых технологий в образовательном процессе ДОУ.
Установлена готовность родителей к сотрудничеству и освоению новых форм взаимодействия с детьми.
Обоснована актуальность внедрения системы работы с использованием современных игровых технологий для повышения качества образовательных результатов.
Для решения проблемы и получения ожидаемых результатов была поставлена основная цель – повышение качества образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста через системное внедрение современных игровых технологий в образовательный процесс.
Для достижения цели определила следующие задачи:
Обучающие:
- сформировать систему знаний, умений и навыков в соответствии с образовательной программой через игровые технологии;
- развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение) средствами современных игровых методик
- формировать предпосылки УУД через специально организованную игровую деятельность
Развивающие:
- развивать творческий потенциал, инициативность и самостоятельность
- совершенствовать коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект
- формировать способность к рефлексии и самооценке
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества через игровые ситуации
- формировать навыки сотрудничества и работы в команде
- развивать культуру здорового образа жизни через подвижные и оздоровительные игры.
Все полученные данные стали основой для разработки прогностического этапа исследования и планирования системы методических мероприятий по внедрению современных игровых технологий в образовательный процесс.
ИПМ 3. Теоретическое обоснование опыта
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Теоретической основой представленного опыта работы выступает синтез фундаментальных положений культурно-исторической теории Л.С. Выготского, деятельностного подхода в психологии и современных исследований в области дошкольной педагогики. Согласно культурно-исторической теории, игра создает зону ближайшего развития ребенка, где он совершает качественный скачок в освоении высших психических функций. Именно в игровой деятельности дошкольник учится сознательному поведению через подчинение правилам, что формирует основу произвольной регуляции. Эти теоретические положения находят свое развитие в концепции Д.Б. Эльконина, рассматривающего игру как особую форму деятельности, в которой воссоздаются социальные отношения и происходит ориентация ребенка в смыслах человеческой деятельности.
Современное понимание игровых технологий в дошкольном образовании базируется на принципах развивающего обучения, сформулированных в работах Л.В. Занкова и В.В. Давыдова. Согласно этим принципам, обучение должно опережать развитие, создавая условия для реализации познавательных возможностей каждого ребенка. Игровые технологии становятся тем оптимальным инструментом, который позволяет осуществлять такое опережающее развитие в естественной для дошкольника форме. При этом содержание игровой деятельности проектируется с учетом интеграции образовательных областей, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Важным аспектом теоретического обоснования является концепция социо-игровой педагогики, разработанная Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и В.М. Букатовым. Согласно этой концепции, образовательный процесс должен выстраиваться как система проблемных ситуаций, реализуемых через разнообразные игровые формы. Такой подход обеспечивает не только усвоение знаний и навыков, но и развитие коммуникативных способностей, социального интеллекта и эмоциональной отзывчивости.
Современные исследования в области нейропедагогики, представленные в работах Т.В. Черниговской, подтверждают, что игровая деятельность оптимальным образом способствует формированию нейронных связей в мозге ребенка. Эмоциональная насыщенность игр, сочетание двигательной и познавательной активности, возможность многовариантных решений - все эти характеристики современных игровых технологий создают благоприятные условия для когнитивного развития и формирования функциональной грамотности.
Теоретическая модель эффективности игровых технологий включает четыре взаимосвязанных компонента: мотивационный, содержательный, операциональный и рефлексивный. Мотивационный компонент обеспечивается через создание ситуаций познавательного интереса и проблемных моментов. Содержательный компонент реализуется через интеграцию образовательных областей в единые игровые сюжеты. Операциональный компонент представляет собой систему игровых действий и правил, направленных на достижение образовательных результатов. Рефлексивный компонент обеспечивает развитие у детей способности к самооценке и самоконтролю.
Реализация игровых технологий основывается на системе принципов, включающей принцип интеграции образовательного содержания, принцип проблемности как источника познавательной активности, принцип диалогичности, обеспечивающий развитие коммуникативных компетенций, принцип вариативности, позволяющий учитывать индивидуальные особенности детей, и принцип рефлексивности, направленный на осознание способов деятельности.
