Проект "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"
проект (младшая группа) на тему
Актуальной проблемой современности является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы. Разнообразные игровые технологии, представленные в проекте, в увлекательной форме конкретизируют и закрепляют знания детей об окружающем мире, формируют навыки классификации предметов, способствуют сенсорному разаитию и развитию мелкой моторики. Занимательность игр и создание игровой мотивации повышают интерес детей к выполнению поставленных в игре задач, что благотворно влияет на темп и качество коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igrovye_tehnologii.docx | 46.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткая аннотация проекта «Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста».
В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями развития, поэтому актуальной проблемой современности является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы. Наиболее эффективное воздействие на развитие детей дошкольного возраста оказывают игровые технологии, так как игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте. Разнообразные игровые технологии, представленные в проекте, в увлекательной форме конкретизируют и закрепляют знания детей об окружающем мире, формируют у детей навыки классификации предметов, способствуют сенсорному развитию и развитию мелкой моторики, что позволяет непринужденно корригировать и развивать речь и познавательные процессы. Занимательность игр и создание игровой мотивации перед проведением игры повышают интерес детей к выполнению поставленных в игре задач, что благотворно влияет на качество и темп коррекционно-развивающей работы. Автором проекта представлены: классификация используемых на занятиях игр, диагностические критерии уровня развития речи и познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста, создание и использование предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями и способностями детей. Содержание каждой игры, перспективное планирование используемых на занятии дидактических игр, сравнительные показатели уровня развития речи и познавательных процессов до внедрения проекта и после его внедрения представлены в Приложении к проекту.
1.Актуальность проекта.
Важнейшей задачей в современном дошкольном образовательном учреждении является формирование уникальной, целостной личности ребенка, способной к максимальной реализации своего потенциала и умеющей в создавшихся жизненных условиях сделать правильный выбор. Согласно концепции Л.С.Выготского, лишь в полноценной деятельности детей достигается развитие их самостоятельности и самоактуализации. Именно игра является такой полноценной деятельностью, в которой ребенок должен найти оптимальное решение проблемы. Игра вырабатывает продуктивное и конструктивное мышление, развивает умение управлять своим поведением. В связи с этим большая роль в дошкольном учреждении принадлежит игровым технологиям, которые и в настоящее время, и в будущем всегда будут считаться «инновационными» в системе российского образования.
Актуальность игры в настоящее время обусловлена тем, что современный ребенок перенасыщен информацией, получаемой из телевидения, видео, радио, компьютерных сетей. Но эти источники представляют, как правило, материал для пассивного восприятия. Игра же требует активных действий ребенка, ориентирует его на решение поставленных задач. Обеспечивая целенаправленность действий, игра дисциплинирует ум ребенка.
В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Обучение входит в жизнь ребенка через «ворота детской игры». Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).
Проблема поиска наиболее интересных и эффективных игровых технологий весьма актуальна для специализированного Дома ребенка. Вследствие недостаточности контактов с окружающей средой у воспитанников наблюдается обеднение психоэмоциональных проявлений. Недоразвитие познавательных интересов сочетается с нарушениями речи, внимания, памяти, восприятия, мышления. Со стороны внимания отмечаются его периодические колебания, неустойчивость, недостаточная концентрация на объекте. Со стороны памяти наблюдается малый объем, неточность и трудность воспроизведения. Процесс восприятия характеризуется ограниченностью знаний детей об окружающем мире, затруднениями в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Наблюдается отставание в формировании несформированность основных операций мышления - анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Предметно-практические действия нарушены и носят замедленный характер, результаты действий снижены.
Все вышеперечисленные недостатки могут успешно корригироваться с помощью разнообразных игр. Именно игровыми, а не командными методами можно сформировать у ребенка произвольность поведения и всех психических процессов, так как в условиях игры дети способны к лучшему сосредоточению и запоминанию. Положительный эмоциональный настрой ребенка, разнообразные игровые методы и приемы повысят мотивацию детей к обучению и будут способствовать повышению эффективности коррекционно-развивающей работы. Этим обуславливается актуальность проекта.
