Памятка для родителей «Что делать, если ребёнок кусается?»
консультация
Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители относиться к этому, прямо скажем, больному вопросу?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
«Что делать, если ребёнок кусается?»
Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители относиться к этому, прямо скажем, больному вопросу?
Неумение выражать свои чувства другим способом.
Бывает, что маленькие детки в 2-3 года просто не могут выразить свои чувства иным образом, кроме как через физическое воздействие.
Причем речь идет не только о злости и обиде, но и о страхе, волнении, любви и нежности. Да-да, даже свою привязанность малыши иногда выражают довольно неординарным образом, стремясь прикусить вас за руку или плечо.
Маленькие дети кусаются, это факт.
Впервые «кусание» может проявиться в полгода, пик же приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который не зря считается «бунтовским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность.
В период раннего возраста с 1 до 3 лет наступает новая стадия развития ребенка – автономная. Происходит отделение личности ребенка, становление его самосознания, т.е. ребенок выделяет себя в окружающем мире. От него в этот период часто можно услышать фразу «Я сам!».
Происходит формирование и отстаивание ребенком своей автономности и независимости. Возрастает чувство самостоятельности. Желания ребенка растут, он требует, присваивает, разрушает, проверяет силу своих возможностей. Здесь важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно - нельзя, хорошо - плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения. При условии, если родители не будут подавлять в ребенке стремление к автономности, чрезмерно его опекая, у него к трем годам сформируются такие положительные качества как гордость и доброжелательность. Соответственно, излишняя опека взрослых поспособствует формированию у ребенка чувства стыда, сомнения, неуверенности. Если ребенок уже говорит и может назвать имя обидчика, на этом «следствие» завершается. Вы идете в садик и грозно требуете примерно наказать обидчика. Несмотря на то, что речь идет об очень распространенном явлении, вопрос о том, как должны реагировать родители в таком случае, остается открытым.
Причины поведения
Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей, существует несколько причин. Первая - желание приблизиться к окружающим и вступить с ними в контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира.
Младенцы часто кусают разные предметы, соски, игрушки и даже материнскую грудь. Вначале они делают это неосознанно, но затем они все лучше понимают смысл укуса и реакцию, которую тот вызовет у окружающих.
Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детсадах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.
Возникает противоречие между его недостаточными вербальными способностями и достаточно высоким ментальным уровнем. Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.
Третьим фактором может стать низкая сенситивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сенситивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.
Четвертая причина возможно, вы, играя с малышом, в шутку его покусываете: “Съем твою ножку”, “Кусь за бочок”. Дети еще не знают меры и могут, играя, подражать вашим кусаниям, но больно и по-настоящему. Следует прекратить, на время, такого рода игры; показать следы зубов, рассказать, что это больно и может обидеть другого. Подойдите вместе к “пострадавшему”, попросите прощения, пожалейте – научитесь вместе заглаживать вину.
Как нельзя действовать, когда ребёнок кусается.
1. Применять телесные наказания. Часто многие родители пытаются отучить ребёнка кусаться с помощью ремня.
Почему так нельзя делать? А, исходя из причин, которые побудили ребёнка к этому. Малыш поймёт лишь, то, что его бьют. И ребёнок из-за страха может, действительно перестать кусаться. Но проблемы лишь усилятся, при этом. Если ребёнок агрессивный, он станет ещё агрессивнее. Если у него какие-то психологические проблемы, то их станет ещё больше от телесных наказаний. Кроме того, самое главное, ребёнок НЕ ОСОЗНАЁТ, что кусаться - плохо. Осознает он лишь одно - что его бьют. И таким методом можно лишь продемонстрировать ребёнку отрицательную линию поведения.
2. Кусать ребёнка за то, что он кусается. Часто можно услышать такой совет от "добрых" людей.
Почему так нельзя делать? А потому что, опять же, ребёнок поймёт лишь то, что его кусают.