Критерии эффективности применения игровых технологий, разработанные на основе исследований Т.И. Бабаевой и О.В. Солнцевой, охватывают познавательный, коммуникативный, личностный и регулятивный аспекты развития. Познавательный критерий отражает развитие мышления, воображения и познавательной активности. Коммуникативный критерий характеризует формирование навыков общения и сотрудничества. Личностный критерий показывает развитие самостоятельности, инициативности и творческих способностей. Регулятивный критерий демонстрирует становление произвольности поведения и саморегуляции.
Теоретическое обоснование опыта работы позволяет прогнозировать не только повышение качества образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ДО, но и формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, а также успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению. Интеграция классических теоретических положений с современными научными исследованиями обеспечивает научную обоснованность, методологическую целостность и практическую значимость предлагаемой системы работы.
ИПМ 4. Новизна опыта
Новизна представленного педагогического опыта заключается в системном внедрении использования современных игровых технологий в организацию образовательного процесса, которое обеспечивает качественно новый уровень и подход к проектированию игровой деятельности и при котором традиционные игровые формы наполняются современным содержанием и обогащаются инновационными методическими приемами.
Основной принцип внедрения современных игровых технологий в образовательный процесс основывается на постепенном усложнении игровых задач и их интеграции во все виды детской деятельности. В отличие от существующих практик фрагментарного использования игровых методов, в данном опыте реализован целостный подход, обеспечивающий преемственность между различными образовательными областями и создающий единое игровое пространство развития ребенка.
Методическая новизна заключается в адаптации и модернизации известных игровых технологий с учетом особенностей современных детей и требований ФГОС ДО. Разработаны методические приемы сочетания традиционных игровых форм с цифровыми образовательными ресурсами, что позволяет оптимально использовать преимущества классических и инновационных подходов к организации игровой деятельности.
Новизна опыта проявляется в доказанной эффективности предложенных решений, подтвержденной результатами диагностики и положительной динамикой развития интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста, а также даёт положительный результат в повышении качества обучения и воспитания старших дошкольников.
ИПМ 5. Технология опыта
Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении представляет собой целостную систему, где игровые технологии становятся связующим звеном между обучением и развитием личности ребенка. Практика реализации опыта работы строилась на фундаментальных педагогических принципах системности, интеграции и возрастной адекватности, что обеспечивало естественное включение игры во все виды детской деятельности. Ежедневное использование игровых технологий способствовало созданию игрового пространства, стимулирующего познавательную активность и творческое самовыражение дошкольников.
Особенностью реализации опыта является соблюдение ключевых принципов организации: постепенное усложнение игровых задач, интеграция образовательных областей, сбалансированность традиционных и инновационных подходов, учет индивидуальных особенностей детей.
Применяя в своей работе современные игровые технологии, я не ставила целью менять ребёнка и переделывать его, учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, я давала возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, а также старалась показать значимость организации игр в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.
Я давно обратила внимание на то, что дошкольники легче усваивают материал любой сложности, если игровая ситуация, приближенна к реальным условиям жизни. Чтобы лучше понимать игровые замыслы и переживания детей, я наблюдала за ними, при этом старалась завоевать их доверие, установить контакт. Это легко достигалось в том случае, если моё отношение к игре было серьёзным, с искренним интересом, без обидного снисхождения.
Используемые в работе игровые технологии, проникали во все виды детской деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Основу методического инструментария составили тщательно продуманные игровые технологии, одной из которых была квест-технология.