2.Концепция проекта.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Классики русской педагоги К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли игре особое место, отмечали ее воспитательные, обучающие и развивающие возможности, а также отмечали необходимость разработки игр для детей дошкольного возраста. Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». К. Д. Ушинский так объяснял интерес детей к игре: «Для дитяти игра - действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее». «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - эти замечательные слова были сказаны великим педагогом В.А. Сухомлинским. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня. Игра - действенное средство всестороннего развития (познавательного и социального, физического и психического), необходимое для формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры. На огромное значение игры в развитии ребенка указывали великие отечественные (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.Н Леонтьев) и зарубежные (Дж. Брунер, М, Пиаже, Д. Коваг, X. Реггер, И. Ивиг, и др.) ученые. В возрастной периодизации детей Д.Б.Эльконина игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. Благодаря игре происходит развитие необходимых для дальнейшей жизни ребенка психических процессов и механизмы их осуществления (психические новообразования по Л.С. Выготскому), которые в контексте теорий ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддьяков) развития ребенка порождают мотивы новых видов деятельности. Из «народной педагогики» известно, что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на этапе дошкольного детства приобретает особую ценность: она формирует у ребенка любознательность, интерес и стремление к получению новых знаний.
Необходимость создания проекта обусловлена противоречиями существующей практики, суть которых состоит в следующем:
- Несмотря на веские научные доказательства влияния игровых технологий на интеллектуальное и личностное развитие ребенка преобладание в практике образования репродуктивных методов обучения.
- Огромное значение игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы и недостаточное выделение времени для игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе.
Установленные противоречия позволили сформулировать проблему педагогического проекта – при каких педагогических условиях возможен новый продуктивный опыт использования игровых технологий для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы?
Цель проекта – создание условий для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы через внедрение игровых технологий.
Гипотеза проекта основана на том, что если использовать разнообразные игровые технологии, способствующие формированию игровой мотивации, то это позволит создать условия для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы.
Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретическую, психолого- педагогическую и методическую литературу о значении игровых технологий в дошкольном возрасте.
2. Разработать диагностические критерии выявления уровня развития речи и познавательных процессов у детей младшего дошкольного возраста.
3. Создать предметно-развивающую среду для проведения игровых занятий с учетом возрастных особенностей детей в условиях кабинета дефектолога.
4. Организовать работу на занятиях с применением игровых технологий.
5. Проследить динамику, показать результативность и эффективность проведенной работы.
Объект исследования – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы путем применения разнообразных игровых технологий.
Предмет исследования – внедрение игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционно-развивающей работы.
Содержание проекта соответствует современным целям, задачам, логике развития образования, суть которых состоит в следующем:
- Дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Он является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности.
- Учет индивидуальных особенностей детей при внедрении в коррекционно-развивающий процесс игровых технологий.
Теоретическая значимость педагогического проекта заключается:
- в разработке диагностических показателей развития речи и познавательных процессов (зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления) по трем уровням: низкий, средний и высокий;
- в обосновании значения используемых в коррекционно-развивающей работе игр для развития речи и познавательных процессов.
Практическая значимость проекта:
- в создании предметно-развивающей среды для осуществления эффективной и целенаправленной работы по развитию и коррекции речи, познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста;
- в отборе и апробации к имеющимся реалиям педагогической практики комплекса игровых упражнений, направленных на повышение интереса детей к коррекционно-развивающей деятельности, что способствует оптимальности в работе – достижению высоких результатов при наименьших умственных и временных затратах;
- в возможности реализации разработанного диагностического материала, предложенных педагогических условий, методов и средств работы в коррекционно-развивающем процессе как в условиях Дома ребенка, так и других дошкольных учреждений.