Взрослый как рассуждает: "Вот он укусил сестрёнку. Если его в ответ укусить, то он почувствует боль и поймёт, что он тоже сделал больно ей. И когда в следующий раз захочет сестрёнку укусить, он вспомнит, как его укусили, и не будет её кусать". Но сможет ли подобным образом рассуждать ребёнок в 2-3 года жизни? Конечно, нет. Его мозг ещё не настолько совершенен, чтобы такую цепочку действий понять и сопоставить их между собой. Зато, он может понять следующее: "Мне НЕЛЬЗЯ кусаться. А родителям МОЖНО кусать меня, они злые". Выражение "клин вышибают клином" не всегда действует.
3. Мыть рот ребёнка мылом. Ну, это, вообще, ни в какие рамки не лезет….
Как реагировать если ваш ребёнок укусил другого ребенка. Советы родителям.
- Посмотрите «кусаке» в глаза и скажите строгим голосом: «Не смей кусаться, это больно». Не пользуйтесь длинными сложными объяснениями - ребенок может не понять их. Приложив ладонь ко рту сказать, что нельзя кусать людей. Добавьте, если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку. Небольшую игрушку можно купить в магазине. Дать этот предмет ему в руку. Скажите: «Этой игрушке не больно, а ребёнку очень больно, он плачет!» Мимикой покажите, что его действо не принесло вам радости.
- Хорошим приемом коррекционной работы с ребенком является рассказывание им историй из жизни детей и животных, разыгрывание их с помощью игрушечных персонажей, сказочных героев. Эти истории должны быть похожи на реальные ситуации из жизни ребенка. Рассказывая их, придумывая диалоги персонажей, можно опосредованным путем учить ребенка позитивным способам разрешения конфликтов.
- Реакция взрослых на агрессивное действие должна быть краткой и точной. Следует объяснить малышу, что другому больно и обязательно пожалеть обиженного. Наказание не должно быть длительным. Маленький ребенок довольно быстро забывает инцидент, поэтому слишком долгое наказание не даст положительного эффекта. Не следует также без конца напоминать малышу, что он вел себя плохо. Привыкший к постоянным упрекам, ребенок либо перестанет обращать на них внимание, либо станет еще более раздражительным и начнет поступать назло.
Наказывая ребенка за проступок, нельзя оскорблять его личность, а после истечения срока наказания нужно помириться с ним и выразить надежду на то, что малыш постарается больше не обижать других детей или взрослых.
Старайтесь хвалить ребенка за хорошие поступки, доброжелательное поведение по отношению к окружающим, в повседневной жизни проявляйте больше внимания к нему и чаще дарите ему свою ласку.
Маленькие дети импульсивны, у них слабо развита произвольность. Малыш может понимать, что он поступает плохо, но он не в силах контролировать свои действия. Ведь и взрослые подчас ведут себя необдуманно и обижают окружающих. Детей, особенно склонных к раздражительности, желательно научить приемлемым способам снятия эмоционального напряжения. Например, если ребенок не может сдержать свой гнев, и собирается укусить, можно сказать: «Я вижу, что ты сердишься, но не разрешаю тебе кусаться. Но ты можешь постучать кулачками по подушке. Это поможет тебе успокоиться». Дав при этом ему подушку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?» «Это моё!», «Отдай мне!», "Нет, не бери, это моё!" На детских площад...

Памятка для родителей "Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями?"
Памятка для родителей "Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями?"...

Памятка для родителей “Что делать, если ребёнок не хочет слушать чтение книг?”
Что делать, если ребенка не интересует чтение книг. Как заинтересовать ребёнка чтением книг. Что читать дошкольникам....
Памятка родителям "Что делать, если ребёнок плачет при расставании с мамой?"
Советы родителям...
Памятка для родителей «Что делать, если ребёнок кусается?»
Многие дети в раннем возрасте проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». ...
Памятка для родителей «Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями»
Родители начинают готовить своего ребёнка к приходу в детский сад задолго до этого события. С ребёнком гуляют во дворе, чтобы развить навыки общения, приглашают к нему сверстников...