Квест-технология представляет собой специально организованную игровую деятельность, где дети последовательно выполняют задания, двигаясь к общей цели. Для детей 5-7 лет квест становится увлекательным путешествием, в котором гармонично сочетаются познавательные задачи и двигательная активность. Основными целями данной технологии являются развитие коммуникативных навыков через командное взаимодействие, формирование предпосылок учебной деятельности, включая умение планировать и контролировать свои действия, стимулирование естественной познавательной активности и исследовательского интереса, а также развитие логического мышления через решение проблемных ситуаций. Реализация квест-технологии предполагала разработку сценариев с последовательными образовательными заданиями, включение проблемных ситуаций, требующих коллективного решения. Внедрение в практику работы квест-технологии осуществлялось через проведение тематических образовательных квестов, таких как «Путешествие в страну Знаний», направленного на познавательное развитие, «Тайна семи порталов», способствующего социально-коммуникативному развитию, "В поисках потерянного времени", где дети в игровой форме осваивали определение времени по часам и учились составлять рациональный распорядок дня.
Разработка и реализация квеста всегда начиналась с подготовительного этапа, который занимал от трех до пяти дней. На этом этапе я выбирала тему, соответствующую образовательной программе и учитывающую интересы детей. Разрабатывала подробную сюжетную линию с интегрированными образовательными заданиями, подготавливала необходимый реквизит: карты, схемы, конверты с заданиями, различные предметы-подсказки. Особое внимание уделяла созданию мотивационной ситуации - это могло быть письмо от сказочного персонажа или обнаружение таинственной находки, что сразу погружало детей в игровую реальность.
Организационный этап длился 10-15 минут и включал знакомство с легендой квеста, распределение ролей в командах. Дети могли становиться навигаторами, хранителями времени, секретарями - это учило их распределению обязанностей и ответственности. После объяснения правил и маршрута движения команды получали стартовые пакеты с картами и первыми подсказками.
Содержание заданий зависело от возрастной группы. Для старшей группы (5-6 лет) предлагались задания по поиску предметов по описательным признакам, простые головоломки на соответствие, упражнения на классификацию предметов, элементарные опыты и эксперименты, а также сбор пазлов из 4-6 частей. В подготовительной группе (6-7 лет) задания усложнились: дети решали логические задачи с опорой на схемы, читали простые слова и предложения, выполняли задания на установление причинно-следственных связей, составляли алгоритмы действий.
Примером реализации может служить квест "Тайна старого дуба" для подготовительной группы. Согласно легенде, лесной дух спрятал волшебные желуди, и чтобы их найти, нужно выполнить серию заданий. На станции "Загадочная карта" дети расшифровывали маршрут с помощью символов, развивая пространственное мышление и умение работать со схемами. Станция "Лабиринт времени" предлагала расставить события в правильной последовательности, формируя временные представления и логическое мышление. На станции "Тайный шифр" дети читали сообщение, совершенствуя начальные навыки обучения грамоте и внимание.
Моя роль как воспитателя в процессе сопровождения квеста многогранна: я создавала проблемную ситуацию, тактично направляла деятельность детей, обеспечивала безопасность и соблюдение правил, а также фиксировала наблюдения для последующего анализа. Важным элементом методики является продуманная система подсказок, включающая три уровня: визуальные ориентиры (стрелки, цветовые метки), словесные подсказки от персонажей и демонстрацию способа решения.
Оценка эффективности квеста проводилась по трем основным компонентам. Познавательный компонент включал умение анализировать информацию, способность выдвигать гипотезы и навык использования различных способов решения задач. Коммуникативный компонент оценивал эффективность распределения ролей в команде, умение аргументировать свою позицию и способность к конструктивному диалогу. Личностный компонент учитывал проявление настойчивости в достижении цели, способность к саморегуляции поведения и умение адекватно оценивать результаты деятельности.
Завершающий рефлексивный этап предполагал коллективное обсуждение результатов, анализ трудностей и способов их преодоления.
Квест-технология успешно интегрируется со всеми образовательными областями. В познавательном развитии это проявляется через решение логических задач и экспериментирование, в речевом развитии - через составление рассказов о прохождении квеста. Социально-коммуникативное развитие обогащается командным взаимодействием, художественно-эстетическое - созданием атрибутов для квестов, а физическое развитие - двигательной активностью во время передвижения по станциям. Такая интеграция обеспечивает комплексное развитие детей старшего дошкольного возраста и способствует их успешной подготовке к школьному обучению, а также даёт положительные результаты в повышении качества обучения и воспитания.