Новизна опыта заключается:
- в разработке концепции повышения эффективности коррекционно-развивающей работы, включающей обоснование цели и задач, принципов, содержания разнообразных игровых технологий;
- в предложенной автором классификации используемых игр в зависимости от поставленных задач;
- в установлении оптимального сочетания авторских и традиционных игровых технологий, направленных на развитие и коррекцию речи и познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- методы теоретического исследования: изучение, отбор и систематизация материалов;
- методы диагностического обследования детей;
- методы эмпирического исследования (наблюдение);
- математический метод: анализ, обработка полученных данных.
При использовании игровых технологий я соблюдаю следующие принципы:
- принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности: подбираю игровую ситуацию под материал, а не предметный материал под ситуацию;
- принцип адекватности используемого предметного содержания: игровая деятельность должна быть направлена на формирование адекватных знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
- принцип интерактивности: при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом.
3. Содержание деятельности проекта.
3.1. Создание предметно-развивающей среды для проведения игровых занятий в кабинете дефектолога.
Предметно-развивающая среда для проведения игровых занятий в кабинете дефектолога должна отвечать основным требованиям: оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, соответствие возрастным возможностям детей.
В своем кабинете я создала следующие игровые уголки:
- уголок игр для развития речи;
- уголок игр для сенсомоторного развития.
Весь игровой материал отвечает требованиям гигиены, эстетики, безопасности и имеет коррекционно-развивающую направленность. В связи с тем, что детям с отклонениями в развитии свойственны нарушения формирования образного мышления в анализе и синтезе признаков предметов окружающей действительности, процесс классификации предметов и объектов окружающей действительности является сложным. Игры уголка речевого развития, формируя разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей действительности, ставят детей в условия выделения существенных причинно-следственных связей, повышают внимательность детей. Кроме этого, они обогащают словарь, развивают связную речь, наглядно-образное мышление и закладывают основы логического мышления.
Оснащение уголка для развития речи:
- игры, уточняющие и конкретизирующие знания детей об окружающем мире: «Чудо-дерево», «Яблоня», «Парные картинки», «Аналогии», «Ассоциации», «Загадки», «Запоминай-ка», «Коробка с сюрпризами», «Укрась елку», «Растения, животные», «Найди по признаку», «Найди по описанию», «Что для чего», «Короткие истории», «Любимые сказки»;
- игры, обучающие приемам классификации, сериации, дифференциации по сходным и отличительным признакам: «Подбери и назови», «Подбери картинку», «Магазин», «Зеленый друг», «Разноцветная палитра», «Поймай рыбку», «Назови действие», «Четвертый лишний», «Животные и детеныши», «Разложи по кучкам».
Одновременно с недостатками речевого развития у многих детей наблюдается недостаточность использования осязания в действиях с предметами, отставание в развитии мелкой моторики, вследствие чего страдает формирование предметно-практической деятельности. В результате проведения игр, направленных на сенсомоторное развитие, осязание становится эффективным средством познания окружающего мира, развивается мелкая моторика.
Оснащение уголка сенсомоторного развития.
- игры, формирующие обследовательские, сенсорно-перцептивные действия, тактильные ощущения: «Катится колючий ежик», «Покатай шишку (орех, камушки»), «Чудесный мешочек», «Веселые мешочки», «Путешествие в воде», «Рисование на крупе», «Тактильные дорожки», «Клад», авторские тактильное панно: «Цветы в вазе», «Рыбка в аквариуме», тренажер для развития мелкой моторики «Наши пальчики играют»;
- игры, формирующие различительные способности сенсорных функций на основе овладения сенсорными эталонами: «Сравни и подбери», «Укрась елку», «Разложи пойманных рыбок», «Отбери по форме», «Отбери по цвету», «Спрячь грибок», «Кто мы?», «Прятки», «Домики для пуговиц», «Наведем порядок», «Подбери палочки друг к другу», «Подбери резинки к палочкам», «Подбери коробочки по цвету», «Разложи по группам», «Четвертый лишний», «Времена года», «Поиграй-ка», «Домино», «Части суток», «Подбери крышки», игровые пособия «Почтовый ящик», «Вкладыши»;
- игры, обучающие детей мобильности, зрительно-пространственной ориентировке на основе сенсорных эталонов включают в себя наборы и приспособления для развития мелкой моторики: наборы пазлов, мозаик, пирамидок, матрешек, счетных палочек, пуговиц, мелких игрушек, разрезные картинки, игровые пособия: «Дополни картинку», «Выложи рамку для картинки», «Где игрушка?», «В гости к зайке», «Где пуговка?», «Открытка имениннику», «Укрась елку», «Разложи по порядку пуговицы», «Салют», «Бусы для куклы».