Социо-игровая технология, разработанная российскими педагогами В.М. Букатовым и А.П. Ершовой, представляет собой инновационный подход к организации образовательного процесса, где социальное взаимодействие между детьми становится основой для обучения и развития. В основе методики лежит идея о том, что знания и умения лучше всего усваиваются в ситуации естественного общения и совместной деятельности.
Основные принципы технологии включают организацию работы в малых группах сменного состава, постоянную смену ролей и позиций, интеграцию различных видов деятельности, а также использование игровых заданий с четкими правилами. Важным аспектом является создание доброжелательной атмосферы, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может проявлять инициативу.
В своей работе с детьми я сознательно и систематически применяю социо-игровую технологию, следуя её основным правилам и принципам. Для меня это не просто методический приём, а целостный подход к организации образовательного процесса, который позволяет создать благоприятную среду для развития коммуникативных способностей и социальной компетентности дошкольников.
На практике я организовывала занятия как своеобразную игру-жизнь, где дети взаимодействовали в небольших микрогруппах, одновременно работая внутри своей команды и сотрудничая с другими группами. Опытным путём я определила, что для детей младшего возраста оптимально объединяться в пары и тройки, тогда как старшим дошкольникам комфортнее работать в группах по 5-6 человек. Конечно, не все дети сразу понимают принципы такой работы — некоторым требуется дополнительное объяснение, другим не хватает навыков продуктивного общения и согласованных действий. Но даже те воспитанники, которые поначалу лишь наблюдают за работой сверстников, постепенно включаются в общую деятельность, что свидетельствует о развивающем потенциале этой технологии.
Чтобы поддерживать постоянный интерес детей к работе в мини-группах, я разработала и использовала разнообразные приёмы объединения, которые не только организуют детей, но и развивают их умственные способности — учат анализировать, сравнивать, обобщать. Делила детей на группы разными способами — по внешним признакам, по буквам в именах, по месту жительства, по способу прибытия в детский сад и многим другим параметрам, что само по себе становится увлекательной игрой.
Особое внимание я уделяла принципу смены лидерства — в каждой группе дети самостоятельно выбирали, кто будет представлять их результаты, причём лидер постоянно менялся. Это учит детей и ответственности, и умению подчиняться, и способности договариваться. Не менее важен для меня был принцип сочетания обучения с двигательной активностью — дети во время занятий не сидят постоянно на месте, а могут работать в разных уголках группы, перемещаться, использовать жесты и движения, что помогает снять эмоциональное напряжение и поддерживает интерес к деятельности.
Для поддержания рабочего ритма я использовала различные временные ограничители, например, песочные часы, которые помогали детям понимать временные рамки задания и учили ценить время. Принцип интеграции всех видов деятельности реализовала через игровые формы работы, которые развивают внимание, мышление, фонематический слух и, самое главное, умение взаимодействовать друг с другом.
Типы заданий и игр подбирала с учетом возрастных особенностей. Для старшей группы (5-6 лет) эффективны игры на развитие коммуникативных навыков: "Живые картины", где дети изображают сценки, "Передай настроение" с использованием мимики и жестов, "Волшебный мелок" с совместным рисованием. В подготовительной группе (6-7 лет) добавляются более сложные задания: "Составь рассказ по цепочке", "Совместное проектирование" по созданию построек из конструктора, "Решение проблемных ситуаций", требующих коллективного обсуждения.
В своем арсенале имею разнообразные игровые задания: для рабочего настроя, для делового взаимодействия, игровые разминки и задания для творческого самоутверждения. Следуя принципу полифонии, я создаю ситуации, когда знания добываются детьми совместно, в общении со сверстниками, что значительно повышает мотивацию и делает процесс познания более осмысленным и эффективным.