Многие авторские пособия отвечают требованию многофункциональности: одни и те же пособия используются как для коррекции и развития речи, так и для сенсомоторного развития, например: «Укрась елку», «Разноцветная палитра», «Поймай рыбку», «Занимательные коробочки». Игры с пуговицами и пробками от пластиковых бутылок, разработанные автором, также являются многофункциональным материалом для развития речи, сенсомоторного развития детей, обучения зрительно-пространственной ориентировке. Разнообразный и яркий вид пуговиц и пробок привлекает детей, вызывает у них положительные эмоции, и они с удовольствием включаются в выполнение игровых заданий, предложенных взрослым: «Бусы для куклы», «Выложи рамку для картинки», «В гости к зайке», «Разложи по порядку пуговицы», «Времена года», «Укрась елку» и т.д.
Многие авторские пособия отвечают требованию многофункциональности: одни и те же пособия используются как для коррекции и развития речи, так и для сенсомоторного развития. Подбор красочных предметных и сюжетных картинок для уголка речевого развития, гармоничность сочетания различных форм, величин, разнообразие цветовой гаммы в оформлении сенсорного уголка вызывает у детей положительные эмоции, желание заниматься и играть, а значит, познавать.
3.2. Организация работы на занятиях с применением игровых педагогических технологий.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, направленных на решение конкретных задач обучения детей. Одновременно в педагогических играх проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
При организации игровой деятельности учитель-дефектолог должен учитывать психологические особенности детей младшего дошкольного возраста: потребность в общении, уважении, эмоциональном комфорте, признании самостоятельности, стремление к партнерской игровой деятельности со взрослым, а также индивидуальные особенности: взаимодействие с ребенком в «зоне его ближайшего развития» для создания ситуации успеха, коррекцию недостатков ребенка, охрану и укрепление его здоровья. Таким образом, педагог привлекает ребенка к деятельности без психологического принуждения, активизируя его своим партнерским участием. Темп работы выбирает сам ребенок. В этих условиях дети обретают социально-адаптивные знания, навыки и умения, позволяющие им овладевать различными видами деятельности.
Для осуществления правильной организации и эффективного проведения игр необходимо соблюдать следующие условия:
- выразительность проведения игр;
- необходимость включения педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- простота, доступность, емкость и наглядность;
- индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление ему возможности показать свои знания и умения.
Предложенные в проекте игры (см. Приложения) помогают организовать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, способствуют улучшению высших психических функций, в первую очередь умственному развитию (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту интеллектуальных умений, приемов умственной деятельности, развитие наглядных, словесных, логических форм мышления). Практическая выраженность игровых действий повышает мотивацию к исправлению речевых нарушений, активизирует и раскрепощает дошкольников на занятиях, корригирует эмоционально-волевую сферу, в целом повышая качество коррекционно-развивающей работы и уменьшая ее сроки.
- Ресурсное обеспечение проекта.
Нормативно-правовые ресурсы:
2. Конвенция о правах ребёнка (статьи 27, 29).
3. Закон РФ "Об образовании".
5.ФГОС стандарты нового поколения.
6. Устав «Урайского специализированного Дома ребенка».
Программно-методические ресурсы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под ред. М.А. Васильевой,Т.С., Комаровой, Н.Е. Вераксы).
2.Комплекс методических и дидактических материалов.
3.Освоение технологии разработки проектов.
4.Планирование деятельности по самообразованию.
Материально-технические ресурсы:
1.Помещения для подгрупповых и индивидуальных занятий
2. Необходимое оборудование и материалы по теме проекта: природный, игровой материалы для проведения игровой деятельности.