Я увидела, что применение социо-игровой технологии помогает детям развивать любознательность, преодолевать застенчивость, раскрывать творческие способности. У них формируется не только коммуникативная компетентность, но и целостное представление об окружающем мире, умение устанавливать причинно-следственные связи, работать в команде. Для меня как для воспитателя особенно ценно, что эта технология позволяет сохранить психологическое здоровье детей, даёт им возможность двигаться, общаться, проявлять инициативу — словом, чувствовать себя комфортно и раскованно в образовательном процессе.
Еще одна игровая технология, которую я реализую в своей практике работы – технология ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) в дошкольном образовании представляет собой адаптированную систему методов и приемов, направленных на развитие диалектического мышления и творческих способностей детей. В работе с детьми 5-7 лет я использую специально разработанную систему игровых упражнений, которые помогают дошкольникам учиться видеть противоречия в окружающем мире, проводить системный анализ объектов и явлений, развивать воображение и осваивать основы алгоритма решения творческих задач.
Методический инструментарий ТРИЗ дифференцирован для разных возрастных групп. В старшей группе мы использовали такие игры, как "Да-нетка", которая учила детей системному мышлению через грамотную постановку вопросов; "Хорошо-плохо" - для анализа положительных и отрицательных сторон различных явлений; "Волшебные экраны" - дающие первоначальное представление о системном операторе; "Загадки на противоположности" - помогающие выявлять противоречивые свойства объектов. В подготовительной группе задания усложнились: "Разбери по признакам" предполагает углубленный системный анализ; "Придумай иначе" развивает вариантного мышление; "Спасатели ситуаций" учит решать простые изобретательские задачи; "Волшебники" знакомит с типовыми приемами фантазирования.
Для решения изобретательских задач я использовала упрощенный алгоритм, доступный дошкольникам. Сначала дети учились выявлять противоречие - что мешает, что нужно улучшить, почему это проблема. Затем формулировали идеальный конечный результат - какой должна быть идеальная ситуация, используя характерную для ТРИЗ формулировку "Объект сам...". Следующий шаг - поиск ресурсов: что может помочь решить проблему, какие ресурсы есть в системе. Завершающий этап - выбор и оценка решения: какое решение самое эффективное, что будет, если применить, то или иное решение.
Практическая реализация технологии происходила через специально организованные занятия. Например, на занятии "Волшебный зонтик" в старшей группе дети сталкивались с проблемой: нужно защититься от дождя, но зонтик не помещается в сумку. Противоречие заключалось в том, что зонтик должен быть большим, чтобы защищать от дождя, и маленьким, чтобы помещаться в сумку. Дети предлагали различные решения: складной зонтик, зонт-накидку, зонт-шляпу. В подготовительной группе на занятии "Спасаем Колобка" решалась проблема: как Колобку убежать от лисы? Противоречие состояло в том, что Колобок должен подойти к лисе по сюжету сказки и не подойти, чтобы не быть съеденным. Детям предлагалось найти ресурсы для решения: речку, дерево, помощь друзей.
В своей работе я использовала различные методические приемы. При работе с противоречиями я применяла карточки "хорошо-плохо", игры "Найди противоположности", составление диалектических загадок. Для развития системного мышления использовала игры "Что на что похоже?", построение простейших системных цепочек. Обучение фантазированию происходило через метод "фокальных объектов", прием "оживления", игры "Превращения".
Эффективность применения ТРИЗ-технологии оценивала по нескольким критериям. Познавательный компонент включал умение выявлять противоречия в окружающем мире, способность к системному анализу объектов, развитие вариантного мышления. Творческий компонент оценивался по оригинальности предлагаемых решений, гибкости мыслительных процессов, развитости воображения. Коммуникативный компонент предполагал оценку умения аргументировать свою точку зрения, способность работать в группе над решением задач, навыков конструктивной дискуссии.
Технология ТРИЗ, также, как и другие выше указанные технологии успешно интегрируется со всеми образовательными областями. В познавательном развитии она способствует решению логических задач и организации экспериментирования. В речевом развитии помогает составлять творческие рассказы и обогащает словарный запас. В социально-коммуникативном развитии учит коллективному решению проблем. В художественно-эстетическом развитии стимулирует творческое конструирование и рисование.
Еще одна технология, которую я использую в своей практике работы - технология LEGO-конструирования. Она представляет собой целостную систему развития детей через практическую деятельность с конструкторами различной сложности. В работе с детьми 5-7 лет этот вид деятельности становится мощным инструментом формирования инженерного мышления и творческих способностей. LEGO-конструирование способствует развитию пространственного и логического мышления, закладывает основы проектной деятельности, совершенствует мелкую моторику и координацию движений, а также развивает коммуникативные навыки через организацию совместной работы над различными постройками.
Организация LEGO-деятельности выстраивалась поэтапно, учитывались возрастные особенности детей. Сначала дети знакомились с основными деталями конструктора и способами их соединения. Они осваивали базовые принципы конструирования, умение работать по схемам-инструкциям, сортировать детали по различным признакам - цвету, форме, размеру. Далее перешли к реализации тематических проектов, совместному созданию сложных построек, решению конструкторских задач проблемного характера. Содержание LEGO-деятельности дифференцируется в зависимости от возрастной группы. В старшей группе основное внимание уделялось конструированию по образцу, созданию моделей по простейшим схемам, тематическому конструированию ("Городские здания", "Транспорт"), а также конструированию по собственному замыслу. В подготовительной группе задания усложнились - дети начали осваивать работу с технологическими картами, создавать движущиеся модели, заниматься проектным конструированием ("Мой район", "Космодром").
Каждое занятие по LEGO-конструированию строилось по определенному алгоритму. Мотивационный этап начинался с создания проблемной ситуации, рассматривания образцов или схем, обсуждения идеи и планирования предстоящей работы. На проектировочном этапе дети анализировали конструкцию, подбирали необходимые детали, планировали последовательность действий. Практический этап включал непосредственное конструирование, при этом особое внимание уделялось организации совместной работы в парах или мини-группах. Завершалось занятие рефлексивным этапом, где проводился анализ готовой постройки, обыгрывание конструкции и уборка рабочего места.
В рамках технологии реализовывались различные тематические проекты. Например, в старшей группе проект "Умный город" предполагал создание моделей городских объектов и транспортных средств, объединение построек в единую композицию, разработку правил дорожного движения. В подготовительной группе проект "Космическая станция" включал проектирование модулей станции, создание движущихся механизмов, разработку системы жизнеобеспечения и простейшее программирование операций.
В ходе реализации технологии используются разнообразные приемы организации работы. Дети учатся работать со схемами - используют пошаговые инструкции, создают собственные схемы построек. Развитие технического творчества происходит через модификацию готовых моделей, усовершенствование конструкций, решение изобретательских задач. Особое внимание уделяется организации коллективной работы - распределению обязанностей в группе, согласованию действий участников, совместному принятию решений.
Оценка эффективности работы по технологии LEGO-конструирования проводится по трем основным компонентам. Технический компонент включает умение читать, владение различными способами соединения деталей, качество и прочность построек. Творческий компонент оценивает оригинальность конструкторских решений, разнообразие используемых деталей, эстетику готовой модели. Коммуникативный компонент учитывает умение работать в команде, способность договариваться и распределять обязанности, навыки презентации своей работы.
Технология LEGO-конструирования, как и все выше перечисленные игровые технологии, успешно интегрируется со всеми образовательными областями. В познавательном развитии она способствует формированию математических представлений, изучению свойств геометрических фигур. Речевое развитие обогащается через составление описательных рассказов о постройках, использование технических терминов. Социально-коммуникативное развитие происходит через формирование навыков сотрудничества, воспитание трудолюбия и усидчивости. Художественно-эстетическое развитие реализуется через развитие чувства симметрии, пропорции, цвета.
ИПМ 6. Результативность опыта
Практика систематического применения современных игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста показала высокую эффективность как средства комплексного развития дошкольников. Использование квест-технологий, LEGO-конструирования, ТРИЗ и социо-игровых методов создает оптимальные условия для формирования ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения в школе.