Человеческие (кадровые) ресурсы:
Учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели.
Участники проекта: воспитанники младшего дошкольного возраста КУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Урайский специализированный Дом ребенка», учитель-дефектолог Харитонова Светлана Викторовна, воспитатели группы.
5. Этапы и сроки реализации проекта.
1 этап – подготовительный (2011 - 2012 учебный год).
Цель: подготовка условий для осуществления игровой деятельности, выбор оборудования и материалов, создание предметно-развивающей среды.
2 этап – практический (2012 – 2014 учебные годы)
Цель: апробация системы работы, направленной на повышение качества и эффективности коррекционно-развивающей работы через применение игровых технологий.
3 этап – заключительный (2014 – 2015 учебный год)
Цель: анализ опыта работы по реализации проекта, обобщение и распространение опыта.
- План мероприятий по выполнению проекта.
1 этап. 2011 - 2012 учебный год - подготовительный |
- изучение литературы по проблеме (методическая литература, журналы, статьи); - составление картотеки статей периодических изданий. 3. Подготовка оборудования, оформление интерьера. 4. Подбор диагностического материала для выявления у детей уровня развития речи и познавательных процессов. 5. Подбор игр и упражнений, направленных на повышение качества и эффективности коррекционно-развивающей работы. | |
2 этап. 2012 – 2014 учебные годы -практический
|
|
|
3 этап. 2014 – 2015учебный год -заключительный. |
|
7. Ожидаемые результаты:
- наличие необходимой предметно-развивающей среды;
- совершенствование методов работы, направленной на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы через внедрение игровых технологий;
- положительные результаты диагностики и высокий уровень эффективности проведенной работы.
8. Диагностическое обследование уровня развития речи и
познавательных процессов.
Для определения степени достижения поставленных целей и задач в начале и конце учебного года было проведено обследование уровня развития речи и познавательных процессов детей.
Речь. «Назови картинку». Ребенку предлагаются картинки с изображением животных, растений, предметов быта.
Низкий уровень. Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
Средний уровень. Ребенок справляется с заданием самостоятельно, но допускает ошибки.
Высокий уровень. Ребенок правильно показывает и называет картинку.
«Разложи по группам». Ребенку предлагаются картинки с изображением животных, птиц, растений. Он должен, пользуясь приемом классификации, разложить картинки по отдельным группам.
Низкий уровень. Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
Средний уровень. Ребенок справляется с заданием самостоятельно, но допускает ошибки.
Высокий уровень. Ребенок правильно выполняет задание.
Зрительное восприятие. «Разложи по цвету и форме». Ребенку предлагается спрятать зайчика от лисы, т.е. закрыть окошко в домике квадратом такого же цвета, как и сам домик.
Низкий уровень. Ребенок не справляется с заданием, закрывая окошко случайно попавшей в его поле зрения фигурой. Вследствие замедления процесса переработки поступающей через органы чувств информации многие детали остаются для него невидимыми.
Средний уровень. Ребенок частично справляется с заданием, ориентируясь при выполнении задания на один признак – или величину или форму. Наблюдается отсутствие методичности поиска.
Высокий уровень. Ребенок правильно выполняет задание, действуя осмысленно и целенаправленно. Наблюдается быстрая переработка поступающей через органы чувств информации.
Внимание. «Найди отличия в картинках». Ребенку предлагается пара картинок, он должен найти отличия в них.
Низкий уровень. Ребенок находит 1 отличие. Слабо концентрирует внимание, недостаточно заинтересован, наблюдаются повышенная отвлекаемость, недостаточно целенаправленная деятельность.
Средний уровень. Ребенок находит 2 отличия. Может сконцентрировать внимание, но недостаточно активен и наблюдателен.
Высокий уровень. Ребенок находит 3 отличия. Внимание устойчивое и целенаправленное, ребенок сосредоточен и заинтересован работой.
Память. «Запоминание 5 картинок». Ребенку последовательно предлагаются картинки с изображением различных предметов (5 картинок), которые он должен внимательно рассмотреть. При этом задачу запомнить не ставят. После демонстрации картинки убирают и просят ребенка назвать картинки, которые он запомнил.