Взаимосвязь и взаимодополняемость игровых технологий проявляется в их органичном сочетании, которое даёт гораздо больший развивающий эффект, чем каждая из них в отдельности. Они создают целостную, насыщенную среду, где развитие ребенка происходит естественно и комплексно. Квест-технология выступает как интегрирующая форма, объединяющая элементы других технологий: в рамках квеста дети используют конструкторские навыки (LEGO), решают изобретательские задачи (ТРИЗ), взаимодействуют в командах (социо-игровой подход). В свою очередь, ТРИЗ обогащает LEGO-конструирование, помогая детям находить нестандартные технические решения, а социо-игровые приемы делают процесс коллективной работы над проектами более продуктивным и слаженным.
Наблюдается единая направленность всех технологий на развитие:
- познавательной активности и исследовательского интереса;
- коммуникативных навыков и социального интеллекта;
- творческого и критического мышления;
- способности к саморегуляции и сотрудничеству.
Педагогическая ценность современного игрового подхода заключается в его соответствии естественным потребностям детей старшего дошкольного возраста в игре, общении и самостоятельной деятельности. Технологии не заменяют, а взаимно обогащают друг друга, создавая целостную образовательную среду, где каждый ребенок может проявить свои способности в разных видах деятельности.
Таким образом, системное и интегрированное использование современных игровых технологий создает прочную основу для формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий и обеспечивает плавный переход к школьному обучению, сохраняя при этом психологическое благополучие и развивая внутреннюю мотивацию к познанию, тем самым даёт положительные результаты в повышении качества обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Представленный опыт открывает перспективы для совершенствования образовательной практики в дошкольных учреждениях и может быть масштабирован в условиях различных образовательных организаций.
Список литературы:
1 Аникеева Н.П. «Воспитание игрой» Москва, 2007г. с.5-6
2 Шулешко Е., Погодина Г. «О новом подходе к обучению и воспитанию». Лекция
3 Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М., 2010.
4 Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. — Москва, 1998 г. с-8-12.
5 Ершова А.П. «Принципы социо-игрового стиля»
6 Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту: Педагогам о социо-игровом стиле работы. - Красноярск, 1999. - 221 с.
7 Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей ред. В. М. Букатова. СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 189 с.
8 Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада / Под общей редакцией В.М. Букатова – СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.
9 Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо - игровые подходы к педагогике/ Красноярский краевой институт усовершенствования учителей. – Красноярск, 1990. -116с.
10 Елистратова И. «Давай с тобой поиграем», «Мой ребёнок» №11 2006г. с.22-30
11 Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
12 Ладенко И.С. «Игровое моделирование методологии и практики» Новосибирск, изд-во Наука, 2007г. с.16-23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования ДОУ. Использование блоков Дьеныша и палочек Кьюзинера в образовательном процессе.
Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования ДОУ.Использование блоков Дьеныша и палочек Кьюзинера в образовательном процессе....

Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в ДОУ. (Опыт работы)
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах, в этих условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в широком спектре современных педагоги...

Проект "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"
Актуальной проблемой современности является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы. Разнообразные игровые технологии, представленные в проекте, в увлекательной форме конкретизируют и ...

Приложения к проекту "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"
В приложениях к проекту представлено содержание игр в сопровождении авторских фотографий, перспективное планирование используемых на занятиях дидактических игр, сравнительные показатели уровня развити...

Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в ДОУ.
Использование современных образовательных технологий....

Опыт работы по теме «Мнемотехника как эффективное средство речевого развития и творческих способностей старших дошкольников»
Подробный опыт работы одержит методы и приемы работы в ДОУ по освоению приемов мнемотехники в игровой и образовательной деятельности дошкольников...

Опыт работы по теме: «Современные подходы и эффективные формы работы с дошкольниками по нравственно – патриотическому воспитанию»
Содержание. Введение ……………………………………&helli...