Низкий уровень. Ребенок запоминает меньше 3 картинок.
Средний уровень. Ребенок запоминает 3 картинки.
Высокий уровень. Ребенок запоминает 4-5 картинок.
Мышление. «Четвертый лишний». Ребенку предлагается карточка с нарисованными 4 предметами, один из которых лишний. Он должен найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
Низкий уровень. Ребенок не выполняет задание даже после обучающего эксперимента, делая обобщения на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации. Мышление инертное, наглядно-действенное.
Средний уровень. Для выполнения задания требуется помощь взрослого. Мышление наглядно-действенное. При выполнении задания действует импульсивно.
Высокий уровень. Ребенок правильно выполняет задание, обобщая предметы по понятийному признаку. Формируется наглядно-образное мышление, закладываются основы словесно-логического мышления.
Количественная оценка результатов.
В ходе диагностического обследования было выявлено, что до внедрения проекта количество детей с высоким уровнем развития речи составило 74%, после внедрения проекта – 83%; до внедрения проекта количество детей с высоким уровнем развития познавательных процессов составило 47%, после внедрения проекта – 86% (см. Приложения). Таким образом, сравнительный анализ мониторинга показывает, что после введения проекта наблюдается большее количество детей с высоким уровнем развития речи и познавательных процессов, и как следствие, более высокая динамика развития, что подтверждает эффективность представленных в проекте игровых технологий.
Качественная оценка результатов:
- адаптация детей к окружающей жизни и подготовка к последующим этапам обучения;
- улучшение качества речи: развитие артикуляционной моторики, четкости произношения звуков, развитие словарного запаса; грамматического строя и связной речи;
- улучшение точности и координации движений пальцев и кисти;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие внимания, памяти, мышления, работоспособности, пространственной ориентации, воображения, снятие негативных эмоций;
- формирование у детей положительных качеств личности: познавательной мотивации, активности, самостоятельности, ответственности, целеустремленности.
Таким образом, реализация проекта «Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста» дает возможность добиваться стабильных результатов.
- Эффективность проекта:
- своевременное диагностическое обследование уровня развития речи и познавательных процессов (зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления) на основе разработанных критериев;
- модернизация коррекционно-развивающего процесса за счет оптимального сочетания методов и приемов авторских и традиционных игровых технологий;
- накопление творческого инновационного материала для организации игровой деятельности, направленной на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы;
- возможность использования предложенных пособий в коррекционной и общеразвивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста других учреждений.
10. Перспективы дальнейшего развития проекта:
- расширение содержания проекта путем поиска новых эффективных методов и приемов игровых технологий;
- увеличение пособий и оборудования для игровой деятельности детей;
- расширение территории применения проекта и контингента участников путем распространения информации на федеральном уровне.
Список литературы
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО Астрель, 2006.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Смысл, 2005.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, №6, 1966.
- Макаренко А. С. О моем опыте. Соч. В 7- ми т. М. 1958 , т. 5, с.272.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1985.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
- Сорокова М.Г. Система М.Монтессори. Теория и практика. – М.: Академия, 2005.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974.
- Ушинский К. Д. Психологические и логические основы обучения. - Избр. пед. соч.: В 2-х т. М. 1954. т. 2, с. 483.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1998.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, №4, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложения к проекту "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"
В приложениях к проекту представлено содержание игр в сопровождении авторских фотографий, перспективное планирование используемых на занятиях дидактических игр, сравнительные показатели уровня развити...
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями речи в соответствии с ФГОС
Программа направлена на достижение целей целенаправленного обновления и систематизации речевой работы в дошкольном учреждении. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, содержит четкую структу...
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
В данной статье рассматривается величайший потенциал корректно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего докольного возраста....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЯХ ПРИЕМОВ МАССАЖА И САМОМАССАЖА как средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи
Консультация для родителей...
Комплексное совместное коррекционно-развивающее занятие с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста.
Формирование зрительного и слухового восприятия, развитие понимания речи....